ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Судебная власть. Правосудие / Судебная система / Высший хозяйственный суд / Изложение судебных актов (решений, постановлений) хозяйственных судов РУз по отдельным делам / Постановления кассационной инстанции с комментариями / По таможенным вопросам /

По спору о занижении таможенной стоимости ввозимого груза

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПО СПОРУ О ЗАНИЖЕНИИ

ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ

ВВОЗИМОГО ГРУЗА

       

Опубликовано в НТВ N 50 (646) от 12 декабря 2006 г.

Комментарий действует на момент выхода газеты



СУТЬ ДЕЛА


ООО (истец) завезло в Узбекистан 631300 килограммов пальмового масла (далее - товар). Декларант использовал первый метод оценки таможенной стоимости и заявил, что стоимость товара составляет 30 центов за 1 килограмм. Однако таможенный орган при таможенном оформлении груза применил шестой метод оценки таможенной стоимости и произвел расчет таможенных платежей исходя из стоимости 42 цента за кг. Истец произвел оплату согласно расчетам таможенного органа, но, не согласившись с корректировкой, обратился в суд с иском о возврате излишне уплаченной суммы.

Решением суда первой инстанции требования истца удовлетворены. По апелляционной жалобе ответчика решение суда первой инстанции оставлено без изменений. Ответчик обратился в Высший хозяйственный суд с кассационной жалобой об отмене актов суда первой и апелляционной инстанции и об отказе в удовлетворении иска.



ПОЗИЦИЯ ООО


ООО занимается импортом пальмового масла в Узбекистан. При ввозе очередной партии товара в таможенный орган были представлены контракт, ГТД, сертификат прохождения товара, инвойс с отметкой о перемещении товара через границы, подтверждающий стоимость товара, экспортная декларация с указанием его стоимости, заверенная таможенным органом страны-отправителя. На основании поданных документов при таможенном оформлении товара декларант применил первый метод оценки таможенной стоимости и заявил стоимость 30 центов за 1 килограмм.



ПОЗИЦИЯ ТАМОЖЕННОГО ОРГАНА


При оформлении товара истец не представил договор купли-продажи, поэтому применен шестой метод оценки таможенной стоимости. Кроме того, из интернета получена информация, что на мировом рынке стоимость 1 тонны пальмового масла составляет 380-440 долларов США. Следовательно, стоимость 1 килограмма товара равна 42 центам, цена в 30 центов является заниженной. Таможенная стоимость товара включает в себя и транспортные расходы, которые декларантом не были указаны.



ПОСТАНОВЛЕНИЕ СУДА


Кассационная коллегия, изучив материалы дела, выслушав мнения сторон, установила:

- истец применил метод оценки по стоимости сделки с ввозимым товаром (метод 1), а таможенный орган - резервный метод (метод 6);

- истцом были представлены все необходимые документы, подтверждающие таможенную стоимость товара, указанную при заполнении таможенной декларации;

- информация, полученная из интернета о том, что цена 1 тонны пальмового масла доходит до 440 долларов США, не может служить основанием для определения таможенной стоимости товара, так как данные сведения нельзя считать достоверными и точными;

- истец заключил договор поставки товара на условиях CIP, которые предполагают, что транспортные расходы оплачивает продавец. Соответственно, они включены в стоимость товара.

Проанализировав материалы дела, коллегия постановила:

- в соответствии с пунктом 6 раздела II Правил заявления и контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Республики Узбекистан (зарегистрированы Министерством юстиции 22 февраля 2000 года N 899, далее - Правила), если для подтверждения заявленной таможенной стоимости товара недостаточно документов для ее определения, то по требованию таможенного органа декларант обязан представить необходимые дополнительные сведения. Однако таможенным органом не были затребованы дополнительные документы;

- часть третья статьи 18 Закона "О таможенном тарифе" от 29 августа 1997 года содержит перечень условий, при наличии которых не может быть использован метод по определению стоимости сделки с ввозимым товаром для определения таможенной стоимости. В данном случае ни одного из указанных в статье условий нет, а следовательно, декларантом правильно применен метод оценки товара.

Исходя из вышеизложенного кассационная коллегия оставила без изменения акты судов первой и апелляционной инстанций и отказала в удовлетворении кассационной жалобы.




К О М М Е Н Т А Р И Й


Согласно статье 12 Закона "О таможенном тарифе" (далее - Закон) таможенная стоимость - стоимость товара, определяемая в соответствии с Законом и используемая в целях начисления таможенных платежей. Ее определение производится путем последовательного применения следующих методов:

- по стоимости сделки с ввозимым товаром (метод 1);

- по стоимости сделки с идентичным товаром (метод 2);

- по стоимости сделки с аналогичным товаром (метод 3);

- на основе вычитания стоимостей (метод 4);

- на основе сложения стоимостей (метод 5);

- резервного метода (метод 6).

Основным методом определения таможенной стоимости является метод оценки по стоимости сделки с ввозимым товаром. Его использование регулируется разделом III Инструкции по определению таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию Республики Узбекистан (зарегистрирована Министерством юстиции 13 января 1998 года N 390).

Метод первый может быть применен при соблюдении следующих условий и осуществлении необходимых поправок к цене ("+" или "-"):

1) данные, использованные декларантом при определении таможенной стоимости, подтверждены документально и являются достоверными;

2) отсутствуют ограничения по распоряжению товарами или их использованию покупателем, за исключением:

- ограничений, установленных законодательством Республики Узбекистан;

- ограничений географического региона, в котором товары могут быть перепроданы (отчуждены) повторно;

- ограничений, существенно не влияющих на цену товаров;

3) продажа или цена не является предметом каких-либо условий или соображений, из-за которых таможенная стоимость не может быть определена;

4) никакая часть выручки от какой-либо последующей перепродажи, распоряжения или использования товаров покупателем не перейдет прямо или косвенно продавцу, если только не может быть сделана надлежащая корректировка стоимости;

5) покупатель и продавец не являются взаимозависимыми лицами, за исключением случаев, когда их взаимозависимость не повлияла на стоимость сделки, что должно быть доказано декларантом.

Согласно абзацам седьмому и восьмому пункта 3.3 вышеуказанной Инструкции метод первый не может быть использован без документального подтверждения стоимости товара. Основным из них является договор (контракт), содержащий стоимостную оценку товара или метод ее расчета, в соответствии с которым осуществляется перемещение товара через границу из страны экспорта в Узбекистан и получение от покупателя в обмен на этот товар эквивалентной денежной суммы в соответствии с принятыми формами денежных расчетов (платежей). Другими документами, подтверждающими стоимость товара, являются грузовая таможенная декларация, счет-фактура (инвойс), банковские платежные документы (если счет оплачен) или счет-проформа (для условно-стоимостных сделок), а также другие платежные и/или бухгалтерские документы; транспортные и страховые документы, если они имеются, в зависимости от условий поставки; счет за транспортировку или официально заверенную калькуляцию транспортных расходов в случаях, когда транспортные расходы не были включены в счет-фактуру; таможенная декларация страны отправления (если имеется); упаковочные листы и др.

Если для подтверждения заявленной таможенной стоимости недостаточно документов для определения стоимости товара, то по требованию таможенного органа декларант обязан представить необходимые для этого дополнительные сведения. В их качестве могут быть затребованы: контракты с третьими лицами, имеющие отношение к сделке; счета за платежи третьим лицам в пользу продавца; счета за комиссионные, брокерские услуги, имеющие отношение к сделке с оцениваемым товаром; бухгалтерская документация; лицензионные или авторские соглашения; экспортные (импортные) лицензии; складские квитанции; заказы на поставку; каталоги, спецификации, прейскуранты цен (прайс-листы) фирм-изготовителей; калькуляция фирмы-изготовителя на оцениваемый товар (если фирма была согласна ее представить узбекскому покупателю); другие документы, которые могут быть использованы для подтверждения сведений, заявленных в декларации таможенной стоимости.

Если таможенный орган, производящий таможенное оформление, располагает информацией, отсутствующей у декларанта, например, справочными ценами на товары, обращающимися во внешней торговле, а также данными по идентичным или аналогичным товарам, таможенное оформление которых производилось ранее, то он может использовать ее при определении таможенной стоимости товара. При этом, согласно абзацу второму пункта 7 раздела II Правил, информация должна быть достоверной, полной (комплексной) и обеспечивать подтверждение заявленной таможенной стоимости. Частью третьей статьи 12 Закона определено, что информация, используемая таможенным органом для определения стоимости товара, должна быть также документально подтвержденной. Абзац второй пункта 5 Положения о порядке подготовки и распространения информационных ресурсов Республики Узбекистан на сети передачи данных, включая интернет (утверждено постановлением Кабинета Министров от 26 марта 1999 года N 137), определяет, что документированная информация - информация, зафиксированная на материальном носителе с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.

Информация, полученная из сети интернет, не относится к документированной, следовательно, не может быть использована для определения таможенной стоимости товара. Указанные сведения могут быть использованы при определении таможенной стоимости, если они документально подтверждены в порядке, установленном законодательством.

Согласно части второй статьи 18 Закона при определении таможенной стоимости к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимый товар, добавляются следующие слагаемые, если они не были включены в указанную цену:

1) расходы по доставке товара на места его ввоза на таможенную территорию: стоимость транспортировки; расходы по погрузке, выгрузке, перегрузке и перевалке; страховая сумма;

2) расходы, понесенные покупателем: комиссионные и брокерские вознаграждения, за исключением комиссионных по закупке товара; стоимость контейнеров и (или) другой многооборотной тары, если они рассматриваются как единое целое с оцениваемым товаром; стоимость упаковки, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке;

3) стоимость услуг и других товаров, которые продавец прямо или косвенно поставляет покупателю бесплатно или по сниженной цене;

4) лицензионные и иные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности, которые покупатель должен прямо или косвенно осуществить в качестве условия продажи оцениваемых товаров;

5) стоимость любой части выручки от какой-либо последующей перепродажи, распоряжения или использования ввезенного товара, которые прямо или косвенно причитаются продавцу.

Как следовало из материалов рассмотренного спора, истец осуществил поставку товара на условиях CIP (по правилам Инкотермс). Согласно условиям CIP ("Фрахт/перевозка и страхование оплачены до") продавец доставит товар названному им перевозчику. Кроме этого, продавец обязан оплатить расходы, связанные с перевозкой товара до названного пункта назначения. Это означает, что в стоимость товара транспортные расходы включаются. Поэтому истец освобождается от их уплаты и они отдельно не входят в состав таможенной стоимости товаров.

В случае если таможенные органы аргументированно считают, что примененный декларантом метод определения таможенной стоимости, а равно другие предусмотренные методы, не могут быть применены, то таможенная стоимость оцениваемых товаров определяется и обосновывается путем использования метода 6 (резервного метода).

В соответствии с пунктом 8.2 Инструкции N 390 при его применении таможенные органы предоставляют декларанту имеющуюся в их распоряжении ценовую, документально подтвержденную, информацию. Она может быть получена путем использования информационных справочников по мировым ценам, по ценам внутреннего рынка; использования статистических данных об общепринятых уровнях комиссионных, скидках, прибыли, тарифах на транспорт и т.п. При этом обязательна соответствующая корректировка данных с учетом условий поставки оцениваемых товаров. В качестве базы определения таможенной стоимости по методу 6 не могут быть использованы:

а) продажные цены аналогичного товара, произведенного в Республике Узбекистан;

б) наиболее высокая стоимость из двух и более альтернативных стоимостей;

в) цены товара на внутреннем рынке страны вывоза (экспорта);

г) цены товара, поставляемого из страны его вывоза (экспорта) в третьи страны;

д) минимальные таможенные стоимости, а также произвольно установленные или фиктивные и достоверно неподтвержденные стоимости товаров.

В ходе таможенного оформления товаров таможенный орган может производить корректировку показателей. Например, согласно пункту 6 Инструкции по заполнению форм корректировки таможенной стоимости КТС-1 и КТС-2 (зарегистрирована Министерством юстиции 20 апреля 2000 года N 920) корректировка показателей может осуществляться:

- после выявления и исправления в формах ДТС-1 и ДТС-2 технических ошибок (таких, как арифметические ошибки, в том числе при пересчете курса валют и т.п.), повлиявших на величину заявленной таможенной стоимости;

- при выявлении в процессе таможенного контроля несоответствия заявленного декларантом метода определения таможенной стоимости, величины и/или структуры таможенной стоимости документам, предъявленным в ее подтверждение, в результате чего производится уточнение цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате (раздел А формы ДТС-1), или дополнительных начислений к ней (раздел Б формы ДТС-1), или вычетов из нее (раздел В формы ДТС-1), то есть изменение величины таможенной стоимости (графа 23 ДТС-1);

- при принятии таможенным органом решения о предоставлении товара в пользование его владельцу (декларанту) с применением временной (условной) оценки таможенной стоимости в тех случаях, когда заявленная декларантом таможенная стоимость не принимается таможенным органом.

Если декларант не согласен с корректировками, произведенными таможенным органом, то он имеет право письменно запросить разъяснение причин, по которым не принята заявленная им таможенная стоимость. Однако направление декларантом письменного запроса не освобождает его от уплаты таможенных платежей в соответствии с оценкой, произведенной таможенными органами.


Данная публикация осуществлена

благодаря технической поддержке, оказываемой

Германским обществом по техническому сотрудничеству






Время: 0.0147
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск