ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Судебные акты / Изложение судебных актов (решений, постановлений) хозяйственных судов РУз по отдельным делам / Постановления кассационной инстанции с комментариями / По налоговым вопросам /

По спору о невключении сумм премий в базу обложения единым социальным платежом

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПО СПОРУ О НЕВКЛЮЧЕНИИ

СУММ ПРЕМИЙ В БАЗУ ОБЛОЖЕНИЯ

ЕДИНЫМ СОЦИАЛЬНЫМ ПЛАТЕЖОМ

       

Опубликовано в НТВ N 12 (608) от 21 марта 2006 г.

Комментарий действует на момент выхода газеты



СУТЬ ДЕЛА


При проверке финансово-хозяйственной деятельности юридического лица налоговый орган указал на то, что при выплате своим сотрудникам премий к праздникам их суммы не были включены в базу обложения единым социальным платежом. На основании оформленного по результатам проверки акта он произвел доначисление на 25 миллионов сумов и вынес решение, согласно которому было произведено их бесспорное взыскание с расчетного счета юридического лица. Проверяемый с этим не согласился и обратился в хозяйственный суд с исковым заявлением о признании решения недействительным.



ПОЗИЦИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА


В соответствии с действующим трудовым законодательством работникам предприятия были начислены и выданы премии к официально установленным в республике праздникам. Все эти выплаты являлись материальной помощью, они предусматривались коллективным договором предприятия и не должны включаться в среднемесячный заработок для исчисления пенсий и пособий по временной нетрудоспособности. В соответствии с действующим законодательством единый социальный платеж не должен начисляться на суммы выдаваемых работникам премий и материальной помощи. Поэтому доначисление и взыскание произведены неправомерно.



ПОЗИЦИЯ НАЛОГОВОГО ОРГАНА


Премии выданы к государственным праздникам и не могут являться материальной помощью. Они подлежат включению в базу обложения единым социальным платежом. Юридическое лицо нарушило установленные требования, не включив их в облагаемую базу. Доначисление и взыскание произведены правомерно.



РЕШЕНИЕ СУДА


Хозяйственный суд, изучив материалы дела, выслушав объяснения сторон, установил:

- проверка финансово-хозяйственной деятельности проведена в плановом порядке на основании приказа налогового органа;

- в течение периода, охваченного проверкой, работникам юридического лица к нормативно установленным в республике праздникам были выданы премии, на суммы которых не начислялся единый социальный платеж;

- орган госналоговой службы доначислил его с общей суммы премий и выставил на расчетный счет предприятия инкассовое поручение об их бесспорном списании.

Проанализировав положения законодательства, суд определил:

- в соответствии с пунктом 7 Положения об исчислении, уплате и распределении единого социального платежа и обязательных отчислений и взносов на государственное социальное страхование единый социальный платеж должен начисляться на все виды дохода за исключением выплат, не подлежащих обложению им;

- согласно пункту 3 приложения N 1 к указанному нормативно-правовому акту единый социальный платеж не начисляется на денежные пособия, выдаваемые в качестве материальной помощи. Выплаченные же работникам премии к пособиям не относятся, а значит - не могут охватываться данным пунктом;

- в соответствии с пунктом 12 приложения N 1 к Положению N 1333 в базу обложения единым социальным платежом также не включаются премии, которые выдаются работникам в связи с их днями рождениями, юбилеями и другими произошедшими в их жизни событиями. Общеустановленные праздники не относятся к данной категории событий, а значит не могут охватываться рассматриваемым пунктом;

- в соответствии со статьей 32 Закона "О государственном пенсионном обеспечении граждан" от 3 сентября 1993 года N 938-XII в заработок для исчисления пенсии включаются все виды оплаты труда, на которые по действующим правилам начисляются страховые взносы, кроме выплат единовременного характера, не обусловленных действующей системой оплаты труда;

- как следует из статьи 153 Трудового кодекса, формы и системы оплаты труда, премии и прочие выплаты работникам предусматриваются в коллективных договорах и иных локальных актах работодателя исходя из его финансовых возможностей. В коллективном договоре, заключенном проверяемым юридическим лицом с представительным органом его работников, было предусмотрено, что система оплаты труда на предприятии включает премии, КТУ, доплаты, вознаграждения, надбавки и другие виды выплат. В соответствии с примечанием к приложению N 9 к постановлению Кабинета Министров "Об утверждении нормативных актов, необходимых для реализации Закона Республики Узбекистан "О государственном пенсионном обеспечении граждан" от 11 мая 1994 года N 249 при исчислении пенсий и пособий учитываются те виды премий, которые предусмотрены действующими системами оплаты труда на данном предприятии, в учреждении и организации независимо от периодичности их выплаты. Предусмотренными системой оплаты труда считаются премии за трудовые результаты, которые установлены и выплачиваются на основании соответствующих нормативных актов, а также положений о премировании, принимаемых предприятиями в рамках коллективных договоров (трудовых соглашений, контрактов). На этом основании премии, выплаченные к праздникам юридическим лицом своим работникам, должны учитываться при начислении им пенсий и пособий;

- согласно пункту 6.1.2.1 Инструкции по статистике численности и заработной плате работающих по найму выплаченные предприятием премии при формировании статистической отчетности учитываются в разделе "Заработная плата";

- в соответствии с пунктом 7.3.5 указанного нормативно-правового акта материальная помощь оказывается работникам в случаях определенных событий, произошедших, например, в семье, касающихся здоровья работника и т.п., никак не связанных с выполняемой им работой. Премии, выданные к праздникам, не могут относиться к материальной помощи.

В связи с изложенным, хозяйственный суд признал, что выплаченные работникам премии были предусмотрены системой оплаты труда, установленной на предприятии, и не подлежали исключению из базы обложения единым социальным платежом. Юридическое лицо обязано было произвести на них его начисление. Исковые требования были оставлены без удовлетворения. Вышестоящие инстанции хозяйственного суда не нашли оснований для изменения или отмены этого решения, признав его отвечающим действующему законодательству.




К О М М Е Н Т А Р И Й


Юридические лица, выплачивающие работникам всевозможные премии, пособия, поощрительные и другие подобные выплаты, должны учитывать, что законодательство предъявляет ряд обязательных требований, связанных с их оформлением, и что любая из них влечет за собой определенные фискальные последствия в виде обложения налогом на доход, единым социальным платежом, обязательными отчислениями на социальное страхование. При этом следует учитывать, что каждая выплата имеет определенные поводы и основания.

Премии, выдаваемые к праздникам, - вид выплаты стимулирующего характера, возможность которой предусматривается частью второй статьи 153 Трудового кодекса.

Общее требование к составу выплат, включаемых в базу обложения единым социальным платежом, содержится в пункте 7 Положения N 1333, которым предусмотрено, что он начисляется на все виды заработка (дохода) за исключением специально освобожденных от этого, независимо от источников финансирования, без учета удержания налогов. Его приложением N 1 определены виды выплат, на которые не начисляется единый социальный платеж от фонда оплаты труда. Юридическое лицо, опираясь на его пункты 3 и 12, сочло правомерным не учитывать в составе базы обложения суммы премий, выплаченных к праздникам своим работникам.

В пункте 3 фигурируют "денежные пособия, выдаваемые в качестве материальной помощи". При его применении необходимо обратить внимание, что речь идет о пособиях, выплачиваемых работникам. Ну, а премии и пособия - понятия далеко не идентичные. Действующим законодательством предусмотрены следующие виды денежных пособий, которые юридическое лицо выплачивает своему работнику (из собственных средств либо из средств, которые выделяются на эти цели из социальных внебюджетных фондов):

1) выходное. Согласно статье 109 Трудового кодекса оно выплачивается при прекращении трудового договора:

- по инициативе работодателя (за исключением случая, когда таковое произошло в связи с нарушением работником его трудовых обязанностей);

- в связи с призывом работника на военную или альтернативную службу, восстановлением на работе работника, который выполнял ее ранее, а также в связи с нарушением установленных правил приема, если допущенное нарушение не может быть устранено и препятствует продолжению работы (за исключением случая, когда эти правила были нарушены по вине работника (например, он сокрыл приговор суда о лишении его права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, предоставил подложные документы и т.п.);

- в связи с отказом работника от продолжения работы в новых условиях труда, которые предопределены изменениями в технологии, организации производства и труда, сокращением объемов работ (продукции, услуг), повлекшими изменение численности работников или изменение характера работ.

2) по государственному социальному страхованию:

а) по временной нетрудоспособности. В соответствии с пунктом 9 Положения о порядке назначения и выплаты пособий по государственному социальному страхованию таковые выдаются:

- при заболевании (травме), связанном с временной утратой трудоспособности;

- при санаторно-курортном лечении;

- при болезни члена семьи - в случае необходимости ухода за ним;

- при карантине;

- при временном переводе на другую работу в связи с заболеванием туберкулезом или профессиональным заболеванием;

- при восстановлении трудоспособности или протезировании с помещением в реабилитационные учреждения;

б) по беременности и родам;

в) при рождении ребенка;

г) за дополнительный выходной день. Согласно пункту 85 Положения N 1136 оно выдается одному из работающих родителей (опекуну, попечителю), воспитывающему ребенка-инвалида, до достижения ребенком 16 лет;

д) на погребение. В соответствии с пунктом 86 указанного нормативно-правового акта оно выдается в случае смерти работника либо находившихся на его иждивении супруга (супруги); не достигших 18 лет или нетрудоспособных (независимо от возраста) детей, братьев и сестер; родителей; дедушек, бабушек.

3) единовременное - в связи с причинением вреда здоровью работника или его смертью.

Его выплата предусмотрена статьей 194 Трудового кодекса в случае, когда работнику причинен вред трудовым увечьем или иным связанным с исполнением трудовых обязанностей повреждением здоровья, а также в случае, когда в результате выполнения своих трудовых обязанностей наступила смерть работника;

4) ежемесячное - работающим лицам по уходу за ребенком до достижения им возраста 2-х лет.

В соответствии с пунктом 1 Положения о порядке назначения и выплаты работающим матерям ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста двух лет оно выплачивается лицам, как правило, матери, отцу, усыновителю, опекуну или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за рожденным, усыновленным, принятым под опеку ребенком до достижения им возраста двух лет.

Помимо указанных, предприятие вправе самостоятельно назначать иные виды пособий в зависимости от целевого назначения (например, единовременные пособия уходящим на пенсию ветеранам труда, на устройство работника и членов его семьи, пособия на санаторно-курортное обслуживание трудящихся, их семей и др.).

Отнесение пособий к материальной помощи - второй вопрос определения правомерности исключения их сумм из базы обложения единым социальным платежом.

Все денежные пособия, выдаваемые предприятием своим работникам, по своей правовой природе относятся к материальной помощи. Они выплачиваются в связи с острой необходимостью в денежных средствах, большинство их носит целевой характер, они не являются компенсационными и премиальными выплатами, не связаны с выполняемой получателями этих средств работой и ее результатами.

Денежные премии, выдаваемые работникам в связи с праздником, не могут быть отнесены к материальной помощи по следующим основаниям:

- их выплата не обусловлена острой необходимостью в денежных средствах, возникшей у работника в связи с наступлением определенного события;

- они имеют, скорее, поощрительную направленность и предназначены для материального стимулирования труда работников.

Поэтому они не относятся к выплатам, на которые не начисляется единый социальный платеж, и не охватываются пунктом 3 приложения N 1 к Положению N 1333.

Пунктом 12 указанного приложения предусмотрено, что единый социальный платеж не начисляется на "поощрительные выплаты (включая премии) в связи с юбилейными датами, днями рождения, за долголетнюю и безупречную трудовую деятельность, активную общественную работу и в других аналогичных случаях, проводимых за счет фонда заработной платы (фонда оплаты труда)". Предусматриваемые им премии выплачиваются работникам в связи с непосредственно связанными с ними событиями: день рождения, юбилей (например, "золотая" свадьба и пр.), человек отработал на предприятии долгое время и показал отличные результаты и т.д. Премии, выдаваемые к официальным праздникам, также не могут охватываться данным пунктом, поскольку с премируемым работником они не связаны, а сами праздники не относятся к событиям, произошедшим в жизни премируемых сотрудников.

На основании изложенного, а также принятых судом актов можно сделать следующий вывод: суммы премий, выплачиваемых предприятием своим работникам в честь наступления официально установленных республиканских праздников, включаются в базу обложения единым социальным платежом. В рассмотренном споре хозяйственный суд подтвердил, что его неначисление является нарушением законодательства.

Суммы единого социального платежа, не уплаченные в установленный законодательством срок, согласно статье 2 Закона "О взыскании не внесенных в срок налогов и других обязательных платежей" от 22 декабря 1995 года считаются недоимкой. В соответствии с пунктом 1 статьи 4 данного закона доначисленную его сумму налоговые органы вправе взыскивать в бесспорном порядке на основании собственного принятого решения.

В соответствии с пунктом 4 приложения к Указу Президента "О мерах по дальнейшему совершенствованию системы правовой защиты субъектов предпринимательства" от 14 июня 2005 года N УП-3619 применение финансовых санкций за неуплату в установленные сроки сумм единого социального платежа с 1 июля 2005 года передано в исключительное ведение судебных органов. Однако взыскание недоимки налоговые органы по-прежнему могут производить самостоятельно без обращения в хозяйственный суд (статья 4 Закона "О взыскании не внесенных в срок налогов и других обязательных платежей").

Хозяйствующим субъектам при начислении и выплате своим работникам премий следует учесть ошибки, допущенные юридическим лицом в рассмотренном споре, во избежание нарушения действующих норм законодательства. Не следует пытаться подменить одно понятие другим, потому что к хорошему это не приведет. Если в оформляющих выплату документах указать, что премия к празднику выплачивается в качестве матпомощи, то от этого она пособием не станет.


Данная публикация осуществлена

благодаря технической поддержке, оказываемой

Германским обществом по техническому сотрудничеству






Время: 0.0071
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск