ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Судебная власть. Правосудие / Судебная система / Высший хозяйственный суд / Изложение судебных актов (решений, постановлений) хозяйственных судов РУз по отдельным делам / Постановления кассационной инстанции с комментариями / По налоговым вопросам /

По спору о применении сельскохозяйственным предприятием гарантии льготного налогообложения

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПО СПОРУ О ПРИМЕНЕНИИ

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫМ

ПРЕДПРИЯТИЕМ    ГАРАНТИИ

ЛЬГОТНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

    

Опубликовано в НТВ N 43 (587) от 24 октября 2005 г.

Комментарий действует на момент выхода газеты



СУТЬ ДЕЛА


Иностранное предприятие по итогам производственной деятельности за квартал уплатило в бюджет единый налог. Посчитав уплату ошибочной и полагая, что имеет право на льготы, практически полностью освобождающие его от налогообложения, оно обратилось в хозяйственный суд с иском к налоговому и финансовому органам о возврате ошибочно перечисленной суммы и признания за ним права применить гарантию льготного налогообложения, установленную для иностранных инвесторов.

Суд первой инстанции в удовлетворении иска отказал, определив, что предприятие не вправе пользоваться гарантией, установленной для иностранных инвестиций. Это было обосновано тем, что фактически льготы по налогам отменены еще в 2001 году Законом от 7 декабря 2001 года N 320-II, внесшим соответствующие изменения в Налоговый кодекс, и на момент государственной регистрации иностранного предприятия они уже не действовали.

Не согласившись с этим решением, предприятие подало кассационную жалобу.



ПОЗИЦИЯ ИНОСТРАННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ


Предприятие - сельскохозяйственный товаропроизводитель взамен совокупности общегосударственных и местных налогов уплачивало единый земельный налог. В третьем квартале 2004 года оно осуществляло деятельность, не связанную с производством и переработкой сельхозпродукции. Налоговый кодекс позволял уплачивать единый земельный налог независимо от осуществления иной производственной деятельности наряду с основной. Сумма единого налога от доходов, полученных от второй деятельности, зачислена в бюджет ошибочно и подлежит возврату.

В штате предприятия более пятидесяти процентов работников составляли инвалиды, и на момент государственной регистрации оно в соответствии с Законом "О социальной защищенности инвалидов в Республике Узбекистан" по другой производственной деятельности было освобождено от уплаты всех налогов (за исключением налога за пользование недрами). В 2004 году эти льготы были отменены, в связи с чем бизнес-программа предприятия не могла быть выполнена в полном объеме и стала убыточной. Это снизило размер прибыли, прогнозируемой для перевода за границу иностранному инвестору. Уставный фонд предприятия полностью сформирован за счет средств этого иностранного инвестора, и оно вправе применить гарантию в виде освобождения от уплаты всех видов налогов (за исключением налога за пользование недрами) в течение десяти лет с момента государственной регистрации.



ПОЗИЦИЯ НАЛОГОВОГО

И ФИНАНСОВОГО ОРГАНОВ


Предприятие как сельскохозяйственный товаропроизводитель не должно уплачивать в бюджет единый налог, поскольку является плательщиком единого земельного налога. Поэтому возражений против возврата ошибочно внесенной суммы или зачета ее в счет будущих платежей нет.

Но предприятие не вправе применять гарантию, установленную законом для иностранных инвестиций, поскольку отмена льгот для него не является условием, ухудшающим инвестирование. И такого основания для пользования отмененными налоговыми льготами законодательство не предусматривает.



ПОСТАНОВЛЕНИЕ СУДА


Судебная коллегия, проанализировав материалы дела, выслушав объяснения сторон, установила:

- предприятие зарегистрировано в 2003 году, его уставный фонд полностью сформирован за счет средств иностранного инвестора;

- основным видом деятельности являлось производство сельскохозяйственной продукции, предприятие в бюджет платило единый земельный налог;

- в четвертом квартале 2004 года оно вело деятельность, не связанную с производством сельхозпродукции, с доходов от которой уплатило в бюджет сумму единого налога;

- в штате предприятия работало свыше половины сотрудников-инвалидов;

- на момент государственной регистрации предприятия действовало положение части второй статьи 31 Закона "О социальной защищенности инвалидов в Республике Узбекистан", полностью освобождавшее его от налогообложения (за исключением уплаты налога за пользование недрами) в части его производственной деятельности;

- в соответствии с пунктом 1 Закона от 27 августа 2004 года N 671-II действие налоговых льгот для предприятия было фактически отменено;

- утвержденная иностранным инвестором бизнес-программа развития производства была рассчитана на пользование учрежденным им предприятием льготами по налогам. Исходя из этого, в нее заложены показатели, в том числе ожидаемый размер прибыли, получаемой инвестором. Отмена льгот уменьшает прибыль инвестора;

- в материалах дела имелся отзыв налогового органа по месту постановки на учет иностранного предприятия, которым признавалось его право в течение десяти лет с момента инвестирования пользоваться льготами, предоставленными ему на момент государственной регистрации частью второй статьи 31 Закона "О социальной защищенности инвалидов в Республике Узбекистан".

Проанализировав положения законодательства, судебная коллегия определила:

- в соответствии с частью восьмой статьи 8 Налогового кодекса (в редакции, до внесения в нее изменений Законом от 3 декабря 2004 года N 714-II) для иностранного предприятия - сельскохозяйственного товаропроизводителя применялась упрощенная система налогообложения, предусматривающая уплату единого земельного налога взамен совокупности всех действующих общегосударственных и местных налогов и сборов, за исключением акцизного налога и налога на добавленную стоимость на импорт товаров (работ, услуг);

- согласно части четвертой статьи 3 Закона "О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов" при внесении в законодательство изменений, ухудшающих условия инвестирования, к иностранным инвестициям в течение десяти лет с момента инвестирования должно применяться законодательство, действовавшее на дату инвестирования.

Судебная коллегия сделала следующие выводы:

- будучи плательщиком единого земельного налога, иностранное предприятие не должно платить в бюджет единый налог, и требования истца о возврате перечисленных денежных средств обоснованны;

- предприятие имеет право в течение десяти лет с момента государственной регистрации пользоваться льготами, предоставленными частью второй статьи 31 Закона "О социальной защищенности инвалидов в Республике Узбекистан" до внесения в нее изменений. Для этого ему необходимо обратиться в соответствующие органы с письменным уведомлением в порядке, предусмотренном частью четвертой статьи 5 Закона "О гарантиях свободы предпринимательской деятельности".



К О М М Е Н Т А Р И Й


В настоящем комментарии суть рассмотренного спора будет охарактеризована с двух сторон: по состоянию законодательства на момент возникновения юридических фактов, послуживших основанием для обращения иностранного предприятия в хозяйственный суд с исковым заявлением, и применительно к действующему законодательству.

На момент уплаты единого налога (четвертый квартал 2004 года) часть восьмая статьи 8 Налогового кодекса предусматривала, что "сельскохозяйственные товаропроизводители взамен уплаты совокупности всех действующих общегосударственных и местных налогов и сборов, за исключением акцизного налога и налога на добавленную стоимость на импорт товаров (работ, услуг), уплачивают единый земельный налог". Это положение позволяло субъекту производить уплату единого земельного налога на основании своего статуса сельскохозяйственного товаропроизводителя и независимо от того, занимался ли он наряду с производством сельскохозяйственной продукции иными видами производственной деятельности. Учитывая это, хозяйственный суд признал за иностранным предприятием право уплачивать единый земельный налог как по оборотам от своей основной деятельности, так и по второму виду производства.

Сегодня содержание статьи 8 Налогового кодекса в части уплаты единого земельного налога несколько изменилось. Законом "О внесении изменений и дополнений, а также признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Узбекистан" от 3 декабря 2004 года N 714-II она изложена в новой редакции. Ее ныне действующая часть шестая устанавливает, что "сельскохозяйственные товаропроизводители взамен уплаты совокупности всех действующих общегосударственных и местных налогов и сборов, за исключением акцизного налога и налога на добавленную стоимость на импорт товаров (работ, услуг), уплачивают единый земельный налог по производству и переработке сельскохозяйственной продукции собственного производства". Условиями применения упрощенного режима налогообложения, предусматривающего уплату единого земельного налога, являются статус сельскохозяйственного товаропроизводителя и вид основной деятельности: производство и переработка сельхозпродукции собственного производства. Если налогоплательщик наряду с основным будет осуществлять и иные виды деятельности, то согласно второму абзацу пункта 5 Инструкции о порядке исчисления и уплаты единого земельного налога сельскохозяйственными товаропроизводителями он обязан вести раздельный учет и по другим видам деятельности уплачивать налоги, предусмотренные действующим законодательством для данной категории плательщиков. Если сельскохозяйственные товаропроизводители относятся к категории микрофирм и малых предприятий, то по другим видам деятельности (кроме торговли и общественного питания, по которым уплачиваются налоги и сборы, установленные для предприятий торговли и общественного питания) они уплачивают единый налог, предусмотренный для данного вида деятельности, либо налоги в общеустановленном порядке.

На момент государственной регистрации иностранного предприятия действовала редакция части второй статьи 31 Закона "О социальной защищенности инвалидов в Республике Узбекистан" от 18 ноября 1991 года N 422-XII, согласно которой если инвалиды составляли свыше пятидесяти процентов от общей численности работающих, то предприятия, объединения, учреждения и организации (кроме занимающихся торговой, посреднической, снабженческо-сбытовой и заготовительной деятельностью) полностью освобождались от уплаты налогов, за исключением налога за пользование недрами.

Законом "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан" от 27 августа 2004 года N 671-II статус указанной нормы был изменен: с нормоустанавливающей она заменена на отсылочную. Определено, что "порядок и условия льготного налогообложения, финансирования и материально-технического обеспечения предприятий, объединений, учреждений и организаций, применяющих труд инвалидов, устанавливается законодательством". Налоговый кодекс предусматривает льготы по налогам на прибыль, НДС и другим для тех производственных предприятий, в общей численности которых работает не менее пятидесяти процентов инвалидов и которые находятся в собственности общественных объединений инвалидов, фонда "Нуроний" и ассоциации "Чернобыльцы Узбекистана". Не отвечающие этому требованию юридические лица не вправе с момента вступления в силу Закона от 27 августа 2004 года N 671-II пользоваться освобождением от уплаты налогов.

Истец - иностранное предприятие в собственности перечисленных негосударственных некоммерческих организаций не находилось. Поэтому для него хозяйственный суд констатировал отмену по второй производственной деятельности ранее установленных льгот, которыми оно вправе было пользоваться с момента государственной регистрации.

Согласно части четвертой статьи 3 Закона "О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов" от 30 апреля 1998 года N 611-I (до внесения в нее изменения Законом "О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Узбекистан и Закон Республики Узбекистан "О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов" от 16 сентября 2005 года N ЗРУ-6) "если последующее законодательство ухудшает условия инвестирования, то к иностранным инвестициям в течение десяти лет с момента инвестирования применяется законодательство, действовавшее на дату инвестирования". Эта норма носила характер объектной применимости. Хозяйственный суд указал, что предприятие-истец, учрежденное иностранным инвестором, вправе было пользоваться названной гарантией. При квалификации ухудшения условий инвестирования хозяйственный суд исходил из того, что производственная программа предприятия, расчеты ожидаемых доходов и прочие материалы, связанные с экономическими приоритетами иностранного инвестора, были разработаны с учетом предусмотренного законодательством освобождения иностранного предприятия от уплаты налогов. Отмена этих льгот увеличивала платежное бремя предприятия и снижала объем прибыли, получаемой иностранным инвестором. На этом основании суд признал, что отменой льгот ухудшены условия иностранного инвестирования предприятия.

На сегодня объектная применимость гарантии, установленной частью четвертой статьи 3 Закона "О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов", заменена на субъектную. Законом от 16 сентября 2005 года N ЗРУ-6 установлено, что законодательство, действовавшее на дату инвестирования, подлежит применению в течение десяти лет с момента инвестирования не к иностранным инвестициям, а в отношении иностранных инвесторов. Частью пятой статьи 3 названного закона определены случаи, когда надлежит квалифицировать ухудшение условий инвестирования. Ими считаются теперь внесение изменений и дополнений в законодательство, а также принятие новых его актов, предусматривающих:

- увеличение размера (ставки) налога на доходы, получаемые в виде дивидендов, выплачиваемых иностранному инвестору;

- введение дополнительных требований, усложняющих процедуру репатриации или уменьшающих размер доходов (прибыли) иностранного инвестора, переводимых за пределы Республики Узбекистан (за исключением случаев приостановления уполномоченным государственным органом репатриации средств иностранного инвестора на условиях недискриминационного применения актов законодательства в случаях неплатежеспособности и банкротства предприятия с иностранными инвестициями или защиты прав кредиторов, преступлений или административных правонарушений, совершенных иностранным инвестором - физическим лицом, либо иной необходимости приостановления такой репатриации в соответствии с судебным или арбитражным решением);

- введение количественных ограничений на объемы осуществления инвестирования и иных дополнительных требований по размеру инвестиций, в том числе в виде увеличения минимального размера иностранных инвестиций в предприятия с иностранными инвестициями;

- введение ограничений по долевому участию иностранного инвестора в уставных фондах (уставных капиталах) предприятий;

- введение дополнительных процедур оформления и продления виз иностранных инвесторов - физических лиц, а также иных дополнительных требований по осуществлению иностранных инвестиций.

Пунктом 7 Указа Президента "О дополнительных мерах по стимулированию привлечения прямых частных иностранных инвестиций" от 11 апреля 2005 года N УП-3594 предусмотрено, что гарантия, установленная частью четвертой статьи 3 Закона "О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов" подлежит применению при наступлении хотя бы одного из названных случаев.

Сейчас в законодательство введен уведомительный порядок применения рассматриваемой гарантии, который предусматривает, что при наступлении любого из вышеуказанных видов ухудшения условий инвестирования иностранный инвестор уведомляет о применении гарантии соответствующий уполномоченный орган, общий список которых представлен: организациями, осуществляющими государственную регистрацию юридических лиц, Министерством иностранных дел, Министерством внутренних дел, Министерством внешних экономических связей, инвестиций и торговли, Государственным налоговым комитетом и обслуживающими банками (пункт 5 Положения о порядке применения гарантии, установленной частью четвертой статьи 3 Закона Республики Узбекистан "О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов").

Уведомление является основанием для применения уполномоченным органом в отношении иностранного инвестора законодательства, действовавшего на дату инвестирования. При этом установлено, что уведомление, независимо от даты направления его в орган, действует с момента вступления в силу акта законодательства, ухудшающего условия инвестирования.

Хозяйствующим субъектам следует учитывать произошедшие в законодательстве изменения при обращении с требованиями о применении гарантии пользования льготами по налогам.


Данная публикация осуществлена

благодаря технической поддержке, оказываемой

Германским обществом по техническому сотрудничеству






Время: 0.0057
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск