ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Судебные акты / Изложение судебных актов (решений, постановлений) хозяйственных судов РУз по отдельным делам / Постановления кассационной инстанции с комментариями / По налоговым вопросам /

По спору о применении штрафа за уклонение от постановки на учет в качестве постоянного учреждения нерезидента

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПО СПОРУ О ПРИМЕНЕНИИ ШТРАФА

ЗА   УКЛОНЕНИЕ   ОТ    ПОСТАНОВКИ

НА УЧЕТ В КАЧЕСТВЕ ПОСТОЯННОГО

УЧЕРЕЖДЕНИЯ НЕРЕЗИДЕНТА

     

Опубликовано в НТВ N 10 (658) от 6 марта 2007 г.

Комментарий действует на момент выхода газеты



СУТЬ ДЕЛА


В рамках возбужденного уголовного дела налоговый орган произвел проверку исполнения экспортно-импортных контрактов между АО, юридическим лицом и иностранным предприятием, по результатам которой составил промежуточный акт. Он доначислил сумму налога на доходы (прибыль) нерезидента и обратился в суд с иском о взыскании с иностранного предприятия штрафа за уклонение от постановки на учет в налоговом органе в качестве постоянного учреждения, а также за сокрытие дохода и непредставление расчетов, необходимых для уплаты и исчисления налога.

Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования в части взыскания штрафа за уклонение от постановки на учет и за непредставление расчетов. Апелляционная инстанция это решение оставила без изменения. Не согласившись с этим, иностранное предприятие обратилось в Высший хозяйственный суд с кассационной жалобой об отмене ранее принятых судебных актов и принятии решения об отказе в удовлетворении исковых требований.



ПОЗИЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОРГАНА


Налоговый орган провел проверку, в ходе которой были выявлены следующие правонарушения:

ответчик не встал на учет в налоговый орган (с 2003 по 2005 год) в качестве постоянного учреждения, в результате им было сокрыто 25 млн сумов дохода;

иностранное предприятие не сдавало расчеты по налогу на доход как постоянное учреждение, а также не произвело уплату налога на доходы нерезидента.

К предприятию должны быть применены следующие финансовые санкции:

- за уклонение от постановки на учет - штраф, кратный 100 минимальным размерам заработной платы, но не менее 50 процентов от доходов (прибыли), полученных в результате противоправной деятельности;

- за сокрытие доходов - штраф, равный сумме доначисленного налога.



ПОЗИЦИЯ ИНОСТРАННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ


Предприятие выиграло международный тендер, объявленный юридическим лицом, на поставку учебного оборудования. Так как оно не осуществляет деятельность, приводящую к образованию постоянного учреждения, а занимается только поставкой и закупкой товаров, то на учет в налоговом органе в качестве постоянного учреждения оно вставать не должно. Следовательно, налоговым органом незаконно был доначислен налог на доходы, а также наложены финансовые санкции в виде штрафа.



ПОСТАНОВЛЕНИЕ СУДА


Судебная коллегия, выслушав пояснения сторон, мнение прокурора, изучив материалы дела, установила:

юридическое лицо (далее - заказчик) объявило международный тендер;

иностранное предприятие, выиграв тендер, заключило три договора:

а) в ноябре 2003 года с заказчиком - договор на поставку, доставку и установку сельскохозяйственного учебного оборудования на условиях CIP* Ташкент;

б) в декабре 2003 года с АО - договор на поставку техники, на условиях EXW**;

в) в январе 2004 года с заказчиком - договор на поставку, доставку и установку сварочного и автомобильного учебного оборудования на условиях CIP Ташкент;

- иностранное предприятие в период между двумя первыми контрактами на дату коммерческого инвойса от мая 2004 года получило 147 млн сумов дохода;

- предприятие не представило расчеты как постоянное учреждение, необходимые для уплаты и исчисления налога на доход, не уплатило 25 млн сумов налога на доходы;

- приговором суда по уголовным делам, вступившим в законную силу, установлен факт осуществления представителем иностранного предприятия на территории Республики Узбекистан деятельности, приводящей к образованию постоянного учреждения;

- предприятие не встало на учет в налоговые органы в качестве постоянного учреждения.

Проанализировав положения законодательства, судебная коллегия определила:

- согласно части четвертой статьи 60 ХПК вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для хозяйственного суда по вопросам о том, имели ли место определенные действия и кем они совершены;

- в соответствии с пунктом 10 Инструкции о порядке налогообложения доходов (прибыли) иностранных юридических лиц в Республике Узбекистан (в новой редакции, утвержденной постановлением МФ и ГНК, зарегистрированным Министерством юстиции 5 октября 2004 года N 1416) (далее - Инструкция) ответчик осуществляет на территории Узбекистана деятельность, приводящую к образованию постоянного учреждения, так как извлекает доход на территории страны через представителя;

- согласно пункту 1 части первой статьи 135 Налогового кодекса уклонение юридического лица от постановки на учет в налоговом органе (в том числе нерезидентов) влечет наложение штрафа, если деятельность осуществляется более тридцати дней - в стократном размере минимальной заработной платы, но не менее 50 процентов от доходов (прибыли), полученных в результате такой деятельности;

- в соответствии с пунктом 3 части первой статьи 135 Налогового кодекса за непредставление расчетов по налогам как постоянное учреждение налагается штраф в размере одного процента за каждый просроченный день, но не более 10 процентов от причитающейся суммы платежа к установленному сроку уплаты;

- пунктом 13 статьи 6 Закона "О государственной налоговой службе" от 29 августа 1997 года N 474-I определено, что органы государственной налоговой службы обязаны передавать судам материалы по фактам нарушений законодательства в случаях, когда решение вопроса выходит за пределы компетентности органов налоговой службы.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 187, 189 ХПК, судебная коллегия постановила решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.




К О М М Е Н Т А Р И Й


В соответствии с пунктом 10 Инструкции постоянным учреждением нерезидента в Республике Узбекистан для целей налогообложения понимается любое место деятельности по извлечению дохода на территории Узбекистана, а также любые организации и физические лица, уполномоченные нерезидентами осуществлять представительские функции в республике, в частности:

а) любое место осуществления деятельности, связанной с производством, переработкой, комплектацией, фасовкой, упаковкой, поставкой, реализацией товаров;

б) любое место управления, филиал, отделение, представительство, бюро, контора, офис, кабинет, агентство, фабрика, мастерская, цех, лаборатория, магазин, склад нерезидента;

в) любое место осуществления деятельности, связанной с добычей природных ресурсов: шахта, рудник, нефтяная и(или) газовая скважина, карьер;

г) любое место осуществления деятельности (в т.ч. осуществления контрольной или наблюдательной деятельности), связанной с трубопроводом, газопроводом, разведкой и(или) разработкой природных ресурсов, установкой, монтажом, сборкой, наладкой, пуском и(или) обслуживанием оборудования;

д) любое другое место осуществления деятельности, связанной с эксплуатацией игровых автоматов (включая приставки), компьютерных сетей и каналов связи, аттракционов, транспортной или иной инфраструктурой.

Ведение нерезидентом деятельности через представителя может быть выражено участием сотрудника данного предприятия, уполномоченного на заключение договоров от имени представляемого, осуществление иных представительских функций, либо гражданина Республики Узбекистан, действующего в интересах предприятия по договору об оказании услуг. В качестве представителя может выступать также юридическое лицо (иностранное или отечественное), оказывающее подобные услуги на нашей территории.

Таким образом, если вышеуказанный представитель заключил в Узбекистане ряд договоров в пользу представляемого им нерезидента, то это может быть признано ведением иностранным юридическим лицом деятельности через постоянное учреждение. В таком случае согласно пункту 16 Инструкции предприятие обязано встать на учет в органах государственной налоговой службы не позднее 10 дней со дня начала деятельности, независимо от того, будет ли она в дальнейшем признана государственным налоговым органом подлежащей налогообложению или нет, в соответствии с законодательством Республики Узбекистан и международными соглашениями (договорами). Основанием для этого служит сам факт начала осуществления нерезидентом деятельности через постоянное учреждение в Республике Узбекистан, а не наличие или отсутствие налоговых обязательств.

Для постановки на учет в государственный налоговый орган представляются следующие документы:

1) письменное заявление (в нем описываются вид и характер предполагаемой деятельности нерезидента, а также имя, паспортные данные, место жительства и контактные данные лица, ответственного за обеспечение соблюдения нерезидентом законодательства Узбекистана (уполномоченного представителя);

2) договор или доверенность уполномоченного представителя;

3) копия контракта (если таковой существует).

При уклонении от постановки на учет в вышеуказанном органе к нерезиденту через его полномочного представителя, то есть через постоянное учреждение, применяются соответствующие штрафные санкции в порядке, установленном законодательством. Так, пунктом 1 части первой статьи 135 Налогового кодекса предусмотрено, что:

если деятельность осуществляется до 30 дней - в пятидесятикратном размере заработной платы, но не менее 10 процентов от доходов (прибыли), полученных в результате такой деятельности;

если деятельность осуществляется более 30 дней - в стократном размере заработной платы, но не менее 50 процентов от доходов (прибыли), полученных в результате такой деятельности.

Частью второй статьи 132 Кодекса также определено, что привлечение налогоплательщика к ответственности не освобождает его от обязанности уплачивать налоги и сборы.


-------------------------------------------------------------

*) Согласно правилам Инкотермс-2000 условие CIP означает, что продавец доставит товар названному им перевозчику и обязан оплатить все расходы, связанные с его погрузкой и разгрузкой.

**) Согласно правилам Инкотермс-2000 условия поставки EXW предполагают, что продавец считается выполнившим свои обязанности по поставке только в том случае, если он предоставит товар в распоряжение покупателя на своем предприятии или в другом названном месте (на складе и т.п.). Следовательно, продавец не отвечает за погрузку товара на транспортное средство, а также за таможенную очистку товара для экспорта, доставку до покупателя и т.д.



Данная публикация осуществлена

благодаря технической поддержке, оказываемой

Германским обществом по техническому сотрудничеству










































Время: 0.0125
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск