ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Судебная власть. Правосудие / Судебная система / Высший хозяйственный суд / Изложение судебных актов (решений, постановлений) хозяйственных судов РУз по отдельным делам / Постановления кассационной инстанции с комментариями / По таможенным вопросам /

По спору об уплате сельскохозяйственным товаропроизводителем НДС при ввозе товаров

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПО СПОРУ ОБ УПЛАТЕ

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫМ

ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕМ НДС

ПРИ ВВОЗЕ ТОВАРОВ

       

Опубликовано в НТВ N 50 (594) от 12 декабря 2005 г.

Комментарий действует на момент выхода газеты



СУТЬ ДЕЛА


Юридическое лицо при ввозе товаров по требованию таможенного органа оплатило налог на добавленную стоимость. Импортер, посчитав это необоснованным, обратился в хозяйственный суд с исковым заявлением о возврате уплаченных сумм НДС.



ПОЗИЦИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА


Являясь сельскохозяйственным товаропроизводителем и плательщиком единого земельного налога, юридическое лицо не должно уплачивать НДС при ввозе товаров. Фактическая оплата произведена по требованию таможенного органа, чтобы не допустить задержку таможенного оформления товаров на границе. Так как требование таможни не соответствует законодательству, то импортер вправе получить перечисленные в бюджет средства обратно. Годичный срок для возврата излишне уплаченных таможенных платежей установлен для подачи соответствующего заявления в территориальную таможенную службу, в зоне деятельности которой производилось таможенное оформление, а не для обращения в суд. Исковые требования обоснованны и подлежат удовлетворению.



ПОЗИЦИЯ ТАМОЖЕННОГО ОРГАНА


Юридическое лицо в течение одного года с момента уплаты НДС не обращалось в таможенный орган с заявлением о возврате излишне уплаченных денежных средств. А так как указанный срок пропущен, то юрлицо не имеет права на возврат уплаченных сумм налога на добавленную стоимость, его исковые требования в связи с этим необоснованны и поэтому нет оснований для их удовлетворения.



РЕШЕНИЕ СУДА


Хозяйственный суд, изучив материалы дела, выслушав объяснения сторон спора, установил:

- согласно присвоенному коду отраслевой принадлежности юридическое лицо относилось к сельскохозяйственным товаропроизводителям и вместо совокупности общегосударственных и местных налогов уплачивало в бюджет единый земельный налог;

- в 2002 году оно ввезло на таможенную территорию импортный товар, при оформлении которого таможенный орган предъявил счет для оплаты налога на добавленную стоимость, который был полностью оплачен импортером;

- юрлицо не обращалось к таможне с заявлением о возврате излишне уплаченных денежных средств. Иск о возврате их в судебном порядке подан в 2005 году;

- с момента уплаты НДС прошло более одного года.

Проанализировав положения законодательства, хозяйственный суд определил:

- в соответствии с частью первой статьи 113 Таможенного кодекса юридическое лицо вправе было обратиться к таможенному органу за возвратом уплаченных сумм НДС в течение одного года с момента их внесения. Импортер предоставленным правом не воспользовался;

- согласно Инструкции о возврате излишне уплаченных или взысканных таможенных платежей (зарегистрирована Министерством юстиции 14 июля 2000 года N 947) возврат излишне внесенных сумм налога на добавленную стоимость должен был производиться по решению таможенного органа. При неудовлетворении им заявленных требований импортер вправе был бы обжаловать это в хозяйственный суд.

Исходя из вышеизложенного, хозяйственный суд отказал юридическому лицу в удовлетворении его исковых требований. Вышестоящие инстанции хозяйственного суда, признав это решение законным и обоснованным, не нашли оснований для его изменения или отмены.



К О М М Е Н Т А Р И Й


Налог на добавленную стоимость, уплачиваемый при выпуске ввезенных на таможенную территорию товаров в режиме "для свободного обращения", согласно части первой статьи 103 Таможенного кодекса является одним из видов таможенных платежей. Поэтому на него распространяется установленный таможенным законодательством порядок возврата излишне уплаченных сумм.

В соответствии с частью первой статьи 113 Таможенного кодекса "суммы излишне уплаченных или взысканных таможенных платежей, а также таможенных платежей, возврат которых должен осуществляться в соответствии с таможенными режимами, подлежат возврату либо зачету в счет будущих платежей по требованию плательщика в течение одного года с момента уплаты или взыскания таких платежей в порядке, предусмотренном законодательством".

Законодательство предусматривает административный и судебный способы получения денежных средств, излишне перечисленных в счет оплаты таможенных платежей. Административный порядок урегулирован Инструкцией о возврате излишне уплаченных или взысканных таможенных платежей и предусматривает их возврат на основании решения таможенного органа.

В соответствии с пунктом 1.3 названной Инструкции суммы излишне уплаченных или взысканных таможенных платежей (в том числе переведенных в республиканский бюджет через депозитные счета таможенных органов) зачисляются в счет будущих платежей или возвращаются таможенными органами плательщику в случаях:

- пересчета сумм таможенных платежей в связи с корректировкой таможенной стоимости товара;

- если условиями таможенного режима предусмотрен возврат ранее уплаченных сумм таможенных платежей;

- обложения товара импортной таможенной пошлиной в нарушение установленного порядка ее исчисления;

- изменения ставок таможенных пошлин, налогов, сборов и других платежей;

- предоставления льгот по уплате таможенных платежей;

- уничтожения под таможенным контролем товаров, за которые уплачены таможенные платежи;

- несостоявшейся импортной поставки;

- возврата части таможенных сборов, уплаченных за хранение, при выдаче товаров в связи с ликвидацией таможенного склада, владельцем которого является таможенный орган;

-  выявления арифметических ошибок при начислении таможенных платежей, приведших к излишней уплате;

- в иных случаях, предусмотренных действующим таможенным законодательством.

Согласно пункту 2.1 Инструкции плательщик может обратиться в территориальную таможенную службу, в зоне деятельности которой производилось таможенное оформление, с требованием о возврате платежей или зачета в счет будущих платежей в течение одного года с момента их уплаты или взыскания.

Годичный срок, по сути, является сроком давности, применяемым в отношении административного порядка возврата излишне уплаченных средств. Это означает, что с момента уплаты у плательщика есть только один год для предъявления таможенному органу требования о возврате денежных средств, которые, по мнению импортера, он не должен был перечислять. Пунктом 2.2 Инструкции предусматривается, что решение о возврате излишне уплаченных сумм таможенных платежей может быть принято таможенным органом при представлении ему следующих документов:

- письменного заявления плательщика с указанием причины излишней уплаты или взыскания и банковских реквизитов плательщика, куда должны быть возвращены денежные средства;

- грузовой таможенной декларации, в соответствии с которой начислялись и взимались платежи;

- платежного документа, подтверждающего уплату (списание) сумм платежей, с отметкой уполномоченного банка об исполнении;

- товаросопроводительных документов с отметкой пограничной таможни о фактическом пересечении товарами (работами, услугами) границы (в необходимых случаях).

Пропуск установленного годичного срока предоставляет таможенному органу право отказать в удовлетворении поданного заявления.

Согласно статье 149 Гражданского кодекса исковая давность - это срок, в пределах которого лицо может защитить свое нарушенное право путем предъявления иска. Предусматриваются общий (три года) и специальные сроки исковой давности, которые могут быть удлиненными, или, наоборот, сокращенными по сравнению с общим. На возможность применения специальных сроков исковой давности указано в статье 151 ГК. Установленный статьей 113 Таможенного кодекса годичный срок относится одновременно и к специальным срокам исковой давности в отношении судебного порядка предъявления требования о возврате излишне уплаченных сумм налога на добавленную стоимость. Это означает, что импортер вправе, обратившись в хозяйственный суд, требовать возврата излишне уплаченных средств также в течение года с момента их уплаты. При этом целесообразно соблюсти административный порядок и обратиться сначала с таким требованием в таможенный орган. В случае отказа в удовлетворении заявления импортер вправе обжаловать принятое решение в хозяйственный суд.

В соответствии с частью первой статьи 153 Гражданского кодекса требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности. Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Поэтому пропуск годичного срока для обращения с требованием о возврате излишне уплаченных сумм НДС является для хозяйственного суда основанием для отказа в удовлетворении иска, если таможенным органом заявлено ходатайство о применении срока исковой давности. В противном случае при установлении факта излишне внесенных сумм таможенных платежей исковые требования подлежат удовлетворению вне зависимости от истечения срока исковой давности.


Данная публикация осуществлена

благодаря технической поддержке, оказываемой

Германским обществом по техническому сотрудничеству








Время: 0.0050
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск