язык интерфейса

Законодательство РУз

Законодательство РУз/ Судебные акты/ Изложение судебных актов (решений, постановлений) хозяйственных судов РУз по отдельным делам/ Постановления кассационной инстанции/ По иным вопросам/ Постановление кассационной инстанции Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 23.05.2007 г. N 10-0618/12027

Вы можете получить доступ на один день к продукту Законодательство Руз.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ

ВЫСШЕГО ХОЗЯЙСТВЕННОГО СУДА

РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

23.05.2007 г.

N 10-0618/12027


(ИЗВЛЕЧЕНИЕ)




Сделка, содержание которой не соответствует требованиям законодательства, а также совершенная с целью, заведомо противной основам правопорядка или нравственности, недействительна


Прокуратура г.Ташкента обратилась с иском в хозяйственный суд в интересах Территориального медицинского объединения Сабир-Рахимовского района к Территориальному управлению Госкомимущества по г.Ташкенту и ЧФ "Эътикод" о признании недействительным распоряжения Территориального управления Госкомимущества по г.Ташкенту N 899 от 13.11.2003 г., договора купли-продажи N 936 от 18.11.2003 г. и государственного ордера N 848 от 02.13.2003 г.

Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, был привлечен хокимият г.Ташкента.

Решением суда первой инстанции исковые требования удовлетворены полностью.

В апелляционном порядке дело не рассматривалось.

ЧФ "Эътикод" подана кассационная жалоба об отмене решения с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, считает решение подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, Госкомимуществом Республики Узбекистан исследованы материалы по приватизации зданий кожно-венерологического диспансера N 4 райздрава Сабир-Рахимовского района Министерства здравоохранения Республики Узбекистан и составлено заключение по изучению приватизации зданий кожно-венерологического диспансера N 4, в котором указано, что решением хокима г.Ташкента от 25.08.2003 г. N 498 Управлению Госкомимущества по г.Ташкенту было поручено:

осуществить приватизацию части здания площадью равной 560,34 кв.м, расположенного по адресу ул.Согбон, 11-проезд, д.28, путем передачи его ЧФ "Эътикод" взамен снесенных при реконструкции площади "Хасти имом", принадлежащих данной фирме производственных цехов по адресу: г.Ташкент, ул.Ибн Шоший, д.63;

принять к сведению, что остальная часть здания, расположенная по адресу: ул.Согбон, 11-проезд, д.28, площадью 969,36 кв.м в установленном порядке приобретается ЧФ "Эътикод".

Согласно письму Министерства здравоохранения Республики Узбекистан от 09.06.2006 г. N 15-5/59 реализованное имущество находилось на балансе кожно-венерологического диспансера N 4.

13.11.2003 г. Управлением Госкомимущества по г.Ташкенту издано распоряжение за N 899, согласно которому между Управлением Госкомимущества и ЧФ "Эътикод" заключен договор купли-продажи от 18.11.2003 г. N 936.

Предметом договора являлись только здания и сооружения общей площадью 1421 кв.м., из которых 560,34 кв.м передаются покупателю взамен снесенных принадлежащих ему зданий, а за остальные 860,66 кв.м покупатель обязался выплатить в течение месяца 10115130 сум.

После оплаты покупателем в установленные договором сроки выкупных платежей в полном объеме, ЧФ "Эътикод" выдан государственный ордер от 02.12.2003 г. N 848 о праве собственности на имущество Сабир-Рахимовского районного учреждения здравоохранения, расположенного на территории площадью 1421 кв.м. по адресу: г.Ташкент, Сабир-Рахимовский район, ул.Согбон, 11-тор куча, д.28.

Оценка объектов недвижимости кожно-венерологического диспансера N 4 по состоянию на 01.07.2003 г. проведена ООО "Тошкент шахар бахолаш ва консалтинг маркази". В оценку вошли только шесть зданий и сооружений диспансера, введенные в эксплуатацию в 1940 году, общей площадью 1421 кв.м и стоимостью 18264166 сум.

В соответствии с п.25 приложения N 2 постановления Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 31.08.1995 г. N 119-1, действовавшего на момент приватизации (в настоящее время утратило силу), разгосударствление и приватизация учреждений здравоохранения осуществляется по решению Кабинета Министров Республики Узбекистан.

В пункте 13 Положения о порядке разгосударствления и приватизации объектов государственной собственности (приложение N 5 к постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан от 09.03.2001г. N 119), действовавшего на момент приватизации (в настоящее время утратило силу), определено, что в случае, если заявка поступила на разгосударствление (приватизацию) предприятия (объекта), вошедшего в приложение N 2 к Постановлению Олий Мажлиса от 31.08.1995 г. N 119-1, и при отсутствии причин, препятствующих проведению процесса разгосударствления (приватизации), Госкомимущество Республики Узбекистан вносит в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложение о его разгосударствлении (приватизации).

При принятии Кабинетом Министров положительного решения Госкомимуществом Республики Узбекистан производится разгосударствление (приватизация) предприятия (объекта) в соответствии с настоящим Положением.

Управлением Госкомимущества по г.Ташкенту не было внесено предложение в Госкомимущество Республики Узбекистан для согласования с Кабинетом Министров Республики Узбекистан вопроса приватизации зданий кожно-венерологического диспансера N 4 в соответствии с постановлением Олий Мажлиса от 31.08.1995 г. N 119-1. Следовательно, была осуществлена приватизация объекта без решения Кабинета Министров Республики Узбекистан, наличие которого являлось обязательным.

Согласно статье 116 Гражданского кодекса Республики Узбекистан сделка, содержание которой не соответствует требованиям законодательства, а также совершенная с целью заведомо противной основам правопорядка или нравственности, ничтожна. К такой сделке применяются правила, предусмотренные частью второй статьи 114 Гражданского кодекса Республики Узбекистан.

Согласно статье 12 Гражданского кодекса Республики Узбекистан акт государственного органа или органа самоуправления граждан, не соответствующий законодательству и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным. Кроме того, в нарушение п. 15 Положения о порядке разгосударствления и приватизации объектов государственной собственности (приложение N 5 к постановлению Кабинета Министров Республики Узбекистан от 09.03.2001 г. N 119) (в настоящее время данное Положение утратило силу), не была создана комиссия с участием финансового, антимонопольного, налогового органа, обслуживающего банка и т. д.

В данном случае вопрос приватизации объекта рассматривался только внутриведомственной комиссией.

Согласно статье 206 Гражданского кодекса Республики Узбекистан, прекращение права собственности в связи с решением государственного органа, не направленное непосредственно на изъятие имущества у собственника, в том числе решением об изъятии земельного участка, на котором находятся принадлежащие собственнику дом, иные строения, сооружения или насаждения, допускается лишь в случаях и порядке, установленных законодательными актами, с предоставлением собственнику равноценного имущества и возмещением иных понесенных убытков или возмещением ему в полном объеме убытков, причиненных прекращением права собственности.

При несогласии собственника с решением, влекущим прекращение права собственности, оно не может быть осуществлено до разрешения спора судом. При рассмотрении спора решаются также все вопросы возмещения собственнику причиненных убытков.

В соответствии с данной нормой произошло возмещение убытков, причиненных ЧФ "Эътикод" взамен снесенных зданий, стоимость которых составляла 8149036 сум.

Согласно статье 205 Гражданского кодекса Республики Узбекистан стоимость изымаемого имущества при прекращении права собственности определяется исходя из цен на данное или аналогичное имущество, действующих на момент прекращения права собственности, если законодательством не установлено иное.

Оценка, по которой собственнику возмещается стоимость изъятого имущества, может быть оспорена им в суде.

Собственник вправе требовать также возмещения и других убытков, причиненных изъятием имущества.

Заключенный договор купли-продажи N 936 от 18.11.2003 г. предусматривал реализацию объектов недвижимости (зданий, сооружений) общей площадью 1.421 кв.м, из них 560,34 кв.м передавалось безвозмездно в качестве возмещения.

При этом, не был учтен тот факт, что ЧФ "Эътикод" имеет право на страховое возмещение снесенных объектов, т.е. причиненных убытков по сносу зданий стоимостью 8149036 сум, ЧФ "Эътикод" было получено страховое возмещение в размере 50000000 сум. Данный факт подтвержден вступившими в законную силу постановлением суда апелляционной инстанции хозяйственного суда г.Ташкента от 13.12.2006 г. и  постановлением кассационной инстанции Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан от 06.03.2007 г. по делу N 10-0618/1303.

Таким образом, кассационная жалоба подлежит оставлению без удовлетворения, а решение суда без изменения, с отнесением судебных расходов на заявителя жалобы.



“Вестник Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан”,

2007 г., N 10