ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА
Законодательство РУз / Судебная власть. Правосудие / Судебная система / Высший хозяйственный суд / Изложение судебных актов (решений, постановлений) хозяйственных судов РУз по отдельным делам / Постановления кассационной инстанции с комментариями / По вопросам торговли и использования ККМ /По спору о применении к индивидуальному предпринимателю финансовых санкций за нарушение валютного законодательства и порядка применения ККМ
Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
ПО СПОРУ
О ПРИМЕНЕНИИ К ИНДИВИДУАЛЬНОМУ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЮ ФИНАНСОВЫХ
САНКЦИЙ ЗА НАРУШЕНИЕ ВАЛЮТНОГО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И ПОРЯДКА
ПРИМЕНЕНИЯ ККМ
Опубликовано в НТВ N 16 (664) от 17 апреля 2007 г.
Комментарий действует на момент выхода газеты
СУТЬ ДЕЛА
В 2005 году Департамент по борьбе с налоговыми и валютными преступлениями провел проверку деятельности индивидуального предпринимателя за 2003-2004 годы, по результатам которой государственный орган обратился в хозяйственный суд с иском о применении финансовых санкций к предпринимателю за сокрытие дохода, непоступление валютной выручки, розничную реализацию товаров без использования контрольно-кассовых машин.
Суд первой инстанции в удовлетворении исковых требований отказал. Постановлением апелляционной инстанции были удовлетворены исковые требования в части сокрытия дохода и применения штрафных санкций за розничную реализацию товаров без применения ККМ, а в остальной части заявленных требований отказано. Не согласившись с этим, предприниматель обратился в Высший хозяйственный суд с кассационной жалобой об отмене постановления суда апелляционной инстанции.
ПОЗИЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОРГАНА
При проверке государственный орган в деятельности индивидуального предпринимателя выявил следующие нарушения:
сокрыто 170 млн сумов дохода (ответчик, реализовав товар, не осуществил учет доходов и товарных операций в регистрах учета);
осуществлена розничная реализация товаров населению за наличный расчет без применения ККМ;
не обеспечено своевременное поступление валютной выручки за реализацию товара по экспортному договору.
ПОЗИЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ
170 млн сумов дохода было получено при реализации товара по безналичному расчету. Доход отражается в регистрах учета в случае реализации товаров за наличный расчет. Следовательно, полученный им доход не подлежит учету в указанных документах. Кроме того, ответчик является плательщиком фиксированного налога, размер которого не зависит от объема полученного дохода.
Так как постановлением Кабинета Министров "О мерах по дальнейшему развитию и укреплению внебиржевого валютного рынка" от 29 июня 2000 года N 245 предусмотрены санкции за задержку поступления валютной выручки только в отношении юридических лиц, то к индивидуальному предпринимателю они не могут быть применены.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СУДА
Судебная коллегия, выслушав мнение сторон, изучив материалы дела, установила:
индивидуальный предприниматель является плательщиком фиксированного налога;
- предприниматель вывез товар собственного производства по экспортному контракту;
- доход в размере 170 млн сумов поступил от реализации продукции собственного производства за безналичный расчет, а не от розничной торговли;
- ответчик не производил учет доходов и товарных операций, предусмотренный при розничной реализации товаров;
- постановление Кабинета Министров N 245 устанавливает финансовые санкции за задержку поступления валютной выручки, которые распространяются только на юридических лиц;
- предприниматель осуществлял реализацию продукции населению за наличный расчет без применения ККМ.
Проанализировав положения законодательства, кассационная коллегия определила:
- в соответствии с пунктами 2, 3, 4 Положения о порядке исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, взимаемого в фиксированных размерах (утверждено постановлением МФ и ГНК, зарегистрированным Министерством юстиции 3 апреля 2003 года N 1230), плательщиками фиксированного налога являются физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью. Фиксированный налог уплачивается ими взамен налога на доходы физических лиц, а также других общегосударственных налогов, местных налогов и сборов;
- согласно Положению о порядке учета доходов и товарных операций индивидуальными предпринимателями, осуществляющими торговую деятельность (зарегистрировано Министерством юстиции 8 января 2003 года N 1197) (далее - Положение), учет дохода и осуществленных товарных операций в регистрах учета доходов и товарных операций (Книга учета доходов и товарных операций, Книжка товарных чеков) обязаны вести индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную торговую деятельность (пункт 3). Регистры учета доходов и товарных операций ставятся на учет органами государственной налоговой службы по месту регистрации индивидуального предпринимателя (пункт 5). Пункт 18 Положения устанавливает порядок реализации продукции собственного производства в порядке розничной торговли, то есть за наличный расчет;
- пункт 39 Положения предусматривал ответственность в соответствии с пунктом 7 части первой статьи 135 Налогового кодекса за проведение операций по реализации товаров без отражения их в учете;
- в действиях индивидуального предпринимателя отсутствовали признаки умышленного сокрытия дохода, которые на тот момент были предусмотрены приложением к постановлению Кабинета Министров "Об упорядочении взимания налогов и сборов с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью" от 23 октября 1997 года N 483;
- согласно пункту 1 постановления Кабинета Министров "Об упорядочении взимания налогов и сборов с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью" и постановлению Кабинета Министров "О порядке обязательного применения контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" (от 26 декабря 1994 года N 621) физические лица при реализации товаров за наличный расчет обязаны использовать ККМ.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 187, 189 ХПК, судебная коллегия постановила отказать в удовлетворении заявленных требований в части применения финансовых санкций за сокрытие налога.
К О М М Е Н Т А Р И Й
Статья 6 Закона "О гарантиях свободы предпринимательской деятельности" (от 25 мая 2000 года N 69-II) дает следующую формулировку понятия "индивидуальное предпринимательство" - осуществление физическим лицом предпринимательской деятельности без образования юридического лица (индивидуальный предприниматель). Такое физическое лицо в соответствии с законодательством имеет право осуществлять любой вид предпринимательской деятельности, не запрещенный законодательством. Ими могут быть, например, розничная торговля, производство различных товаров, оказание услуг и т.д.
Законодательством определен ряд правил по осуществлению физическими лицами предпринимательской деятельности. Так, Положением предусмотрено, что индивидуальные предприниматели при осуществлении розничной торговли обязаны вести учет доходов и товарных операций в регистрах учета. Согласно пункту 4 этого документа регистрами учета являются Книга учета доходов и товарных операций индивидуального предпринимателя, занимающегося розничной торговлей, и Книжка товарных чеков. Пунктом 18 Положения также предусмотрено, что при реализации товаров собственного производства первичными документами, подтверждающими источник их приобретения, является справка-расчет с приложением соответствующих документов, подтверждающих источник приобретения сырья для производства реализуемых товаров. Таким образом, данным пунктом определен порядок осуществления учета реализации товаров собственного производства при розничной торговле.
В споре, рассмотренном судом, товар на 170 млн сумов был реализован за безналичный расчет. Следовательно, требования к учету, установленные Положением, не распространяются на ответчика.
В соответствии с пунктом 3 Положения о порядке исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, взимаемого в фиксированных размерах, фиксированный налог уплачивается физическими лицами, занимающимися предпринимательской деятельностью, взамен совокупности налогов и обязательных платежей в общеустановленном порядке. Для его плательщиков сохраняется действующий порядок уплаты: акцизного налога (при производстве подакцизной продукции); налогов за пользование недрами; за пользование водными ресурсами (при использовании водных ресурсов для предпринимательской деятельности); на имущество; земельного налога; таможенных платежей; страховых взносов во внебюджетный Пенсионный фонд; государственных пошлин; сбора в Республиканский дорожный фонд от стоимости приобретенных и временно ввозимых автотранспортных средств. Согласно пункту 4 Положения N 1230 ставки фиксированного налога утверждаются Кабинетом Министров. Из этого следует, что размер фиксированного налога не зависит от размера полученного предпринимателем дохода.
На момент рассмотрения дела судом приложением к постановлению Кабинета Министров "Об упорядочении взимания налогов и сборов с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью" от 23 октября 1997 года N 483 (приложение утратило силу в соответствии с постановлением Кабинета Министров от 10 ноября 2006 года N 235) предусматривались следующие признаки умышленного сокрытия прибыли (доходов) и уклонения от уплаты налога юридическими и физическими лицами:
- подделка документов (подчистка, незаконное исправление);
- использование фальшивых первичных бухгалтерских документов;
- списание материальных затрат, неиспользованных в производстве;
- увеличение расходов на оплату труда путем начисления заработной платы не работающим на предприятии, но числящимся в штате;
- перенос выручки от реализации на следующий за отчетным период (умышленное занижение объема реализации и дохода);
- уничтожение документов или отказ в их предъявлении;
- наличие в местах реализации продукции (товаров), не оформленных соответствующим образом бухгалтерскими и другими документами и т.д.
Из вышеизложенного следует, что в рассмотренном судом случае в деятельности ответчика отсутствовали признаки сокрытия дохода. Поэтому индивидуальный предприниматель не мог быть привлечен к ответственности по пункту 7 части первой статьи 135 Налогового кодекса (в редакции до принятия Закона от 10 октября 2006 года N ЗРУ-59).
При осуществлении денежных расчетов с населением согласно пункту 1 постановления Кабинета Министров "О порядке обязательного применения контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" (от 26 декабря 1994 года N 621) с 1 января 1995 года на территории Республики Узбекистан предусматривается при расчетах с населением наличными средствами обязательное применение торговыми предприятиями, учреждениями, организациями всех форм собственности контрольно-кассовых машин. Согласно абзацу четвертому пункта 1 этого постановления физические лица, осуществляющие торговую деятельность через стационарные точки, обязаны использовать ККМ.
Однако законодательством предусматривается и перечень отдельных категорий предприятий, которые в силу специфики своей деятельности могут осуществлять расчеты с населением без применения ККМ (приложение N 1 к Положению о порядке обязательного применения контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, зарегистрированному Министерством юстиции 15 февраля 1995 года N 124). К таким предприятиям относятся:
- мелкорозничная торговля с цистерн, из корзин, с лотков, ручных тележек, а также овощами и бахчевыми культурами в развал;
- выносная (лоточная) торговля продукцией общественного питания;
- реализация продукции в самолетах и поездах (кроме вагонов-ресторанов);
- выездная торговля (лавки, реализация с автомашин) и другие виды.
Если предприниматель не осуществляет деятельность, указанную в данном перечне, и не применяет ККМ при розничной реализации товаров населению, то он будет привлечен к ответственности, предусмотренной законодательством. В случае, рассмотренном судом, ответчик обязан был использовать ККМ при розничной реализации товаров населению, поэтому за их неприменение он был привлечен к ответственности.
На момент рассмотрения дела судом, абзацем первым пункта 8* постановления Кабинета Министров N 621 за осуществление денежных расчетов с населением без применения ККМ взыскивался штраф в размере 100 МРЗП, а если в течение года данное правонарушение было совершено повторно, то - штраф в размере 200 МРЗП. Сегодня пунктом 9 части первой статьи 135 Налогового кодекса предусматривается взыскание штрафа в размере от 30 до 50 МРЗП за осуществление торговли и оказание услуг без применения ККМ, а в случае повторного совершения тех же деяний в течение года - от 75 до 100 МРЗП.
Как было указано выше, индивидуальный предприниматель имеет право осуществлять любой вид предпринимательской деятельности, не запрещенный законодательством. Одним из них является экспорт продукции собственного производства. Согласно абзацу четвертому пункта 4 постановления Кабинета Министров N 245 срок поступления валютной выручки или обратного ввоза по децентрализованным экспортным операциям не должен превышать 60 дней. В соответствии с абзацем пятым пункта 4 этого документа за задержку поступления валютной выручки более чем на 30 банковских дней после истечения установленных сроков на юридическое лицо налагается штраф в эквиваленте 100% от суммы непоступивших валютных средств. В данном случае следует обратить внимание на то, что постановление не предусматривает ответственности физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность. Следовательно, его нельзя привлечь к ответственности по этому основанию.
-----------------------------------------------------
*) Данный абзац исключен в соответствии с постановлением Кабинета Министров от 10 ноября 2006 года N 235.
Данная публикация осуществлена
благодаря технической поддержке, оказываемой
Германским обществом по техническому сотрудничеству