ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Судебная власть. Правосудие / Судебная система / Высший хозяйственный суд / Изложение судебных актов (решений, постановлений) хозяйственных судов РУз по отдельным делам / Постановления кассационной инстанции с комментариями / По таможенным вопросам /

По спору о применении альтернативной ставки акцизного налога при ввозе табачных изделий

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПО СПОРУ О ПРИМЕНЕНИИ

АЛЬТЕРНАТИВНОЙ   СТАВКИ

АКЦИЗНОГО НАЛОГА ПРИ ВВОЗЕ

ТАБАЧНЫХ ИЗДЕЛИЙ

    

Опубликовано в НТВ N 51 (595) от 19 декабря 2005 г.

Комментарий действует на момент выхода газеты



СУТЬ ДЕЛА


Юридическое лицо в 2001-2002 годах ввезло в республику табачные изделия. При таможенном оформлении уплатило акцизный налог по ставке 60 процентов от их таможенной стоимости. В 2004 году  таможенный комитет в территориальном таможенном управлении провел проверку правильности исчисления и взимания таможенных платежей и дал последнему поручение произвести корректировку акцизного налога, уплаченного юридическим лицом. По ее результатам доначислена сумма акцизного налога по табачным изделиям, ввезенным в 2002 году, и на расчетный счет импортера выставлено инкассовое поручение о бесспорном ее списании. Юридическое лицо с этим не согласилось и обратилось в хозяйственный суд с исковым заявлением о признании денежно-расчетного документа не подлежащим исполнению.



ПОЗИЦИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА


В 2001 году ставка акцизного налога была установлена в размере 60 процентов от таможенной стоимости и других ставок не предусматривалось. В 2002 году из-за изменения системы ставок акцизного налога (была введена альтернативная ставка в твердой денежной сумме), его сумма увеличилась, чем для импортера были созданы менее благоприятные условия деятельности. Юридическое лицо является субъектом малого предпринимательства и вправе пользоваться установленной законом гарантией и уплачивать акцизный налог по ранее установленной ставке.

Таможенным органом нарушен порядок проведения корректировки сумм акцизного налога. Исковые требования обоснованны.



ПОЗИЦИЯ ТАМОЖЕННОГО ОРГАНА


Таможенные платежи должны уплачиваться на момент таможенного оформления ввозимых товаров. В 2002 году ставка акциза снижена по сравнению с 2001 годом на 10 процентов. Это нельзя признавать менее благоприятными условиями деятельности. Юридическое лицо не вправе пользоваться двухлетней гарантией, установленной законом, и обязано было произвести оплату акцизного налога по ставке, установленной на 2002 год в твердой денежной сумме. Поскольку сумма налога не доплачена в бюджет, то доначисление произведено правомерно. Корректировка осуществлена на основании поручения вышестоящего органа. Все предъявляемые к ней правила и требования таможенным органом были соблюдены. Исковые требования не подлежат удовлетворению.


Суд первой инстанции в удовлетворении иска отказал, признав действия таможни соответствующими законодательству. Постановлением апелляционной инстанции это решение отменено, принято новое решение об удовлетворении иска и признании инкассового поручения не подлежащим исполнению.

Не согласившись с этим, таможенный орган подал кассационную жалобу, в которой просил это постановление отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции.



ПОСТАНОВЛЕНИЕ КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ


Кассационная инстанция хозяйственного суда, изучив материалы дела, выслушав объяснения сторон спора, установила:

- юридическое лицо приобретало за рубежом табачные изделия, ввозило их и реализовывало в республике;

- в 2001-2002 годах на основании заключенных контрактов оно ввезло указанные товары и уплатило акцизный налог, исходя из ставки 60 процентов от их таможенной стоимости;

- в отношении импортных контрактов, заключенных юридическим лицом до 2002 года, но исполняемых в указанном году, для юридического лица был сохранен порядок уплаты акцизного налога по ставкам, действовавшим в 2001 году;

- в 2004 году контрольно-ревизионное управление таможенного комитета провело в своих подразделениях проверку правильности исчисления и уплаты импортерами таможенных платежей, по результатам которой выяснилось, что юридическое лицо, применив ставку, установленную в 2001 году, недоплатило в бюджет сумму акциза;

- таможенному подразделению поручено произвести в установленном порядке корректировку акцизного налога, доначислить причитающиеся к доплате суммы и произвести их принудительное взыскание;

- территориальное подразделение это поручение выполнило и выставило на расчетный счет инкассовое поручение на бесспорное списание доначисленных сумм акциза;

- таможенный орган при пересчете акцизного налога исходил из ставки, установленной в 2002 году, - 15 долларов США за 1 тыс. единиц товара, а не из ставки 50 процентов от таможенной стоимости. В результате юридическое лицо должно было произвести доплату в бюджет, что следует рассматривать как создание менее благоприятных условий для ведения деятельности;

- в соответствии с письмом органа статистики юридическое лицо по среднегодовой численности работников соответствует установленному критерию субъекта малого бизнеса и является малым предприятием;

- таможенный орган нарушил порядок проведения корректировки суммы акцизного налога, предусмотренный Инструкцией по заполнению форм корректировки таможенной стоимости КТС-1 и КТС-2 (зарегистрирована Министерством юстиции 20 апреля 2000 года N 920), поскольку решение о ее проведении таможенным органом не принято, юридическое лицо о ней не было уведомлено, и фактически она осуществлена на основании акта контрольно-ревизионного управления ГТК.

Проанализировав положения законодательства, кассационная коллегия определила:

- в соответствии с постановлением Кабинета Министров "О прогнозе основных макроэкономических показателей и параметрах Государственного бюджета Республики Узбекистан на 2001 год" от 26 декабря 2000 года N 500 юридическое лицо при ввозе табачной продукции в 2001 году должно было уплачивать акцизный налог по ставке 60 процентов от таможенной стоимости;

- согласно постановлению Кабинета Министров "О прогнозе основных макроэкономических показателей и параметрах Государственного бюджета Республики Узбекистан на 2002 год" от 31 декабря 2001 года N 490 процентная ставка акциза составила 50 процентов от таможенной стоимости. При этом введена альтернативная ставка, установленная в твердой денежной сумме - не менее 15 долларов США за 1 тыс. штук;

- как следует из части второй статьи 16 Закона "О гарантиях свободы предпринимательской деятельности" от 25 мая 2000 года N 69-II, для юридического лица установлением минимальной твердой ставки акцизного налога созданы менее благоприятные условия ведения деятельности, и поэтому оно в течение двух лет после этого вправе уплачивать акциз при импорте по ставке 60 процентов от таможенной стоимости без применения к нему минимальной ставки в размере 15 долларов США за 1 тыс. штук.

На основании изложенного хозяйственный суд признал:

- в результате установления минимальной ставки акцизного налога в твердом денежном эквиваленте общая его сумма, подлежавшая уплате по импортным поставкам 2002 года, увеличилась по сравнению с той, которую юридическое лицо внесло в бюджет при идентичных условиях импорта табачных изделий в 2001 году;

- правомерным применение импортером гарантии, установленной частью второй статьи 16 Закона "О гарантиях свободы предпринимательской деятельности", и уплату им акцизного налога по действовавшей в 2001 году ставке - 60 процентов от таможенной стоимости.




К О М М Е Н Т А Р И Й


Частью второй статьи 16 Закона "О гарантиях свободы предпринимательской деятельности" установлено, что "если в налоговое законодательство внесены изменения, создающие менее благоприятные условия для субъектов малого и частного предпринимательства, то с них в течение последующих двух лет взимаются налоги в соответствии с законодательством, действовавшим до вступления в силу таких изменений. При этом изменение системы налогообложения и ставок налогов, связанное с их индексацией, а также введение фиксированного налога на доходы юридических и физических лиц от осуществления отдельных видов деятельности не являются изменениями, создающими менее благоприятные условия деятельности для субъектов малого и частного предпринимательства".

Законом не установлено, изменения какого вида правомерно относить к создающим менее благоприятные условия. В соответствии с решением Конституционного суда "О толковании части второй статьи 16 Закона Республики Узбекистан "О гарантиях свободы предпринимательской деятельности" от 9 августа 2001 года таковыми были признаны введение новых налогов и местных сборов, увеличение их ставок и отмена льгот по ним.

В рассмотренном споре сложилась нестандартная ситуация. Внесенные в налоговое законодательство изменения в части изменения ставок акцизного налога на табачную продукцию не были связаны ни с введением нового налога, ни с увеличением ставок, ни с отменой льгот. В 2002 году процентная ставка акциза, наоборот, была снижена на 10 процентов и составила половину от таможенной стоимости товаров.

Новшеством было введение альтернативной ставки, установленной в твердом денежном эквиваленте на единицу обложения - 15 долларов США за 1 тыс. штук. Она явилась нижним пределом, менее которого акцизный налог не мог быть взыскан. Таможенный орган должен был рассчитать сумму акцизного налога, исходя из установленного низшего предела. Как следовало из материалов дела, сумма, рассчитанная с применением процентной ставки, оказалась ниже определенной исходя из ставки, установленной в твердом денежном эквиваленте. Поэтому таможенный орган применил последнюю.

Хозяйственный суд исходил из того, что установление минимальной ставки акцизного налога привело к увеличению, в сравнении с ситуацией 2001 года, его суммы, подлежащей уплате в бюджет. В связи с чем увеличилась бы цена реализуемых товаров при прочих неизменных условиях импорта. Хозяйственный суд посчитал, что этим для юридического лица созданы менее благоприятные условия деятельности, счел правомерным применение истцом гарантии, установленной частью второй статьи 16 Закона "О гарантиях свободы предпринимательской деятельности" и признал его право уплатить акцизный налог по ставке, установленной в 2001 году.

Пункт 5 Инструкции по заполнению форм корректировки таможенной стоимости КТС-1 и КТС-2 предусматривает, что корректировка сумм таможенных платежей может производиться как в ходе таможенного оформления импортируемых товаров, так и после их выпуска для свободного обращения. В последнем случае согласно пункту 8 Инструкции корректировка таможенных платежей может осуществляться при:

- выявлении технических ошибок, допущенных при декларировании товара и повлиявших на величину и/или структуру таможенной стоимости;

- обнаружении недостоверного декларирования, выявленного в ходе проведения последующей проверки;

- выявлении несоответствия заявленной таможенной стоимости действительной стоимости товара, имевшей место на дату принятия таможенной декларации, в связи с отклонениями ввезенного товара по количеству и/или качеству от условий контракта (договора);

- изменении сумм таможенных платежей, подлежащих взысканию (например, возврат излишне уплаченных сумм при представлении сертификата происхождения товаров, доплата таможенных платежей по товарам, которым были предоставлены льготы, оплата процентов за предоставление отсрочки или рассрочки по уплате таможенных платежей и т.д.);

- изменившихся обстоятельствах торговой сделки (передача части товара другому лицу и т.д.);

- в других случаях, предусмотренных законодательством.

При корректировке таможенный орган произвел перерасчет суммы акцизного налога исходя из ставки, установленной в твердой денежной сумме. Как следует из изложенных хозяйственным судом выводов, таможенный орган, получив от вышестоящего органа поручение о проведении корректировки, должен был принять в установленном порядке решение и документально его оформить, уведомить юридическое лицо - импортера о корректировке сумм акцизного налога и только после этого выставлять инкассовое поручение на бесспорное списание доначисленных сумм. Невыполнение этих условий было признано нарушением порядка корректировки.


Данная публикация осуществлена

благодаря технической поддержке, оказываемой

Германским обществом по техническому сотрудничеству






Время: 0.0057
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск