ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Судебные акты / Изложение судебных актов (решений, постановлений) хозяйственных судов РУз по отдельным делам / Постановления кассационной инстанции с комментариями / По спорам, связанным с заключением и исполнением договоров /

По спору о взимании госпошлины при оформлении договоров купли-продажи на бирже

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПО СПОРУ О ВЗИМАНИИ ГОСПОШЛИНЫ

ПРИ ОФОРМЛЕНИИ ДОГОВОРОВ

КУПЛИ-ПРОДАЖИ НА БИРЖЕ


Опубликовано в НТВ N 20-21 (512-513) от 17 мая 2004 г.

Комментарий действует на момент выхода газеты



СУТЬ ДЕЛА


На основании разрешения, выданного территориальным подразделением Республиканского совета по координации деятельности контролирующих органов,  орган по борьбе с налоговыми и валютными преступлениями провел проверку юридического лица (биржи) на предмет правильности исчисления и уплаты налоговых и иных обязательных платежей в бюджет.  По ее результатам было установлено,  что при оформлении договоров купли-продажи автотранспортных средств (автомобилей) биржей не были удержаны и перечислены в бюджет суммы государственной пошлины. Данное обстоятельство было расценено как нарушение законодательства, за совершение которого на биржу наложены штрафные санкции, а также доначислены суммы причитающейся госпошлины. Вынесено решение о взыскании указанных сумм в безакцептном порядке, что и было сделано. Биржа не согласилась с решением и обратилась в хозяйственный суд с заявлением о его отмене.



ПОЗИЦИЯ БИРЖИ


Статьей 2 Закона "О государственной пошлине" от 9 декабря 1992 года N 740-XII предусмотрен исчерпывающий перечень случаев, когда подлежит взысканию государственная пошлина. Оформление сделки купли-продажи автотранспортных средств в него не входит. Кроме того, Закон не предусматривает обязанности биржи по исчислению и взиманию госпошлины с оформляемых посредством торгов на ней сделок по купле-продаже автомобилей.



ПОЗИЦИЯ ГОСОРГАНА


Согласно пункту "м" раздела 4 Ставок государственной пошлины (утверждены постановлением Кабинета Министров "О ставках государственной пошлины" от 3 ноября 1994 года N 533) за удостоверение договоров купли-продажи автомототранспортных средств между предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от форм собственности, подлежит взысканию государственная пошлина в установленных размерах. Биржа должна была взыскать госпошлину в указанных размерах. Она это не сделала и тем самым нарушила требования о порядке взимания общеобязательного платежа.




СУДЕБНЫЕ АКТЫ

С КОММЕНТАРИЯМИ К НИМ


При рассмотрении данного спора суду предстояло выяснить следующие вопросы:

- предусмотрена ли действующим законодательством необходимость уплаты государственной пошлины при оформлении сделок купли-продажи автотранспортных средств, заключенных на биржевых торгах;

- предусмотрена ли обязанность биржи исчислять и взыскивать при регистрации сделки купли-продажи автотранспортных средств государственную пошлину;

- правомочен ли в данном случае госорган взыскивать с биржи сумму неуплаченной госпошлины и налагать на нее штрафные санкции.

Суд первой инстанции при рассмотрении дела руководствовался следующим.

Согласно требованиям, предъявляемым вторым абзацем пункта 1 постановления Кабинета Министров "О порядке оформления сделок купли-продажи, мены и дарения автотранспортных средств" от 16 сентября 1991 года N 233, за удостоверение сделок купли-продажи автомототранспортных средств с предприятий, организаций, учреждений и граждан взимается пошлина. Пунктом "м") раздела 4 Ставок государственной пошлины предусмотрено, что за удостоверение договоров купли-продажи автомототранспортных средств между предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от форм собственности, пошлина взыскивается в следующем порядке:

- за каждую лошадиную силу грузового и легкового автомототранспорта взимается госпошлина в размере 20 процентов минимального размера заработной платы (при сроке эксплуатации средства до трех лет), 15 процентов МРЗП (при сроке эксплуатации свыше пяти и до семи лет) и 10 процентов МРЗП (при сроке эксплуатации  семь лет);

- за каждую лошадиную силу автотранспортного средства иностранного производства: 30 процентов МРЗП (при сроке эксплуатации до трех лет), 20 процентов МРЗП (при сроке эксплуатации свыше пяти и до семи лет) и 10 процентов МРЗП (при сроке эксплуатации семь лет).

Таким образом, суд первой инстанции, изучив материалы дела, установил, что при регистрации биржей договоров купли-продажи автотранспортных средств не взималась и, соответственно, не была уплачена в бюджет государственная пошлина в указанных размерах. Биржа, таким образом, не взыскав суммы госпошлины, нарушила требования законодательства о порядке исчисления и уплаты обязательных платежей в национальной валюте. На указанных основаниях, а также руководствуясь вышеобозначенными положениями нормативно-правовых актов, суд решил, что доначисление сумм госпошлины вместе с финансовыми санкциями к бирже были применены обоснованно.

Биржа не согласилась с данным решением и подала апелляционную жалобу. Апелляционная инстанция не нашла оснований для отмены решения, принятого судом первой инстанции.

Высший хозяйственный суд иначе подошел к решению вопроса об уплате государственной пошлины при оформлении сделок купли-продажи автотранспортных средств, заключенных на биржевых торгах. Его кассационная коллегия при принятии постановления руководствовалась следующими обстоятельствами.

При оформлении сделок купли-продажи автотранспортных средств предусмотрено взыскание государственной пошлины согласно положениям вышеупомянутых нормативно-правовых актов. Однако и постановление Кабинета Министров N 233, и раздел 4 Ставок государственной пошлины предусматривают взимание государственной пошлины в установленных размерах при оформлении сделок купли-продажи автотранспортных средств нотариальными конторами. Ни в одном из приведенных нормативно-правовых положений не указывается, во-первых, на то, что при регистрации биржей сделок купли-продажи автотранспортных средств должна взиматься государственная пошлина в размерах, предусмотренных для случаев нотариального удостоверения аналогичных сделок, а во-вторых, что на биржу в нормативно-правовом порядке возлагается обязанность исчислять, взимать и перечислять в бюджет государственную пошлину за регистрацию сделок купли-продажи автотранспортных средств.

Более того, согласно четвертому абзацу статьи 2 Закона "О государственной пошлине" государственная пошлина подлежит взысканию за совершение нотариальных действий нотариальными конторами и городскими, районными и кишлачными органами управления. Биржи в указанной статье не значатся.

Исходя из всех вышеобозначенных положений действующего законодательства, кассационная коллегия требования биржи удовлетворила полностью, а решение о взыскании сумм госпошлины и штрафных санкций признала недействительным.



Данная публикация осуществлена благодаря

технической поддержке, оказываемой Германским обществом

по   техническому   сотрудничеству









Время: 0.0058
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск