ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Судебная власть. Правосудие / Судебная система / Высший хозяйственный суд / Изложение судебных актов (решений, постановлений) хозяйственных судов РУз по отдельным делам / Постановления кассационной инстанции с комментариями / По таможенным вопросам /

По спору о применении льгот по таможенным платежам при ввозе учебно-лабораторного оборудовани

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПО СПОРУ О ПРИМЕНЕНИИ ЛЬГОТ

ПО    ТАМОЖЕННЫМ      ПЛАТЕЖАМ

ПРИ ВВОЗЕ УЧЕБНО-ЛАБОРАТОРНОГО

ОБОРУДОВАНИЯ


Опубликовано в НТВ N 39 (583) от 26 сентября 2005 г.

Комментарий действует на момент выхода газеты



СУТЬ ДЕЛА


Юридическое лицо импортировало оборудование для металло- и деревообработки и по требованию таможенного органа уплатило таможенные платежи. Не согласное с этим требованием и, считая, что имеет право на льготы по их уплате, оно обратилось в хозяйственный суд с исковым заявлением о возврате необоснованно перечисленных денежных средств.



ПОЗИЦИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА


Выиграв тендерные торги, юридическое лицо заключило с заказчиком (органом государственного управления) договор на поставку импортного учебно-лабораторного оборудования, которое впоследствии было приобретено у иностранного производителя и ввезено в республику. Оно предназначалось для оснащения строящихся образовательных учреждений. Закупка и поставка финансировались из государственного бюджета. На этом основании юридическое лицо освобождено от уплаты таможенных платежей при ввозе. Требование таможенного органа об их уплате необоснованно. Перечисленные денежные средства подлежат возврату.



ПОЗИЦИЯ ТАМОЖЕННОГО ОРГАНА


Ввезенные юридическим лицом товары являются потребительскими, при импорте которых отменены льготы по уплате таможенных платежей. Они не входят в перечень товаров, при ввозе которых льготы сохраняются. Юридическое лицо не имеет права ими пользоваться и обязано производить оплату всех причитающихся таможенных платежей в общеустановленном порядке. Требование таможни обоснованно, а перечисленные импортером денежные средства не подлежат возврату.



РЕШЕНИЕ СУДА


Хозяйственный суд, изучив материалы дела, выслушав объяснения сторон, установил:

- юридическое лицо приняло участие в организованном органом государственного управления тендере на закупку оборудования для оснащения средних специальных и профессиональных образовательных учреждений и выиграло эти торги;

- с ним был заключен договор на поставку юрлицом оборудования для обработки металла и дерева;

- при ввозе на таможенную территорию товара, приобретенного в рамках заключенного с госорганом договора, импортер заявил об освобождении от уплаты таможенных платежей. Но таможенный орган не принял это во внимание и предъявил ему требование оплатить таможенную пошлину и налог на добавленную стоимость;

- во избежание конфликта и остановки пропуска товара на территорию республики, а также в целях надлежащего выполнения своих договорных обязательств и соблюдения сроков поставки юридическое лицо таможенные платежи оплатило;

- факт финансирования поставки за счет средств государственного бюджета подтвержден письмом финансового органа;

- ввозимое учебно-лабораторное оборудование предназначено для учебных целей и не относится к категории потребительских товаров, что подтверждается письмами органа государственного управления, заключившего договор с юридическим лицом на его поставку.

Проанализировав положения законодательства, хозяйственный суд определил:

- освобождение от уплаты таможенных платежей импортируемого учебно-лабораторного оборудования, ввозимого для оснащения средних специальных и профессиональных образовательных учреждений, предусмотрено пунктом 6 постановления Кабинета Министров "О Программе развития и финансирования материально-технической базы академических лицеев и профессиональных колледжей на 1999 - 2005 годы" от 23 сентября 1998 года N 406;

- льготы по уплате таможенных платежей при ввозе потребительских товаров отменены пунктом 2 Указа Президента "Об упорядочении ввоза на территорию Республики Узбекистан потребительских товаров" от 11 июля 2002 года N УП-3105. Данная норма должна применяться именно к импортируемым потребительским товарам, а не к учебно-лабораторному оборудованию, которое к ним не относится;

- в отношении ввозимого учебно-лабораторного оборудования льготы не были отменены и действовали на момент его ввоза юридическим лицом;

- согласно пункту 1.3 Инструкции о возврате излишне уплаченных или взысканных таможенных платежей возврат денежных средств, уплаченных юридическим лицом, должен быть осуществлен с депозитного счета таможенного органа.

На основании изложенного, хозяйственный суд признал:

- за юридическим лицом право пользоваться установленной льготой по уплате таможенных платежей;

- необоснованным требование таможенного органа об уплате таможенной пошлины, НДС, а также произведенное перечисление их сумм;

- правомерным требование импортера о возврате денежных средств.

Руководствуясь названными обстоятельствами, суд удовлетворил требования юридического лица и обязал таможенный орган полностью возвратить ему уплаченные средства. При пересмотре дела вышестоящие инстанции хозяйственного суда сочли это решение соответствующим законодательству и не нашли оснований для его изменения или отмены.




К О М М Е Н Т А Р И Й


Таможенная льгота, право на применение которой явилось предметом спора между юридическим лицом и таможенным органом, установлена третьим абзацем пункта 6 постановления Кабинета Министров "О Программе развития и финансирования материально-технической базы академических лицеев и профессиональных колледжей на 1999-2005 годы" от 23 сентября 1998 года N 406. В соответствии с ним "от уплаты таможенных платежей освобождается импортируемое учебно-лабораторное оборудование для оснащения образовательных учреждений".

Основными нормативными условиями ее использования импортером явились:

- импорт товаров, отнесенных к категории учебно-лабораторного оборудования;

- строго целевой характер ввоза - для оснащения образовательных учреждений.

Пунктом 2 Указа Президента от 11 июля 2002 года N УП-3105 была установлена отменительная норма, согласно которой были отменены все льготы по уплате таможенных платежей юридическими лицами при ввозе потребительских товаров, за исключением:

- завозимых по импорту лекарственных средств и изделий медицинского назначения;

- товаров, ввозимых в качестве гуманитарной помощи и в целях оказания безвозмездного технического содействия;

- завозимой компьютерной техники и комплектующих к ней, программных средств;

- товаров, происходящих и ввозимых из государств, с которыми установлен режим свободной торговли;

- товаров, поставляемых по межправительственным и кредитным соглашениям, заключенным от имени правительства Республики Узбекистан или под его гарантии;

- товаров, ввозимых в качестве экспонатов для выставок, реклам и презентаций;

- ввозимых на таможенную территорию товаров для официального или личного пользования представителями иностранных государств, физическими лицами, имеющими право на беспошлинный ввоз таких товаров на основании законодательства или международных договоров;

- товаров, перемещаемых через таможенную границу физическими лицами и не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности в соответствии с таможенным законодательством.

При этом отнесение импортируемых товаров к категории "потребительских" производилось в соответствии с Перечнем потребительских товаров, ввозимых на территорию Республики Узбекистан.

При квалификации ввезенного юридическим лицом оборудования по металло- и деревообработке в качестве учебно-лабораторного хозяйственный суд руководствовался его целевым предназначением, отнесением кода ТН ВЭД к категории "Оборудование" и вышеуказанным Перечнем.

Судом установлено, что:

- ввезенное оборудование предназначено для использования в учебном процессе и проведения лабораторных работ учащимися средних специальных и профессиональных образовательных учреждений;

- код по ТН ВЭД, относящий товары к категории "оборудование и механические устройства", в Перечне потребительских товаров, ввозимых на территорию Республики Узбекистан, не значится.

На этом основании суд определил, что они не являются потребительскими, а значит, отменительное условие пункта 2 Указа Президента N УП-3105 на них не распространяется. Подтверждение хозяйственным судом права на применение льготы по таможенным платежам влечет за собой признание отсутствия оснований для их уплаты. Отсюда следует, что уплаченные до этого суммы рассматриваются как излишне внесенные.

Согласно части первой статьи 113 Таможенного кодекса "суммы излишне уплаченных или взысканных таможенных платежей, а также таможенных платежей, возврат которых должен осуществляться в соответствии с таможенными режимами, подлежат возврату либо зачету в счет будущих платежей по требованию плательщика в течение одного года с момента уплаты или взыскания таких платежей в порядке, предусмотренном законодательством".

Порядок возврата в добровольном порядке определен Инструкцией о возврате излишне уплаченных или взысканных таможенных платежей. Это производится, когда:

- установлен факт излишней уплаты;

- имеется письменное требование (заявление) плательщика, поданное в установленном порядке, с приложением требуемых документов;

- условия, при которых запрашивается возврат средств, отвечают установленным законодательством;

- соблюден годичный срок с момента уплаты, в течение которого плательщик вправе истребовать излишне уплаченные денежные средства;

- средства фактически поступили на счета таможенного органа;

- у плательщика, которому производится возврат, отсутствует задолженность перед таможенными органами по уплате таможенных платежей, штрафов, пени, процентов за предоставленную отсрочку или рассрочку по уплате таможенных платежей;

- уполномоченным должностным лицом органа гостаможенной службы принято положительное решение о возврате средств.

Законодательство предусматривает возможность возврата и в судебном порядке. В этом случае сохраняется действие требований, установленных Инструкцией о возврате излишне уплаченных или взысканных таможенных платежей, за исключением тех, которые связаны с подачей плательщиком соответствующего заявления и принятием по нему решения таможенным органом. Последние два применению не подлежат, поскольку, во-первых, наличие поводов и оснований для возврата средств, а значит и его правомерность, устанавливает в данном случае хозяйственный суд, а, во-вторых, вступившее в законную силу его решение, которым таковой предусмотрен, в соответствии со статьей 209 Хозяйственного процессуального кодекса является обязательным для исполнения таможенными органами.

Пунктом 1.3 Инструкции о возврате излишне уплаченных или взысканных таможенных платежей определен перечень случаев, при которых возврат как в добровольном, так и в судебном порядке излишне уплаченных средств (в том числе переведенных в республиканский бюджет через депозитные счета таможенных органов) является правомерным. Это производится:

- при пересчете сумм таможенных платежей в связи с корректировкой таможенной стоимости товара;

- если условиями таможенного режима предусмотрен возврат ранее уплаченных сумм таможенных платежей;

- если произошло обложение товара импортной таможенной пошлиной в нарушение установленного порядка их исчисления;

- при изменении ставок таможенных пошлин, налогов, сборов и других платежей;

- в случае предоставления льгот по уплате таможенных платежей;

- если товары, в отношении которых произведена уплата таможенных платежей, подлежат уничтожению под таможенным контролем;

- если импортная поставка не состоялась;

- в случае возврата части уплаченных сумм таможенных сборов за хранение при выдаче товаров в связи с ликвидацией таможенного склада, владельцем которого является таможенный орган;

- при выявлении арифметических ошибок в начислении таможенных платежей, приведших к излишней уплате;

- в иных случаях, предусмотренных действующим таможенным законодательством.

Таким образом, если хозяйственный суд установит наличие у импортера права пользоваться льготами по уплате таможенных платежей, то возврат их сумм, ранее уплаченных по требованию таможенного органа, должен быть произведен при наличии вступившего в законную силу положительного судебного решения, действие которого не приостановлено или не отменено в установленном законом порядке.


Данная публикация осуществлена

благодаря технической поддержке, оказываемой

Германским обществом по техническому сотрудничеству









Время: 0.0072
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск