ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Судебная власть. Правосудие / Судебная система / Высший хозяйственный суд / Изложение судебных актов (решений, постановлений) хозяйственных судов РУз по отдельным делам / Постановления кассационной инстанции с комментариями / По таможенным вопросам /

По спору об уплате фермерским хозяйством НДС и акцизного налога при ввозе товаров

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПО СПОРУ ОБ УПЛАТЕ

ФЕРМЕРСКИМ ХОЗЯЙСТВОМ НДС И

АКЦИЗНОГО НАЛОГА ПРИ ВВОЗЕ ТОВАРОВ

     

Опубликовано в НТВ N 10 (551) от 28 февраля 2005 г.

Комментарий действует на момент выхода газеты



СУТЬ ДЕЛА

    

Фермерское хозяйство - плательщик единого земельного налога - ввезло в 2002 году в республику товар, с которого по требованию таможенного органа уплатило налог на добавленную стоимость и акцизный налог на 135 миллионов сумов. Считая это необоснованным, субъект обратился в хозяйственный суд с исковым заявлением о взыскании в полном объеме с таможенного органа неправомерно уплаченных сумм таможенных платежей.



ПОЗИЦИЯ ФЕРМЕРСКОГО ХОЗЯЙСТВА


Хозяйство является сельскохозяйственным товаропроизводителем и плательщиком единого земельного налога. В соответствии с требованиями законодательства он уплачивается взамен совокупности всех общегосударственных и местных налогов, включая и налоги на импортируемые товары: на добавленную стоимость и акцизный. При таможенном оформлении ввозимых товаров таможенному органу было заявлено требование об освобождении субъекта от уплаты упомянутых платежей, однако в его удовлетворении было отказано. Таким образом, необоснованно уплаченные средства подлежат возврату в полном объеме.




ПОЗИЦИЯ ТАМОЖЕННОГО ОРГАНА


Фермерское хозяйство является плательщиком единого налога только по своей основной деятельности - производству и реализации сельскохозяйственной продукции. Товар оно ввозило не в ее рамках. НДС и акцизный налог на импортируемые товары являются таможенными платежами, и, как следствие, самостоятельными видами общегосударственных платежей, не входящими в перечень наименований, вместо которых субъект уплачивает единый земельный налог.

Поэтому вышеупомянутые платежи при ввозе товаров хозяйство обязано было оплатить. Требование таможенного органа обоснованно, равно как и законна их уплата.



РЕШЕНИЕ СУДА


Суд, изучив материалы дела, выслушав объяснения сторон, установил:

- в соответствии с положениями, закрепленными в уставе фермерского хозяйства, основным видом его деятельности является производство и реализация сельскохозяйственной продукции;

- указанный учредительный документ позволял хозяйству осуществлять деятельность по ввозу и реализации импортных товаров;

- на ввезенную на таможенную территорию партию товаров (не алкогольная продукция) по требованию таможенного органа начислены и уплачены НДС и акциз.

Проанализировав положения законодательства, суд определил:

- согласно части восьмой статьи 8 Налогового кодекса (в редакции, предшествующей внесению изменений в соответствии с Законом   "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан" от 12.12.2003 г. N 568-II) фермерское хозяйство как сельскохозяйственный товаропроизводитель взамен уплаты совокупности всех действовавших тогда общегосударственных и местных налогов и сборов, за исключением акцизного налога на алкогольную продукцию, уплачивало единый земельный налог;

- в соответствии с пунктом 2 Указа Президента "О введении единого земельного налога для сельскохозяйственных товаропроизводителей" от 10 октября 1998 года N УП-2086 (до внесения изменений согласно Указу Президента от 8 января 2004 года N УП-3376), а также пунктом 2 Инструкции о порядке исчисления и уплаты единого земельного налога сельскохозяйственными товаропроизводителями (утверждена постановлением МФ и ГНК, зарегистрированным МЮ 5 марта 2002 года N 1102) в редакции до внесения изменений  постановлением  МФ и ГНК, зарегистрированным МЮ 16 февраля 2004 года N 1102-2, фермерское хозяйство уплачивало единый земельный налог вместо: налога на доходы (прибыль); налога на добавленную стоимость; акцизного налога (за исключением акцизного налога на алкогольную продукцию); экологического налога; налога за пользование водными ресурсами; налога за пользование недрами; налога на имущество; земельного налога; налога на развитие инфраструктуры; иных местных налогов и сборов;

- согласно пункту 5 указанной Инструкции (до внесения в нее дополнения постановлением МФ и ГНК, зарегистрированным МЮ 22 января 2003 года N 1102-1) фермерское хозяйство являлось плательщиком единого налога независимо от того, осуществляло ли оно наряду с производством сельскохозяйственной продукции и иную хозяйственную деятельность, в том числе ввоз и реализацию импортных товаров;

- в соответствии с пунктом 3 вышеуказанной Инструкции для фермерского хозяйства наряду с уплатой единого земельного налога был сохранен порядок уплаты лишь таможенных пошлин, государственных пошлин, лицензионных сборов, отчислений в государственные целевые фонды. А согласно статье 103 Таможенного кодекса налог на добавленную стоимость и акцизный налог - это иные (помимо таможенной пошлины) самостоятельные виды таможенных платежей;

- положение, согласно которому сельскохозяйственные товаропроизводители - плательщики единого земельного налога, наряду с производством и переработкой сельскохозяйственной продукции занимающиеся другими видами деятельности, обязаны вести раздельный учет и по другим видам деятельности уплачивать предусмотренные действующим законодательством налоги, введено в действие с 1 января 2003 года (подпункт "б" пункта 3 приложения N 26 к постановлению Кабинета Министров "О прогнозе основных макроэкономических показателей и параметрах Государственного бюджета Республики Узбекистан на 2003 год" от 30 декабря 2002 года N 455). Поскольку фермерское хозяйство заявило требование о возврате денежных средств, уплаченных по ввезенным в 2002 году товарам, то вышеуказанное нововведение не применялось в тот период, и фермерское хозяйство с момента государственной регистрации и вплоть до 1 января 2003 года было освобождено от уплаты НДС и акциза на импортируемые товары.

На основании изложенного суд удовлетворил требования фермерского хозяйства и постановил возвратить ему уплаченные в 2002 году суммы налога на добавленную стоимость и акцизного налога при ввозе импортных товаров. Вышестоящие инстанции хозяйственного суда не нашли оснований для отмены этого решения.




К О М М Е Н Т А Р И Й


При уяснении сути рассмотренного спора необходимо обратить внимание на следующие обстоятельства:

- товары были ввезены в 2002 году;

- фермерское хозяйство обратилось в хозяйственный суд в 2004 году с исковым заявлением о возврате сумм НДС и акцизного налога, уплаченных при ввозе товаров именно в 2002 году.

Суд при рассмотрении и разрешении спора по существу руководствовался законодательством, действовавшим на 31 января 2002 года.

Согласно положениям, установленным на тот момент частью восьмой статьи 8 Налогового кодекса, пунктом 2 Указа Президента "О введении единого земельного налога для сельскохозяйственных товаропроизводителей", пунктом 5 Инструкции о порядке исчисления и уплаты единого земельного налога сельскохозяйственными товаропроизводителями, субъекты предпринимательства - сельскохозяйственные товаропроизводители, являвшиеся плательщиками единого земельного налога, уплачивали его взамен общегосударственных и местных налогов.

Приведенные нормативно-правовые положения не содержали уточняющих предписаний относительно того, исключался ли НДС только по производимым и реализуемым товарам либо также и импортируемым товарам. Суд исходил из того, что НДС на импортируемые товары не является самостоятельным видом налога, а охватывается общим понятием, закрепленным в статье 65 Налогового кодекса, согласно которому налог на добавленную стоимость представляет собой отчисления в бюджет части стоимости, добавленной в процессе производства, реализации товаров (работ, услуг) и импорта товаров (работ, услуг) на территорию Республики Узбекистан. Поэтому общее указание на "налог на добавленную стоимость" в перечне платежей, вместо которых уплачивался единый земельный налог, и отсутствие в рассматриваемый период отдельных предписаний о сохранении в отношении его плательщиков порядка уплаты НДС на импортируемые товары суд применил в пользу фермерского хозяйства и подтвердил его право не уплачивать НДС при ввозе им товаров на таможенную территорию. В аналогичном порядке он подтвердил право хозяйства не уплачивать и акциз при ввозе.

Далее, плательщики единого земельного налога уплачивали его вне зависимости от того, занимались ли они, наряду с производством и переработкой сельскохозяйственной продукции, иными видами деятельности, в том числе импортом товаров. Поскольку в законодательстве имелись лишь общие указания об уплате сельскохозяйственными товаропроизводителями единого земельного налога без "привязки" этих положений только к основному виду их деятельности, а также отсутствовали в указанный период отдельные конкретизирующие нормативно-правовые предписания о том, что по другим видам деятельности налогоплательщики рассматриваемой категории обязаны уплачивать и другие налоги, то суд и здесь счел доводы фермерского хозяйства обоснованными и подтвердил его право не уплачивать на импортируемые товары как НДС, так и акциз.

Следует обратить также внимание, что положение, согласно которому сельскохозяйственные товаропроизводители - плательщики единого земельного налога обязаны уплачивать другие налоги, если они наряду со своей основной осуществляют и иные виды предпринимательской деятельности, было установлено с 1 января 2003 года в соответствии с постановлением Кабинета Министров "О прогнозе основных макроэкономических показателей и параметрах Государственного бюджета Республики Узбекистан на 2003 год" от 30 декабря 2002 года N 455. Фермерское хозяйство заявило о возврате денежных средств, уплаченных до его вступления в силу. Поэтому суд руководствовался законодательством, действовавшим в период ввоза товаров, а не на момент подачи искового заявления.

Сегодня ситуация в законодательстве иная. В соответствии с частью шестой статьи 8 Налогового кодекса сельскохозяйственные товаропроизводители взамен уплаты совокупности всех действующих общегосударственных и местных налогов и сборов, за исключением акцизного налога и налога на добавленную стоимость на импорт товаров (работ, услуг), уплачивают единый земельный налог по производству и переработке сельскохозяйственной продукции собственного производства. Этим положением установлено что:

- если сельскохозяйственный товаропроизводитель - плательщик единого земельного налога осуществляет ввоз импортных товаров, то он обязан независимо от своего статуса уплатить налог на добавленную стоимость на указанные товары, а также акцизный налог (если ввозимый товар относится к подакцизным);

- единый земельный налог уплачивается сельскохозяйственными товаропроизводителями только по своей основной деятельности, а именно - производству и переработке сельскохозяйственной продукции собственного производства.

Если субъекты рассматриваемой категории, помимо основной, занимаются и иными видами предпринимательской деятельности, то они обязаны вести раздельный учет и по другим видам уплачивать все налоги, предусмотренные для данной категории плательщиков (второй абзац пункта 5 Инструкции о порядке исчисления и уплаты единого земельного налога сельскохозяйственными товаропроизводителями). Так, например, если сельскохозяйственные товаропроизводители наряду с производством и переработкой сельхозпродукции собственного производства осуществляют торговую деятельность, то по второму виду деятельности они являются плательщиками налога на валовой доход и налога на имущество (второй абзац пункта 5 указанной Инструкции, пункт 2 Положения о порядке исчисления и уплаты налога на валовой доход предприятиями торговли и общественного питания (утверждено постановлением МФ и ГНК, зарегистрированным МЮ 21 июля 2003 года N 1260). А если они ведут бизнес по автостоянкам кратковременного хранения автотранспорта, то платят фиксированный налог (второй абзац пункта 5 вышеназванной Инструкции, второй абзац пункта 6 Положения о порядке исчисления и уплаты фиксированного налога для юридических и физических лиц, занимающихся отдельными видами предпринимательской деятельности (утверждено постановлением МФ и ГНК, зарегистрированным МЮ 16 февраля 2003 года N 1218) и т.д.

Поэтому плательщикам единого земельного налога сегодня необходимо учитывать эти положения действующего налогового законодательства при осуществлении иных, помимо основной, видов предпринимательской деятельности.



Данная публикация осуществлена

благодаря технической поддержке, оказываемой

Германским обществом по техническому сотрудничеству













Время: 0.0088
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск