ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Судебная власть. Правосудие / Судебная система / Высший хозяйственный суд / Изложение судебных актов (решений, постановлений) хозяйственных судов РУз по отдельным делам / Постановления кассационной инстанции с комментариями / По вопросам организации, реорганизации, ликвидации и банкротства юридического лица (инд. предпринимателя) /

По спору о компетенции налогового органа проводить проверку по вопросам формирования уставного фонда предприятия

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПО СПОРУ О КОМПЕТЕНЦИИ

НАЛОГОВОГО  ОРГАНА  ПРОВОДИТЬ

ПРОВЕРКУ ПО ВОПРОСАМ ФОРМИРОВАНИЯ

УСТАВНОГО ФОНДА ПРЕДПРИЯТИЯ

    

Опубликовано в НТВ N 52 (596) от 28 декабря 2005 г.

Комментарий действует на момент выхода газеты



СУТЬ ДЕЛА


Государственный налоговый орган по итогам плановой проверки финансово-хозяйственной деятельности юридического лица составил акт и принял решение, в резолютивной части которого было указано, что в результате неправильного применения курсов иностранной валюты образовалась курсовая разница и оказался несформированным уставный фонд.

Юридическое лицо не согласилось с этим и обратилось в хозяйственный суд с исковым заявлением о признании его недействительным.



ПОЗИЦИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА


Юридическое лицо является предприятием с иностранными инвестициями. Налоговый орган не уполномочен проверять, сформирован или нет его уставный фонд. Это входит в компетенцию органов юстиции, осуществивших государственную регистрацию юридического лица.



ПОЗИЦИЯ НАЛОГОВОГО ОРГАНА


Уставный фонд юридического лица формируется в иностранной валюте, а сведения о его размере и формировании отражаются в бухгалтерских документах. Государственная налоговая служба правомочна осуществлять валютный контроль. Она обязана также контролировать правильность исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей. А эту обязанность невозможно исполнить без выяснения вопроса о фактической сформированности уставного фонда.



РЕШЕНИЕ СУДА


Хозяйственный суд, изучив материалы дела, выслушав объяснения сторон спора, установил:

- юридическое лицо, являясь предприятием с иностранными инвестициями, зарегистрировано органами юстиции;

- уставный фонд был отражен в уставных документах и формировался в иностранной валюте. Для бухгалтерского учета отражение вносимых в качестве вклада платежей производилось в сумах по курсу Центрального банка, действовавшему на день подписания учредительных документов;

- первоначально объявленный уставный фонд через два года с момента государственной регистрации был снижен, произведена регистрация внесенных в устав предприятия изменений;

- для контроля за правильностью исчисления и уплаты налогов и иных обязательных платежей, применения льгот, предоставленных предприятиям с иностранными инвестициями, налоговым органам необходимо было знать, сформирован ли первоначально объявленный уставный фонд или нет.

Проанализировав законодательство, хозяйственный суд определил:

- согласно пункту 13 Положения* о порядке отражения операций в иностранной валюте в бухгалтерском учете, статистической и иной отчетности курсовая разница при формировании уставного капитала (фонда) предприятия, возникающая между курсами Центрального банка на дату регистрации учредительных документов и дату фактического взноса средств в уставный капитал (фонд), отражается в бухгалтерском и статистическом учете как добавленный капитал на счете "Уставный капитал" субсчет "Добавленный капитал";

- пункт 2 Положения о порядке взимания налогов с предприятий с иностранными инвестициями, не сформировавших уставные капиталы (фонды) в установленные законодательством сроки, предусматривает, что правом выявлять такие предприятия с иностранными инвестициями наделены органы юстиции;

- в соответствии со статьей 20 Закона "О валютном регулировании" государственные налоговые органы вправе в пределах своей компетенции осуществлять контроль за соответствием законодательству операций по формированию уставного фонда в иностранной валюте, проводимых между иностранным учредителем и учрежденным им юридическим лицом-резидентом;

- в соответствии со статьями 4 и 6 Закона "О государственной налоговой службе" от 29 августа 1997 года N 474-I на налоговые органы возложена обязанность осуществлять контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов;

- согласно статье 14 Закона "О нормативно-правовых актах" от 14 декабря 2000 года N 160-II в рассмотренном случае применяются положения вышеназванных законов, нежели пункт 2 Положения о порядке взимания налогов с предприятий с иностранными инвестициями, не сформировавших уставные капиталы (фонды) в установленные законодательством сроки, поскольку последнее является подзаконным нормативным актом.

На основании изложенного хозяйственный суд признал:

- при формировании уставного фонда юридическое лицо должно было применять курс, действовавший на дату регистрации юридического лица в органах юстиции;

- законным и обоснованным проведение проверки налоговым органом, а указание им в своем акте о несформированности юридическим лицом уставного фонда - соответствующим закону и принятым в пределах полномочий, предоставленных законами "О государственной налоговой службе" и "О валютном регулировании";

- исковые требования юридического лица необоснованными.

Хозяйственный суд принял решение об отказе в удовлетворении иска. Вышестоящие инстанции хозяйственного суда не нашли оснований для его изменения или отмены, оставив его в силе.




К О М М Е Н Т А Р И Й


В этом споре внимание было сосредоточено на вопросе компетенции органов государственной налоговой службы и органов юстиции в части выявления предприятий с иностранными инвестициями, не сформировавших свои уставные фонды в установленные законодательством сроки. Исходя из общего предписания, установленного пунктом 2 Положения о порядке взимания налогов с предприятий с иностранными инвестициями, не сформировавших уставные капиталы (фонды) в установленные законодательством сроки, выявление названной категории юридических лиц относится к ведению органов, осуществляющих государственную регистрацию. Согласно пункту 2 Положения о порядке государственной регистрации, постановки на учет субъектов предпринимательства и оформления разрешительных документов государственная регистрация предприятий с иностранными инвестициями возложена на органы юстиции.

Но формирование объявленного уставного фонда имеет значение не только при рассмотрении вопроса о способности юридического лица гарантировать выполнение принятых на себя обязательств перед контрагентами, но и для контроля за правомерным использованием предоставленных ему льгот по налогам. Так, в соответствии с пунктом 16 части первой статьи 31 Налогового кодекса освобождаются от уплаты налога на доходы в первые семь лет после государственной регистрации производственные предприятия с иностранными инвестициями, осуществляющие капитальные вложения в проекты, включенные в инвестиционную программу. Имеется и ряд других льгот. Одним из условий их применения является требование о полном и своевременном формировании объявленного уставного фонда, внесении учредителями своих вкладов.

Пунктом 11 постановления Кабинета Министров "О прогнозе основных макроэкономических показателей и параметрах Государственного бюджета Республики Узбекистан на 2002 год" от 31 декабря 2001 года N 490 предусмотрено, что предприятия с иностранными инвестициями, не сформировавшие уставные капиталы (фонды) в установленные законодательством сроки, обязаны уплачивать все установленные законодательством налоги и платежи в полном размере и без применения льгот за весь период функционирования. Согласно пункту 4 Положения о порядке взимания налогов с предприятий с иностранными инвестициями, не сформировавших уставные капиталы (фонды) в установленные законодательством сроки, период, в течение которого юридические лица рассматриваемой категории пользовались льготами по уплате налогов, истекает в день, следующий за днем окончания установленных законодательством сроков формирования уставных капиталов (фондов).

Осуществление государственного контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, обязательных платежей во внебюджетные фонды, иных требований налогового законодательства, в том числе по применению льгот, возложено согласно пункту 1 части первой статьи 6 Закона "О государственной налоговой службе" на налоговые органы.

Создание на территории республики предприятий с иностранными инвестициями, внесение валютных средств в их уставные фонды и является инвестиционной деятельностью, которая согласно части первой статьи 8 Закона "О валютном регулировании" относится к валютным операциям, связанным с движением капитала. Согласно статье 20 Закона "О валютном регулировании" органы государственной налоговой службы являются органами валютного контроля и в пределах своей компетенции осуществляют контроль за соответствием законодательству валютных операций, проводимых в республике резидентами и нерезидентами.

Пункт 14 части первой статьи 6 Закона "О государственной налоговой службе" предусматривает обязанность налоговых органов осуществлять в пределах своей компетенции контроль за соблюдением юридическими и физическими лицами установленного порядка совершения валютных операций, одной из форм которого, согласно второму абзацу части первой статьи 4 Закона "О государственном контроле деятельности хозяйствующих субъектов" от 24 декабря 1998 года N 717-I, является проведение проверок.

Как следует из пункта 11 Положения о порядке взимания налогов с предприятий с иностранными инвестициями, не сформировавших уставные капиталы (фонды) в установленные законодательством сроки, налоговые органы ведут реестр предприятий, в том числе с иностранными инвестициями, которым предоставлены налоговые льготы, где отражается сумма начисленных налогов на основании представленных расчетов за соответствующий отчетный период.

Хозяйственный суд указал, что налоговые органы не могут выполнить возложенную на них обязанность по осуществлению контроля за применением льгот по налогам и за валютными операциями, связанными с внесением иностранными инвесторами вкладов, без выяснения вопроса о сформированности в установленные законодательством сроки уставного фонда. Поэтому он признал действия налогового органа правомерными.


----------------------------------------

*) В настоящее время утратил силу



Данная публикация осуществлена

благодаря технической поддержке, оказываемой

Германским обществом по техническому сотрудничеству



































Время: 0.0198
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск