ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Судебная власть. Правосудие / Судебная система / Высший хозяйственный суд / Изложение судебных актов (решений, постановлений) хозяйственных судов РУз по отдельным делам / Постановления кассационной инстанции с комментариями / По налоговым вопросам /

По спору об уплате НДС предприятием, созданным некоммерческой организацией

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПО СПОРУ ОБ УПЛАТЕ НДС

ПРЕДПРИЯТИЕМ, СОЗДАННЫМ

НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

       

Опубликовано в НТВ N 42 (586) от 17 октября 2005 г.

Комментарий действует на момент выхода газеты



СУТЬ ДЕЛА


Юридическое лицо в 2004 году при ввозе товаров по требованию таможенного органа уплатило с них налог на добавленную стоимость. Считая это необоснованным и полагая, что имеет право на льготу, импортер обратился в хозяйственный суд с исковым заявлением о возврате уплаченной суммы НДС.

Суд первой инстанции в удовлетворении исковых требований отказал, требования таможенного органа и произведенную уплату суммы налога на добавленную стоимость признал соответствующими законодательству.

Не согласившись с ним, юридическое лицо подало кассационную жалобу, в которой просило отменить решение, удовлетворить исковые требования и взыскать с депозитного счета таможенного органа уплаченные денежные средства.



ПОЗИЦИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА


Юридическое лицо является предприятием, созданным негосударственной некоммерческой организацией. Осуществляемая им деятельность не является предпринимательской, и поэтому оно освобождено от уплаты НДС на производимую им продукцию и оказываемые услуги. Для укрепления собственной материально-технической базы и обеспечения своей деятельности оно ввезло товары, которые не предназначались для использования в предпринимательских целях и, соответственно, подлежали освобождению от уплаты НДС на импорт.



ПОЗИЦИЯ ТАМОЖЕННОГО ОРГАНА


Деятельность юридического лица по производству продукции и оказанию услуг является предпринимательской, и оно не может пользоваться льготами по налогообложению, предоставленными по некоммерческой деятельности. Следовательно, ввезенные им товары также предназначены для использования в коммерческих целях, а значит не освобождены от уплаты НДС. Оснований для возврата правомерно перечисленных денежных средств не имеется. Исковые требования необоснованны.



ПОСТАНОВЛЕНИЕ СУДА


Судебная коллегия, изучив материалы дела, выслушав объяснения сторон спора, установила:

- юридическое лицо учреждено негосударственной (общественной) некоммерческой организацией и находилось в полной ее собственности, что подтверждалось письмом территориального органа государственной статистики, в котором юридическое лицо значилось по установленному коду классификатора форм собственности как находящееся "в собственности общественных организаций";

- в уставе предприятия предусмотрено, что оно должно заниматься производством лакокрасочных изделий и профессиональной подготовкой и обучением этому инвалидов; вся прибыль от ведения указанной деятельности должна направляться на решение уставных задач общественной организации, связанных с обеспечением ее деятельности, и прочее;

- изделия, произведенные инвалидами в рамках деятельности юридического лица, реализовывались заинтересованным в этой продукции третьим лицам;

- юридическое лицо не является субъектом предпринимательства, целью его деятельности не было получение прибыли, а выручка от реализации произведенной продукции в полном объеме направлялась на укрепление собственной материально-технической базы, выплату заработной платы, отчислений во внебюджетные целевые фонды и на содержание, развитие и поддержание некоммерческой деятельности учредившей его общественной организации;

- число инвалидов превышало половину всех работающих на предприятии;

- юридическое лицо самостоятельно не распоряжалось средствами, вырученными от реализации произведенной инвалидами продукции, смета его расходов на содержание устанавливалась учредившей ее общественной организацией;

- на момент ввоза товаров юридическое лицо пользовалось льготой по НДС в части производства продукции и оказания услуг, что подтверждает некоммерческий характер этой деятельности;

- товары ввозились для обеспечения собственного производства и оказания услуг по обучению инвалидов и не предназначались для использования в предпринимательской деятельности, не были перепроданы или иным образом отчуждены.

Проанализировав положения законодательства, судебная коллегия определила:

- как следует из определения предпринимательской деятельности, установленного статьей 3 Закона "О гарантиях свободы предпринимательской деятельности" от 25 мая 2000 года N 69-II, она направлена на извлечение прибыли. Поскольку учебно-производственная деятельность юридического лица не преследовала цели получить прибыль от реализации ввезенных товаров, то предпринимательской ее назвать нельзя;

- в соответствии с частью второй статьи 31 Закона "О социальной защищенности инвалидов в Республике Узбекистан" от 18 ноября 1991 года (в редакции до внесения в нее изменений согласно Закону "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан" от 27 августа 2004 года N 671-II) предприятие полностью освобождалось от уплаты всех налогов, за исключением налога за пользование недрами, поскольку численность инвалидов в нем составляла более половины общего количества работающих. Оно также не занималось торговой, посреднической, снабженческо-сбытовой и заготовительной деятельностью;

- согласно пункту 3 части первой статьи 31 Налогового кодекса от уплаты налога на доходы (прибыль) освобождаются юридические лица, находящиеся в собственности общественных объединений инвалидов, фонда "Нуроний" и ассоциации "Чернобыльцы Узбекистана", в общей численности которых работают не менее пятидесяти процентов инвалидов, ветеранов войны и трудового фронта 1941-1945 годов (кроме юридических лиц, занимающихся торговой, посреднической, снабженческо-сбытовой и заготовительной деятельностью);

- в соответствии с пунктом 29 части первой статьи 71 Налогового кодекса юридическое лицо по основной производственной деятельности и оказанию услуг было освобождено от уплаты НДС;

- согласно требованиям подпунктов 3.1 и 3.2 Положения о порядке применения льгот по налогам, сборам и таможенным платежам, предоставленным благотворительным и иным фондам и обществам, а также созданным ими предприятиям и другим дочерним структурам* ввезенные юридическим лицом товары не подлежали обложению налогом на добавленную стоимость.

Таким образом, кассационная инстанция указала, что:

- осуществляемая юридическим лицом деятельность не являлась предпринимательской, а ввезенные для ее обеспечения товары были предназначены для собственных нужд, не связанных с коммерческими целями использования;

- импорт товаров подлежал освобождению от уплаты налога на добавленную стоимость;

- исковые требования юридического лица обоснованны.

На основании изложенного судебная коллегия хозяйственного суда удовлетворила заявленные исковые требования и постановила возвратить юридическому лицу необоснованно уплаченные им денежные средства.




К О М М Е Н Т А Р И Й


Право пользоваться льготой по уплате НДС на импортированные товары в рассмотренном споре зависело от статуса предприятия-импортера, а также статуса его учредителя, характера осуществляемой деятельности и направлений использования прибыли, условий применения льготы и доказанности некоммерческих целей использования ввезенных товаров.

Деятельность предприятий, учрежденных негосударственными некоммерческими организациями, носит специфический характер. От ее соответствия (несоответствия) установленным законодательством критериям предпринимательской зависит и применение льгот по таможенным платежам.

Согласно статье 2 Закона "О негосударственных некоммерческих организациях" от 14 апреля 1999 года негосударственной некоммерческой организацией признается самоуправляемая организация, созданная на добровольной основе физическими и(или) юридическими лицами, не преследующая извлечение дохода (прибыли) в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученные доходы (прибыль) между ее участниками (членами). Цели создания ННО могут быть различными и в силу отсутствия критерия извлечения прибыли от своей деятельности могут подразделяться на: защиту прав и законных интересов физических и юридических лиц, других демократических ценностей, достижение социальных, культурных и образовательных целей, удовлетворение духовных и иных нематериальных потребностей, осуществление благотворительной деятельности и иные общественно полезные цели.

В соответствии с седьмым абзацем части первой статьи 7 названного закона негосударственная некоммерческая организация имеет право "создавать предпринимательские структуры для выполнения уставных задач", а одним из источников формирования имущества негосударственной некоммерческой организации выступают, согласно пятому абзацу его статьи 29, "доходы (прибыль), полученные от предпринимательской деятельности, используемые только для выполнения уставных целей".

В соответствии со статьями 31 и 32 Закона "О негосударственных некоммерческих организациях" ННО может заниматься предпринимательской деятельностью в пределах, соответствующих ее уставным целям, и уплачивает налоги, сборы и другие платежи в бюджет и внебюджетные фонды, а также пользоваться льготами в порядке, установленном законодательством.

Пункт 29 части первой статьи 71 Налогового кодекса устанавливает, что от уплаты налога на добавленную стоимость освобождаются производимые товары, выполненные работы и оказанные услуги юридическими лицами (за исключением торговых, посреднических, снабженческо-сбытовых и заготовительных), находящимися в собственности общественных объединений инвалидов, фонда "Нуроний" и ассоциации "Чернобыльцы Узбекистана", в общей численности которых работают не менее пятидесяти процентов инвалидов.

На момент ввоза юридическим лицом товаров действовала часть вторая статьи 31 Закона "О социальной защищенности инвалидов в Республике Узбекистан" в редакции Закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан" от 1 мая 1998 года N 621-I, согласно которой в случае, если инвалиды составляли свыше пятидесяти процентов от общей численности работающих, предприятия, объединения, учреждения и организации (кроме занимающихся торговой, посреднической, снабженческо-сбытовой и заготовительной деятельностью) полностью освобождались от уплаты налогов, за исключением налога за пользование недрами.

Указанными льготами истец пользовался по осуществляемой им производственной деятельности и оказанию услуг. Хозяйственный суд определил следующие основные условия для этого:

- использование получаемой прибыли для решения уставных задач ННО - учредителя, а также укрепления собственной материально-технической базы, выплаты заработной платы и т.п.;

- направление всей получаемой выручки учредителю и отсутствие возможности свободно ею распоряжаться.

Пунктом 1 Указа Президента "Об упорядочении предоставления льгот по налогам и платежам в государственный бюджет" от 26 июля 1999 года N УП-2343 установлено, что льготы по налогам, сборам и таможенным платежам, предоставленные благотворительным и иным фондам и обществам, а также созданным ими предприятиям и другим дочерним структурам, с 1 сентября 1999 года распространяются только на некоммерческую деятельность, осуществляемую ими.

В соответствии с подпунктом 3.2 Положения о порядке применения льгот по налогам, сборам и таможенным платежам, предоставленным благотворительным и иным фондам и обществам, а также созданным ими предприятиям и другим дочерним структурам в рамках предоставленных дополнительных льгот не облагаются налогами и сборами:

1) некоммерческие организации:

- созданные для общественно-благотворительных или иных целей, не преследующих получения доходов от предпринимательской деятельности и оговоренных в учредительных документах;

- распределяющие и инвестирующие финансовые и иные средства не в личных интересах работников, учредителей или членов данной организации (кроме вознаграждений за труд в установленном законодательством порядке);

2) спонсорские взносы и другие отчисления юридических и физических лиц, полученные некоммерческими организациями для осуществления уставной деятельности.

Подпунктом 3.1 указанного Положения определено также, что в рамках предоставленных дополнительных льгот не облагаются таможенными платежами (за исключением сборов за таможенное оформление):

- товары, ввозимые некоммерческими организациями, а также созданными ими предприятиями и другими структурами для укрепления собственной материально-технической базы;

- товары, завезенные в целях благотворительной помощи в соответствии с исполнением уставных задач.

Налог на добавленную стоимость на импортируемые товары согласно статье 103 Таможенного кодекса является видом таможенного платежа.

В соответствии с пунктом 4 указанного Положения при использовании ввезенных товаров в коммерческих целях, не предусмотренных его подпунктом 3.1, либо в случае последующей возмездной реализации в течение пяти лет после ввоза со стоимости товаров, освобожденных при их ввозе от уплаты таможенных платежей, взимаются все таможенные платежи, действующие на дату оформления таможенной декларации, с начислением пени в установленных размерах и применением санкций согласно действующему законодательству.

Для освобождения от уплаты НДС с ввезенных товаров предприятию необходимо было доказать, что их не предполагалось использовать в предпринимательской деятельности. Они предназначались для укрепления собственной материально-технической базы.

Статьей 3 Закона "О гарантиях свободы предпринимательской деятельности" дано определение понятию "предпринимательская деятельность". Это инициативная деятельность, осуществляемая субъектами предпринимательской деятельности в соответствии с законодательством, направленная на получение дохода (прибыли) на свой риск и под свою имущественную ответственность.

Учитывая, что вся деятельность предприятия-импортера не преследовала в качестве основной цели извлечение прибыли, а была направлена исключительно на достижение целей и решение задач общественной организации - учредителя, то ввоз товаров для ее осуществления и обеспечения материально-технической базы был признан судом некоммерческой деятельностью. Импорт также не предусматривал дальнейшей реализации ввезенных товаров, а значит не мог считаться предпринимательством по определению статьи 3 Закона "О гарантиях свободы предпринимательской деятельности". Это означало, что его условия соответствовали тем, что установлены подпунктом 3.1 Положения, и истец мог быть освобожден от уплаты НДС.


Данная публикация осуществлена

благодаря технической поддержке, оказываемой

Германским обществом по техническому сотрудничеству






Время: 0.0098
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск