ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Судебная власть. Правосудие / Судебная система / Высший хозяйственный суд / Изложение судебных актов (решений, постановлений) хозяйственных судов РУз по отдельным делам / Постановления кассационной инстанции с комментариями / По таможенным вопросам /

По спору о нарушении правил таможенного декларирования

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПО СПОРУ О НАРУШЕНИИ ПРАВИЛ

ТАМОЖЕННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ

     

Опубликовано в НТВ N 06 (602) от 7 февраля 2006 г.

Комментарий действует на момент выхода газеты



СУТЬ ДЕЛА


На таможенную территорию поступил груз, оформленный юридическим лицом в соответствии с таможенным режимом "выпуск для свободного обращения". В ГТД указаны соответствующие коды по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности. Для проверки их правильности декларацию и образцы груза сотрудники таможенного органа направили в лабораторию для экспертизы. В заключении по ее результатам указано на неправильное применение кодов ТН ВЭД. Таможенный орган принял решение о наложении штрафов на юридическое лицо и его сотрудника, производившего декларирование. Юрлицо с этим не согласилось и обратилось в хозяйственный суд с исковым заявлением о признании решения недействительным.



ПОЗИЦИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА


При таможенном оформлении ввезенных комплектующих частей для цветных телевизоров заявлены коды 8540 11 110 и 8529 90 590 ТН ВЭД. Так как эти товары не являются готовыми изделиями и не предназначены для конечного потребления, то квалификация их в соответствии с названными товарными подсубпозициями правомерна. Применение штрафных санкций противоречит законодательству.



ПОЗИЦИЯ ТАМОЖЕННОГО ОРГАНА


На таможенную территорию фактически ввезен готовый товар, только в несобранном и некомплектном виде. Поэтому их классификация должна быть сделана в соответствии с товарными подсубпозициями, содержащими описание готовых изделий, а именно 8528 12 520 и 8528 12 560 ТН ВЭД. Неправильная классификация в целях неправомерного занижения сумм таможенных платежей влечет экономическую ответственность юридического лица и одновременно административную ответственность его сотрудника, производившего таможенное декларирование. Решение таможенного органа законно и обоснованно.



РЕШЕНИЕ СУДА


Хозяйственный суд, изучив материалы дела, выслушав объяснения сторон спора, установил:

- согласно заключенному с иностранным поставщиком контракту на таможенную территорию ввезены кинескопы и корпуса для цветных телевизоров;

- юридическое лицо производило таможенное оформление прибывшего груза в соответствии с таможенным режимом "для свободного обращения". Его специалистом в грузовой таможенной декларации указаны следующие коды по ТН ВЭД: для кинескопов - 8540 11 110, для корпусов - 8529 90 590;

- составленные при таможенном оформлении документы и образцы товаров были переданы таможенным органом в лабораторию для проведения исследований и определения фактического соответствия их характеристик заявленным сведениям и описанию в названных кодах;

- в соответствии с заключением экспертизы ввезенные товары должны были классифицироваться как готовые изделия по другим кодам ТН ВЭД;

- таможенный орган наложил на юридическое лицо штраф в размере 25 миллионов сумов за неправомерное занижение сумм подлежащих уплате таможенных платежей, а его специалист, производивший таможенное оформление, решением таможенного органа признан виновным в нарушении правил таможенного декларирования, и на него наложен административный штраф в размере 35 тысяч сумов.

Проанализировав положения законодательства, хозяйственный суд определил:

- согласно статьям 89, 90 Таможенного кодекса перемещаемые через таможенную границу товары должны быть задекларированы, и в ГТД заявлены сведения об их классификации, таможенной стоимости и иных показателях, соответствующие реальному описанию и характеристикам;

- в соответствии с пунктом 2 "а" Основных правил интерпретации Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности указание на телевизоры по кодам товарных позиций 8528 12 520 и 8528 12 560 ТН ВЭД должно применяться и к этим товарам, ввезенным в некомплектном и незавершенном виде;

- в соответствии со статьей 167 Таможенного кодекса за использование неправильных кодов к юридическому лицу правомерно применен штраф;

- как следует из содержания статьи 23 Хозяйственного процессуального кодекса и статьи 31 Гражданского процессуального кодекса, дела по спорам о нарушениях административного законодательства неподведомственны хозяйственному суду и подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции.

На основании изложенного хозяйственный суд признал правомерным применение штрафных санкций к юридическому лицу и отказал в признании недействительным решения таможенного органа в этой части. В отношении привлечения к административной ответственности специалиста юридического лица производство по делу прекратил.



К О М М Е Н Т А Р И Й


В рассмотренном споре необходимо сосредоточиться на определении:

1) требований к таможенному декларированию ввозимых товаров и правил их классификации в соответствии с товарными подсубпозициями Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности;

2) пределов полномочий таможенного органа при проверке правильности и достоверности заявленных в грузовой таможенной декларации сведений о применяемых кодах ТН ВЭД;

3) последствий неправильного применения правил ТН ВЭД и указания кодов, не соответствующих товарным подсубпозициям;

4) подведомственности споров о совершении административных нарушений правил таможенной классификации.

В соответствии со статьями 89, 90 Таможенного кодекса товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат декларированию таможенному органу. Оно производится путем заявления по установленной форме точных указаний о товарах, таможенных режимах, в которые они будут помещены, и других сведений, необходимых для таможенных целей. Согласно части второй статьи 100 Таможенного кодекса при декларировании товаров декларант обязан:

- подать таможенную декларацию таможенному органу;

- по требованию таможенного органа предъявить декларируемые товары;

представить таможенному органу документы и дополнительные сведения, необходимые для таможенного оформления;

- уплатить таможенные платежи;

- оказывать таможенным органам содействие в производстве таможенного оформления.

Согласно статье 17 Таможенного кодекса "выпуск для свободного обращения" - это режим, при котором товары, ввезенные на таможенную территорию, остаются на ней постоянно без обязательства об их вывозе с этой территории. Предусматривает уплату импортных таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей, соблюдение мер экономической политики и других. При оформлении товаров законодательство обязывает оформить грузовую таможенную декларацию.

Одним из элементов декларирования товаров, перемещаемых в соответствии с таможенным режимом "для свободного обращения", является их классификация в соответствии с кодами Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, под которой понимается определение соответствия характеристик перемещаемых товаров описанию, представленному в соответствующих товарных позициях (субпозициях, подсубпозициях). При этом необходимо соблюдать установленные правила интерпретации ТН ВЭД.

Классификацию ввозимых товаров производит декларант. Код ТН ВЭД в грузовой таможенной декларации указывается в графе под номером 33. Правилами заполнения грузовой таможенной декларации при помещении товаров под режим выпуска для свободного обращения (импорт)* предусмотрено, что проставлению подлежит девятизначный код по ТН ВЭД "без пробелов и иных разделительных знаков". Правильная классификация необходима, прежде всего, для применения ставок таможенной пошлины.

Как было установлено хозяйственным судом в рассмотренном споре, на таможенную территорию ввозились товары не в готовом виде, предназначенные для конечного потребления, а отдельные их части, к которым применялись следующие коды:

- 8540 11 110 - трубки телевизионные электронно-лучевые цветного изображения;

- 8529 90 590 - корпуса, предназначенные для цветных телевизоров.

Ставки импортной таможенной пошлины на них составили: 10 процентов от таможенной стоимости (при ввозе из стран, с которыми республика применяет режим наибольшего благоприятствования) и 20 процентов от таможенной стоимости (при ввозе из стран, с которыми оформляющих этот режим соглашений не было заключено).

Хозяйственный суд признал, что на таможенную территорию фактически ввозилась телевизионная аппаратура (телевизоры), но в некомплектном и незавершенном виде. В этом случае должны были применяться не вышеназванные коды, которые охватывали изделия по отдельности, а те, которые содержали описание готовых телевизоров. В обоснование был положен подпункт "а" пункта 2 Основных правил интерпретации Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, согласно которому "любая ссылка в наименовании товарной позиции на какой-либо товар должна рассматриваться и как ссылка на такой товар в некомплектном или незавершенном виде при условии, что, будучи представленным в некомплектном или незавершенном виде, этот товар обладает основным свойством комплектного или завершенного товара, а также должна рассматриваться как ссылка на комплектный или завершенный товар (или классифицируемый в рассматриваемой товарной позиции как комплектный или завершенный в силу данного правила), представленный в несобранном или разобранном виде".

Хозяйственный суд счел правомерным классификацию ввезенных товаров в соответствии с кодами 8528 12 520 и 8528 12 560 (аппаратура приемная для телевизионной связи цветного изображения). На нее установлены следующие ставки импортных таможенных пошлин: 30 процентов от таможенной стоимости (при ввозе из стран, с которыми республикой заключены торгово-экономические соглашения с предоставлением режима наибольшего благоприятствования) и 60 процентов от таможенной стоимости (при ввозе из остальных государств).

На органы государственной таможенной службы возложена обязанность осуществлять контроль за перемещаемыми товарами, одной из форм которого статья 39 Таможенного кодекса предусматривает проверку документов и сведений, необходимых для таможенных целей. Поэтому они при принятии ГТД вправе проверить указанные в ней данные на соответствие действительности и правильности применения правил интерпретации ТН ВЭД, в том числе направив ее вместе с образцами перемещаемых товаров на экспертизу.

В рассмотренном споре хозяйственный суд установил, что из-за неправильной классификации ввезенных товаров сумма таможенных платежей была занижена. За нарушение таможенного законодательства предусматривается ответственность:

- экономическая - для юридических лиц. Предусматривает применение штрафов;

- административная - для работников юридического лица, непосредственно совершивших деяния, образующие состав нарушения таможенного законодательства.

В соответствии со статьей 167 Таможенного кодекса заявление в таможенной декларации и иных документах недостоверных сведений, дающих основание для освобождения от таможенных платежей или занижения их размера, за исключением случая, предусмотренного статьей 163 Кодекса**, при отсутствии признаков преступления влечет наложение на юридическое лицо, производившее таможенное оформление, штрафа от ста до трехсот процентов суммы таможенных платежей, подлежащих оплате. Хозяйственный суд счел правомерным признание неправильной классификации ввезенных товаров и применение штрафа по указанной статье Таможенного кодекса.

Согласно статье 227 Кодекса Республики Узбекистан об административной ответственности нарушение таможенного законодательства влечет наложение штрафа на граждан от пяти до семи, а на должностных лиц - от семи до десяти минимальных размеров заработной платы с конфискацией предметов правонарушения. Нарушение правил таможенной классификации охватывается диспозицией указанной статьи.

Подведомственность дел хозяйственным судам определена статьей 23 Хозяйственного процессуального кодекса, согласно которой они рассматривают:

1) дела по спорам, возникающим в экономической сфере из гражданских, административных и иных правоотношений между юридическими лицами, гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке;

2) дела об установлении фактов, имеющих значение для возникновения, изменения или прекращения прав организаций и индивидуальных предпринимателей в экономической сфере;

3) дела о банкротстве организаций и индивидуальных предпринимателей.

Так как физическое лицо, производившее таможенное оформление, являлось не индивидуальным предпринимателем, а сотрудником юридического лица и действовало от его имени, то рассмотрение спора о наложении административного штрафа на него за нарушение правил таможенной классификации было признано неподведомственным хозяйственному суду и производство в этой части прекращено на основании пункта 1 статьи 86 ХПК. В соответствии со статьей 31 Гражданского процессуального кодекса споры по делам такого рода подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции.


-----------------------------------------------

*) Раздел 6 Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации (зарегистрирована Министерством юстиции 3 ноября 1999 года N 834).


**) Статья 163 Таможенного кодекса предусматривает ответственность за перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу с обманным использованием документов или средств идентификации.


Данная публикация осуществлена

благодаря технической поддержке, оказываемой

Германским обществом по техническому сотрудничеству




































Время: 0.0082
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск