ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА
Законодательство РУз / Судебная власть. Правосудие / Судебная система / Высший хозяйственный суд / Изложение судебных актов (решений, постановлений) хозяйственных судов РУз по отдельным делам / Постановления кассационной инстанции с комментариями / По спорам, связанным с заключением и исполнением договоров /По спору о обращении взыскания на имущество за невнесение в срок арендной платы за землю
Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
ПО СПОРУ О ОБРАЩЕНИИ ВЗЫСКАНИЯ
НА ИМУЩЕСТВО ЗА НЕВНЕСЕНИЕ В СРОК
АРЕНДНОЙ ПЛАТЫ ЗА ЗЕМЛЮ
Опубликовано в НТВ N 02 (494) от 9 января 2004 г.
Комментарий действует на момент выхода газеты
СУТЬ ДЕЛА
В результате ведения финансово-хозяйственной деятельности у фирмы образовалась задолженность по оплате в бюджет арендных платежей за пользование земельным участком. Она не была своевременно погашена, в связи с чем инспекция обратилась в хозяйственный суд с просьбой об обращении взыскания на имущество.
ПОЗИЦИЯ ИНСПЕКЦИИ
Инспекция потребовала от фирмы оплатить образовавшуюся задолженность. Фирма в установленные законодательством сроки задолженность не погасила, поскольку на расчетном счете отсутствовали денежные средства. Таким образом, налоговый орган вправе наложить взыскание на имущество фирмы.
ПОЗИЦИЯ ФИРМЫ
Арендная плата начислена в соответствии с договором аренды, заключенным между фирмой и территориальной службой кадастра недвижимости, и не относится к категории налогов и иных общеобязательных платежей. Поэтому в данном случае обращение взыскания на имущество неправомерно.
РЕШЕНИЕ СУДА
Суд, изучив материалы дела, выслушав доводы, приведенные сторонами, пришел к следующим выводам:
- согласно статье 100 Налогового кодекса юридические лица, получившие в соответствии с законодательством земельные участки в аренду, вместо земельного налога уплачивают в бюджет арендную плату;
- согласно Указу Президента "О мерах по повышению ответственности хозяйствующих субъектов за расчеты с бюджетом" от 9 августа 1996 года N УП-1504 в целях обеспечения своевременного и полного поступления налогов и обязательных платежей в бюджет, укрепления налоговой и платежной дисциплины, а также повышения ответственности хозяйствующих субъектов за выполнение своих обязательств перед бюджетом налоговым органам предоставлено право обращения взыскания по налогам и иным платежам в бюджет на имущество предприятия-должника;
- в соответствии с Положением о порядке обращения взыскания недоимок по налогам и обязательным платежам в бюджет на имущество предприятий и организаций (утверждено постановлением Кабинета Министров "Об утверждении Положения о порядке обращения взыскания недоимок по налогам и обязательным платежам в бюджет на имущество предприятий и организаций" от 8 ноября 1996 года N 387) взыскание с предприятия-должника задолженности по налогам и обязательным платежам в бюджет производится государственными налоговыми органами в бесспорном порядке путем выставления инкассового поручения. В случае отсутствия денежных средств на банковских счетах предприятия взыскание обращается на имущество должника. Если предприятие-должник оставило без удовлетворения или ответа письменное требование налогового органа о погашении недоимки в 10-дневный срок после его получения, то это является основанием для предъявления в хозяйственный суд иска об обращении взыскания на имущество.
Таким образом, суд удовлетворил требования налогового органа. Суды апелляционной и кассационной инстанций признали выводы суда первой инстанции соответствующими законодательству.
К О М М Е Н Т А Р И Й
Как следует из содержания приведенного спора, конфликт возник из-за неоднозначного понимания сути договорных и внедоговорных обязательств (в данном случае обязательств по уплате "обязательных" платежей в бюджет), возникающих у субъекта предпринимательства в процессе ведения им коммерческой деятельности, в части применения со стороны налоговых органов принудительных методов их исполнения.
Применительно к рассмотренному случаю можно обозначить следующий перечень вопросов, которые требуют однозначного ответа:
- какова правовая природа арендной платы за пользование земельным участком;
- можно ли отнести обязанность по уплате арендной платы к разряду "внедоговорных обязательств" в целом и "обязательных" платежей в бюджет в частности;
- правомерно ли применение в отношении арендной платы положений налогового законодательства, которые касаются налогов и иных "обязательных" платежей, как-то: обращение взыскания на имущество ввиду непогашения задолженности (часть первая статьи 130 Налогового кодекса), начисление пени (пункт 8 части первой статьи 135 Налогового кодекса), возможность для налоговых органов взыскивать не уплаченный в срок платеж в бесспорном порядке (часть вторая статьи 134 Налогового кодекса) и т.д.
Арендные правоотношения, согласно части первой статьи 1 Закона "Об аренде" от 19 ноября 1991 года N 427-XII, возникают из договора. Таким образом, обязательства, вытекающие из договора аренды земельных участков, в том числе по арендной плате, относятся к категории "договорных". При этом есть определенная специфика: частью второй статьи 100 Налогового кодекса закреплено, что "арендная плата устанавливается по соглашению сторон, но не ниже одной и не более трех ставок, а при использовании земель для сельскохозяйственных нужд - в размере одной ставки земельного налога, установленных законодательством". Таким образом, законодательно устанавливаются предельные размеры арендной платы.
Другой особенностью арендной платы за землю является то, что представление расчетов по ней, исчисление и уплата производятся в соответствии с порядком, установленным для земельного налога (третий абзац пункта 6 Инструкции о порядке исчисления и уплаты земельного налога (новая редакция утверждена постановлением МФ и ГНК, зарегистрированным Минюстом 27 марта 2002 года N 1118).
Таким образом, несмотря на то, что формально обязательства по уплате арендной платы возникают из договора, но по статусу в части исчисления и уплаты, а также представления расчетов она приравнена к земельному налогу. Такое двойственное закрепление сути арендной платы за пользование земельными участками и вызывает в правоприменительной практике неединообразное толкование многих положений налогового законодательства, которые распространяются на правоотношения между налогоплательщиками и государством, возникающие, важно подчеркнуть, не из договоров, а напрямую в силу закона.
В отдельных случаях сотрудники органов государственной налоговой службы полагают, что в отношении арендной платы за земельные участки положения Налогового кодекса и иных актов налогового законодательства подлежат применению в полном объеме. Правомерно, в частности, относить суммы просроченных арендных платежей к разряду недоимок и, соответственно, взыскивать их в бесспорном порядке, начислять пени в размере 0,07 процента за каждый день просрочки, обращать взыскание на имущество арендатора - юридического лица в случае неуплаты последним в установленный срок сумм арендной платы.
Многие субъекты предпринимательской деятельности считают неправомерными указанные выше действия налоговых органов ввиду того, что арендная плата не относится к налогам, а эти меры могут быть применены в соответствии с положениями того же Налогового кодекса в отношении налогов и местных сборов. Такие вопросы должны решаться на основании договора аренды с применением процедур, установленных им, и вовсе не налоговыми органами, а второй стороной по договору.
Следует напомнить, что в соответствии со статьями 1, 2 Закона "О взыскании не внесенных в срок налогов и других обязательных платежей" от 22 декабря 1995 года недоимкой признается не уплаченная в установленный срок сумма налога и иного обязательного платежа в бюджет и государственные внебюджетные фонды.
В соответствии с частью второй статьи 134 Налогового кодекса взыскание с юридических лиц недоимок по налогам и сборам, а также сумм финансовых санкций и сумм пени производится налоговыми органами в бесспорном порядке.
Согласно части первой статьи 130 Налогового кодекса по решению суда в соответствии с законодательством налоговый орган обращает взыскание на имущество налогоплательщика, не уплачивающего налоги и сборы, если иное не установлено законодательством.
В соответствии с пунктом 8 части первой статьи 135 Налогового кодекса за каждый день просрочки платежа по налогам и сборам начисляется пеня в размере 0,07 процента по день уплаты включительно.
Краткий итог. Вышеприведенные положения законодательства, бесспорно, распространяются на те "обязательные" платежи, которые установлены напрямую в силу закона и которые субъекты предпринимательской деятельности, при наличии установленных законом обстоятельств, обязаны уплачивать вне зависимости от того, заключены ли в отношении их уплаты какие-либо договоры или нет, то есть обязанность по уплате таких платежей возникает не из договора. К этим "обязательным" платежам относятся: налоги, местные сборы, платежи в государственные внебюджетные фонды.
Очевидно, что суммы арендной платы за земельные участки к разряду "обязательных" не относятся (хотя и уплачиваются в бюджет), поскольку обязательства по их уплате возникают не напрямую в силу закона, а из заключаемого договора. Поэтому является ли правомерным приравнивание сумм арендной платы за пользование земельными участками к налогам и иным "обязательным" платежам?
В приведенном споре хозяйственный суд признал это правомерным.
Однако все вопросы с уравниванием статусов налогов и иных "обязательных" платежей с арендной платой за земельные участки требуют однозначного и аргументированного ответа на уровне правотворческой деятельности. К их рассмотрению необходим единый подход, что позволит избежать возникновения споров и конфликтов между органами государственной налоговой службы и юридическими лицами - арендаторами земли.
Данная публикация осуществлена благодаря
технической поддержке, оказываемой Германским обществом
по техническому сотрудничеству