ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Судебная власть. Правосудие / Судебная система / Высший хозяйственный суд / Изложение судебных актов (решений, постановлений) хозяйственных судов РУз по отдельным делам / Постановления кассационной инстанции с комментариями / По таможенным вопросам /

По спору о неуплате НДС при ввозе товаров

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПО СПОРУ О НЕУПЛАТЕ НДС

ПРИ ВВОЗЕ ТОВАРОВ

                            

Опубликовано в НТВ N 51 (647) от 19 декабря 2006 г.

Комментарий действует на момент выхода газеты



СУТЬ ДЕЛА


Совместное предприятие в 2005 году ввезло в Узбекистан сырье для собственных нужд. По требованию таможенного органа оно уплатило налог на добавленную стоимость (НДС). Однако, не будучи согласным с этим, СП обратилось в хозяйственный суд с иском о возврате необоснованно взысканных денежных средств. Суд первой инстанции исковые требования удовлетворил. Таможенный орган не согласился с его решением и обратился в апелляционную инстанцию, которая своим постановлением решение суда оставила без изменения. Таможенный орган обратился с кассационной жалобой в Высший хозяйственный суд.



ПОЗИЦИЯ СОВМЕСТНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ


Предприятие было зарегистрировано в 1999 году и занималось производством товаров народного потребления. Более 50 процентов от общего числа его работников были инвалидами. На момент создания предприятия, согласно статье 71 Налогового кодекса, а также статье 31 Закона "О социальной защищенности инвалидов в Республике Узбекистан" от 18 ноября 1991 года СП полностью освобождалось от уплаты налогов, за исключением налога за пользование недрами. Поэтому уплачивать НДС предприятие не должно.



ПОЗИЦИЯ ТАМОЖЕННОГО ОРГАНА


В 2005 году СП завезло на территорию Узбекистана сырье для собственных нужд. На этот момент Законом "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан" от 27 августа 2004 года, налоговые льготы, установленные статьей 31 Закона "О социальной защищенности инвалидов", были исключены, освобождение от уплаты НДС отменено. Этим на совместное предприятие была возложена обязанность уплатить НДС при ввозе сырья.

Импортированный СП товар относится к категории потребительских. Согласно Указу Президента "Об упорядочении ввоза на территорию Республики Узбекистан потребительских товаров" от 11 июля 2002 года N УП-3105 с 1 августа 2002 года отменены льготы по уплате таможенных платежей юридическими лицами при ввозе потребительских товаров.



ПОСТАНОВЛЕНИЕ СУДА


Судебная коллегия, заслушав пояснения сторон, мнение прокурора, полагавшего, что следует оставить решение без изменения, обсудив доводы кассационной жалобы, установила:

- совместное предприятие занималось производством товаров народного потребления;

- импортированные им прокладки из вспененного полиэтилена для колпачков являлись сырьем для собственных производственных нужд, поэтому не относились к категории потребительских товаров;

- на момент инвестирования СП освобождалось от уплаты НДС;

- отмена налоговых и таможенных льгот, предусмотренных ранее законодательством, является положением, ухудшающим первоначальные условия инвестирования.

Проанализировав положения законодательства, кассационная коллегия определила:

- согласно статье 6 Закона "Об иностранных инвестициях" от 30 апреля 1998 года, истец имеет право пользоваться всеми льготами и гарантиями, предоставленными ему законодательством;

- статья 3 Закона "О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов" в редакции от 30 апреля 1998 года предусматривала, что если последующее законодательство ухудшило первоначальные условия инвестирования, то в отношении иностранных инвестиций в течение 10 лет должно применяться законодательство, действовавшее на дату инвестирования. Следовательно, СП вправе пользоваться льготами по уплате НДС до 2009 года.

Исходя из вышеизложенного и руководствуясь статьями 186 и 188 ХПК судебная коллегия указала, что судами первой и апелляционной инстанций правильно применены нормы материального права, и постановила оставить без изменения принятые ими судебные акты, а кассационную жалобу таможенного органа - без удовлетворения.




К О М М Е Н Т А Р И Й


Под предприятиями с иностранными инвестициями, согласно части второй статьи 6 Закона "Об иностранных инвестициях", понимаются хозяйствующие субъекты, в которых иностранные инвестиции составляют не менее тридцати процентов акций (долей, паев) или уставного фонда. Они могут создаваться в любой организационно-правовой форме, не запрещенной законодательством. Одним из участников этих предприятий обязательно должен быть иностранный инвестор.

Иностранными инвесторами на территории Республики Узбекистан (статья 4 вышеуказанного Закона) являются:

- иностранные государства, административные или территориальные органы иностранных государств;

- международные организации, основанные в соответствии с соглашениями или другими договорами между государствами или являющиеся субъектами международного публичного права;

- юридические лица, любые иные товарищества, организации или ассоциации, основанные и действующие в соответствии с актами законодательства иностранных государств;

- физические лица, являющиеся гражданами иностранного государства, лица без гражданства и граждане Республики Узбекистан, постоянно проживающие за границей.

Указанные субъекты могут осуществлять инвестирование путем:

- долевого участия в уставных фондах и ином имуществе хозяйственных обществ и товариществ, банков, страховых организаций и других предприятий, созданных совместно с юридическими и (или) физическими лицами Республики Узбекистан;

- создания и развития хозяйственных обществ и товариществ, банков, страховых организаций и других предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам;

- приобретения имущества, акций и других ценных бумаг, включая долговые обязательства, эмитированные резидентами Республики Узбекистан;

- вложения прав на интеллектуальную собственность, включая авторские права, патенты, товарные знаки, полезные модели, промышленные образцы, фирменные наименования и ноу-хау, а также деловую репутацию (гудвилл);

- приобретения концессий, включая концессии на разведку, разработку, добычу либо использование природных ресурсов;

- приобретения права собственности на объекты торговли и сферы обслуживания, на жилые помещения вместе с земельными участками, на которых они размещены, а также права владения и пользования землей (в том числе на основе аренды) и природными ресурсами и в иных формах, не запрещенных законодательством.

Создание совместного предприятия предполагает инвестирование путем долевого участия в уставных фондах и ином имуществе юридических и (или) физических лиц Республики Узбекистан иностранными инвесторами.

Из материалов рассматриваемого дела известно, что на момент создания предприятия (1999 год) законодательство содержало ряд льгот.

Часть вторая статьи 31 Закона "О социальной защищенности инвалидов в Республике Узбекистан" предусматривала следующую норму: если инвалиды составляли свыше 50 процентов от общей численности работающих, то предприятия, объединения, учреждения и организации (кроме занимавшихся торговой, посреднической, снабженческо-сбытовой и заготовительной деятельностью) полностью освобождались от уплаты налогов, за исключением налога за пользование недрами.

Пункт 35 статьи 71 Налогового кодекса в редакции Закона от 25 декабря 1998 года предусматривал, что юридические лица, в общей численности которых работало не менее 50 процентов инвалидов, кроме занимавшихся торговой, посреднической, снабженческо-сбытовой и заготовительной деятельностью, были освобождены от уплаты НДС.

Из вышеизложенного следует, что предприятие было освобождено от уплаты налогов, за исключением налога за пользование недрами.

Законом от 27 августа 2004 года N 671-II было внесено изменение в статью 31 Закона "О социальной защищенности инвалидов в Республике Узбекистан", согласно которому порядок и условия льготного налогообложения, финансирования и материально-технического обеспечения предприятий, объединений, учреждений и организаций, применяющих труд инвалидов, устанавливаются законодательством. В данном случае была введена отсылочная норма, согласно которой для определения возможности пользования льготами по уплате налогов необходимо обращаться к налоговому законодательству.

Согласно Закону "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан" от 7 декабря 2001 года N 320-II пункт 35 статьи 71 Налогового кодекса был изложен в новой редакции, устанавливающей, что льгота по освобождению от уплаты НДС распространяется только на юридические лица, находящиеся в собственности общественных объединений инвалидов, фонда "Нуроний" и ассоциации "Чернобыльцы Узбекистана". Другие предприятия, имеющие в общей численности работающих не менее 50 процентов инвалидов, утрачивают право применять данную льготу.

В связи с отменой предусмотренных ранее законодательством налоговых льгот, СП должно уплачивать НДС при ввозе сырья. Однако частью четвертой статьи 3 Закона "О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов" от 30 апреля 1998 года N 611-I было предусмотрено, что если последующее законодательство ухудшает условия инвестирования, то к иностранным инвестициям в течение десяти лет с момента инвестирования применялось законодательство, действовавшее на дату инвестирования.

Действовавшее на момент ввоза сырья законодательство не содержало перечня условий, которые следовало бы считать ухудшающими условия инвестирования, однако суд определил, что отмена налоговых льгот для СП ухудшает условия его инвестирования, а это значит, что СП имеет право в течение 10 лет с момента госрегистрации не платить НДС при ввозе сырья.

Сегодня законодательство в области регулирования иностранных инвестиций претерпело ряд изменений. Так, гарантии, предусмотренные частью четвертой статьи 3 Закона "О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов", применяются не к иностранным инвестициям, а к инвесторам. Кроме того, статья была дополнена частями пятой и шестой, которыми определены условия, ухудшающие инвестирование. Ими являются внесение изменений и дополнений в законодательство, а также принятие новых актов законодательства Республики Узбекистан, предусматривающих:

- увеличение размера (ставки) налога на доходы, получаемые в виде дивидендов, выплачиваемых иностранному инвестору;

- введение дополнительных требований, усложняющих процедуру репатриации или уменьшающих размер доходов (прибыли) иностранного инвестора, переводимых за пределы Республики Узбекистан, за исключением случаев приостановления уполномоченным государственным органом репатриации средств иностранного инвестора на условиях недискриминационного применения актов законодательства в случаях неплатежеспособности и банкротства предприятия с иностранными инвестициями или защиты прав кредиторов, преступлений или административных правонарушений, совершенных иностранным инвестором - физическим лицом, либо иной необходимости приостановления такой репатриации в соответствии с судебным или арбитражным решением;

- введение количественных ограничений на объемы осуществления инвестирования и иных дополнительных требований по размеру инвестиций, в том числе в виде увеличения минимального размера иностранных инвестиций в предприятия с иностранными инвестициями;

- введение ограничений по долевому участию иностранного инвестора в уставных фондах (уставных капиталах) предприятий;

- введение дополнительных процедур оформления и продления виз иностранных инвесторов - физических лиц, а также иных дополнительных требований по осуществлению иностранных инвестиций (редакция Закона от 16 сентября 2005 года N ЗРУ-6).

Необходимо иметь в виду, что предусмотренные выше условия, ухудшающие условия инвестирования, относятся к деятельности иностранных инвесторов, а не совместных предприятий. Однако если будет доказано, что отмена налоговых льгот для совместного предприятия влечет за собой уменьшение размера доходов (прибыли) его иностранных инвесторов, то СП может пользоваться гарантиями, предусмотренными частью четвертой статьи 3 Закона "О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов".

Итак, если иностранным инвестором выявлено наступление одного из вышеперечисленных условий, то, согласно Положению о порядке применения гарантии, установленной частью четвертой статьи 3 Закона Республики Узбекистан "О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов" (приложение N 1 к постановлению Кабинета Министров от 2 августа 2005 года за N 180) инвестор письменно уведомляет* соответствующий государственный орган о применении гарантии.

Так, в случае увеличения размера (ставки) налога на доходы, получаемые в виде дивидендов, выплачиваемых иностранному инвестору, следует обратиться в органы государственной налоговой службы по месту регистрации предприятия. Если введены дополнительные требования, усложняющие процедуру репатриации или уменьшающие размер доходов (прибыли) иностранного инвестора, переводимых за границу, за исключением указанных выше случаев, то необходимо обратиться в обслуживающий банк. При вводе количественных ограничений на объемы осуществления инвестирования и иных дополнительных требований по размеру инвестиций, в том числе в виде увеличения минимального размера иностранных инвестиций в предприятиях с иностранными инвестициями, ограничений по долевому участию иностранного инвестора в уставных фондах предприятий республики, а также иных дополнительных требований по осуществлению иностранных инвестиций, уведомление следует направлять в органы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц. К компетенции Министерства иностранных дел и (или) Министерства внутренних дел относятся случаи введения дополнительных процедур оформления и продления виз иностранных инвесторов. В Министерство внешних экономических связей, инвестиций и торговли можно обращаться только при наличии инвестиционного договора, предоставляющего иностранному инвестору дополнительные к установленным законодательством гарантии и меры защиты, - по тем условиям инвестирования, которые указаны в инвестиционном договоре.

Следует обратить внимание на то, что уведомление является основанием для применения одним из уполномоченных органов в отношении иностранного инвестора законодательства, действовавшего на дату инвестирования. Уведомление, независимо от даты направления его в уполномоченный орган, действует с момента вступления в силу акта законодательства, ухудшающего условия инвестирования.


---------------------------------------------------------

*) В уведомлении указываются обстоятельства, которые иностранный инвестор считает ухудшением условий инвестирования, и акт законодательства, действовавший на дату инвестирования, который он намеревается применять в течение срока действия гарантии. Оно может быть направлено инвестором в любое время после принятия акта законодательства, ухудшающего условия инвестирования.



Данная публикация осуществлена

благодаря технической поддержке, оказываемой

Германским обществом по техническому сотрудничеству
































Время: 0.0054
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск