язык интерфейса

Внимание! Документ утратил силу.

Смотрите подробности в начале документа.


Законодательство РУз

Законодательство РУз/ Общие вопросы хозяйственной и предпринимательской деятельности/ Утратившие силу акты/ Создание, реорганизация и ликвидация субъектов предпринимательства/ Положение о порядке ликвидации предприятий, не осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность и не сформировавших свои уставные фонды в установленные законодательством сроки (Приложение к Постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан от 03.07.1999 г. N 327)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПРИЛОЖЕНИЕ

к Постановлению КМ РУз

от 03.07.1999 г. N 327



ПОЛОЖЕНИЕ

о порядке ликвидации предприятий,

не осуществляющих финансово-хозяйственную

деятельность и не сформировавших свои

уставные фонды в установленные

законодательством сроки


1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


1.1. Настоящее Положение определяет порядок ликвидации предприятий, не осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность в течение шести месяцев (торговых, торгово-посреднических предприятий с проведением операций по депозитным счетам до востребования - в течение трех месяцев), а также предприятий, не сформировавших свои уставные фонды в установленный законодательством срок.

1.2. В настоящем Положении под термином "финансово-хозяйственная деятельность" понимается деятельность предприятий по выпуску продукции, выполнению работ и оказанию услуг со связанным с ними ведением бухгалтерско-финансовой, расчетной и товаросопроводительной документации.

1.3. Основаниями для ликвидации предприятия являются:

- решение учредителей (участников) предприятия (добровольная ликвидация);

- решение экономического суда;

- если в семейном предприятии остается единственный участник.

Добровольная ликвидация предприятий осуществляется в соответствии с законодательством.

1.3-1. Правила настоящего Положения не применяются при ликвидации:

банков и кредитных бюро;

государственных органов, негосударственных некоммерческих организаций, в том числе их обособленных подразделений (представительств и филиалов), являющихся юридическими лицами, а также представительств и филиалов международных и иностранных негосударственных некоммерческих организаций;

организаций, объявленных судом банкротами.

1.4. Решение вопроса о целесообразности дальнейшего продолжения деятельности предприятий, не осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность и (или) не сформировавших свои уставные фонды в установленные законодательством сроки, а также осуществление по решениям экономических судов ликвидационного процесса предприятий (в случаях несогласия на ликвидацию их учредителей, участников, а также при невозможности установления местонахождения и обеспечения привлечения в процесс ликвидации указанных лиц) осуществляется специальными комиссиями при хокимиятах районов и городов (далее - специальные комиссии).

1.5. Действие раздела 3 настоящего Положения распространяется на предприятия, не осуществляющие финансово-хозяйственную деятельность с момента государственной регистрации, и предприятия, у которых невозможно установить местонахождение учредителей (участников) или уполномоченных ими органов с учетом особенностей, предусмотренных в разделах 4 и 5.



2. ПОРЯДОК ВЫЯВЛЕНИЯ И УЧЕТА ПОДЛЕЖАЩИХ

ЛИКВИДАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ


2.1. В случаях неосуществления финансово-хозяйственной деятельности с проведением денежных операций по банковским счетам торговыми и торгово-посредническими предприятиями в течение трех месяцев, а другими хозяйствующими субъектами - юридическими лицами - в течение шести месяцев коммерческие банки в трехдневный срок представляют информацию в орган налоговой службы по месту постановки его на учет, в которой указываются:

даты открытия счета в банке и проведения последней операции;

наличие денежных средств на банковских счетах;

имеющаяся дебиторская и кредиторская задолженность, наличие картотеки N 2, с расшифровкой кредиторов;

должностные лица предприятия.

При представлении соответствующего решения суда о приостановлении операций по банковским счетам банки не позднее следующего рабочего дня закрывают счета хозяйствующих субъектов.

При этом остатки средств на закрываемых счетах хозяйствующих субъектов зачисляются коммерческими банками на специальные счета без права пользования, а кредиторская задолженность хозяйствующего субъекта, предъявленная банку к оплате, переводится на отдельный счет непредвиденных обстоятельств.

Средства, поступающие на имя хозяйствующих субъектов после закрытия их банковских счетов, зачисляются на специальные счета без права пользования.

Средства, аккумулированные на специальных счетах без права пользования, направляются коммерческими банками в первоочередном порядке на погашение задолженности хозяйствующих субъектов перед бюджетом и внебюджетными фондами, а оставшиеся суммы - на погашение их кредиторской задолженности в календарной очередности платежей.

2.2. Налоговый орган в недельный срок со дня получения из банковского учреждения сведений, указанных в пункте 2.1 настоящего Положения, выявляет предприятия, не осуществляющие финансово-хозяйственную деятельность в течение последних шести месяцев (торговые и торгово-посреднические предприятия с проведением банковских операций в течение трех месяцев), в том числе:

не начавшие финансово-хозяйственную деятельность с момента государственной регистрации;

не имеющие имущества и (или) имущество которых невозможно установить (далее предприятия, имущество которых отсутствует);

в которых не представляется возможным установление местонахождения учредителей (участников), обеспечение привлечения данных лиц в процесс ликвидации (далее предприятия, учредители которых отсутствуют).


2.3. Выявление предприятий, не сформировавших свои уставные фонды в установленный законодательством срок, осуществляется регистрирующим органом.


2.4. Налоговые органы по мере выявления предприятий, не осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность в установленные законодательством сроки, направляют в регистрирующий орган представления о ликвидации предприятий, имущества и (или) учредители которых отсутствуют.

По остальным предприятиям направляются запросы в соответствующую территориальную специальную комиссию по ликвидации предприятий о целесообразности дальнейшего продолжения деятельности предприятий.


2.5. Регистрирующий орган направляет в специальную комиссию запросы о целесообразности дальнейшего продолжения деятельности предприятий, не сформировавших свои уставные фонды в установленный законодательством срок.


2.6. Специальная комиссия обязана в недельный срок направить заключение (решение) о целесообразности либо о нецелесообразности дальнейшего продолжения деятельности предприятия:

в налоговый орган - по предприятиям, не осуществляющим финансово-хозяйственную деятельность в установленный законодательством срок;

в регистрирующий орган - по предприятиям, не сформировавшим свой уставный фонд в установленный законодательством срок.

По предприятиям, создание которых осуществлено в соответствии со специальными постановлениями Кабинета Министров Республики Узбекистан, заключение специальной комиссией принимается по согласованию с Кабинетом Министров Республики Узбекистан.


2.7. В случае принятия решения о целесообразности дальнейшего продолжения деятельности предприятия специальной комиссией:

по предприятиям, не осуществляющим финансово-хозяйственную деятельность, протокольным решением устанавливается срок и осуществляется контроль за возобновлением финансово-хозяйственной деятельности;

по предприятиям, не сформировавшим свои уставные фонды в установленные законодательством сроки, устанавливается срок и осуществляется контроль за формированием уставного фонда.


2.8. Налоговый орган со дня получения заключения (решения) специальной комиссии, предусмотренного в пункте 2.6 настоящего Положения, в трехдневный срок определяет задолженность предприятий по обязательным платежам в государственный бюджет и государственные целевые фонды и обеспечивает по предприятиям:

не имеющим задолженность по налогам и другим обязательным платежам в государственный бюджет и государственные целевые фонды, - направление в регистрирующий орган представления о ликвидации и заключения специальной комиссии;

имеющим невзысканные задолженности по налогам и другим обязательным платежам в государственный бюджет и государственные целевые фонды, - взыскание задолженности или в установленном порядке принимает меры по исключению с учета предприятий, имеющих безнадежные налоговые задолженности.

В случае взыскания задолженности по налогам и другим обязательным платежам в государственный бюджет и государственные целевые фонды, орган налоговой службы в трехдневный срок направляет представление о ликвидации предприятия и заключение специальной комиссии в регистрирующий орган.

2.9. Регистрирующий орган ведет реестр предприятий, подлежащих ликвидации, как не осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность (бездействующие предприятия) и не сформировавших свои уставные фонды в установленный законодательством срок.


2.10. Регистрирующие органы ежемесячно представляют сведения о предприятиях, внесенных в реестр бездействующих предприятий и не сформировавших в течение установленного законодательством срока уставные фонды, в соответствующие органы статистики, которые ведут по ним отдельный учет.

При внесении в указанный реестр записи о предприятии в форме акционерного общества, не сформировавшем в течение установленного законодательством срока уставный фонд, регистрирующий орган в недельный срок со дня внесения такой записи письменно информирует об этом уполномоченный государственный орган по регулированию рынка ценных бумаг.


3. ПОРЯДОК ЛИКВИДАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ


3.1. Регистрирующий орган в недельный срок со дня получения представления налогового органа или заключения специальной комиссии о нецелесообразности дальнейшего продолжения деятельности предприятия, не осуществляющего финансово-хозяйственную деятельность и (или) не сформировавшего свой уставный фонд в установленный законодательством срок, письменно с указанием оснований предлагает учредителям (участникам) осуществить добровольную ликвидацию предприятия.

В случае, если предприятие в двухнедельный срок (акционерное общество - в месячный срок) не приступило к добровольной ликвидации, либо отказа учредителей (участников) предприятия от осуществления добровольной ликвидации, а также невозможности установления указанных лиц, регистрирующий орган в недельный срок направляет в установленном порядке в экономический суд исковое заявление о ликвидации предприятия.

При принятии экономическим судом решения о ликвидации предприятия ликвидационное производство по его поручению осуществляется специальной комиссией.

3.2. Экономический суд, принявший решение о ликвидации предприятия, обязан письменно сообщить об этом органу, осуществившему государственную регистрацию предприятия, специальной комиссии, а также уполномоченному государственному органу по регулированию рынка ценных бумаг (в случае, если предприятие является акционерным обществом). На основании этого:

регистрирующий орган вносит в государственный реестр юридических лиц сведения о том, что предприятие находится в процессе ликвидации;

специальная комиссия приступает к осуществлению ликвидации предприятия;

уполномоченный государственный орган по регулированию рынка ценных бумаг вносит соответствующую запись в Единый государственный реестр выпуска эмиссионных ценных бумаг.

3.5. С момента вступления в силу решения экономического суда все полномочия по управлению делами предприятия переходят к специальной комиссии.

3.6. Специальная комиссия направляет в обслуживающий банк предприятия поручение для аккумулирования денежных средств предприятия на едином национальном и валютном счетах в одном банке (ликвидационный счет). Обслуживающий банк предприятия в недельный срок аккумулирует денежные средства предприятия на едином национальном и валютном счетах и представляет в специальную комиссию сведения с указанием остатка на ликвидационном счете.

Специальная комиссия в течение трех дней организует публикацию в одном или нескольких периодических печатных изданиях объявления о ликвидации предприятия. В объявлении о ликвидации указываются сведения о государственной регистрации юридического лица, срок для приема заявлений с требованиями кредиторов, который не может быть менее двух месяцев с момента опубликования указанного объявления.

Специальная комиссия обязана:

принять меры к выявлению кредиторов и письменно уведомить их о ликвидации юридического лица;

взыскать дебиторскую задолженность;

осуществить инвентаризацию имеющегося имущества предприятия.

После окончания срока для предъявления требований кредиторами специальная комиссия составляет и направляет в регистрирующий орган на согласование проект промежуточного ликвидационного баланса, в котором должны содержаться сведения о составе имущества ликвидируемого предприятия, перечень предъявленных кредиторами требований, а также результаты их рассмотрения с приложением:

копии опубликованного в органах печати объявления о начале процесса ликвидации предприятия;

справки обслуживающего банка о наличии средств на ликвидационном счете и сведений по имеющейся кредиторской задолженности;

копии документов, подтверждающих письменное уведомление кредиторов.

Регистрирующий орган в течение трех дней с момента получения документов обязан дать письменное уведомление о согласовании проекта промежуточного ликвидационного баланса либо об отказе в согласовании с указанием конкретных причин отказа.

Промежуточный ликвидационный баланс после согласования с регистрирующим органом утверждается специальной комиссией.

3.7. Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого предприятия производится специальной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 56 Гражданского кодекса Республики Узбекистан в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом начиная со дня его утверждения.

Если имеющиеся у ликвидируемого предприятия денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, специальная комиссия осуществляет продажу имущества предприятия в установленном законодательством порядке.

В случае недостаточности средств и имущества ликвидируемых предприятий, не осуществляющих финансово-хозяйственную деятельность и (или) не сформировавших свои уставные фонды в установленный законодательством срок, числящаяся за ними непогашенная задолженность по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды списывается органами государственной налоговой службы в порядке, установленном для списания безнадежной налоговой задолженности.

Государственные налоговые инспекции ведут учет сумм списанной безнадежной налоговой задолженности.

В случаях, предусмотренных законодательством, материалы на должностных лиц ликвидируемых предприятий, допустивших образование задолженности по налогам и другим обязательным платежам, передаются органами государственной налоговой службы и внебюджетными фондами в правоохранительные органы для привлечения виновных лиц к установленной законом ответственности и возмещения материального ущерба, нанесенного государству.


3.8. После завершения расчетов с кредиторами специальная комиссия составляет и направляет для согласования в регистрирующий орган проект ликвидационного баланса с приложением копий банковских платежных документов, подтверждающих расчеты с кредиторами.

Регистрирующий орган в течение трех дней с момента получения документов обязан дать письменное уведомление о согласовании проекта ликвидационного баланса либо об отказе в согласовании, с указанием конкретных причин отказа.

Ликвидационный баланс утверждается территориальной специальной комиссией.

3.9. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов и утверждения ликвидационного баланса имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законодательством.


3.10. Специальная комиссия закрывает ликвидационный счет в банке, сдает в регистрирующий орган для аннулирования свидетельство о регистрации, а также для уничтожения - печать, угловой и другие штампы.

Специальная комиссия, в случае отсутствия у нее возможности отыскать печати, угловой и других штампов, свидетельства о регистрации предприятия, публикует в средствах массовой информации объявление об их аннулировании и представляет данное объявление в регистрирующий орган.

При наличии у предприятия товарного знака, специальная комиссия направляет письмо в соответствующие органы об аннулировании свидетельства о регистрации товарного знака в связи с ликвидацией предприятия.

Специальная комиссия оформляет и утверждает протокол о завершении ликвидационного производства (с учетом раздела оставшегося имущества).

3.11. После формирования полного пакета ликвидационных документов предприятия, специальная комиссия обращается в регистрирующий орган с заявлением об исключении ликвидируемого предприятия из государственного реестра юридических лиц с приложением:

заключения налогового органа об отсутствии задолженности по обязательным платежам в государственный бюджет и государственные целевые фонды;

протокола специальной комиссии о завершении ликвидационного производства;

справки, подтверждающей сдачу документов предприятия в Государственный архив.

3.12. Регистрирующий орган на основании перечисленных документов в трехдневный срок выносит решение об исключении предприятия из государственного реестра юридических лиц в связи с его ликвидацией и вносит соответствующую запись в государственный реестр юридических лиц и рассылает об этом уведомление в Центр содействия занятости населения района, обслуживающий банк, органы статистики, налоговый орган, которые в течение одного рабочего дня обязаны снять предприятие с учета.

Ликвидация предприятия считается завершенной, а предприятие - прекратившим существование после внесения об этом записи в государственный реестр юридических лиц.



4. ОСОБЕННОСТИ ЛИКВИДАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ,

НЕ ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННУЮ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С МОМЕНТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ

РЕГИСТРАЦИИ


4.1. При принятии решения о ликвидации предприятия, не осуществляющего финансово-хозяйственную деятельность с момента государственной регистрации, специальная комиссия выполняет следующие действия:

публикует объявление в печати о ликвидации предприятия;

закрывает счета обслуживающего банка;

обращается в регистрирующий орган с заявлением об исключении предприятия из государственного реестра и, при наличии, сдает печать и штампы для уничтожения.

Специальная комиссия, в случае отсутствия у нее возможности отыскать печати, угловой и других штампов, свидетельства о регистрации предприятия, публикует в средствах массовой информации объявление об их аннулировании и представляет данное объявление в регистрирующий орган.

4.2. Исключение из государственного реестра может быть осуществлено регистрирующим органом не ранее, чем через месяц после публикации в печати объявления о ликвидации предприятия при представлении следующих документов:

заявления об исключении предприятия из государственного реестра юридических лиц в связи с его ликвидацией;

решения экономического суда о ликвидации предприятия;

при наличии, свидетельства о государственной регистрации;

документа, подтверждающего закрытие счета обслуживающего банка;

справки налогового органа о неосуществлении предприятием финансово-хозяйственной деятельности с момента государственной регистрации;

документа, подтверждающего опубликование в средствах массовой информации объявления о ликвидации предприятия.

Далее процесс ликвидации осуществляется в соответствии с пунктом 3.12 настоящего Положения.


5. ОСОБЕННОСТИ ЛИКВИДАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ,

УЧРЕДИТЕЛИ КОТОРЫХ ОТСУТСТВУЮТ


5.1. По предприятиям, учредители которых отсутствуют, регистрирующие органы публикуют объявления в печати об инициировании ими начала процесса ликвидации предприятий и одновременно направляют соответствующую информацию:

в органы внутренних дел, которые принимают меры по розыску учредителей и должностных лиц;

в банковские учреждения, обслуживающие данные предприятия, для закрытия их банковских счетов в установленном порядке.


5.2. Если через три месяца учредители (участники) не объявятся или не будут найдены, регистрирующий орган в недельный срок обращается в экономический суд с исковым заявлением о ликвидации предприятия.

5.3. При принятии экономическим судом решения о ликвидации предприятия ликвидационное производство по его поручению осуществляется территориальной специальной комиссией. Ликвидация предприятия осуществляется в соответствии с пунктами 3.5.-3.12 или 4.1-4.2 настоящего Положения.

5.4. Имущество, оставшееся после завершения процесса ликвидации предприятия, берется на учет соответствующим органом как бесхозяйное имущество. При наличии денежных средств, оставшихся после завершения ликвидационного процесса, за счет них специальная комиссия организует хранение имущества. Срок хранения не должен превышать трех лет после завершения процесса ликвидации. В случае отсутствия денежных средств или после их расхода за хранение в течение трехлетнего срока имущество снимается с хранения и распродается. Вырученные средства, за исключением операционных расходов, перечисляются в банк на специально открываемый для этих целей счет. Указанные средства являются собственностью отсутствующих учредителей (участников) и подлежат зачислению в местный бюджет не ранее чем через три года с момента ликвидации предприятия.