ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Судебная власть. Правосудие / Судебная система / Высший хозяйственный суд / Изложение судебных актов (решений, постановлений) хозяйственных судов РУз по отдельным делам / Постановления кассационной инстанции с комментариями / По таможенным вопросам /

По спору об уплате НДС при ввозе товаров

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПО СПОРУ ОБ УПЛАТЕ НДС

ПРИ ВВОЗЕ ТОВАРОВ


Опубликовано в НТВ N 06 (498) от 10 февраля 2004 г.

Комментарий действует на момент выхода газеты



СУТЬ ДЕЛА


Сельскохозяйственное предприятие в 2002 году завезло на таможенную территорию товары (исключая алкогольную продукцию) и по требованию таможенного органа оплатило налог на добавленную стоимость. Однако позже, полагая, что требования таможенников неправомерны, обратилось в хозяйственный суд с заявлением о возврате излишне уплаченных таможенных платежей.




ПОЗИЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ


Предприятие в соответствии с законодательством является плательщиком единого земельного налога и поэтому не должно уплачивать НДС при ввозе товаров.



ПОЗИЦИЯ ОРГАНА


Объектом обложения единым земельным налогом является площадь земельного участка, находящегося во владении и пользовании предприятия. Таким образом, оно освобождено лишь от уплаты НДС по производимым и реализуемым товарам ("внутренний налог"), но никак не по ввозимым товарам ("внешний налог"). Согласно постановлению Кабинета Министров "О прогнозе основных макроэкономических показателей  и  параметрах Государственного бюджета Республики Узбекистан на 2003 год" от 30 декабря 2002 года N 455, если сельскохозяйственные товаропроизводители - плательщики единого земельного налога наряду с производством и переработкой сельскохозяйственной продукции занимаются другими видами деятельности, они обязаны вести раздельный учет и по другим видам деятельности уплачивать налоги, предусмотренные действующим законодательством для данной категории плательщиков. Таким образом, при ввозе товаров предприятие должно уплачивать НДС.



РЕШЕНИЕ СУДА


Суд, выслушав доводы, приведенные сторонами, изучив материалы дела, пришел к следующим выводам:

- согласно Указу Президента "О введении единого земельного налога для сельскохозяйственных товаропроизводителей" от 10 октября 1998 года N УП-2086 единый земельный налог введен взамен совокупности всех общегосударственных (кроме акцизного налога на алкогольную продукцию) и местных налогов и сборов, установленных для сельскохозяйственных товаропроизводителей;

- в соответствии с частью восьмой статьи 8 Налогового кодекса сельскохозяйственные товаропроизводители взамен уплаты совокупности всех общегосударственных и местных налогов и сборов, за исключением акцизного налога на алкогольную продукцию, уплачивают в бюджет единый земельный налог;

- НДС на импорт является составной частью налога на добавленную стоимость и не может рассматриваться как "внешний" налог. Поэтому доводы таможенного органа о том, что предприятие было освобождено только от уплаты НДС по производимым товарам, не являются обоснованными;

- льготы, предоставленные законодательством по НДС, распространяются в том числе и на уплату НДС на ввозимые товары;

- товары были ввезены до вступления в силу постановления Кабинета Министров N 455, и поэтому его требования о ведении раздельного учета и уплаты иных налогов в случае ведения сельскохозяйственными производителями другой деятельности не могут распространяться на ввоз товаров предприятием.

Таким образом, суд удовлетворил претензии предприятия и решил, что требования таможенного органа об оплате НДС на ввезенные товары являются необоснованными. Суды вышестоящих инстанций подтвердили законность и обоснованность выводов суда первой инстанции.




К О М М Е Н Т А Р И Й


Следует сразу оговорить, что юридические факты, явившиеся основанием для возникновения правоотношений между предприятием и органами государственной таможенной службы, которые впоследствии образовали предмет спора в хозяйственном суде, имели место до вступления в силу Указа Президента "О внесении изменений в некоторые указы Президента Республики Узбекистан" от 8 января 2004 года N УП-3376. Согласно пункту 5 приложения к данному нормативно-правовому акту плательщики единого земельного налога при импорте товаров (работ, услуг) на сегодняшний день должны уплачивать НДС.

Тем не менее следует прокомментировать рассмотренный спор применительно к положениям законодательства до вступления в силу Указа Президента N УП-3376.

Согласно пункту 2 Указа Президента N УП-2086 (в прежней редакции) единый земельный налог для сельскохозяйственных товаропроизводителей был введен взамен уплаты  совокупности:

- налога на доходы (прибыль);

- налога на добавленную стоимость;

- экологического налога;

- налога за пользование водными ресурсами;

- налога за пользование недрами;

- налога на имущество;

- земельного налога;

- налога на развитие социальной инфраструктуры;

- иных местных налогов и сборов.

Как видно, одним из налогов, взамен которого ввели единый земельный, был и НДС. При этом давалось его общее наименование, без конкретизации того, имеется ли в виду только НДС по производимым и реализуемым товарам, либо НДС в целом, в том числе на импортируемые товары. Подобная ситуация породила в правоприменительной практике многочисленные споры о том, являются или нет плательщики единого земельного налога одновременно и плательщиками НДС при импорте товаров на таможенную территорию.

Мнения хозяйствующих субъектов и таможенных органов в этом отношении разошлись:

- первые утверждали, что поскольку конкретизация в Указе Президента N УП-2086 отсутствует, то плательщиками НДС по импортируемым товарам они не являются;

- вторые в обоснование своих доводов приводили аргументы, что НДС по импортируемым товарам рассматривается ими отдельно как так называемый "внешний налог", который не имеет ничего общего с НДС по производимым и реализуемым товарам. А поскольку единый земельный налог введен для сельскохозяйственных товаропроизводителей в целях стимулирования их производственной деятельности, то, соответственно, и в этом случае имелся в виду НДС по производимым и реализуемым товарам как "внутренний налог".

Как те, так и другие аргументы, в принципе, заслуживают пристального внимания. С позиций целесообразности и логической обоснованности, безусловно, доводы таможенных органов вернее. Однако стоит сказать, что с позиций действовавшего на тот момент законодательства все совершенно наоборот:

- во-первых, согласно статье 65 Налогового кодекса налог на добавленную стоимость представляет собой отчисления в бюджет части стоимости, добавленной в процессе производства, реализации товаров (работ, услуг) и импорта товаров (работ, услуг) на территорию Республики Узбекистан. При этом, как следует из смысла закона, НДС по импортируемым товарам не рассматривается как самостоятельный вид общегосударственного налога, а является лишь формой отчислений от части добавленной стоимости;

- как следовало из второго абзаца пункта 2 Указа Президента N УП-2086, для сельскохозяйственных товаропроизводителей, являющихся плательщиками единого земельного налога, был сохранен порядок уплаты таможенных пошлин, государственных пошлин, лицензионных сборов, отчислений во внебюджетные фонды. Как видно, в данном перечне значится лишь таможенная пошлина, однако НДС на импортируемые товары - это самостоятельный вид таможенного платежа наряду с таможенной пошлиной. Поскольку в качестве самостоятельного налога он не рассматривается и не фигурирует в списке платежей, по которым сохраняется порядок их уплаты, то плательщики единого земельного налога не рассматривались в соответствии с пунктом 2 Указа Президента N УП-2086 (в прежней редакции) отдельно в качестве плательщиков НДС по импортируемым товарам.

Далее можно также сказать, что часть восьмая статьи 8 Налогового кодекса содержит общую диспозицию: сельскохозяйственные товаропроизводители взамен уплаты совокупности всех действующих общегосударственных и местных налогов и сборов, за исключением акцизного налога на алкогольную продукцию, уплачивают единый земельный налог. Здесь отсутствует, во-первых, конкретизация по уплате или неуплате НДС на импортируемые товары и, во-вторых, по учету и налогообложению иных видов деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей - плательщиков единого земельного налога.

Судебные инстанции руководствовались именно такими аргументами.

На сегодняшний день (с момента вступления в силу Указа Президента N УП-3376) ситуация изменилась. Согласно смыслу вносимых им изменений, для сельскохозяйственных товаропроизводителей - плательщиков единого земельного налога не исключается уплата НДС по импортируемым им товарам. Поэтому плательщикам единого земельного налога важно перед тем, как вступать в спор в аналогичных ситуациях, правильно оценить требования существующего на сегодняшний день законодательства.



Данная публикация осуществлена благодаря

технической поддержке, оказываемой Германским обществом

по   техническому   сотрудничеству
































Время: 0.0068
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск