Внимание!

Документ утратил силу.
Смотрите подробности в начале документа.


ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Налоги. Обязательные платежи / Утратившие силу акты налогового законодательства с 1998 по 2007 гг. / Общереспубликанские налоги /

Разъяснение порядка налогообложения предприятий торговли и общественного питания (от 03.09.2003 г. МФ N ТД/04-01-02/916 и ГНК N 2003-65)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

РАЗЪЯСНЕНИЕ

МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

N ТД/04-01-02/916

ГОСУДАРСТВЕННОГО

НАЛОГОВОГО КОМИТЕТА

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

N 2003-65

03.09.2003 г.



О порядке налогообложения предприятий

торговли и общественного питания



В связи с поступающими запросами о порядке налогообложения предприятий торговли и общественного питания в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 2 июля 2003 года N 300 Министерство финансов и Государственный налоговый комитет Республики Узбекистан РАЗЪЯСНЯЮТ:


1. Вопрос: Что включается в состав валового дохода при налогообложении?


Ответ: В состав валового дохода включаются:

- разница между покупной и продажной стоимостью реализованных товаров;

- прочие доходы от основной деятельности.

К прочим доходам от основной деятельности относятся:

- взысканные или признанные должником штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за нарушение условий хозяйственных договоров, а также доходы по возмещению причиненных убытков;

- прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году;

- доходы от реализации основных средств и иного имущества хозяйствующего субъекта;

- доходы, полученные от списания кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности;

- дооценка товарно-материальных ценностей;

- безвозмездная финансовая помощь;

- прочие операционные доходы;

- доходы от финансовой деятельности. К доходам от финансовой деятельности относятся:

- полученные роялти и трансферт капитала;

- доходы, полученные на территории Республики Узбекистан и за ее пределами от долевого участия в деятельности других хозяйствующих субъектов, дивиденды по акциям и доходы по облигациям и другим ценным бумагам, принадлежащим хозяйствующему субъекту. При этом доходы, получаемые в виде дивидендов и процентов, вычитаются из валового дохода при наличии документов, подтверждающих уплату налога источником выплаты;

- доходы от сдачи имущества в долгосрочную аренду (лизинг);

- доходы от переоценки валютных статей баланса. При этом доходом от переоценки валютных статей баланса считается сальдо между положительной и отрицательной курсовой разницей. В случае превышения суммы отрицательной курсовой разницы над положительной сумма превышения не уменьшает налогооблагаемую базу при исчислении налога на валовой доход;

- доходы от проведения переоценок средств, вложенных в ценные бумаги, дочерние предприятия и т.д.;

- прочие доходы от финансовой деятельности;

- другие доходы, определяемые в соответствии с Налоговым кодексом Республики Узбекистан, кроме вышеперечисленных доходов.


2. Вопрос: Какие расходы включаются в покупную стоимость при определении валового дохода для налогообложения?


Ответ: Согласно НСБУ N 4 "Товарно-материальные запасы", зарегистрированному Министерством юстиции Республики Узбекистан от 28 августа 1998 года N 486, себестоимость товарно-материальных запасов включает в себя все затраты на приобретение и транспортно-заготовительные расходы, связанные с доставкой товарно-материальных запасов к месту их расположения и приведением в надлежащее состояние.

Расходы на приобретение товарно-материальных запасов включают в себя стоимость приобретения, импортных таможенных пошлин и сборов, расходы по сертификации продукции, комиссионные вознаграждения, уплаченные снабженческим, посредническим организациям, налоги (кроме тех, которые предприятие в последующем получает обратно в виде зачета, как, например, налог на добавленную стоимость), а также транспортно-заготовительные расходы, обслуживание и другие затраты, непосредственно связанные с приобретением запасов.

В соответствии с пунктом 14 Положения о порядке отражения операций в иностранной валюте в бухгалтерском учете, статистической и иной отчетности, зарегистрированного Министерством юстиции Республики Узбекистан от 16 ноября 2001 года N 1085, покупная стоимость импортированных товарно-материальных ценностей и других активов (за исключением импортированных товаров по договорам консигнации) определяется по следующей формуле:


С = Кс + Т + Пр,


где,

С - покупная стоимость импортированных товарно-материальных ценностей и оборудования (дебет счетов "Капитальные вложения" или "Оборудование к установке", "Материалы", "Товары");

Кс - контрактная стоимость импортированных товарно-материальных ценностей и оборудования, определенная исходя из курса Центрального банка на дату заполнения грузовой таможенной декларации;

Т - таможенные платежи.

По предприятиям, являющимся плательщиками НДС по импортированным товарам, суммой налога на добавленную стоимость, относимого в зачет, является сумма налога, исчисленного в соответствии с установленным порядком исходя из таможенной стоимости, заявленной импортером, которая будет использоваться для облагаемого оборота при реализации.

В случае если налог на добавленную стоимость при ввозе на товары исчислялся не от таможенной стоимости, заявленной импортером, а от расчетной таможенной стоимости, исчисленной таможенными органами для уплаты таможенных платежей, разница между фактически уплаченным налогом при таможенном оформлении и относимым в зачет в установленном порядке относится в покупную стоимость импортированных товаров.

Основные средства и нематериальные активы, используемые для собственных нужд, отражаются в учете по стоимости приобретения, включая сумму НДС на импорт;

Пр - прочие расходы, связанные с приобретением, которые формируются в соответствии с пунктом 1.1.12 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и порядке формирования финансовых результатов, утвержденного постановлением Кабинета Министров от 5 февраля 1999 года N 54 и Национальными стандартами бухгалтерского учета N 4 "Товарно-материальные запасы" (рег. N 486 от 28 августа 1998 г.).

Покупная стоимость импортированных товаров по договорам консигнации определяется исходя из стоимости консигнационного товара по товарному инвойсу и ГТД по курсу Центрального банка на дату реализации. При этом в покупную стоимость не включаются суммы НДС и других таможенных платежей, уплаченных консигнатором, и при расчете налога на валовой доход сумму таможенных платежей (таможенная пошлина, акциз, НДС) исключают из объекта обложения (налога на валовой доход) в доле на реализованный товар.


3. Вопрос: Как рассчитать валовой доход с товарооборота, полученного с применением пластиковых карт?


Ответ: Валовой доход, полученный от применения пластиковых карт, рассчитывается исходя из размера товарооборота, полученного от применения пластиковых карт, указанного в Справке, прилагаемой к расчету налога на валовой доход (приложение N 2 к Положению о порядке исчисления и уплаты налога на валовой доход предприятий торговли и общественного питания (рег. N 1260 от 21.07.2002 г.)

Так, например, объем товарооборота, полученный с применением пластиковых карт, составляет 15 процентов, а валовой доход в целом по предприятию - 120,0 тыс. сум. Валовой доход с товарооборота, полученного с применением пластиковых карт, составит 18,0 тыс. сум. (120 х 15 / 100).


4. Вопрос: Какие налоги уплачивают предприятия, которые наряду с основной деятельностью занимаются торговлей (общественным питанием)?


Ответ: В случае если предприятия других отраслей экономики, помимо основной деятельности, занимаются торговлей на основании договоров купли-продажи, комиссии или консигнации, то они должны иметь разрешительное свидетельство на право осуществления торговли в установленном порядке и должны вести раздельный учет и по торговой деятельности (общественному питанию), уплачивать налог на валовой доход в установленном порядке.


5. Вопрос: Если производственные предприятия имеют льготу по всем налогам согласно Указу Президента Республики Узбекистан от 26 июня 2003 г. N УП-3267, имеют ли они льготу по торговой деятельности?


Ответ: В соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 26 июня 2003 г. N УП-3267 "О дополнительных мерах по стимулированию увеличения производства готовых потребительских товаров предприятиями с иностранными инвестициями", с 1 июля 2003 года до 1 января 2005 года производственные предприятия с иностранными инвестициями, специализирующиеся на производстве готовой одежды (швейных, трикотажных и кожаных изделий), чулочно-носочных изделий и обуви, освобождаются от уплаты в бюджет всех видов налогов и сборов, кроме налога на добавленную стоимость.

В связи с этим, если производственные предприятия с иностранными инвестициями, специализирующиеся на производстве готовой одежды (швейных, трикотажных и кожаных изделий), чулочно-носочных изделий и обуви, занимаются торговой деятельностью, то налоговые льготы, установленные вышеназванным Указом, не распространяются на торговую деятельность.


6. Вопрос: В случае если предприятие торговли или общественного питания зарегистрировано в городе, а торговые точки (АЗС, магазин, столовая и т.п.) находятся в сельском районе, по какой ставке следует исчислять налог на валовой доход, полученный от товарооборота с торговых точек, расположенных в сельских районах.


Ответ: При наличии у предприятия нескольких торговых точек расчет суммы налога на валовой доход производится исходя из ставок налога на валовой доход, установленных по месту регистрации предприятия, а налог на имущество - по месту расположения каждой торговой точки в отдельности исходя из объекта налогообложения.

Так, например, если торговое предприятие, зарегистрированное в городах, также имеет стационарную торговую точку, расположенную в сельской местности, то сумма налога на валовой доход по всем торговым точкам исчисляется по ставке, установленной для городов, то есть по ставке 20 процентов.

Соответственно, если торговое предприятие, зарегистрированное в сельской местности, также имеет стационарную торговую точку, расположенную в городе, то сумма налога на валовой доход по всем торговым точкам исчисляется по ставке, установленной для сельской местности, то есть по ставке 18 процентов.


7. Вопрос: Как исчислять и уплачивать налог на имущество, если предприятия торговли и общественного питания, помимо основной деятельности, занимаются другими видами деятельности, освобожденными от уплаты налога на имущество?


Ответ: В случае если предприятия торговли и общественного питания наряду с основной деятельностью занимаются другими видами деятельности, то по этим видам деятельности они обязаны вести раздельный учет и уплачивать налоги, предусмотренные законодательством для данной категории налогоплательщиков.

При этом, если предприятие торговли или общественного питания помимо основной деятельности занимается другим видом деятельности, освобожденным от уплаты налога на имущество, то по налогу на имущество раздельный учет не ведется и налог уплачивается как по основной деятельности.


8. Вопрос: Как оформляется и отражается в бухгалтерском учете льгота по налогу на имущество по вновь созданным предприятиям торговли и общественного питания?


Ответ: В соответствии со статьей 92 Налогового кодекса Республики Узбекистан вновь созданные юридические лица, в том числе предприятия торговли и общественного питания, освобождены от уплаты налога на имущество в течение двух лет с момента регистрации.

При этом данная льгота не распространяется на предприятия, созданные на базе производственных мощностей и основных фондов ликвидированных (реорганизованных) предприятий, их филиалов и структурных подразделений, а также на юридические лица, созданные при предприятиях, при условии если они работают на оборудовании, арендованном у этих предприятий.

Данная льгота в виде временного освобождения не предусматривает целевого использования высвобождаемых средств.

В разделе 3 Положения о порядке оформления и отражения в бухгалтерском учете льгот, предоставленных юридическим лицам по налогам, таможенным и обязательным платежам в бюджет, зарегистрированного Министерством юстиции Республики Узбекистан 25 июня 2002 года N 1155, предусмотрен порядок отражения в бухгалтерском учете налоговых льгот при временном освобождении от налогообложения, не предусматривающего целевого использования высвобождаемых средств.

При этом в целях обеспечения надлежащего бухгалтерского учета средств, высвобождаемых в результате освобождения от налогообложения при временных налоговых льготах, не предусматривающего целевого использования, открываются отдельные забалансовые счета "Временные налоговые льготы" по каждому виду платежа в бюджет.

Сумма высвободившихся средств, исчисленная по каждому виду платежа в бюджет, отражается в общеустановленном порядке по дебету данных счетов. 

Суммы начисленных обязательных платежей в бюджет и налогов не подлежат отражению в Отчете о финансовых результатах (форма N 2) и, соответственно, не влияют на формирование финансовых результатов.

По истечении льготного периода сумма высвобожденных в результате освобождения от налогообложения средств, учитываемая по дебету забалансовых счетов "Временные налоговые льготы", списывается в кредит этих счетов.

При этом после списания информация о высвободившихся средствах должна храниться на предприятии в течение 5 лет по истечении льготного периода.


9. Вопрос: Подлежит ли вычету из объекта налогообложения у автозаправочных станций, реализующих населению бензин, дизельное топливо, газ для заправки транспортных средств, сумма налога с физических лиц на потребление бензина?


Ответ: В соответствии с пунктом 8 Инструкции о порядке исчисления и уплаты налога с физических лиц на потребление бензина, дизельного топлива и газа для транспортных средств (рег. N 1092 от 3.01.2002 г.) исчисленная и удержанная сумма налога с физических лиц на потребление бензина, дизельного топлива, газа для транспортных средств не является выручкой для хозяйствующих субъектов и не является объектом налогообложения по прочим уплачиваемым налогам, сборам и обязательным платежам.

Соответственно, автозаправочные станции, реализующие населению бензин, дизельное топливо, газ для заправки транспортных средств, при исчислении налога на валовой доход уменьшают налогооблагаемый валовой доход на сумму налога с физических лиц на потребление бензина, дизельного топлива, газа для транспортных средств.


В случае если предприятия торговли и общественного питания производили исчисление налогов без учета вышеназванных разъяснений, данной категории плательщиков предоставляется право произвести перерасчеты налогов и уточненные расчеты по ним представить в органы государственной налоговой службы до 10 сентября т.г. без применения финансовых санкций к таким предприятиям.

Государственным налоговым управлениям Республики Каракалпакстан, областей и г.Ташкента в трехдневный срок довести указанное разъяснение до всех налогоплательщиков и опубликовать его в местной прессе.


Заместитель

министра финансов

Т.Джураев


Первый заместитель председателя

Государственного налогового комитета

Э.Гадоев













Время: 0.0184
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск