ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Судебная власть. Правосудие / Судебная система / Высший хозяйственный суд / Изложение судебных актов (решений, постановлений) хозяйственных судов РУз по отдельным делам / Постановления кассационной инстанции с комментариями / По иностранным инвестициям /

По спору о гарантии применения к иностранным инвестициям законодательства, действовавшего на дату инвестирования

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПО СПОРУ О ГАРАНТИИ ПРИМЕНЕНИЯ

К ИНОСТРАННЫМ   ИНВЕСТИЦИЯМ

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ДЕЙСТВОВАВШЕГО

НА ДАТУ ИНВЕСТИРОВАНИЯ


Опубликовано в НТВ N 37 (477) от 12 сентября 2003 г.

Комментарий действует на момент выхода газеты



СУТЬ ДЕЛА


Иностранное предприятие обратилось в хозяйственный суд г.Ташкента с иском к налоговой инспекции о признании несоответствующими законодательству ее требований об уплате налога на имущество и возврате суммы, перечисленной в бюджет в счет уплаты указанного налога. Уставный капитал истца, зарегистрированного в 1995 году, был полностью сформирован иностранным инвестором. В 1996 году производственные предприятия, в которых доля иностранного инвестора составляла более 500 тысяч долларов США, были освобождены от уплаты налога на имущество. Предприятие пользовалось указанной льготой вплоть до ее отмены в 2002 году. Налоговая инспекция потребовала, чтобы оно c этого момента уплачивало налог на имущество. Предприятие не согласилось с госорганом, но во избежание начисления пени за просрочку платежа налог уплатило. Позже в хозсуд был предъявлен иск о возврате его суммы.


ПОЗИЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ


Уставный капитал предприятия сформирован иностранным инвестором. Отмена льготы по уплате налога на имущество ухудшает условия инвестирования. Поэтому предприятие вправе не уплачивать данный налог, пользуясь льготой, втечение десяти лет с даты инвестирования.



ПОЗИЦИЯ ГОСОРГАНА


Поскольку на дату инвестирования льгота по уплате налога на имущество в законодательстве не была установлена, то, соответственно, ее отмена в данном случае не ухудшает условия инвестирования. Предприятие в таком случае не имеет право пользоваться этой льготой и не уплачивать налог на имущество в течение десяти лет с даты инвестирования.



РЕШЕНИЕ СУДА


Суд, выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, пришел к следующим выводам:

- иностранное предприятие было зарегистрировано Министерством юстиции в 1995 году. На тот момент действовал Закон "О налогах с предприятий, объединений и организаций", согласно которому от уплаты налога на имущество освобождались вновь созданные предприятия в течение двух лет с момента государственной регистрации;

- льгота по освобождению производственных предприятий с иностранными инвестициями от уплаты налога на имущество, если доля иностранного инвестора составляет не менее 500 тысяч долларов США, была введена в 1996 году на основании Указа Президента "О дополнительных мерах по стимулированию создания и деятельности предприятий с иностранными инвестициями" от 31 мая 1996 года N УП-1467;

- Налоговый кодекс, введенный в действие с 1 января 1998 года, также предусматривал данную льготу для указанных предприятий;

- в соответствии с Законом "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан" от 7 декабря 2001 года N 320-II указанная льгота была отменена.

Таким образом, на дату инвестирования (регистрации) предприятие было освобождено от уплаты налога на имущество только на два года. Отмена льготы по освобождению производственных предприятий с долей иностранного инвестора в уставном капитале не менее 500 тысяч долларов США в данном случае не ухудшает первоначальные условия инвестирования, поскольку иностранный инвестор не мог на момент регистрации предприятия знать, что в последующем в законодательство будет внесено изменение, предусматривающее более льготные условия деятельности предприятий с иностранными инвестициями.

Позднее дело было пересмотрено Высшим хозяйственным судом по кассационной жалобе предприятия, не согласного с решением суда первой инстанции. Судебная коллегия ВХС отказала в удовлетворении кассационной жалобы предприятию, указав на правомерность выводов суда первой инстанции.




КОММЕНТАРИЙ


Суть этого дела и судебных актов хозяйственных судов вызывает много споров среди практикующих юристов. Не все согласны с такой постановкой вопроса, и многие продолжают активно высказывать мнения о целесообразности применения положения, установленного частью четвертой статьи 3 Закона "О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов" от 30 апреля 1998 года, и в тех случаях, когда на момент инвестирования определенные льготы установлены не были, но в последующем в законодательстве они были закреплены. При этом в случае их дальнейшей отмены иностранный инвестор мог бы в течение десятилетнего срока с момента инвестирования применять законодательство, предоставляющее более льготные условия ведения деятельности. Однако такое положение будет возможно лишь в том случае, если в приводимое положение закона будут внесены соответствующие изменения. (Вопрос о целесообразности такого шага - тема отдельного обсуждения.) Сегодня закон не допускает такую возможность. Следует напомнить формулировку, закрепленную в части четвертой статьи 3 Закона "О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов": "В случае если последующее законодательство Республики Узбекистан ухудшает условия инвестирования, то к иностранным инвестициям в течение десяти лет с момента инвестирования применяется законодательство, действовавшее на дату инвестирования. Иностранный инвестор имеет право по своему усмотрению применять те положения нового законодательства, которые улучшают условия его инвестирования". Основные условия, при наступлении которых подлежит применению данное положение, выглядят следующим образом:

- предыдущее законодательство содержит определенные условия инвестирования, которые четко и недвусмысленно позволяют инвестору оценить возможности вложения им инвестиций;

- положения нового законодательства ухудшают первоначальные условия инвестирования;

- ухудшение условий инвестирования рассматривается применительно к тому положению, которое существовало на момент инвестирования.

Отмена льгот, несомненно, признается ухудшением условий инвестирования. Но в этом случае закон позволяет применять льготные положения предыдущего законодательства лишь при условии, что непосредственно на дату инвестирования (в случае с созданием юридического лица этим моментом будет дата регистрации его учредительных документов и оформления свидетельства о государственной регистрации) были предоставлены определенные льготы, которые потом были отменены. В деле, которое было рассмотрено выше, не в полной мере были соблюдены условия, определенные в части четвертой статьи 3 Закона "О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов". Поэтому суд отказал предприятию в удовлетворении его требований.



Данная публикация осуществлена благодаря

технической поддержке, оказываемой Германским обществом

по   техническому   сотрудничеству








Время: 0.0070
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск