Внимание! Документ утратил силу.
Смотрите подробности в начале документа.
Законодательство РУз
Законодательство РУз/ Таможенное законодательство/ Общие положения/ Закон Республики Узбекистан от 20.08.1999 г. N 820-I "О Государственной границе Республики Узбекистан"Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
20.08.1999 г.
N 820-I
О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЕ
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
Целью настоящего Закона является регулирование отношений в области установления, изменения, защиты и охраны Государственной границы Республики Узбекистан.
Законодательство о Государственной границе состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.
Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан о Государственной границе, то применяются правила международного договора.
Государственная граница Республики Узбекистан (далее - Государственная граница) - линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы территории Республики Узбекистан (суши, вод, недр, воздушного пространства).
Статья 4. Принципы установления и изменения
Государственной границы
Республика Узбекистан при установлении и изменении Государственной границы исходит из необходимости обеспечения национальной безопасности и руководствуется принципами:
взаимного уважения суверенитета, территориальной целостности государств, неприкосновенности и нерушимости государственных границ;
мирного разрешения пограничных вопросов;
всестороннего, равноправного и взаимовыгодного сотрудничества с иностранными государствами;
невмешательства во внутренние дела сопредельных государств;
неприменения силы или угрозы силой.
Статья 5. Установление и изменение
Государственной границы
Установление и изменение Государственной границы осуществляются Олий Мажлисом Республики Узбекистан на основании международных договоров Республики Узбекистан. Государственная граница подлежит делимитации и демаркации (редемаркации).
Государственная граница устанавливается:
на суше - по характерным точкам, линиям рельефа или ясно видимым ориентирам;
на судоходных реках - по середине главного фарватера или тальвегу реки; на несудоходных реках, ручьях - по их середине или середине главного рукава реки; на озерах и иных водоемах - по прямой или другой линии, соединяющей выходы Государственной границы к берегам озера или иного водоема. Государственная граница, проходящая по реке, ручью, озеру или иному водоему, не перемещается как при изменении очертания их берегов или уровня воды, так и при отклонении русла реки, ручья в ту или иную сторону;
на водохранилищах и иных искусственных водоемах - в соответствии с линией Государственной границы, проходившей на местности до ее затопления;
на мостах, плотинах и других сооружениях, проходящих через реки, ручьи, озера и иные водоемы, - по середине этих сооружений или по их технологической оси, независимо от прохождения Государственной границы на воде.
Государственная граница на местности обозначается ясно видимыми пограничными знаками.
Формы, размеры и порядок установки пограничных знаков определяются законодательством и международными договорами Республики Узбекистан.
Для обозначения линии Государственной границы между сопредельными государствами на местности по всей ее протяженности, а также вдоль пограничных рек и водоемов устанавливается полоса очистки границы.
Статья 7. Финансовое и материально-техническое обеспечение
мероприятий по установлению, изменению, защите
и охране Государственной границы
Финансовое обеспечение мероприятий по установлению, изменению, защите и охране Государственной границы осуществляется за счет средств государственного бюджета.
Материально-техническое обеспечение мероприятий по установлению, изменению, защите и охране Государственной границы осуществляется по нормам и в порядке, установленным Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Режим Государственной границы включает совокупность правил, определяющих порядок:
обустройства и контроля за содержанием Государственной границы;
пересечения Государственной границы лицами и транспортными средствами;
перемещения через Государственную границу товаров, иного имущества и животных;
пропуска через Государственную границу лиц, транспортных средств, товаров, иного имущества и животных;
ведения на Государственной границе либо вблизи нее хозяйственной и иной деятельности.
Режим Государственной границы устанавливается настоящим Законом, иными актами законодательства и международными договорами Республики Узбекистан.
Статья 9. Обустройство и контроль за содержанием
Государственной границы
Обустройство Государственной границы заключается в оборудовании, сохранении и поддержании в исправном состоянии пограничных знаков, полосы очистки, их контрольном осмотре, а также в проведении с сопредельными государствами совместных проверок прохождения линии Государственной границы.
В целях обустройства Государственной границы пограничным войскам Службы государственной безопасности Республики Узбекистан (далее - пограничные войска) отводятся в постоянное пользование земельные участки, непосредственно прилегающие к линии Государственной границы, в порядке, установленном законодательством.
Статья 10. Пересечение Государственной границы
лицами и транспортными средствами
Пересечение Государственной границы лицами и транспортными средствами осуществляется на путях международного автомобильного, железнодорожного, воздушного, речного сообщения либо в иных местах, определяемых законодательством и международными договорами Республики Узбекистан.
Статья 11. Перемещение через Государственную границу
товаров, иного имущества и животных
Перемещение через Государственную границу товаров, иного имущества и животных производится в местах и в порядке, установленных законодательством и международными договорами Республики Узбекистан.
Пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, товаров, иного имущества и животных производится в установленных пунктах пропуска.
Количество, дислокация пунктов пропуска, а также порядок пропуска через Государственную границу определяются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Статья 13. Временные режимные ограничения
на Государственной границе
В целях обеспечения безопасности Республики Узбекистан пересечение Государственной границы, в том числе на отдельных ее участках, может быть временно ограничено или прекращено в порядке, установленном Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
В случае угрозы распространения особо опасных инфекционных болезней на территории Республики Узбекистан или иностранного государства на отдельных участках Государственной границы по решению Кабинета Министров Республики Узбекистан может быть установлен карантин для пересекающих Государственную границу лиц, товаров, иного имущества, животных, семенного, посадочного материала и другой продукции животного и растительного происхождения.
Статья 14. Хозяйственная и иная деятельность
на Государственной границе
Судоходство, пользование водными объектами и иные виды водопользования, водопотребления, устройство гидросооружений, производство других работ в части вод пограничных рек, озер и иных водоемов Республики Узбекистан, пользование землями, растительным и животным миром, ведение горного дела, геологических изысканий и иная деятельность на Государственной границе производятся в соответствии с законодательством и международными договорами Республики Узбекистан.
Нарушителями Государственной границы являются:
лица, пересекшие или пытающиеся пересечь Государственную границу любым способом вне пунктов пропуска или в пунктах пропуска через Государственную границу, но с нарушением правил ее пересечения;
лица, проникшие или пытающиеся проникнуть на транспортные средства заграничного следования с целью незаконного выезда из Республики Узбекистан;
иностранные невоенные суда и военные корабли, зашедшие во внутренние воды, а также в часть вод пограничных рек, озер и иных водоемов Республики Узбекистан в нарушение установленных правил захода в эти воды;
воздушные суда и другие летательные аппараты, пересекшие Государственную границу без разрешения соответствующих государственных органов или совершившие иные нарушения правил перелета через Государственную границу.
Нарушением Государственной границы является также пересечение ее любыми другими техническими или иными средствами без надлежащего на то разрешения или в нарушение установленного порядка.
Разрешение пограничных инцидентов и конфликтов осуществляется в порядке, установленном законодательством и международными договорами Республики Узбекистан.
Для разрешения вопросов соблюдения режима Государственной границы, урегулирования пограничных инцидентов на определенные участки Государственной границы председателем Службы государственной безопасности Республики Узбекистан назначаются пограничные представители Республики Узбекистан.
Полномочия и порядок деятельности пограничных представителей определяются Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Урегулирование пограничных инцидентов, связанных с действиями военных воздушных судов Республики Узбекистан и иностранных государств, других военных объектов или военнослужащих, осуществляется с участием представителей Министерства обороны Республики Узбекистан.
Вопросы и инциденты, не урегулированные пограничными представителями или представителями Министерства обороны Республики Узбекистан, разрешаются в дипломатическом порядке.
Пограничный режим включает совокупность правил, определяющих порядок въезда (прохода), пребывания (проживания), передвижения и производства работ в пограничной зоне, и устанавливается Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Контроль за соблюдением пограничного режима в пограничной зоне возлагается на пограничные войска и органы внутренних дел в пределах их полномочий.
Пограничная зона и пограничная полоса устанавливаются для обеспечения режима Государственной границы.
Пограничная зона - часть территории, прилегающая к Государственной границе, в пределах которой вводится пограничный режим.
Пограничная зона устанавливается в пределах территории района, города, поселка, кишлака, аула, прилегающей к Государственной границе. В состав пограничной зоны, там, где она устанавливается, включаются также внутренние воды Республики Узбекистан, часть вод пограничных рек, озер, иных водоемов Республики Узбекистан и расположенные в этих водах острова Республики Узбекистан.
Пограничная полоса - часть пограничной зоны, непосредственно примыкающая к линии Государственной границы.
Пограничная полоса устанавливается вдоль Государственной границы на ее сухопутных участках или вдоль берегов пограничных рек, озер и иных водоемов.
В пограничной полосе пограничными войсками устанавливаются дополнительные режимные правила въезда и выезда (прохода), пребывания (проживания), передвижения лиц и транспортных средств.
Порядок установления пограничной зоны и пограничной полосы определяется Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
Статья 20. Въезд и выезд (проход), пребывание (проживание),
передвижение лиц в пограничной зоне и пограничной полосе
Въезд (проход), пребывание (проживание) в пограничной зоне лиц осуществляется на основании разрешения органов внутренних дел, если законодательством не установлен иной порядок.
Въезд и выезд (проход), временное пребывание (проживание), передвижение и производство работ в пограничной полосе осуществляются на основании разрешения пограничных войск.
Статья 21. Профилактическая полоса
у Государственной границы
В целях охраны территории Республики Узбекистан от угрозы распространения опасных инфекционных болезней в пределах пограничной полосы устанавливается профилактическая полоса, на которой запрещается выпас и содержание скота.
Ширина, порядок ограждения и режим профилактической полосы устанавливаются законодательством.
Статья 22. Хозяйственная и иная деятельность, проведение
массовых и других культурных мероприятий в пограничной полосе
Порядок ведения хозяйственной и иной деятельности, связанной с пользованием земель, растительного и животного мира, недр, вод, а также проведения массовых и других культурных мероприятий в пограничной полосе устанавливается законодательством.
В пограничной полосе пограничными войсками могут устанавливаться дополнительные режимные правила осуществления хозяйственной и иной деятельности, проведения массовых и других культурных мероприятий.
Статья 23. Учет, содержание и использование
маломерных судов Республики Узбекистан
Маломерные суда, используемые во внутренних водах, части вод пограничных рек, озер и иных водоемов Республики Узбекистан, подлежат обязательному учету и хранению на пристанях, причалах, других пунктах базирования. Порядок выхода этих судов из пунктов базирования и их возвращения устанавливается пограничными войсками.
Статья 24. Ведение промысловой, исследовательской,
изыскательской и иной деятельности во внутренних водах,
части вод пограничных рек, озер и иных водоемов
Республики Узбекистан
Промысловая, исследовательская, изыскательская и иная деятельность во внутренних водах, части вод пограничных рек, озер и иных водоемов Республики Узбекистан осуществляется с разрешения пограничных войск в соответствии с законодательством и международными договорами Республики Узбекистан.
IV. РЕЖИМ В ПУНКТАХ ПРОПУСКА ЧЕРЕЗ
ГОСУДАРСТВЕННУЮ ГРАНИЦУ
Статья 25. Установление режима в пунктах пропуска
через Государственную границу
Режим в пунктах пропуска через Государственную границу включает совокупность правил, устанавливаемых для осуществления пограничного, таможенного и иных видов контроля и определяющих порядок прибытия в эти пункты, пребывания и убытия из них лиц, транспортных средств, ввоза, нахождения и вывоза товаров, иного имущества и животных, осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории пунктов пропуска.
Режим в пунктах пропуска через Государственную границу устанавливается Службой государствнной безопасности в целях поддержания необходимых условий служебной деятельности всех органов, осуществляющих контроль на Государственной границе.
Статья 26. Заход иностранных невоенных судов и военных
кораблей во внутренние воды, порты (на рейды)
Республики Узбекистан и пребывание в них
Порядок захода иностранных невоенных судов и военных кораблей во внутренние воды, порты (на рейды) Республики Узбекистан и пребывания в них устанавливается Кабинетом Министров Республики Узбекистан в соответствии с международными договорами Республики Узбекистан.
Статья 27. Дополнительные режимные правила в пунктах
пропуска через Государственную границу
В пунктах пропуска через Государственную границу определяются территории, помещения, где непосредственно осуществляются пограничный, таможенный и иные виды контроля и вводятся дополнительные режимные правила, предусмотренные законодательством.
V. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО
УПРАВЛЕНИЯ, МЕСТНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ВЛАСТИ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ И ОХРАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ГРАНИЦЫ. УЧАСТИЕ ОРГАНОВ САМОУПРАВЛЕНИЯ ГРАЖДАН,
ПРЕДПРИЯТИЙ, УЧРЕЖДЕНИЙ, ОРГАНИЗАЦИЙ И ГРАЖДАН
В ЗАЩИТЕ И ОХРАНЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ
Статья 28. Полномочия Кабинета Министров
Республики Узбекистан
Кабинет Министров Республики Узбекистан:
осуществляет финансовое и ресурсное обеспечение сил и средств, проводимых мероприятий в области защиты и охраны Государственной границы;
издает нормативные акты в области защиты и охраны Государственной границы;
осуществляет контроль за деятельностью министерств, государственных комитетов, ведомств, местных органов исполнительной власти в области защиты и охраны Государственной границы;
осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством.
Статья 29. Полномочия Службы государственной безопасности
Республики Узбекистан в области защиты и охраны
Государственной границы
Служба государственной безопасности Республики Узбекистан:
обеспечивает реализацию государственной политики в области защиты и охраны Государственной границы;
обеспечивает защиту и охрану Государственной границы;
осуществляет управление пограничными войсками;
координирует деятельность органов государственного управления, органов государственной власти на местах, органов самоуправления граждан, предприятий, учреждений и организаций в области защиты и охраны Государственной границы;
предоставляет в установленном порядке информацию об угрозах безопасности Государственной границы;
осуществляет разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность;
разрабатывает и осуществляет в установленном порядке меры по борьбе с контрабандой;
осуществляет сотрудничество в области защиты и охраны Государственной границы с соответствующими пограничными ведомствами других государств, международными организациями;
участвует в установлении линии прохождения Государственной границы;
вносит на рассмотрение Кабинета Министров Республики Узбекистан предложения по формированию Государственного бюджета Республики Узбекистан в части защиты и охраны Государственной границы;
осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством
Статья 30. Полномочия Министерства иностранных дел
Республики Узбекистан в области защиты и охраны
Государственной границы
Министерство иностранных дел Республики Узбекистан:
осуществляет внешнеполитическое и международно-правовое обеспечение защиты и охраны Государственной границы;
ведет переговоры по установлению Государственной границы и ее режима, готовит необходимые документы и материалы;
оформляет документы на право въезда в Республику Узбекистан и выезда из Республики Узбекистан граждан Республики Узбекистан, иностранных граждан и лиц без гражданства;
разрешает в установленном порядке вопросы соблюдения режима Государственной границы, пограничные инциденты;
осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством.
Статья 32. Полномочия Министерства обороны Республики
Узбекистан в области защиты и охраны
Государственной границы
Министерство обороны Республики Узбекистан:
осуществляет защиту и охрану Государственной границы в воздушном пространстве;
обеспечивает участие Вооруженных Сил Республики Узбекистан в защите Государственной границы в порядке, предусмотренном законодательством;
разрешает, в пределах своих полномочий, пограничные инциденты в воздушном пространстве;
оказывает в установленном порядке содействие пограничным войскам в ресурсном и ином обеспечении мероприятий по защите и охране Государственной границы;
осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством.
Статья 33. Полномочия Министерства внутренних дел
Республики Узбекистан в области защиты и охраны
Государственной границы
Министерство внутренних дел Республики Узбекистан:
оказывает содействие пограничным войскам в проведении мероприятий по защите и охране Государственной границы;
обеспечивает участие органов внутренних дел в контроле за соблюдением пограничного режима в пограничной зоне и правопорядка на территории, прилегающей к пунктам пропуска через Государственную границу;
информирует пограничные войска о состоянии правопорядка в приграничных территориях;
обеспечивает участие внутренних войск в защите Государственной границы в порядке, предусмотренном законодательством;
обеспечивает по представлениям пограничных войск временное ограничение или запрещение доступа граждан на отдельные участки местности или объекты вблизи Государственной границы во время проведения пограничных поисков и операций, а также при отражении вооруженного вторжения или воспрепятствовании незаконным массовым пересечениям Государственной границы;
осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством.
Статья 34. Полномочия Государственного таможенного
комитета Республики Узбекистан в области защиты и
охраны Государственной границы
Государственный таможенный комитет Республики Узбекистан:
оказывает содействие пограничным войскам в защите и охране Государственной границы;
обеспечивает участие таможенных органов в контроле за соблюдением режима в пунктах пропуска через Государственную границу;
организует таможенный контроль и оформление в пунктах пропуска через Государственную границу лиц, транспортных средств, товаров, иного имущества и животных;
разрабатывает и осуществляет меры по борьбе с контрабандой и иными нарушениями таможенного законодательства;
вносит предложения об организации пунктов пропуска через Государственную границу;
осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством.
Статья 35. Полномочия иных органов государственного
управления, осуществляющих контроль на
Государственной границе
Органы государственного управления, осуществляющие на Государственной границе санитарно-карантинный контроль, ветеринарный надзор, фитосанитарный и иные виды контроля:
участвуют в пределах своих полномочий в пропуске через Государственную границу лиц, транспортных средств, товаров, иного имущества и животных;
создают, в необходимых случаях, в пунктах пропуска через Государственную границу свои службы и организуют их работу;
оказывают в пределах своих полномочий содействие пограничным войскам в защите и охране Государственной границы;
осуществляют иные полномочия, предусмотренные законодательством.
Статья 36. Полномочия органов государственной власти
на местах в области защиты и охраны Государственной
границы
Органы государственной власти на местах:
обеспечивают в соответствии с законодательством условия для охраны Государственной границы;
предоставляют в установленном порядке для нужд Государственной границы земельные участки, осуществляют контроль за их использованием;
оказывают содействие в участии граждан на добровольных началах в защите и охране Государственной границы;
осуществляют иные полномочия, предусмотренные законодательством.
Статья 37. Участие органов самоуправления граждан,
предприятий, учреждений и организаций в защите и охране
Государственной границы
Органы самоуправления граждан, предприятия, учреждения и организации:
оказывают помощь пограничным войскам, Войскам противовоздушной обороны, а также органам государственного управления, осуществляющим контроль на Государственной границе, предоставляют им необходимую информацию;
создают условия для участия на добровольных началах граждан в защите и охране Государственной границы.
Статья 38. Участие граждан в защите и охране
Государственной границы
Граждане участвуют на добровольных началах в защите и охране Государственной границы в пределах приграничной территории в составе отрядов содействия пограничным войскам и в иных формах.
Порядок участия граждан в защите и охране Государственной границы определяется Кабинетом Министров Республики Узбекистан.
VI. ПОЛНОМОЧИЯ ПОГРАНИЧНЫХ ВОЙСК И ВОЙСК
ПРОТИВОВОЗДУШНОЙ ОБОРОНЫ ПО ЗАЩИТЕ
И ОХРАНЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ
При защите и охране Государственной границы пограничные войска имеют право:
возводить необходимые инженерно-технические сооружения, осуществлять строительство линий связи и коммуникаций, размещать и использовать технику и вооружение на земельных участках, предоставляемых им в установленном порядке;
располагать пограничные наряды и передвигаться по любым участкам местности, сопровождать транспортные средства пограничными нарядами, производить в установленном порядке досмотр транспортных средств;
проводить войсковую, разведывательную, контрразведывательную, оперативно-розыскную и иную предусмотренную законодательством деятельность;
осуществлять административное задержание лиц, совершивших нарушения режима Государственной границы, пограничного режима или режима в пунктах пропуска через Государственную границу, в порядке, установленном законодательством;
содержать лиц, подвергнутых административному задержанию, а также задержанных по подозрению в совершении преступлений, в специально оборудованных помещениях в порядке, установленном законодательством;
приглашать лиц в подразделения пограничных войск и получать от них объяснения об известных им обстоятельствах незаконного пересечения Государственной границы или иного нарушения режима Государственной границы, пограничного режима или режима в пунктах пропуска через Государственную границу. В необходимых случаях получение объяснений об обстоятельствах указанных нарушений может осуществляться и в иных местах;
проверять у лиц, следующих через Государственную границу, документы на право въезда или выезда из Республики Узбекистан, делать в них соответствующие отметки, при необходимости, изымать их в установленном порядке, не пропускать через Государственную границу лиц, не имеющих действительных документов на право въезда или выезда из Республики Узбекистан, до надлежащего оформления ими документов или до уточнения обстоятельств утраты документов в период пребывания за границей и установления их личности, а также не пропускать через Государственную границу лиц, в отношении которых установлено временное ограничение на выезд из Республики Узбекистан;
определять совместно с заинтересованными органами и транспортными организациями места и продолжительность остановок (стоянок) транспортных средств в пунктах пропуска через Государственную границу;
ограничивать или запрещать, в необходимых случаях, движение лиц и транспортных средств, в целях защиты здоровья и жизни людей не допускать граждан на отдельные участки местности, обязывать их остаться там или покинуть эти участки при проведении пограничных поисков и операций;
при возникновении угрозы безопасности Государственной границы на отдельных ее участках временно ограничивать производство различных работ с уведомлением органов самоуправления граждан, заинтересованных предприятий, учреждений и организаций, за исключением работ оборонного значения или работ, связанных с предупреждением и ликвидацией последствий стихийных бедствий или особо опасных инфекционных болезней;
использовать средства связи, транспортные средства предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений, а в исключительных случаях - граждан, с возмещением владельцам в установленном порядке расходов и причиненного ущерба, при отражении вторжений на территорию Республики Узбекистан, проведении пограничных поисков, доставлении лиц, подозреваемых в совершении правонарушений. Данное право не распространяется на средства связи и транспорт, принадлежащие дипломатическим, консульским, иным представительствам иностранных государств и международным организациям.
Пограничные войска имеют и иные права, предусмотренные законодательством.
При защите и охране Государственной границы пограничные войска обязаны:
не допускать противоправного изменения линии Государственной границы на местности;
пресекать вооруженные и иные провокации на Государственной границе;
не допускать незаконного пересечения Государственной границы, выявлять и задерживать нарушителей Государственной границы;
осуществлять контроль за соблюдением режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу;
осуществлять в установленном порядке пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, товаров, иного имущества и животных;
выявлять и задерживать в установленном порядке перемещаемые через Государственную границу предметы контрабанды и другие незаконно перемещаемые товары, иное имущество и животных, а также транспортные средства;
осуществлять профилактику правонарушений, связанных с нарушением режима Государственной границы.
Пограничные войска несут и иные обязанности, предусмотренные законодательством.
Статья 41. Права Войск противовоздушной обороны
по защите и охране Государственной границы
в воздушном пространстве
Войска противовоздушной обороны при защите и охране Государственной границы в воздушном пространстве имеют право:
использовать имеющиеся у них средства для опознавания воздушных судов и иных летательных аппаратов в воздушном пространстве Республики Узбекистан при возникновении угрозы незаконного пересечения или незаконном пересечении Государственной границы;
привлекать в установленном порядке силы и средства других видов Вооруженных Сил Республики Узбекистан, государственных органов для выяснения обстановки и принятия мер по предупреждению или прекращению незаконного пересечения Государственной границы в воздушном пространстве;
запрещать или ограничивать полеты воздушных судов и иных летательных аппаратов в отдельных районах воздушного пространства Республики Узбекистан при возникновении угрозы незаконного пересечения или незаконном пересечении Государственной границы в воздушном пространстве либо в целях обеспечения безопасности полетов;
участвовать в выяснении обстоятельств незаконного пересечения Государственной границы в воздушном пространстве Республики Узбекистан.
Статья 42. Обязанности Войск противовоздушной
обороны по защите и охране Государственной
границы в воздушном пространстве
Войска противовоздушной обороны при защите и охране Государственной границы в воздушном пространстве обязаны:
осуществлять контроль за соблюдением правил пересечения Государственной границы воздушными судами и иными летательными аппаратами;
пресекать в установленном порядке полеты на территории Республики Узбекистан воздушных судов и иных летательных аппаратов, незаконно пересекших Государственную границу или нарушивших порядок использования воздушного пространства Республики Узбекистан;
оказывать содействие воздушным судам и иным летательным аппаратам в случаях форс-мажорных обстоятельств.
Пограничные войска, Войска противовоздушной обороны, осуществляя защиту и охрану Государственной границы, применяют оружие и боевую технику для:
отражения вооруженного вторжения на территорию Республики Узбекистан;
пресечения вооруженных провокаций на Государственной границе;
предотвращения попыток угона за границу транспортных средств без пассажиров.
Оружие и боевая техника также применяются против нарушителей Государственной границы в ответ на применение ими силы или в случаях, когда прекращение нарушения или задержание нарушителей не может быть осуществлено другими средствами.
В необходимых случаях при защите и охране Государственной границы может применяться оружие и боевая техника других войск Вооруженных Сил Республики Узбекистан.
Порядок применения оружия и боевой техники определяется законодательством.
В целях пресечения противоправных действий на Государственной границе допускается применение специальных средств в порядке, установленном законодательством.
Статья 45. Ответственность за нарушение законодательства
о Государственной границе
Лица, виновные в нарушении законодательства о Государственной границе, несут ответственность в установленном порядке.
Статья 46. Обжалование действий (решений) государственных
органов и должностных лиц, участвующих в защите
и охране Государственной границы
Действия (решения) государственных органов и должностных лиц, участвующих в защите и охране Государственной границы, могут быть обжалованы непосредственно в суд или вышестоящему в порядке подчиненности государственному органу либо должностному лицу.
Президент
Республики Узбекистан И. Каримов
"Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан",
1999 г., N 9, ст. 217