ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Судебные акты / Изложение судебных актов (решений, постановлений) хозяйственных судов РУз по отдельным делам / Постановления кассационной инстанции с комментариями / По налоговым вопросам /

По спору о приостановлении операций по счету в связи с несвоевременным предоставлением расчета по налогу

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПО СПОРУ

О ПРИОСТАНОВЛЕНИИ ОПЕРАЦИЙ

ПО СЧЕТУ В СВЯЗИ С НЕСВОЕВРЕМЕННЫМ

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕМ РАСЧЕТА

ПО НАЛОГУ

         

Опубликовано в НТВ N 23 (619) от 30 мая 2006 г.

Комментарий действует на момент выхода газеты



СУТЬ ДЕЛА


Налоговый орган обратился в хозяйственный суд с иском о приостановлении операций по расчетному счету юридического лица.



ПОЗИЦИЯ НАЛОГОВОГО ОРГАНА


Юридическое лицо не представило за третий квартал 2005 года расчеты по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды. Это является основанием для приостановления расходных операций по расчетному счету, в связи с чем иск подлежит удовлетворению.



ПОЗИЦИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА


После подачи налоговым органом иска все требуемые расчеты были ему представлены в установленном порядке. Оснований для приостановления операций по счету нет, поэтому исковые требования подлежат отклонению.



РЕШЕНИЕ СУДА


Хозяйственный суд, изучив материалы дела, выслушав объяснения сторон спора, установил:

- юридическое лицо являлось субъектом малого бизнеса, занималось оптовой торговлей (код по ОКОНХ 71150 "Прочая оптовая торговля");

- за третий квартал 2005 года не представило в налоговую инспекцию по месту постановки на учет расчеты по налогу на валовой доход и обязательным отчислениям во внебюджетный Пенсионный, Республиканский дорожный фонды и Фонд школьного образования;

- на момент рассмотрения спора в суде все необходимые расчеты им были сданы, что было подтверждено документами с отметками налогового органа о принятии.

Проанализировав положения законодательства, хозяйственный суд определил:

- согласно статье 2 Закона "О государственной налоговой службе" от 29 августа 1997 года N 474-I (далее - Закон "О ГНС") налоговый контроль осуществляется налоговыми органами путем учета субъектов и объектов, подлежащих налогообложению, налоговых проверок, опроса налогоплательщиков, других лиц и в иных формах, предусмотренных законодательством. Статьей 4 этого же Закона предусматривается, что на налоговые органы возлагается: осуществление контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, обязательных платежей во внебюджетный Пенсионный и Республиканский дорожный фонды при Министерстве финансов, а также за правильностью и полнотой исчисления и своевременностью внесения обязательных накопительных пенсионных взносов на индивидуальные накопительные пенсионные счета граждан; обеспечение полного и своевременного учета субъектов и объектов налогообложения; выявление, предупреждение и пресечение налоговых правонарушений;

- в соответствии с пунктом 4 статьи 12 Налогового кодекса юридическое лицо обязано сдавать предусмотренные законодательством расчеты по налогам;

- как следует из смысла пункта 8 части первой статьи 5 Закона "О государственной налоговой службе" (в редакции Закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан" от 23 мая 2005 года N ЗРУ-2), приостановление операций по расчетному счету юридического лица не допускается, поскольку оно в процессе судебного разбирательства представило налоговому органу расчеты по налогу на валовой доход и обязательным отчислениям во внебюджетные фонды.

На основании изложенного хозяйственный суд отказал налоговому органу в удовлетворении его требований и не приостановил операции по расчетному счету юридического лица.



КОММЕНТАРИЙ


Приостановление операций по расходной части расчетного счета организации - мера правового воздействия, которая подразумевает запрет банку производить списание денежных средств на основании представляемых денежно-расчетных документов (за исключением осуществления платежей в бюджет и внебюджетные фонды, выдачи наличных средств для выплаты заработной платы, пособий, а также на возмещение ущерба, причиненного жизни и здоровью в результате несчастного случая на производстве). Она должна применяться строго по основаниям, установленным законом* и только в судебном порядке**.

Как предусмотрено пунктом 5 части первой статьи 12 Налогового кодекса, налогоплательщики обязаны представлять налоговым органам "документы и сведения, связанные с исчислением, уплатой налогов и сборов, а также документы, подтверждающие право на льготы по налогам и сборам". На их основе налоговый орган начисляет суммы причитающихся к уплате обязательных платежей.

В соответствии с пункта 8 части первой статьи 5 Закона "О государственной налоговой службе " (в редакции Закона от 23 мая 2005 года N ЗРУ-2) приостановление операций по расчетным и другим счетам юридических лиц в банках и иных финансово-кредитных организациях разрешается в случаях:

- их отказа в проведении документальной (счетной) проверки или в допуске должностных лиц органов государственной налоговой службы для обследования помещений и мест, используемых для извлечения доходов (прибыли) либо связанных с содержанием объекта налогообложения;

- непредставления (или отказа представить) органам государственной налоговой службы и их должностным лицам финансовых отчетов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и обязательных платежей во внебюджетный Пенсионный и Республиканский дорожный фонды при Министерстве финансов.

В рассмотренном деле суду для принятия решения по существу заявленных налоговым органом требований о приостановлении операций по расчетному счету торговой организации предстояло выяснить:

- нормативные сроки сдачи расчетов по налогу на валовой доход и обязательным отчислениям во внебюджетные фонды;

- доказанность факта непредставления указанных документов строгой отчетности и непринятия их налоговым органом.

В соответствии с пунктами 1 и 2 постановления Президента "О совершенствовании системы отчетности, представляемой субъектами предпринимательства, и усилении ответственности за ее незаконное истребование" от 15 июня 2005 года N ПП-100, а также третьим абзацем пункта 12 Положения о порядке исчисления и уплаты налога на валовой доход предприятиями торговли и общественного питания (утверждено постановлением Министерства финансов и Государственного налогового комитета, зарегистрированным Министерством юстиции 21 июля 2003 года N 1260, на сегодняшний день утратило силу) микрофирмы и малые предприятия представляют расчеты по налогу на валовой доход ежеквартально (с помесячной разбивкой) не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, а по итогам года - в срок представления годовой финансовой отчетности. Аналогичная периодичность и сроки представления предусмотрены для расчетов по обязательным отчислениям от объема товарооборота во внебюджетный Пенсионный***, Республиканский дорожный фонды**** и Фонд школьного образования*****. Расчеты за третий квартал по налогу на валовой доход и обязательным отчислениям во внебюджетные фонды должны представляться не позднее 25 октября текущего года.

Сотрудник налогового органа при принятии любого расчета обязательных платежей должен проставить соответствующие отметки о его получении (фамилию, должность принимающего лица, штамп налогового органа). Наличие или отсутствие этих отметок и будут свидетельствовать, соответственно, о сдаче или несдаче документов. Если расчеты направляются по почте, то доказательством выполнения налогоплательщиком своей обязанности будет квитанция, свидетельствующая об отправке адресату. Основанием для удовлетворения поданного налоговым органом иска будет доказанность факта несдачи торговой организацией расчетов до 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, а основанием для отказа в удовлетворении - доказанность факта представления названных документов.

Следует обратить внимание на то, что несвоевременная сдача расчетов служит поводом для предъявления иска в хозяйственный суд. Однако это еще не означает, что суд сразу же вынесет решение о приостановлении операций. У налогоплательщика даже на стадии судебного разбирательства есть возможность не допустить применения к нему рассматриваемой меры правового воздействия, представив требуемые расчеты в налоговый орган до удаления суда в совещательную комнату. И это будет служить основанием для отказа в удовлетворении исковых требований налогового органа. Главное, предоставить суду доказательства представления расчетов.

Следует знать, что отказ приостановить операции по счетам не свидетельствует об отсутствии со стороны юридического лица правонарушения. Несвоевременное представление расчетов налога на валовой доход и обязательных отчислений образует состав налогового правонарушения, предусмотренный пунктом 4 части первой статьи 135 Налогового кодекса. Им предусмотрено, что за "непредставление, несвоевременное представление или представление по неустановленной форме деклараций, расчетов и отчетов, необходимых для исчисления и уплаты налогов и сборов, с плательщика взыскивается штраф в размере одного процента за каждый просроченный день, но не более десяти процентов от причитающейся суммы платежа к установленному сроку уплаты с вычетом ранее начисленных платежей за соответствующий отчетный период". За данное правонарушение субъект в любом случае может быть привлечен к финансовой ответственности по вышеназванному нормативно-правовому положению, и если до принятия решения судом он так и не сдаст требуемые документы, то дополнительно могут быть приостановлены операции по его расчетному счету.



ПОСЛЕСЛОВИЕ


На сегодняшний день в пункт 8 части первой статьи 5 Закона "О ГНС" внесено дополнение, существенно ограничивающее сферу применения приостановления операций по счету (счетам) в банках и иных кредитно-финансовых учреждениях. Законом от 20 декабря 2005 года N ЗРУ-16 установлено, что приостанавливать операции по счетам правомерно только в тех случаях, когда расчеты обязательных платежей не были представлены должностным лицам налогового органа при проведении ими проверки.

Следует обратить внимание на то, что налоговые органы вправе обратиться в хозяйственный суд с иском о применении к юридическому лицу названной меры правового воздействия по факту отказа предоставить для контроля расчеты обязательных платежей как после окончания проверки, так и в ходе ее проведения. При этом операции по счетам в случае удовлетворения иска судом могут быть приостановлены до момента предоставления налоговому органу требуемых им документов, а не до окончания проверки.

Однако и в этом случае у юридического лица есть возможность предотвратить применение судом рассматриваемой меры, предоставив требуемые налоговым органом расчеты. Но следует иметь в виду, что документы, не относящиеся к предмету проверки, проверяющие требовать не вправе. Если такое случилось, то субъект имеет право отказать в их предоставлении, и это не может служить основанием для приостановления операций по счету.


---------------------------------------------

*) Основания для приостановления операций в связи с нарушением субъектом налогового законодательства содержатся в пункте 8 части первой статьи 5 Закона "О государственной налоговой службе" от 29 августа 1997 года N 474-I.


**) Данное требование предусмотрено пунктом 3 приложения к Указу Президента "О мерах по дальнейшему совершенствованию системы правовой защиты субъектов предпринимательства" от 14 июня 2005 года N УП-3619. Исключение составляет выявление легализации доходов, полученных от преступной деятельности и финансирования терроризма. В этих случаях приостановление операций разрешается на основании решения Департамента по борьбе с налоговыми, валютными преступлениями и легализацией преступных доходов при Генеральной прокуратуре.


***) В соответствии с действующей редакцией пункта 38 Положения об исчислении, уплате и распределении единого социального платежа и обязательных отчислений и взносов на государственное социальное страхование (утверждено постановлением Министерства финансов, Министерства труда и социальной защиты населения, Государственного налогового комитета и правления Центрального банка, зарегистрированным Министерством юстиции 6 апреля 2004 года N 1333) расчеты обязательных отчислений от фактического объема реализованной продукции представляются плательщиками в налоговый орган ежемесячно нарастающим итогом в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным. Это не соответствует пунктам 1 и 2 постановления Президента N ПП-100, и поэтому требуется внести сюда соответствующие изменения, согласно которым микрофирмы и малые предприятия должны сдавать расчеты платежей названной категории ежеквартально, не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.


****) Третий абзац пункта 31 Положения о порядке формирования доходов и расходования средств Республиканского дорожного фонда при Министерстве финансов Республики Узбекистан (приложение N 3 к постановлению Президента "О мерах по совершенствованию порядка проектирования, строительства и реконструкции, автомобильных дорог общего пользования" от 25 октября 2006 года N ПП - 499).


*****) Четвертый абзац пункта 6 Положения о порядке исчисления и уплаты обязательных отчислений на развитие школьного образования (утверждено постановлением Министерства финансов и Государственного налогового комитета, зарегистрированным Министерством юстиции 31 января 2005 года N 1446).



Данная публикация осуществлена

благодаря технической поддержке, оказываемой

Германским обществом по техническому сотрудничеству
































Время: 0.0057
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск