ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА
Законодательство РУз / Судебная власть. Правосудие / Судебная система / Высший хозяйственный суд / Изложение судебных актов (решений, постановлений) хозяйственных судов РУз по отдельным делам / Постановления кассационной инстанции с комментариями / По таможенным вопросам /По спору об уплате сельхозпроизводителем НДС и акциза при ввозе товаров
Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
ПО СПОРУ ОБ УПЛАТЕ
СЕЛЬХОЗПРОИЗВОДИТЕЛЕМ НДС
И АКЦИЗА ПРИ ВВОЗЕ ТОВАРОВ
Опубликовано в НТВ N 16 (664) от 17 апреля 2007 г.
Комментарий действует на момент выхода газеты
СУТЬ ДЕЛА
Юридическое лицо, являясь сельскохозяйственным товаропроизводителем, ввезло в республику товары без уплаты НДС и акцизного налога. За период с 1 октября по 1 ноября 2005 года таможенный орган произвел ему перерасчет суммы НДС (на 40 млн сумов) и акциза (на 30 млн сумов) по оформленным грузовым таможенным декларациям.
На расчетный счет хозяйствующего субъекта было выставлено инкассовое поручение, которое было оставлено без исполнения. Таможенный орган обратился в суд с требованием о взыскании с юридического лица 70 млн сумов. Судом первой инстанции исковые требования были удовлетворены частично, с ответчика было решено взыскать 40 млн сумов. Апелляционная инстанция это решение отменила, отказав в удовлетворении исковых требований.
Не согласившись с этими судебными актами, прокуратура принесла протест, а таможенный орган обратился в Высший хозяйственный суд с кассационной жалобой об удовлетворении исковых требований в полном объеме и взыскании с юридического лица 70 млн сумов.
ПОЗИЦИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА
В соответствии с законодательством производители сельскохозяйственной продукции - плательщики единого земельного налога освобождаются от уплаты НДС и акциза на импортируемые товары. Требования таможенных органов по взысканию их сумм неправомерны и не подлежат удовлетворению.
ПОЗИЦИЯ ТАМОЖЕННОГО ОРГАНА
Льготы по освобождению сельскохозяйственных товаропроизводителей - плательщиков единого земельного налога от уплаты НДС распространяются только на их основной вид деятельности, но не на импорт товаров (продукции). Начисленная сумма НДС и акциза подлежит взысканию с ответчика в полном объеме.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СУДА
Судебная коллегия, изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей сторон, мнение прокурора, полагавшего, что постановление подлежит изменению, обсудив доводы кассационной жалобы, установила:
- юридическое лицо - сельскохозяйственный товаропроизводитель на основании части второй статьи 16 Закона "О гарантиях свободы предпринимательской деятельности" (от 25 мая 2000 года N 69-II) импортировало продукцию без уплаты НДС и акцизного налога;
- руководствуясь постановлением Президента "О дополнительных мерах по упорядочению экспортно-импортных операций" (от 19 сентября 2005 года N ПП-183), таможенный орган произвел перерасчет суммы НДС и акциза и потребовал от юридического лица их уплаты;
- согласно пункту 3 постановления N ПП-183 льгота, установленная сельскохозяйственным производителям - плательщикам единого земельного налога в виде освобождения от уплаты НДС, относится только к их основной деятельности, но не к импорту товаров;
- положения постановления имеют характер толкования ранее принятых актов законодательства по вопросу применения льгот, установленных для производителей сельскохозяйственной продукции, являющихся плательщиками единого земельного налога, и не создают новых норм. Данным документом не устанавливаются какие-либо виды и размеры налогов, сборов и других платежей, а лишь разъясняется порядок применения ранее введенных льгот;
- юридическим лицом-ответчиком не представлено суду каких-либо доказательств наличия у него прав на применение льготы в виде освобождения от уплаты НДС и акциза на ввозимые товары;
- поскольку инкассовое поручение таможенного органа оставлено без исполнения, он должен обратиться в суд за взысканием сумм таможенных платежей, так как согласно статье 20 Закона "О фермерском хозяйстве" (от 30 апреля 1998 года N 602-I) списание средств с расчетного счета фермерского хозяйства может производиться только с согласия главы фермерского хозяйства или по решению суда.
Руководствуясь статьями 187 и 189 ХПК, судебная коллегия постановила:
- кассационный протест прокуратуры и исковые требования таможенных органов удовлетворить полностью;
- решение суда первой инстанции изменить, постановление суда апелляционной инстанции отменить, довзыскать с юридического лица 30 млн сумов акцизного налога.
К О М М Е Н Т А Р И Й
Единый земельный налог для производителей сельскохозяйственной продукции был введен 1 января 1999 года Указом Президента "О введении единого земельного налога для сельскохозяйственных товаропроизводителей" (от 10 октября 1998 года N УП-2086). В соответствии с пунктом 2 данного документа (до внесения в него изменений Указом Президента от 8 января 2004 года N УП-3376), а также пунктом 2 Инструкции о порядке исчисления и уплаты единого земельного налога сельскохозяйственными товаропроизводителями (утверждена постановлением МФ и ГНК, зарегистрированным Министерством юстиции 5 марта 2002 года N 1102 - в редакции до внесения в нее изменений постановлением МФ и ГНК, зарегистрированным МЮ 16 февраля 2004 года N 1102-2) хозяйствующие субъекты указанной категории уплачивали данный вид налога вместо:
налога на доходы (прибыль);
налога на добавленную стоимость;
акцизного налога (за исключением акцизного налога на алкогольную продукцию);
экологического налога;
налога за пользование водными ресурсами;
налога за пользование недрами;
налога на имущество;
земельного налога;
налога на развитие инфраструктуры;
иных местных налогов и сборов.
Законодательство не содержало уточняющих предписаний относительно того, исключалась ли уплата НДС и акциза только по производимым и реализуемым товарам либо также и по товарам, импортируемым из других стран.
В конце 2003 года в налоговое законодательство были внесены изменения Законом от 12 декабря 2003 года N 568-II (абзац третий пункта 1 раздела XIII), в соответствии с которыми сельскохозяйственных товаропроизводителей - плательщиков единого земельного налога обязали уплачивать акцизный налог.
В начале 2004 года был изменен и порядок уплаты НДС в соответствии с пунктом 5 Указа Президента "О внесении изменений в некоторые указы Президента Республики Узбекистан" (от 8 января 2004 года N УП-3376). За плательщиками единого земельного налога сохранили право не уплачивать налог на добавленную стоимость только на производимую сельскохозяйственную продукцию и обязали их платить его на импортируемые товары (работы, услуги).
19 сентября 2005 года вышло постановление Президента "О дополнительных мерах по упорядочению экспортно-импортных операций" N ПП-183, в пункте 3 которого было уточнено, что установленные сельскохозяйственным производителям - плательщикам единого земельного налога льготы по освобождению от уплаты НДС относятся только к их основной деятельности, но не к импорту товаров.
В части второй статьи 16 Закона "О гарантиях свободы предпринимательской деятельности" от 25 мая 2000 года N 69-II сказано, что в случае если в налоговое законодательство внесены изменения, создающие менее благоприятные условия для субъектов малого и частного предпринимательства, то с них в течение последующих двух лет взимаются налоги в соответствии с законодательством, действовавшим до вступления в силу таких изменений. В пункте 1 резолютивной части Решения Конституционного суда "О толковании части второй статьи 16 Закона Республики Узбекистан "О гарантиях свободы предпринимательской деятельности" от 9 августа 2001 года определены виды вносимых в налоговое законодательство изменений, которые считаются создающими менее благоприятные условия для указанной категории хозяйствующих субъектов. Это:
введение новых налогов и местных сборов;
увеличение ставок налогов и местных сборов;
отмена льгот.
До выхода постановления Президента N ПП-183 произошедшие в налоговом законодательстве в конце 2003 - начале 2004 гг. изменения, по мнению судов, ухудшали положение сельскохозяйственных товаропроизводителей, поскольку:
введение обязанности по уплате акциза, по сути, являлось отменой ранее существовавшей льготы;
установление обязанности уплачивать НДС при ввозе товаров (работ, услуг) было не что иное, как введение нового налога.
Об этом свидетельствует судебная практика (см. публикации в рубрике "Хозяйственное право" в газетах "НТВ" и "Норма" от 28 февраля 2005 года и от 10 октября 2005 года). Рассматривая дела, связанные с уплатой НДС сельскохозяйственными товаропроизводителями, импортировавшими товары, суды принимали решения в их пользу, указывая на их право применять гарантию, закрепленную в части второй статьи 16 Закона N 69-II.
Пунктом 3 постановления Президента N ПП-183 было указано, что предоставленная сельскохозяйственным товаропроизводителям льгота в виде освобождения от уплаты НДС распространялась лишь на производимую ими продукцию, а не на импортируемые товары. По мнению суда, рассмотревшего спор, о котором идет речь в настоящей публикации, этот нормативно-правовой акт не ввел какие-либо новые нормы законодательства, а, по сути, лишь дал толкование ранее принятых положений, связанных с исчислением и уплатой НДС производителями сельхозпродукции, ввозящими на таможенную территорию товары.
Данная публикация осуществлена
благодаря технической поддержке, оказываемой
Германским обществом по техническому сотрудничеству