ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Судебная власть. Правосудие / Судебная система / Высший хозяйственный суд / Изложение судебных актов (решений, постановлений) хозяйственных судов РУз по отдельным делам / Постановления кассационной инстанции / По вопросам антимонопольного регулирования /

Постановление кассационной инстанции Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 23.03.2010 г. N 10-0907/15772

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ

ВЫСШЕГО ХОЗЯЙСТВЕННОГО СУДА

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

23.03.2010 г.

N 10-0907/15772


(ИЗВЛЕЧЕНИЕ)




Запрещаются действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, которые имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов, такие, как создание препятствий для доступа на рынок других хозяйствующих субъектов


ОАО "O`ztemiryulyulovchi" (далее - ОАО) обратилось с иском в хозяйственный суд к Государственному комитету Республики Узбекистан по демонополизации, поддержке конкуренции и предпринимательства (далее - антимонопольный орган) о признании недействительными решения и предписания N 09-09/11 от 11 сентября 2009 года.

Решением суда первой инстанции в удовлетворении иска отказано.

Постановлением суда апелляционной инстанции решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене решения и постановления и принятии нового решения об удовлетворении иска.

Судебная коллегия, обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, считает решение и постановление суда подлежащими оставлению без изменения по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 11 сентября 2009 года антимонопольным органом вынесено решение о признании ОАО совершившим нарушение абзаца восьмого статьи 5 Закона Республики Узбекистан "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (далее - Закон), о выдаче ОАО предписания о прекращении и недопущении впредь нарушений Закона, в том числе абзаца восьмого статьи 5, в части установления искусственных барьеров по развитию рынка обслуживания вагонов-ресторанов и таким образом монополизировать рынок; до конца 2009 года разработать и решить все вопросы по организации тендера по обслуживанию вагонов-ресторанов; в рамках законодательства и утвержденных нормативных документов организовать тендер по обслуживанию вагонов-ресторанов со свободным участием широкого круга хозяйствующих субъектов, специализирующихся в данной сфере; обязать ОАО с 2010 года организовать работу по сервисному обслуживанию вагонов-ресторанов пассажирских поездов хозяйствующими субъектами, являющимися победителями тендера.

ОАО, считая решение и предписание антимонопольного органа противоречащими требованиям действующего законодательства, обратилось с иском в хозяйственный суд о признании их недействительными.

Из решения антимонопольного органа следует, что в 2000 году в ОАО было организовано структурное подразделение по обслуживанию пассажиров в вагонах-ресторанах "Филиал общественного питания" (далее - ФОП). ФОП не являлся отдельным хозяйствующим субъектом, в течение 2000-2006 гг. работал без арендной платы по эксплуатации вагонов-ресторанов. В связи с невыполнением ФОП поставленных ГАЖК "Узбекистон темир йуллари" (далее - ГАЖК) задач по улучшению качества сервисного обслуживания, приказом председателя правления ГАЖК N 65-Н от 13 февраля 2007 года функции по обслуживанию пассажиров в вагонах-ресторанах были переданы вновь созданному УП "Дор-Сервис", являющемуся структурным подразделением ДП "Ишчи таъминот булими", который в свою очередь является подразделением ГАЖК.

Решением Наблюдательного совета ОАО N 8 от 30 ноября 2007 года было утверждено Положение "Об организации и проведении участия в конкурсе на право организации общественного питания в вагонах-ресторанах ОАО". Однако, с 2007 года по май 2009 года сервисным обслуживанием вагонов-ресторанов занималось УП "Дор-Сервис", что также согласно протоколу заседания Наблюдательного совета ОАО в процессе своей деятельности не смогло выполнить задачи по улучшению качества сервисного обслуживания. Данный вопрос был рассмотрен на оперативном совещании Наблюдательного совета ОАО 25 апреля 2009 года, на котором было принято решение о передаче функции сервисного обслуживания пассажирских поездов в вагонах-ресторанах в ведение ОАО.

Согласно абзацу восьмому статьи 5 и статье 12 Закона запрещаются действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, которые имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов других хозяйствующих субъектов, таких как создание препятствий для доступа на рынок других хозяйствующих субъектов.

Хозяйствующие субъекты, органы государственного управления, органы государственной власти на местах и другие организации, их руководители, а также должностные лица обязаны по требованию государственного антимонопольного органа в установленном законодательством порядке представлять ему необходимые документы и иную информацию.

В соответствии с пунктом 1 Указа Президента Республики Узбекистан "О мерах по демонополизации и акционированию железнодорожного транспорта" N УП-2815 от 2 марта 2001 года (далее - Указ), приоритетными направлениями углубления экономических реформ в сфере железнодорожного транспорта считаются последовательное осуществление мер по демонополизации и формированию конкурентной среды на рынке услуг железнодорожного транспорта.

Пунктом 3 Указа установлено, что предприятия и организации, осуществляющие перевозки грузов и пассажиров, производящие товары народного потребления, а также оказывающие транспортно-экспедиторские и сервисные услуги грузоотправителям и пассажирам, осуществляют свою деятельность на конкурентной основе в целях повышения качества и снижения стоимости оказываемых услуг.

Согласно пункту 4 Указа на ГАЖК возложены задачи по стимулированию создания предприятий негосударственных форм собственности, включая частные, по сервисному обслуживанию пассажиров на вокзалах и в поездах, оказанию других сервисных услуг.

В соответствии с пунктом 4 Постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан "О совершенствовании организации управления Государственно-акционерной железнодорожной компании "Узбекистон темир йуллари" N 108 от 3 марта 2001 года, предприятия, осуществляющие перевозки грузов и пассажиров, а также оказывающие транспортно-экспедиторские и сервисные услуги грузоотправителям и пассажирам, сервисные компании по обслуживанию вокзалов, компании по оказанию услуг общественного питания, туристические, по доставке билетов на дом и другие, могут создаваться в различных организационно-правовых формах и функционируют на конкурентной основе.

Из вышеизложенных норм материального права следует, что осуществление деятельности в сфере оказания услуг общественного питания на железнодорожном транспорте должно основываться на принципах конкуренции и равноправия всех хозяйствующих субъектов. В этой связи, ограничение допуска иных хозяйствующих субъектов для осуществления указанной деятельности Противоречит требованиям антимонопольного законодательства.

В связи с чем, судами правомерно оставлены заявленные требования ОАО без удовлетворения.

При таких обстоятельствах, решение и постановление подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба без удовлетворения, с отнесением уплаченных 188400 сум государственной пошлины и 5000 сум почтовых расходов на заявителя жалобы, а также следует довзыскать с ОАО 148050 сум государственной пошлины и возвратить ОАО 2200 сум излишне уплаченных почтовых расходов.



“Вестник Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан”,

2010 г., N 9















Время: 0.0085
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск