язык интерфейса

Законодательство РУз

Законодательство РУз/ Отдельные отрасли экономики/ Промышленность/ Промышленная безопасность ОПО. Техническое регулирование/ Концепция формирования и развития системы неразрушающего контроля в Республике Узбекистан (Приложение N 3 к Постановлению КМ РУз от 10.12.2008 г. N 271)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПРИЛОЖЕНИЕ N 3

к Постановлению КМ РУз

от 10.12.2008 г. N 271



КОНЦЕПЦИЯ

формирования и развития системы неразрушающего

контроля в Республике Узбекистан


  

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Ощутимые темпы развития научно-технического прогресса в областях промышленного производства и необходимость решения задач по поддержанию высокой эксплуатационной надежности производственных объектов требуют совершенствования и более широкого использования неразрушающих методов контроля. Рациональное использование комплекса неразрушающих методов контроля позволяет повысить надежность и качество продукции, предотвращает техногенные аварии и катастрофы сложных агрегатов и дает производству огромные экономические преимущества.

Концепция формирования и развития системы неразрушающего контроля (далее - НК) разработана в целях обоснованного определения направлений ее развития на основе постоянного совершенствования организационно-методического и научно-технического обеспечения деятельности в области НК, повышения квалификации персонала, компетентности лабораторий, технического уровня методических документов и средств НК, гармонизации правил и процедур системы НК с требованиями и критериями международных стандартов по НК.

Концепция формирования и развития системы НК является основой для разработки нормативно-правовых, нормативных и технических актов в области НК, принятия мер в целях обеспечения технической, промышленной и радиационной безопасности опасных производственных объектов, включая безопасность жизни и здоровья граждан, их имущества, окружающей среды, а также разработки и реализации целевых программ в области НК по обеспечению промышленной и радиационной безопасности от техногенных угроз, исходящих от производственных объектов.

Правовую основу Концепции формирования и развития системы НК составляют Конституция Республики Узбекистан, законы Республики Узбекистан в сфере охраны труда, экологии, охраны недр, промышленной и радиационной безопасности, международные договоры и соглашения, регламентирующие вопросы технической политики и отношения в области НК, нормативные акты в сфере обеспечения промышленной и радиационной безопасности и другие.

Формирование системы НК обусловлено необходимостью комплексного подхода к организации НК как фактора, определяющего максимальную эффективность и надежность результатов НК.

Целью системы НК является повышение уровня качества и надежности продукции, в том числе эксплуатационной безопасности технических устройств, зданий и сооружений, применяемых и эксплуатируемых на производственных объектах, достигаемое за счет обеспечения достоверности, воспроизводимости, сопоставимости результатов НК и принятия своевременных и адекватных решений по обеспечению промышленной и радиационной безопасности.

Концепция формирования и развития системы НК определяет основные цели и задачи системы НК, структуру, а также основные направления ее развития.



II. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ КОНЦЕПЦИИ

ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ НК


Концепция формирования и развития системы НК направлена на решение следующих основных задач:

совершенствование организационно-методического и научно-технического обеспечения деятельности в области НК;

повышение квалификации персонала, компетентности лабораторий, технического уровня методических документов и средств НК;

гармонизация правил и процедур системы НК с требованиями и критериями международных стандартов по НК;

оценка и подтверждение соответствия персонала, лабораторий, методических документов и средств НК;

формирование банка данных персонала, лабораторий, методических документов, средств НК и информационное обеспечение системы НК;

оптимизация организационных структур по оценке и подтверждению соответствия;

разработка и утверждение нормативных документов по оценке и подтверждению соответствия;

создание условий международного признания результатов НК.



III. РОЛЬ НК В ОБЕСПЕЧЕНИИ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ


НК позволяет повысить надежность и качество продукции, способствует освоению нового, более сложного производства, а также внедрению новых прогрессивных технологических процессов. НК, в отличие от других методов контроля, может охватывать 100% изделий в контролируемой партии, поэтому позволяет проверить эффективность производственного процесса, дает возможность отобрать годную часть продукции для дальнейшей обработки и гарантирует качество выпускаемых изделий.

Систематическое проведение неразрушающих испытаний на различных стадиях технологического процесса и статистическая обработка результатов этих испытаний позволяют определять стадии технологических процессов, на которых возникают дефекты и, соответственно, устанавливать и устранять причины брака.

Фиксирующий качество готовых деталей НК в условиях сложного технологического процесса становится активным методом его корректировки. Особенно возрастает корректирующая роль контроля в условиях автоматизации производства.

Таким образом, при рациональном использовании неразрушающих методов контроля они могут стать эффективным средством совершенствования технологического процесса.

Операции НК представляют собой неотъемлемое и равноправное звено технологического процесса, которое способно:

определить качество изделия;

определить прочность изделий;

нацелить на лучшее конструктивное и технологическое решение;

поддержать марку изготовителя;

предотвратить несчастные случаи и повысить безопасность;

снизить стоимость производства.



IV. РОЛЬ НК В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ

И РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ


Особую значимость неразрушающий контроль приобретает при проверке качества и безопасности потенциально опасных объектов - производственной техники и транспорта, сосудов, работающих под давлением, трубопроводных сетей, электростанций, мостов, несущих конструкций зданий и сооружений, подъемных устройств, железнодорожных путей, источников ионизирующих излучений и ряда других объектов. Возрастание роли и значения неразрушающего контроля, как одного из основных факторов обеспечения промышленной и радиационной безопасности, связанного с качеством изготовления, ремонта, реконструкции, монтажа, строительства и экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств на опасных производственных объектах, своевременным выявлением радиационной опасности, определяется необходимостью оценки их технического состояния, возможности и сроков дальнейшей эксплуатации. Периодический достоверный НК таких объектов позволяет продлить срок их службы и, главное, предотвратить возможные техногенные аварии и катастрофы.

Установление и изучение признаков, характеризующих состояние технических устройств, зданий и сооружений для прогнозирования возможных отклонений их параметров, в том числе за допускаемые пределы, вследствие чего возникают отказы, а также разработка методов и средств экспериментального определения их состояния с целью своевременного предотвращения нарушений нормального режима работы является важным и необходимым этапом в производственном цикле опасных производственных объектов и называется техническим диагностированием. Методы технического диагностирования, основывающиеся на НК, применяют для рациональной организации процессов контроля работоспособности и безопасности технических устройств, зданий и сооружений.

Техническое диагностирование позволяет исследовать параметры технического состояния конструкций, механизмов и элементов в рабочих условиях, а также прогнозировать их работоспособность и надежность в нормальных условиях эксплуатации и в критических режимах работы, обусловленных природными явлениями, техническими или организационными ошибками при проектировании, изготовлении (сооружении) и эксплуатации.

Система НК является важным звеном в повышении уровня эксплуатационной безопасности технических устройств, зданий и сооружений, применяемых и эксплуатируемых на опасных производственных объектах, основой обеспечения инструментальной достоверной доказательной базы системы экспертизы промышленной безопасности, создание которой является одним из направлений реализации Закона Республики Узбекистан "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".



V. ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМЫ НК


НК является доказательной базой для экспертизы промышленной безопасности, связанной с применением средств НК.

Системой НК является система, действующая на государственном уровне и располагающая организационной, технической и нормативно-правовой базами для осуществления деятельности в области НК. Субъектами системы НК являются лаборатории и их персонал, методические документы и средства НК.

Основными участниками системы НК являются:

Агентство "Узстандарт" - национальный орган по метрологии, осуществляющий государственное управление деятельностью по метрологическому обеспечению неразрушающего контроля, государственный метрологический контроль и надзор в области НК в соответствии с Законом Республики Узбекистан "О метрологии";

Государственный комитет промышленной безопасности Республики Узбекистан - специально уполномоченный государственный орган в области промышленной безопасности, устанавливающий обязательные нормы и правила проведения НК на опасных производственных и радиационноопасных объектах, выдающий лабораториям НК разрешения на выполнение работ по НК на опасных производственных объектах;

координационный орган, осуществляющий координацию деятельности участников системы НК в области обеспечения промышленной и радиационной безопасности по поручению Государственного комитета промышленной безопасности Республики Узбекистан;

аккредитованные лаборатории НК;

аккредитованные учебные центры (УЦ), осуществляющие обучение специалистов в области НК;

аккредитованные экзаменационные центры (ЭЦ), осуществляющие прием квалификационных экзаменов у специалистов в области НК;

аккредитованный орган по сертификации персонала НК (ОСПНК);

сертифицированный персонал НК (СПНК);

организации, использующие в своей деятельности средства НК.

Деятельность участников системы НК определяется соответствующими положениями о них.

Структура системы НК представлена в приложении.



VI. УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ НК


Управление системой НК должно осуществляться исходя из требований законодательства Республики Узбекистан, с учетом основных положений международных, межгосударственных и национальных нормативных документов, и базироваться на передовых научно-технических разработках и положительном опыте промышленных предприятий.

Управление системой НК основано на оценке и подтверждении соответствия:

персонала в области НК;

лабораторий НК;

методической документации по НК;

средств НК.

Основные организационно-технические принципы оценки и подтверждения соответствия должны быть изложены в единообразных и однозначных нормативных документах, обязательных для всех видов промышленного надзора и организаций, осуществляющих деятельность в области НК.



VII. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ

И РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ НК


Формирование и развитие системы НК осуществляется по следующим направлениям:

1) разработка единых требований оценки и подтверждения соответствия в системе НК:

персонала в области НК;

лабораторий НК;

методической документации по НК;

средств НК;

2) разработка нормативной документации в области неразрушающего контроля;

3) проведение аккредитации и периодического инспекционного контроля за деятельностью каждого из функциональных элементов системы НК.



VIII. ПРИОРИТЕТНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

ПО ФОРМИРОВАНИЮ И РАЗВИТИЮ СИСТЕМЫ НК


Приоритетными мероприятиями по формированию и развитию системы НК являются:

1) создание организационной структуры системы НК, предусматривающей разработку и утверждение необходимых нормативных документов, а также актуализацию правил безопасности и других документов Государственного комитета промышленной безопасности Республики Узбекистан и Агентства "Узстандарт";

2) разработка нормативно-правовых и нормативных технических актов по формированию и внедрению системы экспертизы промышленной безопасности, в том числе системы НК;

3) разработка и реализация организационных мероприятий по внедрению системы НК.






ПРИЛОЖЕНИЕ

к Концепции



СТРУКТУРА

системы НК

        

Государственный комитет промышленной безопасности Республики Узбекистан

Агентство "Узстандарт"

Комиссия по аккредитации

Координационный орган

Аккредитованный орган по сертификации персонала НК (ОСПНК)

Аккредитованные учебные центры (УЦ)

Аккредитованные экзаменационные центры (ЭЦ)

Орган по аттестации методических документов НК

Орган метрологического контроля средств НК

Организации, использующие в своей деятельности средства НК

Сертифицированный персонал НК (СПНК)

Аккредитованные лаборатории НК


"Собрание законодательства Республики Узбекистан",

2008 г., N 50, ст. 496