ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Судебная власть. Правосудие / Судебная система / Высший хозяйственный суд / Изложение судебных актов (решений, постановлений) хозяйственных судов РУз по отдельным делам / Постановления кассационной инстанции с комментариями / По налоговым вопросам /

По спору об уплате фиксированного налога

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПО СПОРУ ОБ УПЛАТЕ ФИКСИРОВАННОГО НАЛОГА


Источник материала: решение Хозяйственного суда

г. Ташкента по делу N 10-0204/1438  от  11.06.2002  г.


В хозяйственном суде г.Ташкента рассматривался спор между индивидуальным предпринимателем и государственной налоговой  инспекцией. Его суть состояла в следующем. Истец в мае 2000 года решением хокима района был зарегистрирован в качестве физического лица, занимающегося предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (далее - индивидуальный  предприниматель). Занимаясь торгово-посреднической деятельностью, истец вплоть до февраля 2001 года ежемесячно  уплачивал  в бюджет фиксированный налог  в размере 10 минимальных размеров заработной платы. 26 декабря 2000 года Кабинет Министров принял постановление N 500, в соответствии с которым (а также решением хокима г. Ташкента от 24 января 2001 года N 27) ставка фиксированного налога для индивидуальных предпринимателей, осуществлявших торгово-посредническую деятельность, с февраля 2001 года была установлена в размере 30 МРЗП. По таковой ставке истец и уплачивал фиксированный налог с февраля по сентябрь 2001 года. Однако, проанализировав нормы Закона "О гарантиях свободы предпринимательской деятельности" от 25 мая 2000 года N 69-II, индивидуальный предприниматель обратился в государственную налоговую инспекцию с просьбой возвратить ему 431800 сумов излишне уплаченной суммы налога за период с февраля по сентябрь 2001 года. Получив отказ ГНИ, он, отстаивая предоставленные ему законом права, обратился в хозяйственный суд г.Ташкента с просьбой обязать налоговый орган возвратить излишне уплаченную сумму  фиксированного налога.



ПОЗИЦИЯ

ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ


Индивидуальный предприниматель утверждал, что он был вправе за период с февраля по сентябрь 2001 года уплачивать фиксированный налог по ставке 10 МРЗП, хотя в соответствии с постановлением Кабинета Министров N 500 (а также решением хокима г. Ташкента от 24 января 2001 года N 27) с 2001 года была принята повышенная ставка в размере 30 МРЗП для физических лиц, занимающихся торгово-посреднической деятельностью без образования юридического лица. Право в течение двух лет пользоваться старыми правилами налогообложения, если новые ухудшают условия хозяйствования, ему предоставляет часть вторая статьи 16 Закона "О гарантиях свободы предпринимательской деятельности".



ПОЗИЦИЯ

НАЛОГОВОГО ОРГАНА


Государственная налоговая инспекция в целом не отрицала права индивидуального предпринимателя уплачивать фиксированный налог по ставке 10 МРЗП в соответствии с нормой вышеуказанного Закона, но пояснила, что пользование данной нормы является делом добровольным, а налогоплательщик не воспользовался этим правом вовремя и в течение 8 месяцев уплатил налог по новой повышенной ставке. Следовательно, права на возврат требуемых денежных средств он не имеет.



РЕШЕНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННОГО СУДА


Хозяйственный суд г.Ташкента, изучив материалы дела, выслушав показания как истца, так и ответчика, и проанализировав ситуацию, пришел к выводу, что в данном случае требования индивидуального предпринимателя законны и обоснованны.  Суд указал следующие мотивы своего решения:

- постановление Кабинета Министров "О прогнозе основных макроэкономических показателей и государственного бюджета Республики Узбекистан на 2000 год" от 31 декабря 1999 года N 554 утвердило предельные ставки налога на доходы физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, в зависимости от вида деятельности (приложение N 7 к постановлению), в соответствии с которыми индивидуальный предприниматель, осуществлявший торгово-посредническую деятельность, должен был ежемесячно уплачивать фиксированный налог по ставке 10 МРЗП;

- постановлением Кабинета Министров "О прогнозе основных макроэкономических показателей и государственного бюджета Республики Узбекистан на 2001 год" от 26 декабря 2000 года N 500 с 1 января 2001 года введены новые базовые ставки фиксированного налога и корректирующие коэффициенты для физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (приложение N 8 к постановлению), в соответствии с которыми индивидуальные предприниматели, занимающиеся торгово-посреднической деятельностью, в 2001 году должны были ежемесячно уплачивать фиксированный налог в размере 30 МРЗП. Однако суд признал право истца уплачивать налог по прежней ставке 10 МРЗП, так как на него в данном случае распространяется норма, указанная в части второй статьи 16  Закона "О гарантиях свободы предпринимательской деятельности" от 25 мая 2000 года N 69-II: в случае, если в налоговое законодательство внесены изменения, создающие менее благоприятные условия для субъектов малого   и частного предпринимательства, то с них в течение последующих двух лет взимаются налоги в соответствии с законодательством, действовавшим до вступления в силу таких изменений;

- учитывая верховенство норм законов  над нормами подзаконных нормативных актов (к таковым относятся и постановления Кабинета Министров), суд подтвердил право индивидуального предпринимателя, занимающегося торгово-посреднической деятельностью, уплачивать, начиная с февраля 2001 года по февраль 2003 года, фиксированный налог по ставке 10 МРЗП.

В подтверждение своих выводов хозяйственный суд г. Ташкента сослался на решение  Конституционного суда "О толковании части второй статьи 16 Закона РУз "О гарантиях свободы предпринимательской деятельности" от 9 августа 2001 года, на основании которого признал, что  изменения, внесенные в налоговое законодательство постановлением Кабинета Министров  N 500, увеличившие  ставки фиксированного  налога  для физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, считаются  менее благоприятными условиями для индивидуального предпринимателя, ухудшают его финансовое положение. И поэтому истец вправе был уплачивать фиксированный налог по ставке, действовавшей до внесения в налоговое законодательство изменений (то есть 10 МРЗП) в течение двух лет с момента внесения таких изменений.

Суд установил, что истец с февраля по сентябрь 2001 года излишне уплатил 431800 сумов налога и в соответствии со статьей 129 Налогового кодекса обязал ГНИ вернуть указанную сумму индивидуальному предпринимателю в течение 30 дней либо  зачесть эту сумму в счет будущих налоговых платежей.

Таким образом, суд полностью удовлетворил требования истца, признав их обоснованными и соответствующими законодательству.



КОММЕНТАРИЙ ЮРИСТА


Индивидуальные предприниматели - физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и зарегистрированные в таком качестве в соответствии с законодательством РУз, согласно статье 5 Закона "О гарантиях свободы предпринимательской деятельности" относятся к субъектам малого предпринимательства. Поэтому в соответствии со статьей 64-1 Налогового кодекса для них может быть установлен особый порядок налогообложения: уплата налога на доходы в фиксированных размерах, представляющего собой твердую сумму, которая устанавливается в кратном отношении к минимальному размеру заработной платы и подлежит уплате в местный бюджет ежемесячно. В рассматриваемом  случае индивидуальный предприниматель, выигравший дело в хозяйственном суде г.Ташкента у государственной налоговой инспекции, осуществлял торгово-посредническую деятельность и должен был уплачивать налог на доход в фиксированных размерах в соответствии с Порядком исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, взимаемого в фиксированных размерах (зарегистрирован Министерством юстиции РУз  26 января 2000 года N 885).  При его уплате не имеет значения размер дохода, получаемого индивидуальным предпринимателем. Конкретный размер ставки фиксированного налога зависит лишь от территории, на которой осуществляется предпринимательская деятельность, о чем будет сказано ниже.

На физических лиц, занимающихся торгово-посреднической деятельностью без образования юридического лица, не распространяется порядок определения совокупного дохода и соответствующих вычетов по ним, определенный Налоговым кодексом для остальных категорий налогоплательщиков. Являясь плательщиками налога на доход в фиксированных размерах, они получают из налоговой инспекции, в которой зарегистрированы, платежное извещение, где указываются реквизиты индивидуального предпринимателя, сумма налога и срок его уплаты. Данное извещение является бланком строгой отчетности и заполняется сотрудниками ГНИ и заверяется гербовой печатью. Нарушение сроков уплаты влечет за собой соответствующие санкции. В соответствии с Порядком исчисления, уплаты налога на доходы физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, взимаемого в фиксированных размерах, индивидуальный предприниматель, осуществляющий торгово-посредническую деятельность, уплачивает налог ежемесячно до  первого числа месяца, за который он должен быть уплачен (то есть, например, за октябрь  2002 года фиксированный налог уплачен до первого октября 2002 года  и  т.д.). Причем физические лица, впервые начинающие заниматься торгово-посреднической деятельностью, налог на доходы по фиксированным ставкам уплачивают в момент регистрации в установленном порядке.

Базовые  размеры ставок налога  на доходы физических  лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, устанавливаются ежегодно Кабинетом Министров РУз. В приложении N 7 к постановлению "О прогнозе основных макроэкономических показателей и государственного бюджета Республики Узбекистан на 2000 год" от 31 декабря 1999 года N 554 на 2000 год были определены предельные ставки фиксированного налога  на доход индивидуальных предпринимателей. Торгово-посредническая деятельность входила в понятие "прочих услуг" и облагалась фиксированным налогом по ставкам от 1 до 12 МРЗП. Конкретные размеры ставок устанавливались решениями Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей, г.Ташкента в зависимости от территории (город, село), на которой индивидуальный предприниматель осуществлял деятельность. В рассматриваемом деле истец, занимавшийся торгово-посреднической деятельностью на территории г.Ташкента, уплачивал фиксированный налог в размере 10 МРЗП.

Постановлением Кабинета Министров "О прогнозе основных макроэкономических показателей и параметрах государственного бюджета Республики Узбекистан на 2001 год" от 26 декабря 2000 года N 500 базовая ставка фиксированного налога на доход индивидуальных предпринимателей, занимающихся торгово-посреднической деятельностью, была увеличена до 20 МРЗП (приложение N 8). Кроме того, установлены корректирующие коэффициенты к базовой  ставке в зависимости от региона осуществления торгово-посреднической деятельности. Для г.Ташкента на 2001 год они составляли 1,0-2,0; для городов в областях - 0,7-2,0; для районов, включая сельские местности, - 0,5-2,0. 

Например, индивидуальный предприниматель в 2001 году осуществлял торгово-посредническую деятельность в Ташкенте, где решением хокима города от 24 января 2001 года N 27 была установлена ставка 30 МРЗП.

Закон "О гарантиях свободы предпринимательской деятельности" предоставляет ряд преференций для ведения предпринимательской деятельности. В частности, частью второй статьи 16 индивидуальные предприниматели имеют право в случае, если в налоговое законодательство внесены изменения, создающие менее благоприятные условия для субъектов малого и частного предпринимательства, в течение последующих двух лет платить налоги в соответствии с законодательством, действовавшим до вступления в силу таких изменений. Причем применение данной преференции зависит от самого предпринимателя:  если он решил ею воспользоваться - то налоговые органы обязаны  взыскивать налог по прежней ставке.

Однако Закон  не определил, какие конкретные условия считаются менее благоприятными для ведения предпринимательской деятельности. Данный пробел вызывал много споров и служил причиной конфликтов, возникавших между субъектами малого и частного предпринимательства (в частности, индивидуальными предпринимателями) и государственными финансовыми органами. Все это приводило к тому, что многие изменения, вносимые в законодательство, налоговые органы не признавали в качестве создающих менее благоприятные условия и ухудшающих финансовое положение индивидуальных предпринимателей. Например, в качестве такового не признавалось увеличение ставок налогов. К индивидуальным предпринимателям, которые, пытаясь отстоять свои законные права, платили фиксированный налог по прежним ставкам, применялись санкции в виде штрафов за недоуплату налога.

Точку в этом споре поставил Конституционный суд, рассмотрев заявление индивидуального предпринимателя с просьбой дать толкование нормы, содержащейся в части второй статьи 16 Закона "О гарантиях свободы предпринимательской деятельности", в частности, какие условия следует считать менее благоприятными и ухудшающими положение указанной категории налогоплательщиков. Конституционный суд дал официальное толкование указанной нормы. В своем решении от 9 августа 2001 года он указал, что к изменениям, вносимым в налоговое законодательство и создающим менее благоприятные условия для субъектов малого и частного предпринимательства (в том числе и индивидуальных предпринимателей), относятся изменения, связанные с введением новых налогов и местных сборов, увеличением ставок налогов и местных сборов, отменой льгот. В рассматриваемом нами случае постановлением Кабинета Министров N 500 базовая ставка фиксированного налога на доходы  индивидуальных предпринимателей, занимающихся торгово-посреднической деятельностью, была увеличена, и данное изменение создало менее благоприятные условия для ведения предпринимательской деятельности и ухудшило финансовое положение налогоплательщиков. Кроме того, право индивидуальных предпринимателей уплачивать  фиксированный налог по прежней ставке, предусмотренное частью второй статьи 16 Закона РУз "О гарантиях свободы предпринимательской деятельности", рассматривается как льгота, которой они вправе пользоваться согласно пункту 2 части первой статьи 11 Налогового кодекса.

Несмотря на то, что Конституционный суд четко разъяснил понятие "изменения в налоговом законодательстве, создающие менее благоприятные условия для субъектов малого и частного предпринимательства", до сих пор возникают разногласия между предпринимателями и налоговыми органами по поводу использования данного термина. Поэтому субъектам малого и частного бизнеса следует иметь в виду, что согласно статье 109 Конституции РУз, а также статье 27 Закона "О Конституционном суде Республики Узбекистан" решения Конституционного суда вступают в силу с момента опубликования и являются окончательными. Следовательно, они носят обязательный характер и подлежат исполнению всеми государственными органами республики, а также физическими и юридическими лицами. Поэтому все субъекты малого и частного предпринимательства (включая индивидуальных предпринимателей) вправе напрямую ссылаться на решение Конституционного суда от 9 августа 2001 года, отстаивая свои права в случае спора с налоговыми и иными органами по поводу того, какие условия считаются менее благоприятными для ведения предпринимательской деятельности и как уплачивать налог после внесения в законодательство изменений, создающих менее благоприятные условия и ухудшающих финансовое положение налогоплательщиков (например, изменений, увеличивающих ставки налогов или отменяющих налоговые льготы, и т.д.). Следует отметить, что субъекты малого и частного предпринимательства вправе (не обязаны) воспользоваться льготой, установленной в части второй статьи 16 Закона "О гарантиях свободы предпринимательской деятельности". Для этого предприниматели должны вовремя письменно известить налоговую инспекцию об уплате налога по прежней ставке, дабы избежать лишних проблем, как это случилось с нашим истцом, которому через суд пришлось отстаивать свои права.



ДЛЯ СПРАВКИ


Приложением N 10 к постановлению Кабинета Министров "О прогнозе основных макроэкономических показателей и параметрах государственного бюджета Республики Узбекистан на 2002 год" от 31 декабря 2001 года N 490 для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торгово-посредническую деятельность, на 2002 год была утверждена базовая ставка фиксированного налога в размере 30 МРЗП с корректирующими коэффициентами для г.Ташкента - 1,0-2,0; городов в областях  - 0,7-2,0; районов, включая сельские местности, - 0,5-2,0. Однако согласно приложению N 4 к постановлению Кабинета Министров "О мерах по реализации Указа Президента РУз  "О дальнейшем совершенствовании системы налогообложения в сфере торговли и общественного питания" от 13 июня 2002 года N 208 указанная базовая ставка и соответствующие корректирующие коэффициенты были увеличены. На сегодня базовая ставка составляет 45 МРЗП, корректирующие коэффициенты для г.Ташкента - 1,0-2,0; городов в областях - 0,5-1,5; районов, включая сельские местности, - 0,3-1,0.



Изложение подготовил Артем Мокшин,

сотрудник экспертной службы

ИПС "Norma", юрист


Время: 0.0055
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск