ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Судебная власть. Правосудие / Судебная система / Высший хозяйственный суд / Изложение судебных актов (решений, постановлений) хозяйственных судов РУз по отдельным делам / Постановления кассационной инстанции с комментариями / По таможенным вопросам /

По спору о уплате фермерским хозяйством НДС при ввозе товаров

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПО СПОРУ О УПЛАТЕ

ФЕРМЕРСКИМ ХОЗЯЙСТВОМ НДС

ПРИ ВВОЗЕ ТОВАРОВ

   

Опубликовано в НТВ N 41 (585) от 10 октября 2005 г.

Комментарий действует на момент выхода газеты


СУТЬ ДЕЛА


Фермерское хозяйство импортировало сырье для собственной производственной деятельности и по требованию таможенного органа уплатило НДС. Считая это необоснованным и полагая, что освобождено от уплаты этого таможенного платежа, оно обратилось в хозяйственный суд с исковым заявлением о возврате уплаченной суммы.



ПОЗИЦИЯ ФЕРМЕРСКОГО ХОЗЯЙСТВА


Являясь сельскохозяйственным товаропроизводителем и плательщиком единого земельного налога, фермерское хозяйство было освобождено от уплаты налога на добавленную стоимость. На момент ввоза сырья льгота по НДС для сельскохозяйственных товаропроизводителей была отменена, чем созданы менее благоприятные условия ведения деятельности. Соответственно, истец в течение последующих двух лет был вправе не уплачивать НДС при ввозе товаров. Требование таможенного органа необоснованно, и уплаченные на его основании денежные средства подлежат возврату с депозитного счета органа государственной таможенной службы.



ПОЗИЦИЯ ТАМОЖЕННОГО ОРГАНА


Льгота для фермерского хозяйства была отменена еще в 2003 году постановлением Кабинета Министров "О прогнозе основных макроэкономических показателей и параметрах Государственного бюджета Республики Узбекистан на 2003 год" от 30 декабря 2002 года N 455. Кроме того, импортер до внесения в 2004 году изменений в Указ Президента "О введении единого земельного налога для сельскохозяйственных товаропроизводителей" от 10 октября 1998 года N УП-2086 и Налоговый кодекс, предусматривающих обязанность для сельскохозяйственных товаропроизводителей уплачивать НДС при импорте товаров на таможенную территорию республики, не пользовался предоставленной льготой, а значит, ее отмена не может служить основанием для признания внесенных изменений создавшими менее благоприятные условия деятельности. Сумма НДС на импортируемые товары уплачена фермерским хозяйством правомерно, и оснований для ее возврата не имеется. Требования импортера в связи с этим необоснованны.



РЕШЕНИЕ СУДА


Хозяйственный суд, изучив материалы дела, выслушав объяснения сторон спора, установил:

- фермерское хозяйство было зарегистрировано в 2000 году, являлось малым предприятием и с момента государственной регистрации платило единый земельный налог;

- в 2001 году оно заключило два контракта на импорт услуг иностранного консультанта, по которым подлежал уплате налог на добавленную стоимость в размере 20 процентов. Как свидетельствует бухгалтерский баланс за 2001 год, представленный фермерским хозяйством с отметкой налогового органа о принятии, за указанный период импортер уплатил единый земельный налог и не уплачивал НДС на импорт услуг. Это говорит о том, что истец пользовался налоговой льготой до ее отмены;

- в 2004 году хозяйство ввезло на таможенную территорию сырье для использования в собственном производстве;

- на момент ввоза сырья не истекло двух лет с даты отмены для фермерского хозяйства льготы по НДС на импорт товаров.

Проанализировав положения законодательства, хозяйственный суд определил:

- в соответствии с пунктом 2 Указа Президента от 10 октября 1998 года N УП-2086 (в редакции до внесения в него изменений согласно Указу Президента "О внесении изменений в некоторые указы Президента Республики Узбекистан" от 8 января 2004 года N УП-3376), а также пунктом 5 Инструкции о порядке исчисления и уплаты единого земельного налога сельскохозяйственными товаропроизводителями (в редакции до внесения в него дополнения постановлением МФ и ГНК, зарегистрированным Министерством юстиции 22 января 2003 года N 1102-1) фермерское хозяйство как плательщик единого земельного налога уплачивало его взамен всех общегосударственных и местных налогов и сборов, включая и налог на добавленную стоимость при импорте товаров;

- часть восьмая статьи 8 Налогового кодекса (в редакции до внесения в нее дополнения Законом "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан" от 27 августа 2004 года) предусматривала, что плательщики единого земельного налога наряду с ним уплачивали только акцизный налог, но не налог на добавленную стоимость при ввозе товаров (работ, услуг);

- льгота по уплате НДС на импорт товаров впервые была фактически отменена в 2003 году в соответствии с постановлением Кабинета Министров "О прогнозе основных макроэкономических показателей и параметрах Государственного бюджета Республики Узбекистан на 2003 год" от 30 декабря 2002 года N 455, а в 2004 году сначала в Указ Президента N УП-2086, а позже и в Налоговый кодекс внесено дополнение, согласно которому фермерское хозяйство как плательщик единого земельного налога должно было уплачивать налог на добавленную стоимость при ввозе на таможенную территорию товаров (работ, услуг);

- в соответствии с частью второй статьи 16 Закона "О гарантиях свободы предпринимательской деятельности" от 25 мая 2000 года при внесении в налоговое законодательство изменений, создающих менее благоприятные условия для фермерского хозяйства, оно вправе уплачивать в течение последующих двух лет налоги в соответствии с законодательством, действовавшим до вступления в силу таких изменений.

На основании изложенного суд:

- признал, что внесенное в налоговое законодательство дополнение, которым для фермерского хозяйства введена обязанность по уплате налога на добавленную стоимость, является создающим для него менее благоприятные условия;

- определил, что двухлетний период гарантии, установленной частью второй статьи 16 Закона "О гарантиях свободы предпринимательской деятельности", подлежит применению с момента вступления в силу Указа Президента от 8 января 2004 года N УП-3376, а не с момента вступления в силу постановления Кабинета Министров от 30 декабря 2002 года N 455;

- подтвердил право истца в течение двух лет с момента внесения изменений в Указ Президента N УП-2086 пользоваться гарантией льготного налогообложения;

- нашел правомерным требование фермерского хозяйства о возврате суммы НДС, уплаченной при ввозе сырья для собственной производственной деятельности.

На основании изложенного суд первой инстанции удовлетворил исковые требования фермерского хозяйства. Вышестоящие инстанции не нашли оснований для отмены или изменения этого решения.




К О М М Е Н Т А Р И Й


Частью второй статьи 16 Закона "О гарантиях свободы предпринимательской деятельности" установлено, что "в случае если в налоговое законодательство внесены изменения, создающие менее благоприятные условия для субъектов малого и частного предпринимательства, то с них в течение последующих двух лет взимаются налоги в соответствии с законодательством, действовавшим до вступления в силу таких изменений".

В соответствии с пунктом 1 резолютивной части Решения Конституционного суда "О толковании части второй статьи 16 Закона Республики Узбекистан "О гарантиях свободы предпринимательской деятельности" от 9 августа 2001 года определены виды вносимых в налоговое законодательство изменений, которые считаются менее благоприятными условиями для субъектов малого и частного предпринимательства и могут служить основанием для применения вышеназванной гарантии. Это:

- введение новых налогов и местных сборов;

- увеличение ставок налогов и местных сборов;

- отмена льгот.

Первоначально в соответствии с пунктом 2 Указа Президента N УП-2086 единый земельный налог был введен взамен уплаты совокупности всех действующих общегосударственных (кроме акцизного налога на алкогольную продукцию) и местных налогов и сборов, установленных для сельскохозяйственных товаропроизводителей:

- налога на доходы (прибыль);

- налога на добавленную стоимость;

- экологического налога;

- налога за пользование водными ресурсами;

- налога за пользование недрами;

- налога на имущество;

- земельного налога;

- налога на развитие социальной инфраструктуры;

- иных местных налогов и сборов.

Право на освобождение от уплаты НДС при ввозе имели все плательщики единого земельного налога. В 2004 году названное нормативно-правовое положение было изменено пунктом 5 приложения к Указу Президента N УП-3376, согласно которому для плательщиков единого земельного налога сокращена сфера применения освобождения от уплаты налога на добавленную стоимость. За ними сохранили право не уплачивать НДС на производимую сельскохозяйственную продукцию, но вменили в обязанность платить НДС при ввозе на таможенную территорию товаров (работ, услуг).

Фактически освобождение от уплаты НДС при ввозе было отменено, начиная с 2003 года. Подпунктом "б" пункта 3 приложения N 26 к постановлению Кабинета Министров от 30 декабря 2002 года N 455 было введено дополнительное требование, согласно которому если сельскохозяйственные товаропроизводители - плательщики единого земельного налога наряду с производством и переработкой сельскохозяйственной продукции занимаются другими видами деятельности, то они обязаны вести раздельный учет и по другим видам деятельности, уплачивать налоги, предусмотренные действовавшим законодательством для данной категории плательщиков.

Однако в отношении уплаты НДС при импорте товаров (работ, услуг) данное нововведение до 2004 года юридически не соответствовало пункту 1 Указа Президента N УП-2086, который на протяжении всего 2003 года предусматривал освобождение от уплаты НДС как по производимым, так и по ввозимым товарам (работам, услугам). А в соответствии с частями второй и третьей статьи 14 Закона "О нормативно-правовых актах" от 14 декабря 2000 года нормативно-правовой акт должен соответствовать нормативно-правовым актам, имеющим по сравнению с ним более высокую юридическую силу, а в случае расхождений между ними - применяться тот, который обладает более высокой юридической силой.

Хозяйственный суд указал на то, что поскольку указы Президента по юридической силе выше, чем постановления Кабинета Министров, то на 2003 год у фермерского хозяйства сохранялось право пользоваться освобождением от уплаты НДС при ввозе сырья для организации собственного производства. Когда же в 2004 году в Указ Президента N УП-2086 было внесено упомянутое изменение, то именно с этого момента фермерское хозяйство было вправе воспользоваться гарантией, установленной частью второй статьи 16 Закона "О гарантиях свободы предпринимательской деятельности". Основными условиями, оправдывающими ее применение сельскохозяйственным товаропроизводителем в рассмотренном споре, явились:

- импортер отвечал критерию субъекта малого бизнеса;

- до 2004 года пользовался освобождением от уплаты налога на добавленную стоимость при импорте товаров (работ, услуг);

- установление обязанности для него как плательщика единого земельного налога уплачивать НДС при ввозе товаров (работ, услуг), то есть, по сути, введение для него нового налога;

- увеличение при прочих неизменных условиях деятельности расходов на производство собственной продукции за счет уплаты дополнительного налога;

- ухудшение общего экономического положения субъекта, сокращение чистой прибыли;

- предоставление расчета динамики доходной и расходной частей в экономической деятельности фермерского хозяйства до и после введения обязанности по уплате НДС при ввозе и обоснование создания менее благоприятных условий ведения деятельности.


Данная публикация осуществлена

благодаря технической поддержке, оказываемой

Германским обществом по техническому сотрудничеству










Время: 0.0193
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск