ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Судебная власть. Правосудие / Судебная система / Высший хозяйственный суд / Изложение судебных актов (решений, постановлений) хозяйственных судов РУз по отдельным делам / Постановления кассационной инстанции с комментариями / По таможенным вопросам /

По спору о неправильном определении таможенной стоимости ввозимого товара

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПО СПОРУ О НЕПРАВИЛЬНОМ

ОПРЕДЕЛЕНИИ ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ

ВВОЗИМОГО ТОВАРА


Опубликовано в НТВ N 44 (484) от 31 октября 2003 г.

Комментарий действует на момент выхода газеты



СУТЬ ДЕЛА


При служебной проверке одного из таможенных постов сотрудники территориального управления Государственного таможенного комитета (далее - управление) обнаружили, что по данным грузовых таможенных деклараций предприятия-импортера занижена таможенная стоимость ввезенных товаров, в связи с чем уменьшены суммы таможенных платежей в бюджет. Управление по данным фактам выставило на расчетный счет предприятия инкассовое поручение на безакцептное списание доначисленной денежной суммы. Поручение было удовлетворено частично ввиду отсутствия на счету у предприятия денежных средств на заявленную к списанию сумму.  Предприятие не согласилось с действиями управления и  обратилось в хозяйственный суд с заявлением о возврате списанной суммы и признании не подлежащим исполнению инкассового поручения в неисполненной части.


ПОЗИЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ


Таможенное оформление импортированных товаров производилось на основании средних оптовых цен на аналогичные товары, которые сложились  в нескольких регионах. Исчисление было произведено в соответствии с данными ценами и со статьями 106-109 Таможенного кодекса, и нарушений со стороны  предприятия никаких не было, поэтому неправомерно производить довзыскание таможенных платежей.



ПОЗИЦИЯ ОРГАНА


При таможенном оформлении ввезенных товаров их реальная стоимость была занижена, данные о таможенной стоимости представлены с нарушением действующего законодательства на основе взятой из таможенного органа информации о базовых ценах на аналогичные товары, составленной по нескольким регионам. Таким образом, исходя из реальной стоимости товаров была произведена корректировка и доначислена сумма таможенных платежей, которую предприятие должно заплатить в бюджет. Виновными за исчисление таможенных платежей с заниженной стоимостью импортированных товаров были признаны сотрудники таможенного поста, к которым были применены соответствующие меры.



РЕШЕНИЕ СУДА


Суд, изучив материалы дела, выслушав мнения сторон, пришел к следующим выводам:

- информация о ценах, которая была взята из таможенного органа и послужила основой для определения таможенной стоимости импортируемого товара и, соответственно, исчисления таможенных платежей, носит ориентировочный характер, и в ней данные представлены в общем виде, без учета страны происхождения товара, его качества и т.д. Фактическое определение таможенной стоимости для исчисления и уплаты таможенных платежей должно происходить с учетом реальных цен на декларируемые товары, что в данном случае сделано не было, а базовые цены применены напрямую;  

- корректировка сумм таможенных платежей производилась в соответствии со статьей 14 Закона "О таможенном тарифе";

- несмотря на то, что виновные в неправильном применении базовых цен на импортированные товары сотрудники таможенного поста привлечены к дисциплинарной ответственности, откорректированные суммы таможенных платежей все же подлежат полностью зачислению в бюджет.

Таким образом, суд вынес решение в пользу управления, признав его действия соответствующими законодательству. При пересмотре данного спора вышестоящие суды апелляционной и кассационной инстанции не признали выводы суда первой инстанции не соответствующими законодательству.



К О М М Е Н Т А Р И Й


При уяснении сути рассмотренного спора необходимо прояснить некоторые вопросы, относящиеся к Правилам определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию.

Согласно статье 12 Закона "О таможенном тарифе" от 29 августа 1997 года N 470-I под таможенной стоимостью понимается стоимость товара, определяемая в соответствии с данным Законом и используемая в целях начисления таможенных платежей. Она заявляется (декларируется) декларантом таможенному органу при таможенном оформлении в порядке и на условиях, установленных законодательством, в частности, Инструкцией по определению таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию Республики Узбекистан (зарегистрирована Минюстом 13 января 1998 года N 390).

Контроль за правильностью определения таможенной стоимости возлагается на таможенные органы. В соответствии с четвертым абзацем части первой статьи 14 Закона "О таможенном тарифе" при отсутствии данных, подтверждающих правильность определения заявленной декларантом таможенной стоимости, либо при наличии оснований полагать, что представленные декларантом сведения не являются достоверными и (или) достаточными, таможенные органы вправе определять ее сами, последовательно применяя методы определения таможенной стоимости на основании имеющихся у него сведений (в том числе ценовой информации по идентичным или однородным товарам) с корректировкой, осуществляемой в соответствии с данным Законом.

Согласно второму абзацу пункта 3 первого раздела Правил заявления и контроля таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Республики Узбекистан (зарегистрированы 22 февраля 2000 года N 899), таможенный орган, производящий таможенное оформление ввозимого товара, осуществляет контроль за правильностью определения декларантом таможенной стоимости, включая правильность применения выбранного декларантом метода и возможность его применения, а также полноту (комплектность) представленных документов (обязательных и дополнительных) и их соответствие установленным требованиям.

При выявлении после выпуска товара и иных случаях несоответствия между заявленной и действительной таможенной стоимостью товаров на дату принятия таможенной декларации, а также в связи с отклонениями по количеству и/или качеству ввезенного товара от условий контракта по заявлению декларанта (покупателя) таможенный орган может произвести корректировку таможенной стоимости.

В соответствии со вторым абзацем пункта 1.2 Порядка корректировки, переоформления и аннулирования грузовых таможенных деклараций (зарегистрирован Минюстом 7 февраля 2000 года N 890) корректировка после завершения таможенного оформления и помещения товаров под определенный таможенный режим может производиться таможенными органами в случае необходимости исправления ошибок, допущенных при таможенном оформлении.

В данном случае также необходимо привести положение, установленное третьим абзацем пункта 9.1 Инструкции N 390: "при необходимости после выпуска груза таможенными органами может проводиться проверка с целью уточнения величины таможенной стоимости. По результатам проверки может быть пересчитана таможенная стоимость, а также причитающаяся сумма таможенных платежей и осуществлено их взыскание или возврат".

Как было показано выше, обязанность по заявлению достоверной таможенной стоимости импортируемых товаров лежит на декларанте, а таможенные органы обязаны контролировать данный процесс. Но тем не менее ответственность за соблюдение законодательства, регулирующего вопрос определения таможенной стоимости и, соответственно, исчисления таможенных платежей, лежит как на декларанте, так и на таможенных органах. А законодательство не содержит такого основания для освобождения от уплаты таможенных платежей как неправильное использование таможенными органами ценовой информации при определении таможенной стоимости импортируемых товаров. При выявлении подобных фактов виновные сотрудники таможенных постов могут понести соответствующее наказание, но на статус импортера как плательщика таможенных платежей это, как было отмечено хозяйственным судом, не влияет.


Данная публикация осуществлена благодаря

технической поддержке, оказываемой Германским обществом

по   техническому   сотрудничеству










Время: 0.0062
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск