ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Судебная власть. Правосудие / Судебная система / Высший хозяйственный суд / Изложение судебных актов (решений, постановлений) хозяйственных судов РУз по отдельным делам / Постановления кассационной инстанции с комментариями / По таможенным вопросам /

По спору о пропуске срока возврата таможенных платежей

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПО СПОРУ О ПРОПУСКЕ СРОКА

ВОЗВРАТА ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ

          

Опубликовано в НТВ N 13 (609) от 28 марта 2006 г.

Комментарий действует на момент выхода газеты



СУТЬ ДЕЛА


Юридическое лицо при ввозе сырья и вспомогательных материалов по требованию таможенного органа уплатило налог на добавленную стоимость и акцизный налог. Но, не согласившись с этим, обратилось в хозяйственный суд с иском о возврате необоснованно уплаченных сумм.

Суд первой инстанции иск частично удовлетворил. Сумма платежей взыскана с таможенного органа не в полном заявленном объеме. Во взыскании остальных средств отказано из-за пропуска годичного срока, предусмотренного таможенным законодательством для возврата излишне уплаченных таможенных платежей. Не согласившись с принятым решением, юридическое лицо подало кассационную жалобу.



ПОЗИЦИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА


Юридическое лицо является предприятием с иностранными инвестициями, в уставном фонде которого доля иностранного инвестора составляет более 50 процентов. Основной вид деятельности - производство пищевой продукции. Для собственных нужд СП завозило сырье и вспомогательные материалы. При оформлении документов таможенный орган не разрешал ввоз без уплаты таможенных платежей. Во избежание перебоев в поступлении сырья и вспомогательных материалов в производственные цеха и нарушения договорных обязательств перед контрагентами по поставке им готовой продукции предприятие требуемые суммы уплачивало. В штате СП работало более половины инвалидов. Будучи малым предприятием, оно ранее было вправе не уплачивать НДС и акцизный налог. Позже эта льгота была отменена и на момент ввоза не действовала, что ухудшило условия иностранного инвестирования, а также создало для юридического лица менее благоприятные условия деятельности. На этом основании СП вправе использовать предоставленные ему законодательством гарантии и не платить таможенные платежи при ввозе товаров для собственных производственных нужд. Годичный срок возврата уплаченных таможенных платежей должен исчисляться от даты обращения юридического лица к таможне, а не в хозяйственный суд.



ПОЗИЦИЯ ТАМОЖЕННОГО ОРГАНА


Льготы по таможенным платежам для предприятия были отменены, в связи с чем оно должно их уплатить при ввозе сырья и вспомогательных материалов. Юридическое лицо обратилось в хозяйственный суд после истечения годичного срока давности, установленного для возврата таможенных платежей, а значит - они не подлежат обратному перечислению на расчетный счет предприятия.



ПОСТАНОВЛЕНИЕ СУДА


Суд, изучив материалы дела, выслушав объяснения сторон, установил:

- юридическое лицо в связи с заменой состава учредителей и вхождением в него иностранных инвесторов прошло перерегистрацию в органах юстиции. Его уставный фонд был увеличен, иностранный капитал составил в нем более пятидесяти процентов;

- по численности работающих юридическое лицо являлось малым предприятием и относилось к субъектам малого бизнеса;

- более пятидесяти процентов от общего числа его работников были инвалидами;

- с 2004 по 2005 годы юридическое лицо импортировало сырье и вспомогательные материалы для использования в собственном производстве. Во всех случаях по требованию таможенных органов предприятие уплачивало НДС и акцизный налог;

- не будучи согласным с этими платежами и считая, что вправе их не уплачивать, в последующем СП неоднократно обращалось к таможенному органу с требованием об их возврате. Однако он не вернул средства в течение года после их уплаты;

- в хозяйственный суд за понуждением таможенных органов вернуть необоснованно уплаченные таможенные платежи предприятие обратилось в 2005 году;

- юридическое лицо пользовалось льготами по уплате всех налогов, за исключением налога за пользование недрами до сенября 2004 года, с наступлением которого льготы перестали действовать;

- отмена льгот для истца вызвала необходимость привлекать дополнительные денежные средства и увеличила себестоимость производимой им продукции, что снижает ее конкурентоспособность на рынке республики и уменьшает прибыль.

Проанализировав положения законодательства, коллегия определила:

- в соответствии с редакцией части второй статьи 31 Закона "О социальной защищенности инвалидов в Республике Узбекистан" от 18 ноября 1991 года N 422-XII, действовавшей на момент вложения иностранных инвестиций, предприятие было освобождено от уплаты НДС и акцизного налога при ввозе для собственных производственных нужд сырья и вспомогательных материалов;

- в соответствии с Законом "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан" от 27 августа 2004 года N 671-II эти льготы были отменены и предприятие было обязано уплачивать ранее не установленные для него общегосударственные и местные налоги. Эти изменения ухудшили условия иностранного инвестирования СП и одновременно создали менее благоприятные условия для его деятельности;

- в соответствии с частью четвертой статьи 3 Закона "О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов" от 30 апреля 1998 года N 611-I в случае если последующее законодательство ухудшает первоначальные условия иностранного инвестирования, то к иностранным инвестициям должно применяться законодательство, действовавшее на момент инвестирования, в течение десяти лет;

- согласно части второй статьи 16 Закона "О гарантиях свободы предпринимательской деятельности" от 25 мая 2000 года N 69-II если в налоговое законодательство внесены изменения, создающие менее благоприятные условия деятельности для субъектов малого бизнеса, то с них в течение последующих двух лет должны взиматься налоги в соответствии с законодательством, действовавшим до вступления в силу таких изменений;

- годичный срок, предусмотренный частью первой статьи 113 Таможенного кодекса, распространяется только на случаи, когда плательщик обращается за возвратом излишне уплаченных сумм таможенных платежей к таможенному органу. Этот срок не связан с датой обращения юридического лица в хозяйственный суд, а является сроком, в течение которого таможенные органы обязаны были возвратить юридическому лицу излишне уплаченные им суммы при наличии соответствующего требования последнего об этом.

На основании изложенного коллегия признала за юридическим лицом право не уплачивать налоги при ввозе на таможенную территорию сырья и вспомогательных материалов для собственных производственных нужд, а произведенную по требованию таможенного органа их уплату признала необоснованной в полном объеме и постановила возвратить СП эти суммы.




К О М М Е Н Т А Р И Й


Согласно части второй статьи 31 Закона "О социальной защищенности инвалидов в Республике Узбекистан" (в редакции Закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан" от 1 мая 1998 года N 621-I) от уплаты всех налогов (за исключением налога за пользование недрами) полностью освобождались юридические лица, кроме тех, кто занимался торговой, посреднической, снабженческо-сбытовой и заготовительной деятельностью, количество инвалидов в которых составляло свыше пятидесяти процентов от общей численности работающих. Ее действие распространялось и на налоги, которые в соответствии с частью первой статьи 103 Таможенного кодекса относятся к категории таможенных платежей, то есть - на НДС и акцизный.

Законом "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан" от 27 августа 2004 года N 671-II в часть вторую статьи 31 Закона "О социальной защищенности инвалидов в Республике Узбекистан" введена отсылочная норма, согласно которой "порядок и условия льготного налогообложения …предприятий, объединений, учреждений и организаций, применяющих труд инвалидов, устанавливаются законодательством". В соответствии с ней вышеозначенная льгота фактически была отменена, поскольку вновь принятая норма отсылала к Налоговому кодексу и иным актам налогового законодательства. До 2002 года часть вторая его статьи 71 предусматривала, что от уплаты НДС (в том числе при ввозе на таможенную территорию товаров, предназначенных для использования в собственном производстве) освобождались юридические лица с численностью инвалидов более пятидесяти процентов от общего числа работающих, кроме занимающихся торговой, посреднической, снабженческо-сбытовой и заготовительной деятельностью. После вступления в силу Закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан" от 7 декабря 2001 года N 320-II освобождение от уплаты НДС по ввозимым товарам было отменено. Эта ситуация сохраняется и по сей день. Что касается акцизного налога, то ни Налоговым кодексом, ни иными специальными актами налогового и таможенного законодательства освобождение от его уплаты предприятиям, использующим труд инвалидов, не предоставлялось и не предоставляется и поныне.

Хозяйственный суд исходил из того, что внесение в часть вторую статьи 31 Закона "О социальной защищенности инвалидов" изменения, отсылающего к нормативно-правовым актам, не предусматривающим освобождение от уплаты НДС и акциза, фактически является отменой льготы, а потому влечет за собой применение гарантий, установленных законом для субъектов малого бизнеса и иностранных инвестиций.

В пункте 1 резолютивной части своего решения от 9 августа 2001 года "О толковании части второй статьи 16 Закона Республики Узбекистан "О гарантиях свободы предпринимательской деятельности" Конституционный суд определил, что изменения в налоговом законодательстве, связанные с введением новых налогов и местных сборов, увеличением ставок налогов и местных сборов, отменой льгот, следует считать менее благоприятными условиями для субъектов малого и частного предпринимательства.

Часть вторая статьи 16 Закона "О гарантиях свободы предпринимательской деятельности" предусматривает, что "если в налоговое законодательство внесены изменения, создающие менее благоприятные условия для субъектов малого и частного предпринимательства, то с них в течение последующих двух лет взимаются налоги в соответствии с законодательством, действовавшим до вступления в силу таких изменений. При этом изменение системы налогообложения и ставок налогов, связанное с их индексацией, а также введение фиксированного налога на доходы юридических и физических лиц от осуществления отдельных видов деятельности не являются изменениями, создающими менее благоприятные условия деятельности для субъектов малого и частного предпринимательства".

Основываясь на сказанном, хозяйственный суд посчитал правомерным применение юридическим лицом вышеназванной гарантии и указал, что при ввозе после вступления в силу Закона от 27 августа 2004 года N 671-II сырья и вспомогательных материалов для использования в собственном производстве оно вправе не уплачивать в течение последующих двух лет ни НДС, ни акцизный налог. Суммы перечисленных по требованию таможенного органа платежей, соответственно, были признаны излишне уплаченными.

В соответствии с частью первой статьи 113 Таможенного кодекса суммы излишне уплаченных или взысканных таможенных платежей подлежат возврату либо зачету в счет будущих платежей по требованию плательщика в течение одного года с момента их уплаты или взыскания в порядке, предусмотренном законодательством.

Действующие нормативно-правовые акты предусматривают административный и судебный способы возврата импортерам сумм таможенных платежей, необоснованно ими уплаченных по требованию таможенного органа либо неправомерно взысканных с них на основании решений таможенных органов.

Суть первого заключается в том, что плательщик обращается с соответствующим требованием непосредственно к таможенному органу в течение одного года с момента уплаты. Пропуск этого срока может повлечь отказ в принятии госорганом положительного решения.

Второй предусматривает возврат платежей в соответствии с судебным решением.

В рассмотренном споре хозяйственный суд указал, что срок в один год распространяется только на возврат средств в административном порядке. Его пропуск не препятствует истребованию плательщиком сумм излишне уплаченных денежных средств посредством подачи иска в суд.

На момент вынесения хозяйственным судом решения часть четвертая статьи 3 Закона "О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов" действовала в редакции, согласно которой внесение в законодательство изменений, ухудшающих условия иностранного инвестирования, служило основанием для применения в отношении иностранных инвестиций законодательства, действовавшего на дату инвестирования, в течение десяти лет с момента инвестирования.

Сегодня эта ситуация несколько изменилась. Вначале Указом Президента "О дополнительных мерах по стимулированию привлечения прямых частных иностранных инвестиций" от 11 апреля 2005 года N УП-3594, а потом Законом "О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Узбекистан и Закон Республики Узбекистан "О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов" от 16 сентября 2005 года N ЗРУ-6 введены нормы, в результате которых, во-первых, изменился адресат применения рассматриваемой гарантии (если раньше речь шла об иностранных инвестициях, что позволяло применять гарантию непосредственно предприятиям с их участием, то теперь - об иностранных инвесторах, что исключает использование гарантии юридическими лицами, в составе участников которых находятся иностранные инвесторы), а во-вторых, нормативно установлены виды изменений, которые считаются ухудшающими условия иностранного инвестирования и наступление которых предоставляет иностранному инвестору право применять десятилетнюю гарантию. Это:

- увеличение размера (ставки) налога на доходы, получаемые в виде дивидендов, выплачиваемых иностранному инвестору;

- введение дополнительных требований, усложняющих процедуру репатриации или уменьшающих размер доходов (прибыли) иностранного инвестора, переводимых за пределы республики, за исключением случаев приостановления уполномоченным государственным органом репатриации средств иностранного инвестора на условиях недискриминационного применения актов законодательства в случаях неплатежеспособности и банкротства предприятия с иностранными инвестициями или защиты прав кредиторов, преступлений или административных правонарушений, совершенных иностранным инвестором - физическим лицом, либо иной необходимости приостановления такой репатриации в соответствии с судебным или арбитражным решением;

- введение количественных ограничений на объемы осуществления инвестирования и иных дополнительных требований по размеру инвестиций, в том числе в виде увеличения минимального размера иностранных инвестиций в предприятия с иностранными инвестициями;

- введение ограничений по долевому участию иностранного инвестора в уставных фондах (уставных капиталах) предприятий;

- введение дополнительных процедур оформления и продления виз иностранных инвесторов - физических лиц, а также иных дополнительных требований по осуществлению иностранных инвестиций.

Следует учесть, что этот перечень является исчерпывающим, и гарантия, предусмотренная частью четвертой статьи 3 Закона "О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов", применяется при наступлении любого из них.

В целях избежания ошибок при определении правомерности пользования установленной законом гарантией, необходимо учитывать эти нововведения.


Данная публикация осуществлена

благодаря технической поддержке, оказываемой

Германским обществом по техническому сотрудничеству






Время: 0.0096
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск