ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Судебная власть. Правосудие / Судебная система / Высший хозяйственный суд / Изложение судебных актов (решений, постановлений) хозяйственных судов РУз по отдельным делам / Постановления кассационной инстанции с комментариями / По налоговым вопросам /

По спору об освобождении выручки, полученной от экспорта услуг от уплаты единого налога и обязательной продажи

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПО СПОРУ ОБ ОСВОБОЖДЕНИИ ВЫРУЧКИ,

ПОЛУЧЕННОЙ ОТ ЭКСПОРТА УСЛУГ ОТ УПЛАТЫ

ЕДИНОГО НАЛОГА И ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ПРОДАЖИ


Опубликовано в НТВ N 38 (478) от 19 сентября 2003 г.

Комментарий действует на момент выхода газеты


СУТЬ ДЕЛА


Государственная налоговая инспекция, проверив финансово-хозяйственную деятельность юридического лица (далее - общество), составила акт, в котором указывалось на ряд нарушений налогового и валютного законодательства: неуплата единого налога, неосуществление обязательной продажи части валютной выручки. Было вынесено решение о взыскании неуплаченной суммы единого налога, о принудительной продаже части валютной выручки, а также о наложении финансовых санкций за выявленные нарушения. Общество не согласилось с этим решением и обратилось в хозяйственный суд г.Ташкента с заявлением о его отмене.



ПОЗИЦИЯ ОБЩЕСТВА


Общество предоставляет номера в собственных гостиницах нерезидентам Узбекистана за свободно конвертируемую валюту, таким образом оно оказывает услуги собственного производства на экспорт. Являясь малым предприятием, общество в соответствии с действующим законодательством освобождено от:

- уплаты единого налога с выручки, полученной от экспорта услуг собственного производства за СКВ;

- обязательной продажи 50 процентов валютной выручки.



ПОЗИЦИЯ ОРГАНА


Общество является резидентом Узбекистана. Оказание услуг по предоставлению гостиничных номеров нерезидентам не относится к экспорту услуг собственного производства, потому что они оказывались на территории Узбекистана и результаты не вывозились за пределы республики. Соответственно выручка, полученная от оказания этих услуг, подлежит обложению единым налогом, и общество не освобождается от обязательной продажи ее 50 процентов.



РЕШЕНИЕ СУДА


Суд, изучив материалы дела, выслушав объяснения сторон, проанализировав положения действующего законодательства, пришел к следующим выводам:

- общество от своего имени оказывало услуги нерезидентам по предоставлению номеров в собственных гостиницах и связанному с этим обслуживанию. При этом нерезиденты производили оплату в свободно конвертируемой валюте;

- в данном случае осуществлялся экспорт услуг собственного производства, поскольку получателем услуг являлись именно нерезиденты;

- общество в соответствии с законодательством относится к малым предприятиям;

- в соответствии с третьим абзацем пункта 1 Указа Президента "О дополнительных мерах по стимулированию производителей экспортной продукции" от 5 июня 2000 года N УП-2613 выручка малых предприятий, полученная от экспорта услуг собственного производства за СКВ, освобождается от уплаты единого налога;

- согласно второму абзацу пункта 5 постановления Кабинета Министров "О мерах по дальнейшей либерализации валютного рынка" от 22 июня 2001 года N 263 малые предприятия освобождаются от обязательной продажи 50 процентов валютной выручки, полученной от экспорта услуг собственного производства.

Таким образом, суд удовлетворил требования общества и признал решение налогового органа неправомерным. Орган не согласился с этим. Дело позднее пересматривалось в апелляционной и кассационной инстанциях, которые обе признали доводы, изложенные в решении суда первой инстанции, не соответствующими законодательству по следующей причине: гостиничные услуги, оказываемые обществом нерезидентам, не могут быть признаны  оказываемыми на экспорт, потому что в данном случае они оказывались на территории Узбекистана и их результаты за его пределы не вывозились. Соответственно, на перечисленные выше льготы общество права не имело и обязано было как уплатить единый налог, так и осуществить обязательную продажу 50 процентов валютной выручки. Не сделав этого, общество нарушило законодательство. Соответственно, правомерны действия органа, наложившего за это на него финансовые санкции.



КОММЕНТАРИЙ


При определении, относятся ли услуги резидентов Узбекистана к оказываемым на экспорт, необходимо, прежде всего, руководствоваться статьей 19 Таможенного кодекса, а также Положением о порядке постановки на учет и осуществления контроля за исполнением экспортных и бартерных контрактов в уполномоченных банках, зарегистрированным Минюстом 9 августа 2000 года N 954. Согласно этим документам для такого признания обязательны следующие условия:

- исполнителем услуг должен быть резидент Узбекистана;

- получателем (заказчиком) услуг должен выступать нерезидент Узбекистана;

- результаты оказанных услуг должны быть вывезены за пределы таможенной территории Узбекистана без обязательств их обратного ввоза.

При отсутствии одного из вышеперечисленных условий операция не признается "экспортом услуг". Поскольку услуги по предоставлению гостиничных номеров оказываются непосредственно на территории Узбекистана и их результаты за ее пределы не вывозятся, то, несмотря на наличие первых двух вышеуказанных условий, такие услуги не могут признаваться оказываемыми на экспорт. Кроме того, при оказании услуг на экспорт заключается экспортный контракт, который подлежит учету в уполномоченном банке согласно Положению о порядке постановки на учет и осуществления контроля за исполнением экспортных и бартерных контрактов в уполномоченных банках,  а также регистрации в таможенных органах в соответствии с Порядком постановки на учет контрактов (договоров) и соглашений в таможенных органах Республики Узбекистан, зарегистрированным Минюстом 15 октября 1999 года N 832. При оказании услуг по предоставлению номеров в гостиницах, как было показано, экспортные хозяйственные договора с нерезидентами не заключались.

Если собственные услуги, оказываемые малыми предприятиями - резидентами нерезидентам, подпадают под приведенные выше три обязательных условия признания "услуг, оказываемых на экспорт", то эти субъекты имеют право на льготы, установленные третьим абзацем пункта 1 Указа Президента N УП-2613 (освобождение от уплаты единого налога с выручки, полученной от оказания услуг собственного производства на экспорт за СКВ), и вторым абзацем пункта 5 постановления Кабинета Министров N  263 (освобождение валютной выручки, полученной от экспорта услуг собственного производства, от обязательной продажи).

Юридические лица, во избежание проблем с налоговыми органами, должны строго руководствоваться приведенными нормативно-правовыми актами и правильно оценивать свое положение в целях применения льгот по налогообложению и обязательной продаже части валютной выручки. В противном случае, за нарушение законодательства на них будут наложены соответствующие санкции, как это было в рассмотренном примере.



Данная публикация осуществлена благодаря

технической поддержке, оказываемой Германским обществом

по   техническому   сотрудничеству








Время: 0.0058
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск