язык интерфейса

Законодательство РУз

Законодательство РУз/ Общие вопросы хозяйственной и предпринимательской деятельности/ Субъекты предпринимательства/ Индивидуальные предприниматели/ Правила организации деятельности торговых комплексов в Республике Узбекистан (Приложение N 2 к Постановлению КМ РУз от 28.08.2012 г. N 253)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПРИЛОЖЕНИЕ N 2

к Постановлению КМ РУз

от 28.08.2012 г. N 253



ПРАВИЛА

организации деятельности торговых

комплексов в Республике Узбекистан


I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1. Настоящие Правила регламентируют организацию деятельности торговых комплексов в Республике Узбекистан.


2. В настоящих Правилах под торговым комплексом понимается юридическое лицо, владеющее на праве собственности или ином законном основании зданием и (или) сооружением либо комплексом зданий и (или) сооружений, выстроенными на едином земельном участке, в которых размешены стационарные объекты розничной торговли и сферы услуг.


3. Деятельность стационарных объектов розничной торговли и оказания услуг общественного питания, расположенных на территории торгового комплекса, осуществляется в соответствии с правилами розничной торговли и производства и реализации продукции (услуг) общественного питания в Республике Узбекистан.



II. ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ ТОРГОВЫХ КОМПЛЕКСОВ


4. Организация деятельности торгового комплекса обеспечивается юридическим лицом на земельном участке, предоставленном ему в пользование либо в аренду, в порядке, установленном законодательством. Не допускается использование предоставленного земельного участка для функционирования торгового комплекса в иных целях. Указанное юридическое лицо создается в любой организационно-правовой форме.

Одним из учредителей торгового комплекса, преобразованного на базе действующего рынка, в обязательном порядке выступает орган государственной власти на местах с долей в уставном фонде не менее 51 процента.


5. Создание торгового комплекса осуществляется на основании решения Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и города Ташкента на земельном участке, выделенном в порядке, установленном Земельным кодексом Республики Узбекистан.

6. В решении органов государственной власти на местах о создании торгового комплекса определяются местонахождение торгового комплекса, количество стационарных торговых точек.


7. Минимальный размер уставного фонда создаваемых торговых комплексов должен соответствовать установленному законодательством для юридических лиц соответствующих организационно-правовых форм.


8. Учредителями торговых комплексов могут выступать любые юридические и физические лица Республики Узбекистан.


9. Государственная регистрация торговых комплексов производится в порядке, установленном для субъектов предпринимательства.

Реорганизация и ликвидация торговых комплексов осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Узбекистан.



III. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ТОРГОВЫМ КОМПЛЕКСАМ


10. Торговый комплекс должен иметь:

входы и въезды, закрывающиеся после окончания его работы;

оформленную вывеску на государственном языке с указанием наименования, специализации и режима работы торгового комплекса;

пронумерованные стационарные торговые точки (включая павильоны), а также утвержденная администрацией торгового комплекса и вывешенная для всеобщего обозрения схема размещения объектов торгового комплекса. При этом расположение торговых объектов должно обеспечивать свободный проход покупателей по торговому комплексу;

камеру хранения;

пункт проката тележек для доставки товара до стационарных торговых точек;

пункт предоставления тележек для покупателей на бесплатной основе для перевозки приобретенных товаров до улиц или мест временного хранения автотранспортных средств, расположенных на территории торгового комплекса либо прилегающих к нему территориях, с созданием всех удобств для получения и сдачи тележек, предусмотрев необходимые меры для их возврата;

средства пожаротушения и оповещения населения в случаях аварийных и чрезвычайных ситуаций;

места временного хранения автотранспортных средств, расположенных на территории торгового комплекса и прилегающих к нему территориях для арендаторов и покупателей, общественные туалеты, водопровод, умывальники, мусоросборники, примерочные кабины и другие необходимые объекты инфраструктуры.


11. На территории торгового комплекса запрещается:

реализация непродовольственных и продовольственных товаров вне стационарных торговых точек;

реализация продовольственных и непродовольственных товаров с автомашин и с емкостей (контейнеров), предназначенных для перевозки грузов;

реализация иностранной валюты, кроме обменных пунктов уполномоченных банков, оборудованных и функционирующих в установленном порядке;

реализация товаров и других предметов, запрещенных законодательством.


12. На доступном для обозрения месте устанавливаются:

а) указатели торговых зон по основным группам товарной номенклатуры;

б) стенд с указанием схемы размещения торговых зон, объектов общественного питания и сервисного обслуживания, административных помещений, демонстрационного помещения или стенда, контрольных весов, места временного хранения автотранспортных средств, расположенных на территории торгового комплекса и прилегающих к нему территориях, общественных туалетов и других объектов;

в) схема эвакуации торгового комплекса при возникновении чрезвычайных ситуаций;

г) информационный стенд, на котором для сведения продавцов и покупателей торгового комплекса вывешиваются:

текст Закона Республики Узбекистан "О защите прав потребителей" и настоящих Правил;

правила, регламентирующие торговую деятельность и продажу отдельных видов товаров;

информация о порядке и условиях предоставления помещений в аренду, а также перечень и стоимость оказываемых обязательных услуг в торговом комплексе;

номера телефонов администрации торгового комплекса, хокимията района (города), территориальных органов государственной налоговой службы, внутренних дел.


13. В стационарных точках, где торговые операции должны осуществляться с использованием средств измерений (весы, гири, мерные емкости, метры и др.), обязательно наличие измерительных приборов, соответствующих требованиям метрологических правил и норм.


14. В специально отведенных местах на территории торгового комплекса размещаются:

объекты общественного питания, сервисного обслуживания;

демонстрационное помещение или стенд для предоставления предприятиям-производителям (на договорных условиях) возможности показа перспективных товаров, проведения презентаций, рекламных кампаний.

филиалы банков или кассы банков, а также пункты инкассации для приема ежедневной наличной выручки от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в торговом комплексе.


15. Санитарные дни в торговом комплексе устанавливаются в соответствии с графиком, утвержденным администрацией торгового комплекса.


16. Организация транспортировки товаров на территории торгового комплекса должна не препятствовать свободному проходу покупателей по торговому комплексу и в полной мере обеспечивать надлежащие условия для завоза (приемки), хранения и реализации товаров.


17. Порядок применения контрольно-кассовых машин с фискальной памятью, а в случаях, предусмотренных законодательством, - онлайн контрольно-кассовых машин или виртуальных касс, и платежных терминалов по приему платежей с банковских пластиковых карточек при осуществлении торговли в стационарных торговых точках на территории торговых комплексов является обязательным.

Контрольно-кассовые машины, виртуальные кассы, применяемые хозяйствующими субъектами, осуществляющими денежные расчеты с населением, должны соответствовать единым техническим требованиям и подлежат обязательной сертификации в установленном порядке.

Выдача чеков с использованием контрольно-кассовых машин или виртуальных касс, не имеющих сертификата или не отвечающих установленным единым техническим требованиям, является основанием для привлечения виновных лиц к ответственности в соответствии с законодательством.

18. Вход для посетителей на территорию торгового комплекса - бесплатный.



IV. УПРАВЛЕНИЕ ТОРГОВЫМ КОМПЛЕКСОМ.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПРОДАВЦОВ

И АДМИНИСТРАЦИИ ТОРГОВОГО

КОМПЛЕКСА


19. Управление торговым комплексом осуществляется администрацией торгового комплекса, на которую возлагается ответственность за соблюдение настоящих Правил и других актов законодательства, регламентирующих торговую деятельность.


20. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность через стационарные торговые точки, расположенные в торговом комплексе (далее - субъекты торговли), имеют право:

осуществлять торговую деятельность в соответствии с настоящими Правилами;

требовать от администрации торгового комплекса обеспечения условий для работы, соответствующих настоящим Правилам;

получать от администрации торгового комплекса необходимые разъяснения по порядку и режиму работы торгового комплекса;

пользоваться платными услугами, предоставляемыми администрацией торгового комплекса;

приглашать сотрудников администрации торгового комплекса в случае проверки их деятельности контролирующими органами;

вносить в администрацию торгового комплекса предложения по улучшению его деятельности.


21. Субъекты торговли обязаны:

довести до сведения потребителя фирменное наименование своей организации (название, эмблема или товарный знак), наименование индивидуального предпринимателя, местонахождение (почтовый адрес) и режим работы (время начала, окончания работы, обеденного перерыва, выходные дни) в форме соответствующей вывески;

при осуществлении торговой деятельности иметь при себе договор об аренде стационарной торговой точки и документ об оплате арендной платы, свидетельство о государственной регистрации юридического лица либо индивидуального предпринимателя, а также другие документы, предусмотренные законодательством. Данные документы предъявляются по первому требованию ответственных сотрудников органов государственной налоговой службы;

в установленном законодательством порядке осуществлять инкассацию (сдачу) наличной выручки в банк;

своевременно уплачивать арендную плату;

осуществлять торговлю только в определенных администрацией торгового комплекса местах;

содержать торговые точки в чистоте и порядке;

соблюдать требования пожарной безопасности, обеспечить наличие средств (приборов) технической и пожарной сигнализации;

выполнять законные требования администрации торгового комплекса и контролирующих органов;

соблюдать нормы настоящих Правил и другие требования, установленные законодательством.

Передача прав аренды стационарной торговой точки третьему лицу запрещается.


22. Администрация торгового комплекса имеет право:

предоставлять стационарные торговые точки юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям без образования юридического лица на договорной основе для осуществления торговой деятельности и предоставления услуг в торговом комплексе. Право аренды стационарных торговых объектов юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям без образования юридического лица предоставляется по результатам проведения открытых конкурсных торгов;

предоставлять дополнительные услуги на договорной основе;

сопровождать представителей контролирующих органов в торговых комплексах при осуществлении ими своих функций;

расторгать и вносить изменения в договоры аренды стационарных торговых точек с арендаторами в установленном законодательством порядке.

Услуги по предоставлению в аренду весов и других измерительных приборов, организации камер хранения, предоставлению в аренду тележек для продавцов и покупателей могут оказываться только администрацией торгового комплекса.


23. Администрация торгового комплекса обязана:

контролировать соблюдение субъектами торговли и своими сотрудниками норм настоящих Правил и установленных правил торговли;

организовать работу торгового комплекса и связанные с его деятельностью процессы в строгом соответствии с правилами и нормами, определяющими осуществление торговой деятельности и обеспечивающими охрану окружающей среды, эпидемическую и экологическую безопасность в районе расположения торгового комплекса;

принимать необходимые меры по поддержанию общественного порядка, организации сторожевой охраны, обеспечению необходимых условий для нормального функционирования торгового комплекса, в том числе по его энерго-, тепло- и водоснабжению;

назначать приказом ответственных за работу камер хранения и пунктов проката тележек для продавцов и покупателей;

принимать платежи за предоставление камер хранения и тележек с обязательным применением контрольно-кассовых машин с фискальной памятью, а в случаях, предусмотренных законодательством, - онлайн контрольно-кассовых машин или виртуальных касс и платежных терминалов по приему платежей с банковских пластиковых карточек;

содержать в надлежащем санитарно-техническом состоянии торговый комплекс и прилегающую к нему территорию, административно-хозяйственные помещения, места общего пользования;

обеспечивать своевременную уборку и благоустройство прилегающей территории;

обеспечивать вывоз твердобытовых отходов, крупногабаритного мусора, различных видов тары и др.


24. Администрация торгового комплекса обеспечивает:

принятие мер по устранению причин конфликтных ситуаций, возникающих при обслуживании покупателей;

наличие и предоставление по первому требованию покупателей книги отзывов и предложений, зарегистрированной в установленном порядке;

создание максимально благоприятных условий для работы кассы банков и пунктов инкассации, содействие при обеспечении ежедневной инкассации (сдачи) наличной выручки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность через стационарные торговые точки, расположенные в торговом комплексе в пункты инкассации (кассы банков).


25. Администрация торгового комплекса оказывает содействие представителям контролирующих органов в ходе проверок, проводимых в установленном законодательством порядке, принимает действенные меры по устранению выявленных нарушений. При необходимости выделяет сотрудникам контролирующих органов помещения на период проведения проверок.


26. Администрация торгового комплекса несет ответственность в соответствии с законодательством за выполнение требований законодательства о защите прав потребителей, установленных правил торговли.

Руководство администрации торгового комплекса несет ответственность за несоблюдение норм настоящих Правил и отсутствие должного контроля за их соблюдением со стороны сотрудников администрации торгового комплекса.

Руководители администрации торгового комплекса привлекаются к ответственности в установленном законодательством порядке за необеспечение своевременного и полного взимания арендных платежей и платежей за оказываемые услуги, а также предоставление стационарных торговых точек физическим лицам без свидетельства о государственной регистрации их в качестве индивидуального предпринимателя.



V. РЕЖИМ РАБОТЫ ТОРГОВОГО КОМПЛЕКСА


27. Режим работы торгового комплекса определяется администрацией торгового комплекса. Время работы отдельных объектов торговли на территории торгового комплекса регламентируется общим режимом работы торгового комплекса.


28. При закрытии торгового комплекса для проведения плановых санитарно-технических работ администрация торгового комплекса предварительно, не позднее семи рабочих дней до их проведения, информирует субъектов торговли, население и орган государственной власти на местах о причинах и периоде закрытия торгового комплекса.


29. В случае необходимости закрытия обособленного объекта торговли во время работы торгового комплекса субъект торговли обязан вывесить объявление с информацией для покупателей о периоде закрытия объекта, а в случае закрытия объекта более чем на 1 час рабочего времени, помимо объявления для посетителей, - письменно известить об этом администрацию торгового комплекса.


30. В случае закрытия торгового комплекса для выполнения экстренных мероприятий при аварийных и чрезвычайных ситуациях информация до сведения продавцов, покупателей и органов государственной власти на местах доводится незамедлительно.



VI. ИСТОЧНИКИ ДОХОДОВ ТОРГОВЫХ

КОМПЛЕКСОВ, ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗИМАНИЯ

АРЕНДНОЙ ПЛАТЫ И ОПЛАТЫ

ЗА ОКАЗЫВАЕМЫЕ УСЛУГИ


31. Источниками доходов торговых комплексов являются:

доходы от арендной платы;

доходы от оказания услуг продавцам и покупателям;

иные поступления, не противоречащие законодательству.


32. Распределение доходов торгового комплекса осуществляется в порядке, установленном законодательством.


33. Объекты торговли и сферы услуг, здания и сооружения предоставляются в аренду только на договорной основе юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным в порядке, установленном законодательством.


34. Уплата арендной платы осуществляется на основе договора аренды, заключаемого между администрацией торгового комплекса и арендатором в установленном законодательством порядке.

Арендная плата уплачивается арендатором ежемесячно до 25 числа отчетного месяца на банковский расчетный счет торгового комплекса.


35. Администрация торгового комплекса несет ответственность за создание удобных всем продавцам условий взимания арендной платы и платы за оказываемые услуги.

Администрация торгового комплекса обязана организовать:

размещение на видном месте плакатов, разъяснительных таблиц на государственном языке касательно условий осуществления торговли на территории торгового комплекса с указанием размеров арендной платы и стоимости оказываемых услуг;

стационарные пункты взимания платы за оказываемые услуги, оборудованные соответствующим образом, в том числе контрольно-кассовыми машинами с фискальной памятью, а в случаях, предусмотренных законодательством, - онлайн контрольно-кассовыми машинами или виртуальными кассами и платежными терминалами по приему платежей с банковских пластиковых карточек;

систематическое сообщение по радиоузлу основных условий взимания арендной платы, перечня и стоимости услуг, оказываемых продавцам и покупателям;

оперативную связь с органами государственной налоговой службы и органами охраны правопорядка на случай необходимости применения мер ответственности к лицам, нарушающим порядок осуществления торговли, уплаты арендной платы в установленном законодательством порядке.


36. В торговых комплексах арендные платежи и платежи за оказываемые услуги осуществляются с обязательным применением контрольно-кассовых машин с фискальной памятью, а в случаях, предусмотренных законодательством, - онлайн контрольно-кассовых машин или виртуальных касс и платежных терминалов по приему платежей с банковских пластиковых карточек, а также перечисления арендатором денежных средств на банковский расчетный счет торгового комплекса или наличными средствами путем автоматизированного учета через банковскую систему с ежедневной проверкой полноты сбора работниками органов государственной налоговой службы.

37. Размеры арендной платы и стоимости оказываемых услуг в торговых комплексах, в которых доля государства в уставном фонде составляет не менее 51 процента, ежегодно утверждаются Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и г. Ташкента по согласованию с территориальными финансовыми органами и территориальными органами государственной налоговой службы.

38. Налогообложение торговых комплексов осуществляется в соответствии с налоговым законодательством.

При этом на торговые комплексы, с долей государства в уставном фонде (уставном капитале) которых составляет не менее 51 процента, распространяется порядок налогообложения, установленный для рынков.



VII. КОНТРОЛЬ ЗА РАБОТОЙ

ТОРГОВЫХ КОМПЛЕКСОВ


39. Контроль за деятельностью торгового комплекса, прилегающих к нему мест временного хранения автотранспортных средств, а также субъектов предпринимательства, осуществляющих деятельность на его территории, за соблюдением ими норм настоящих Правил, налогового законодательства и других нормативно-правовых актов, регламентирующих торговую деятельность, осуществляется органами государственной налоговой службы в установленном законодательством порядке.


40. К проверкам, проводимым органами государственной налоговой службы, могут привлекаться представители общественных организаций по защите прав потребителей, Торгово-промышленной палаты и ее территориальных подразделений, а также специалисты других контролирующих органов.


41. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, допустившие нарушения норм настоящих Правил, несут ответственность в соответствии с законодательством.



VIII. ТРЕБОВАНИЯ К РЕАЛИЗАЦИИ ТОВАРОВ

В ТОРГОВЫХ КОМПЛЕКСАХ


42. Основным ассортиментом товаров, реализуемых в торговых комплексах, являются:

товары, произведенные индивидуальными предпринимателями;

товары народного творчества, народных промыслов и ремесел;

товары, произведенные на отечественных предприятиях;

импортные товары, завезенные в установленном порядке, индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами.


43. Розничная реализация товаров в торговых комплексах производится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями через стационарные торговые точки - с обязательным использованием контрольно-кассовых машин с фискальной памятью, а в случаях, предусмотренных законодательством, - онлайн контрольно-кассовых машин или виртуальных касс и платежных терминалов по приему платежей с банковских пластиковых карточек.

Торговля товарами, требующими лицензирования деятельности по их реализации, осуществляется в порядке, установленном законодательством.


44. Индивидуальные предприниматели без образования юридического лица имеют право осуществлять розничную торговлю в торговых комплексах исключительно:

импортными товарами, ввезенными непосредственно самими индивидуальными предпринимателями;

товарами собственного изготовления (не запрещенными к реализации);

товарами, приобретенными у других индивидуальных предпринимателей - производителей этих товаров;

товарами юридических лиц - отечественных товаропроизводителей - при наличии всех документов, подтверждающих законность их приобретения.


46. Индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную реализацию товаров собственного изготовления, обязаны иметь документы, подтверждающие факт наличия условий производства, выданные органами самоуправления граждан и заверенные органами государственной налоговой службы.


47. Индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную реализацию товаров, приобретенных у других индивидуальных предпринимателей - производителей этих товаров, обязаны иметь документ, подтверждающий факт оплаты за полученные товары, договор купли-продажи реализуемых товаров, заключенных с индивидуальными предпринимателями-производителями. В договоре в обязательном порядке должны быть указаны следующие реквизиты:

фамилии, имена и отчества индивидуальных предпринимателей - продавца и покупателя;

серии, номера и даты выдачи паспортов индивидуальных предпринимателей - продавца и покупателя;

номера и даты выдачи свидетельств о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и наименование органов государственной власти, выдавшего свидетельство;

идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) и государственной налоговой инспекции по месту регистрации;

банковские реквизиты.


48. Осуществление торговой деятельности на торговом комплексе без оформления требуемых в соответствии с законодательством документов либо в период приостановления их действия или отзыва рассматривается как осуществление деятельности без лицензии с применением мер ответственности в соответствии с законодательством.



IX. ПРИОСТАНОВЛЕНИЕ ИЛИ ПРЕКРАЩЕНИЕ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТОРГОВОГО КОМПЛЕКСА


49. Деятельность торгового комплекса (стационарного объекта розничной торговли и оказания услуг) может быть приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством.



"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

2012 г., N 35, ст. 403


"Собрание постановлений Правительства Республики Узбекистан",

2012 г., N 8, ст. 61