ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Судебные акты / Изложение судебных актов (решений, постановлений) хозяйственных судов РУз по отдельным делам / Постановления кассационной инстанции с комментариями / По налоговым вопросам /

По спору о признании недействительным акта налоговой проверки

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПО СПОРУ О ПРИЗНАНИИ

НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ АКТА

НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ


Опубликовано в НТВ N 35 (631) от 29 августа 2006 г.

Комментарий действует на момент выхода газеты



СУТЬ ДЕЛА


При плановой проверке финансово-хозяйственной деятельности юридического лица налоговый орган выявил неправильное определение налоговой базы по НДС и другие нарушения налогового законодательства, которые были отражены в акте, составленном по ее результатам. Юридическое лицо отказалось от предложения налогового органа добровольно уплатить суммы финансовых санкций, и налоговый орган обратился в хозяйственный суд с иском об их наложении. Юридическое лицо подало встречный иск о признании недействительным акта проверки.



ПОЗИЦИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА


Содержание акта не соответствует законодательству, поэтому он подлежит признанию недействительным.



ПОЗИЦИЯ НАЛОГОВОГО ОРГАНА


Акт содержит общие сведения о проводимой проверке и проверяемом субъекте (налогоплательщике), обобщенные данные об общих суммах и других правонарушениях, установленных в ходе проверки, а также выводы и предложения проверяющих по применению финансовых санкций к налогоплательщику за нарушение законодательства.

Он полностью соответствует законодательству, поэтому не подлежит признанию недействительным.



РЕШЕНИЕ СУДА


Хозяйственный суд, изучив материалы дела, выслушав объяснения сторон спора, установил:

- акт проверки составлен и подписан инспекторами налогового органа;

- решение, принятое налоговым органом по результатам проверки, не обжаловалось.

Проанализировав положения законодательства, суд определил:

- согласно пункту 9 части первой статьи 24 Хозяйственного процессуального кодекса хозяйственный суд не рассматривает дела по спорам о признании недействительными актов проверок;

- в соответствии с пунктом 1 статьи 86 ХПК хозяйственный суд прекращает производство по делу, если спор не подлежит рассмотрению в нем.

На этом основании суд счел вопрос о признании недействительным акта проверки неподведомственным хозяйственному суду, и отказал юридическому лицу в удовлетворении встречного иска, а производство по делу в этой части прекратил.

Вышестоящие инстанции не нашли оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции, оставив его в силе.



К О М М Е Н Т А Р И Й


В соответствии с пунктом 30 Положения о порядке проведения проверок деятельности хозяйствующих субъектов и ведения Книги регистрации проверок (новая редакция, утвержденная приказом министра юстиции, зарегистрированным Министерством юстиции 15 мая 2001 года N 917-1) по итогам проверки, проведенной органами государственной налоговой службы, составляются два документа: акт (справка) проверки и предписание об устранении выявленных недостатков. Оформление первого является обязательным, а второй принимается органом, если в нем есть необходимость.

Структурно акт документальной проверки состоит из вводной, описательной и итоговой частей.

Вводная содержит:

- дату и номер приказа руководителя налогового органа о проведении проверки;

- соответствующее разрешение Республиканского совета по координации деятельности контролирующих органов;

- полное и сокращенное наименование проверяемого субъекта;

- идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) и код ОКОНХ;

- наименование места проведения проверки;

- дату оформления акта проверки (дата его подписания лицами, проводившими проверку);

- период деятельности лица, за который произведена проверка;

- даты ее начала и окончания;

- фамилии и инициалы должностных лиц проверяемого юридического лица (руководителя, главного бухгалтера или лиц, исполняющих их обязанности) либо индивидуального предпринимателя в проверяемом периоде;

- адрес места нахождения организации (места жительства индивидуального предпринимателя), а также места осуществления хозяйственной деятельности (указывается в случае осуществления организацией своей деятельности не по месту ее государственной регистрации);

- сведения об осуществлении лицензируемых видов деятельности (номер и дата выдачи лицензии, наименование выдавшего ее органа, сроки начала и окончания действия лицензии);

- информацию о фактически осуществляемых видах финансово-хозяйственной деятельности;

- сведения о методе проведения проверки по степени охвата ею первичных документов (сплошной, выборочный) с указанием на то, какие разделы документации были проверены сплошным, а какие - выборочным методом, а также причины непроведения сплошной проверки;

- данные о встречных налоговых проверках, производстве выемки (изъятия) документов и предметов, проведении экспертизы, инвентаризации имущества налогоплательщика, осмотре его территорий и помещений и иных действиях, произведенных при осуществлении налоговой проверки;

- сведения о банковских счетах (в том числе за пределами республики) и другие необходимые сведения;

- краткую информацию о предыдущих проверках и принятых по их результатам мерах;

- сведения о созданных дочерних предприятиях, представительствах, филиалах и других подразделениях;

- информацию об учредителях и размере уставного фонда по учредительным документам и фактическом его формировании на день проведения проверки.

Описательная часть акта включает в себя систематизированное изложение документально подтвержденных фактов налоговых и других правонарушений, выявленных при проверке, или указание на их отсутствие и связанные с этими фактами обстоятельства, имеющие значение для принятия правильного решения по результатам проверки.

По каждому факту налогового правонарушения излагаются:

- его вид, способ и иные обстоятельства его совершения, налоговый период, к которому оно относится;

- оценка суммового расхождения между сданными в налоговую инспекцию расчетами налогоплательщика, связанными с исчислением и уплатой налогов, и фактическими данными, установленными в ходе проверки;

- ссылки на первичные бухгалтерские документы и иные доказательства, подтверждающие наличие факта нарушения;

- квалификация совершенного правонарушения со ссылками на соответствующие нормативно-правовые положения;

- ссылки на заключения экспертов (в случае проведения экспертизы), пояснительные записки и объяснительные должностных лиц, а также иные протоколы, составленные при производстве необходимых действий по осуществлению документальной проверки.

В акте должны быть отражены все существенные обстоятельства, относящиеся к выявленным правонарушениям, в том числе информация:

- о непредставленных в налоговый орган налоговых расчетах;

- о правильности и полноте отражения финансово-хозяйственных операций в бухгалтерском учете;

- об источниках оплаты произведенных затрат;

- об обстоятельствах, исключающих применение мер ответственности за совершение налогоплательщиком правонарушения, а также о смягчающих или отягчающих ответственность обстоятельствах.

К акту добавляются приложения, которые содержат:

- полный перечень однородных налоговых правонарушений с указанием отчетного (налогового) периода, к которому они относятся;

- наименования, даты и номера документов, по которым совершены соответствующие операции;

- сущность операции;

- размер последствий нарушения.

Итоговая часть акта содержит:

- сведения об общих суммах, выявленных при проверке не уплаченных (не полностью уплаченных) налогов в результате сокрытия прибыли (доходов), иных объектов налогообложения или неправильного исчисления налога по итогам налогового периода и(или) исчисленных в завышенных размерах налогов с разбивкой по видам налогов и налоговым периодам;

- обобщенные сведения о других правонарушениях, установленных в ходе проверки согласно утвержденной программе;

- выводы и предложения проверяющих по применению финансовых санкций к налогоплательщику за нарушение налогового законодательства и другие правонарушения. Они содержат изложение состава совершенных налогоплательщиком налоговых правонарушений со ссылкой на соответствующие статьи Налогового кодекса и другие положения.

Акт проверки составляют проверяющие инспекторы, один его экземпляр должен быть передан субъекту, у которого произведена проверка.

Согласно пункту 9 части первой статьи 24 Хозяйственного процессуального кодекса хозяйственному суду подведомственно разрешение споров о признании недействительными (полностью или частично) актов государственных органов, не соответствующих законодательству, нарушающих права и охраняемые законом интересы организаций и граждан.

По мнению суда, акт проверки не является актом государственного органа в смысле вышеуказанной статьи, поскольку не влечет для проверяемого субъекта правовых последствий. Кроме того, акт проверки выносится не от имени органа госналоговой службы. Строго говоря, он даже не обладает именной принадлежностью как таковой, не затрагивает статус субъекта, не порождает, не изменяет и не прекращает его права и(или) обязанности. Поэтому признание его недействительным не относится к процедурам хозяйственного суда и, как следствие, он не уполномочен законом рассматривать данный вопрос и выносить по нему решение.

Субъектам рекомендуется учесть вышесказанное и во избежание процессуальных ошибок руководствоваться следующим.

Седьмым абзацем части первой статьи 16 Закона "О государственном контроле деятельности хозяйствующих субъектов" от 24 декабря 1998 года N 717-I предусмотрено право проверяемых юридических лиц обжаловать результаты проверки в порядке, предусмотренном законом. Под "обжалованием результатов проверки" в данном случае понимается обжалование решения, принятого руководителем налогового органа на основании акта проверки. Как следует из смысла части первой статьи 19 указанного закона, решения должностных лиц налоговых органов могут быть обжалованы непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган, либо должностному лицу.

Следует иметь в виду, что обращаться в хозяйственный суд с исковым заявлением необходимо после принятия налоговым органом соответствующего решения и обжаловать следует именно решение, а не акт проверки. В этом случае хозяйственный суд в соответствии с положениями Хозяйственного процессуального кодекса принимает иск к производству, рассматривает и принимает решение по существу - признает его недействительным полностью или частично либо отказывает истцу в удовлетворении его требований.

Если в предмете иска будет заявлено о признании недействительным акта проверки, то суд, руководствуясь пунктом 9 части первой статьи 24, а также пунктом 1 статьи 86 Хозяйственного процессуального кодекса, откажет в удовлетворении иска и прекратит производство по делу ввиду неподведомственности ему спора.

Зачастую в правоприменительной практике "обжалование результатов проверки" смешивают с "представлением возражений по акту проверки". Следует различать эти понятия.

Представление возражений по акту проверки - это самостоятельная административная процедура, обжалованием не являющаяся. Основным нормативно-правовым положением, закладывающим основу данной процедуры, является пункт 5 части первой статьи 11 Налогового кодекса, в соответствии с которым налогоплательщикам предоставлено право "знакомиться с материалами и получать акты проверок, проведенных налоговыми органами, и при несогласии с результатами проверок представлять в десятидневный срок в налоговый орган свои письменные возражения", которые, наряду с самим актом проверки вместе с приложенными к нему документами, будут рассмотрены на заседании комиссии, возглавляемой руководителем налогового органа, проводившего проверку, и учтены при принятии решения в отношении проверяемого.

Процедура обжалования возможна уже после вынесения налоговым органом решения. Судебное обжалование установлено альтернативно административному и предусматривает подачу иска в хозяйственный суд о признании решения недействительным полностью или в части.



Данная публикация осуществлена

благодаря технической поддержке, оказываемой

Германским обществом по техническому сотрудничеству







Время: 0.0065
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск