ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА
Законодательство РУз / Судебная власть. Правосудие / Судебная система / Высший хозяйственный суд / Изложение судебных актов (решений, постановлений) хозяйственных судов РУз по отдельным делам / Постановления кассационной инстанции с комментариями / По таможенным вопросам /По спору о определении облагаемой базы по акцизному налогу при ввозе товаров
Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
ПО СПОРУ О ОПРЕДЕЛЕНИИ
ОБЛАГАЕМОЙ БАЗЫ ПО АКЦИЗНОМУ
НАЛОГУ ПРИ ВВОЗЕ ТОВАРОВ
Опубликовано в НТВ N 18 (666) от 1 мая 2007 г.
Комментарий действует на момент выхода газеты
СУТЬ ДЕЛА
Юридическое лицо заключило импортный контракт с иностранным поставщиком и ввезло в республику солодовое пиво. После таможенного оформления товар был выпущен в свободное обращение. Таможенный орган посчитал, что при этом был неправильно произведен расчет таможенных платежей, в частности акцизного налога, и потребовал уплатить его сумму в полном объеме. На расчетный счет юридического лица было выставлено инкассовое поручение на 80 000 000 сумов.
Юридическое лицо обратилось в суд с требованием о признании не подлежащим исполнению инкассового поручения таможенного органа.
Хозяйственный суд первой инстанции в иске отказал. Постановлением апелляционной инстанции решение оставлено без изменения. Не согласившись с этим, юридическое лицо обратилось в Высший хозяйственный суд с кассационной жалобой об отмене принятых по делу судебных актов и удовлетворении исковых требований в полном объеме.
ПОЗИЦИЯ ТАМОЖЕННОГО ОРГАНА
При таможенном оформлении пива юридическое лицо уплатило акцизный налог с таможенной стоимости товара, не включающей акцизный налог, хотя согласно действующему на тот момент законодательству должно было включить в нее его сумму. В связи с этим с него подлежит довзысканию 80 000 000 сумов.
ПОЗИЦИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА
До проведения таможенного оформления в действовавшее законодательство было введено новое положение, согласно которому акцизный налог следовало исчислять с таможенной стоимости товара, не включающей в себя данный налог. Согласно нововведенной ставке юридическое лицо правильно рассчитало акцизный налог и предъявляемые таможенными органами требования неправомерны. Более того, инкассовое поручение выставлено с нарушением положений законодательства. Оно не подлежит исполнению.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СУДА
Судебная коллегия, изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, мнение прокурора, полагавшего, что решение и постановление судов предыдущих инстанций необходимо отменить и иск удовлетворить, обсудив доводы кассационной жалобы, установила:
- юридическое лицо по импортному контракту ввезло на таможенную территорию пиво солодовое;
- его таможенное оформление производилось в мае-июне 2005 года;
- до марта 2005 года ставка акцизного налога на пиво солодовое была установлена в размере 30** процентов, но не менее 0,5 долл. США за 1 литр (приложение N 12-2 к постановлению Кабинета Министров "О параметрах Государственного бюджета Республики Узбекистан на 2005 год" от 28 декабря 2004 года N 610). При этом согласно сноске "**" ставка 30% применялась к таможенной стоимости, включающей акцизный налог;
- постановлением Президента "О мерах по упорядочению экспортно-импортных операций" от 11 марта 2005 года N ПП-26 в вышеуказанное положение были внесены изменения, согласно которым ставка акцизного налога на солодовое пиво изменена с "30%, но не менее 0,5 долл. США за 1 литр" на "70%, но не менее 1 долл. США за 1 литр";
- исчисление акцизного налога по ставке 70% должно применяться к таможенной стоимости, не включающей акцизный налог;
- данный вывод подтверждается письмом Государственного таможенного комитета, Государственного налогового комитета, Министерства финансов, а также письмами других компетентных ведомств, в которых выражено следующее мнение этих органов - ставка акцизного налога должна применяться к таможенной стоимости, не включающей акцизный налог. Более того, на запрос представителя юридического лица отделом Кабинета Министров дано разъяснение, в котором указывается, что в соответствии с правилами законодательной техники расчет акцизного налога в отношении пива солодового должен производиться от таможенной стоимости, не включающей акцизный налог.
Помимо этого, таможенными органами нарушен порядок выставления инкассового поручения, установленный действующим законодательством. В основании данного документа указано - поручение председателя ГТК РУз. Это не соответствует требованиям статей 112 и 188 Таможенного кодекса, а также требованиям параграфа 6 Положения о безналичных расчетах в Республике Узбекистан (утверждено постановлением правления ЦБ, зарегистрированным Министерством юстиции 15 апреля 2002 года N 1122).
На основании изложенного и руководствуясь статьями 187 и 189 Хозяйственного процессуального кодекса, судебная коллегия постановила:
- решение и постановление судов предыдущих инстанций отменить и принять новое решение;
- кассационную жалобу юридического лица удовлетворить;
- инкассовое поручение таможенного органа признать не подлежащим исполнению.
К О М М Е Н Т А Р И Й
1. Согласно приложению N 12-2 к постановлению Кабинета Министров "О параметрах Государственного бюджета Республики Узбекистан на 2005 год" от 28 декабря 2004 года N 610 (до внесения в него изменений постановлением Президента от 11 марта 2005 года N ПП-26) ставка акцизного налога на солодовое пиво была установлена в размере 30%, но не менее 0,5 долл. США за 1 литр. При этом прямо указывалось, что данный налог должен был исчисляться с общей таможенной стоимости указанного продукта, включающей в себя акцизный налог. Расчеты и уплата его производились в соответствии с разделом III Инструкции о порядке уплаты акцизного налога по завозимым на территорию Республики Узбекистан юридическими и физическими лицами отдельным видам товаров (утверждена постановлением МФ и ГТК, зарегистрированным Министерством юстиции 5 марта 2002 года N 1101). Для определения суммы акцизного налога использовалась формула:
O х А/100, где
О - облагаемый оборот;
А - ставка акцизного налога.
Для исчисления акцизного налога на пиво необходимо было определить облагаемый оборот согласно формуле:
О = С х 100/(100-А), где
О - облагаемый оборот;
С - таможенная стоимость;
А - ставка акцизного налога.
Пример. За ввозимую партию пива фактически было уплачено 1 млн сумов. Определяя облагаемый оборот, согласно приведенной формуле получаем 1 428 млн сумов (сумма, получаемая при сложении чистой таможенной стоимости и акцизного налога с нее в размере 30%). Согласно формуле акцизный налог с нее по ставке 30% составит 428 тыс. сумов.
С выходом в марте 2005 года постановления Президента N ПП-26 ставка акцизного налога изменилась с 30% на 70%. При этом изменилось и определение облагаемого оборота в целях исчисления акцизного налога на пиво. Он стал определяться без включения в таможенную стоимость суммы акцизного налога в установленном размере. Стала применяться формула:
С х А/100, где
С - таможенная стоимость;
А - ставка акцизного налога.
Пример. За ввозимую партию пива фактически было уплачено 1 млн сумов - сумма чистой таможенной стоимости пива, не включающая акцизный налог (в соответствии с введенными изменениями законодательства). Согласно формуле сумма акцизного налога с нее по нововведенной ставке 70% составит 700 тыс. сумов.
2. Согласно абзацу третьему части пятой статьи 7 Закона "О государственной таможенной службе" от 29 августа 1997 года N 472-I выставляемые органами таможенной службы инкассовые поручения о списании денежных средств со счетов хозяйствующих субъектов должны быть обязательно исполнены. Однако этот документ должен соответствовать требованиям законодательства. Они установлены параграфом 6 Положения о безналичных расчетах в Республике Узбекистан. Одним из таких требований является предъявление вместе с инкассовым поручением оригиналов документов, на основании которых оно выставлено.
Уплату акцизного налога не в полном объеме таможенные органы расценивают как неуплату таможенных платежей в установленные сроки. Это является правонарушением, за которое предусмотрена ответственность по статье 169 Таможенного кодекса (далее - ТК). Также за прострочку уплаты таможенных платежей подлежит взысканию пеня согласно части третьей статьи 112 ТК. Выявив это, таможенные органы согласно статье 177 ТК должны составить протокол о нарушении таможенного законодательства, возбудить дело и по итогам его рассмотрения принять одно из следующих постановлений, предусмотренных статьей 188 ТК:
- о наложении взыскания;
- о прекращении производства по делу;
- о возбуждении уголовного дела и производстве дознания;
- о возвращении дела для дополнительного производства.
Именно постановление, вынесенное по итогам рассмотрения дела, и является документом (основанием), в соответствии с которым таможенные органы вправе выставить банку инкассовое поручение о списании со счетов хозяйствующего субъекта денежных средств. Оригинал его должен быть направлен вместе с инкассовым поручением в банк. Такой порядок выставления инкассового поручения будет соответствовать действующему законодательству, и банк должен его исполнить.
Таким образом, в рассматриваемом споре суд удовлетворил исковые требования хозяйствующего субъекта, поскольку органами таможенной службы был неправильно произведен перерасчет суммы акцизного налога и инкассовое поручение выставлено с нарушением требований законодательства.
Данная публикация осуществлена
благодаря технической поддержке, оказываемой
Германским обществом по техническому сотрудничеству