ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Судебные акты / Изложение судебных актов (решений, постановлений) хозяйственных судов РУз по отдельным делам / Постановления кассационной инстанции с комментариями / По налоговым вопросам /

По спору о неисполнении банком предписания налогового органа

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПО СПОРУ О НЕИСПОЛНЕНИИ БАНКОМ

ПРЕДПИСАНИЯ НАЛОГОВОГО ОРГАНА


Опубликовано в НТВ N 26 (622) от 20 июня 2006 г.

Комментарий действует на момент выхода газеты



СУТЬ ДЕЛА


Орган государственной налоговой службы провел плановую проверку финансово-хозяйственной деятельности коммерческого банка. Среди прочих нарушений указано на то, что не было исполнено представление, ранее выданное налоговой инспекцией. Вынесено решение, с которым банк не согласился и подал в хозяйственный суд исковое заявление с просьбой признать его недействительным.



ПОЗИЦИЯ БАНКА


От налоговиков поступило инкассовое поручение о бесспорном списании со счета юридического лица, которое обслуживалось в банке, денежных средств для погашения его задолженности по налогам и иным обязательным платежам в бюджет. Оно было исполнено лишь частично, поскольку на счете клиента не было достаточного количества денег. Налоговая инспекция была письменно уведомлена об этом, после чего направила банку представление о необходимости принудительной продажи иностранной валюты, находящейся на валютном счете юридического лица, и направлении сконвертированных средств в бюджет в счет погашения его недоимок на оставшуюся неисполненной часть инкассового поручения. Банк отказался его выполнить, потому что на этот момент у налоговиков уже не было права оформлять такого рода документы: положение, ранее разрешавшее это им делать, было отменено законом. Однако в двух подзаконных актах, регламентировавших условия продажи валютных ресурсов для погашения недоимок, такое право сохранилось. В соответствии с требованиями статьи 14 Закона "О нормативно-правовых актах" от 14 декабря 2000 года N 160-II закон имеет большую юридическую силу, а значит, должны применяться его положения.



ПОЗИЦИЯ НАЛОГОВОГО ОРГАНА


Представление о продаже валютных средств юридического лица было направлено банку в соответствии с требованиями Указа Президента "О мерах по повышению ответственности хозяйствующих субъектов за расчеты с бюджетом" от 9 августа 1996 года N УП-1504 и Порядка погашения обязательств перед бюджетом хозяйствующими субъектами, имеющими средства на счетах в иностранной валюте (зарегистрирован Министерством юстиции 21 июня 1999 года N 753). Таким образом, документ был оформлен в соответствии с требованиями законодательства и подлежал обязательному исполнению банком. Неисполнение его является нарушением со стороны последнего.



РЕШЕНИЕ СУДА


Хозяйственный суд, изучив материалы дела, выслушав объяснения сторон спора, установил:

- налоговый орган проверил банк на предмет правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты налогов и иных обязательных платежей.

- среди предъявленных для контроля документов было обнаружено оставшееся без удовлетворения представление о продаже валютных средств юридического лица - клиента банка. Оно было направлено банку после того, как тот не смог исполнить инкассовое поручение, выставленное налоговой инспекцией на расчетный счет юридического лица после его проверки, по результатам которой ему были доначислены суммы недоимок, применены штрафы и пеня;

- неполное списание было произведено потому, что на счете не было достаточно денежных средств;

- банк проставил соответствующие отметки на инкассовом поручении и уведомил об этом налоговый орган. Налоговая инспекция направила представление банку о необходимости конвертации валютных ресурсов юридического лица и погашения задолженности по налогам и иным обязательным платежам, в исполнении которого банк отказал;

- неисполнение представления квалифицировано как нарушение законодательства.

Проанализировав положения законодательства, хозяйственный суд определил:

- в соответствии с пунктами 4 и 5 Порядка погашения обязательств перед бюджетом хозяйствующими субъектами, имеющими средства на счетах в иностранной валюте (зарегистрирован Министерством юстиции 21 июня 1999 года N 753), в случае неполного исполнения инкассового поручения о бесспорном списании денежных средств в счет погашения недоимок налоговый орган был вправе потребовать от банка продажи принадлежащих юридическому лицу - должнику безналичных валютных ресурсов;

- согласно второму абзацу пункта 2 Указа Президента "О мерах по повышению ответственности хозяйствующих субъектов за расчеты с бюджетом" от 9 августа 1996 года N УП-1504 коммерческий банк был обязан исполнить представление налоговой инспекции о продаже валютных средств, находившихся на валютном счете юридического лица;

- компетенция налоговых органов определяется не только Законом "О государственной налоговой службе" от 29 августа 1997 года N 474-I, но и иными актами законодательства, при этом закон не запрещает налоговикам требовать от банков принудительной продажи валютных средств их клиентов для погашения последними долгов перед бюджетом.

На основании изложенного хозяйственный суд признал, что:

- нет расхождений между Законом "О государственной налоговой службе" и положениями Указа Президента N УП-1504, а также Порядка N 753;

- представление о принудительной продаже валютных средств юридического лица было подано налоговым органом в соответствии с установленными требованиями, а банк нарушил законодательство, не выполнив его;

- решение налогового органа законно и обоснованно.

Вышестоящие инстанции не нашли оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции.




К О М М Е Н Т А Р И Й


Погашение задолженности юридического лица перед бюджетом за счет средств в иностранной валюте - механизм взимания недоимок, предусматриваемый законодательством наряду с общеустановленным. Кратко его можно представить следующим образом.

При проведении проверки финансово-хозяйственной деятельности устанавливается, что проверяемое юридическое лицо недоплатило в бюджет определенную сумму обязательных платежей. В установленном законом порядке инициируется процедура бесспорного списания со счета денежных средств, оформляется инкассовое поручение и направляется в банк. Тот после проверки состояния счета исполняет документ частично: денежных средств на полное погашение не хватает. Банк делает соответствующие отметки на инкассовом поручении и уведомляет налоговый орган о причинах неполного исполнения выставленного денежно-расчетного документа. При наличии у юридического лица депозитного счета до востребования в иностранной валюте, в этом ли банке или каком-либо ином, налоговый орган направляет туда представление, в котором указываются сумма задолженности, причины непогашения ее за счет средств в сумах по процедуре бесспорного взыскания, и требование о принудительной продаже части валютных ресурсов, соответствующей размеру непогашенной задолженности, и перечисления приобретенных от валютного обмена средств в бюджет*. Получивший данный документ банк уведомляет о нем своего клиента и принимает к исполнению - производит принудительную конвертацию и перечисление сумовых средств в счет погашения суммы недоимки должника**.

Нормативно-правовыми положениями, регулирующими вышеназванную процедуру, являются:

- пункт 2 Указа Президента "О мерах по повышению ответственности хозяйствующих субъектов за расчеты с бюджетом", который обязывает коммерческие банки обеспечивать своевременное проведение платежей в бюджет при наличии средств у налогоплательщика независимо от состояния корреспондентских счетов и одновременно предоставляет им право при отсутствии у предприятия-должника достаточного объема средств в сумах и наличии валютных ресурсов по представлению налоговых органов в бесспорном порядке осуществлять их продажу в объемах, необходимых для погашения задолженности перед бюджетом;

- Порядок погашения обязательств перед бюджетом хозяйствующими субъектами, имеющими средства на счетах в иностранной валюте, который регламентирует непосредственно процедуру принудительной конвертации с последующим погашением сумовой задолженности предприятия-должника перед бюджетом по обязательным платежам.

До 2003 года законодательство предусматривало еще одну норму, имевшую прямое отношение к рассматриваемой процедуре. Пункт 5 части четвертой статьи 7 Закона "О государственной налоговой службе" устанавливал обязанность банков "по представлению органов государственной налоговой службы осуществлять в бесспорном порядке в объемах, необходимых для погашения задолженности перед бюджетом продажу на валютной бирже валютных средств их клиентов - юридических лиц при недостатке у них сумов и наличии средств на валютных счетах". Однако с 18 февраля 2003 года (дата вступления Закона в силу) в соответствии с пунктом 2 раздела XVI Закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан" от 13 декабря 2002 года N 447-II указанный пункт был отменен.

При разрешении спора по существу необходимо было определить, имелось ли после отмены указанного 5-го пункта противоречие между Законом "О государственной налоговой службе" и двумя вышеназванными подзаконными нормативно-правовыми актами. Хозяйственный суд руководствовался следующим.

Во-первых, названный Закон напрямую регламентирует порядок организации и деятельности органов государственной налоговой службы, их компетенцию, объем прав и обязанностей и т.д. Его часть четвертая статьи 7 регулирует лишь общие взаимоотношения банков и иных кредитно-финансовых учреждений с налоговыми органами в целях обеспечения учета налогоплательщиков и контроля за соблюдением налогового законодательства.

Во-вторых, помимо Закона "О государственной налоговой службе", регулированию принудительной конвертации в целях погашения долгов перед бюджетом посвящены и другие (специальные) нормативно-правовые акты, а именно Указ Президента N УП-1504 и Порядок N 753, которые не были отменены.

В-третьих, в указанном Законе не содержатся нормы, прямо запрещающие налоговым органам направлять банкам представления о продаже валютных ресурсов юридического лица - должника, списании в последующем сконвертированных средств со счета и зачислении их на соответствующий счет бюджетной классификации.

На основании изложенного хозяйственный суд указал, что налоговый орган вправе был выдать банку представление и банк обязан был его исполнить. Вывод: на сегодняшний день действующее законодательство требует от коммерческих банков исполнения поступившего к ним и оформленного в установленном порядке представления о продаже валютных средств юридических лиц - их клиентов в целях погашения задолженности последних перед бюджетом. При этом обязательным условием исполнения такового является отсутствие у должника объема сумовых средств, достаточного для полного погашения долга.


--------------------------------------------

*) В соответствии с пунктом 4 Порядка погашения обязательств перед бюджетом хозяйствующими субъектами, имеющими средства на счетах в иностранной валюте, органы государственной налоговой службы после получения сведений от обслуживающих банков о недостатке на счетах предприятия денежных средств для полного погашения задолженности перед бюджетом в однодневный срок направляют уполномоченным банкам, в которых имеется депозитный счет до востребования в иностранной валюте предприятия, представления о принудительной продаже валюты.


**) Согласно пункту 5 вышеуказанного Порядка N 753 уполномоченный банк, приняв представление органа государственной налоговой службы и проанализировав счета в иностранной валюте хозяйствующего субъекта на предмет наличия необходимых средств, в бесспорном порядке осуществляет продажу валютных средств по курсу на день продажи, в объемах, необходимых для погашения задолженности перед бюджетом, и перечисляет сумовый эквивалент на депозитный счет до востребования в национальной валюте предприятия-должника. Последующее списание денежных средств производится в соответствии с Инструкцией о порядке списания денежных средств с банковских счетов хозяйствующих субъектов, зарегистрированной Министерством юстиции 30 января 1999 года N 615. В случае если средств в иностранной валюте недостаточно для полного погашения задолженности перед бюджетом, то уполномоченный банк в трехдневный срок сообщает об их недостатке налоговому органу. Представление на конвертацию валютных средств для погашения задолженности действует до момента полного погашения недоимки, что подтверждается справкой органа государственной налоговой службы о состоянии взаиморасчетов предприятия с бюджетом. Пунктом 6 Порядка N 753 предусматривается, что сведения по оформленным представлениям направляются территориальными органами государственной налоговой службы в ГНУ Республики Каракалпакстан, г.Ташкента и областей не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным, а последними - в Главное управление по контролю за валютными и экспортно-импортными операциями ГНК ежемесячно не позднее 8 числа месяца, следующего за отчетным, для осуществления контроля за исполнением представлений.


Данная публикация осуществлена

благодаря технической поддержке, оказываемой

Германским обществом по техническому сотрудничеству



























Время: 0.0053
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск