ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Судебные акты / Изложение судебных актов (решений, постановлений) хозяйственных судов РУз по отдельным делам / Постановления кассационной инстанции с комментариями / По налоговым вопросам /

По спору о пользовании льготой по уплате налога на прибыль

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПО СПОРУ О ПОЛЬЗОВАНИИ ЛЬГОТОЙ

ПО УПЛАТЕ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ

  

Опубликовано в НТВ N 38 (582) от 19 сентября 2005 г.

Комментарий действует на момент выхода газеты



СУТЬ ДЕЛА


Юридическое лицо (иностранное дочернее предприятие) уплатило в бюджет налог на прибыль. Позже, выяснив, что имеет право на льготу, оно обратилось в хозяйственный суд с исковым заявлением к органу государственной налоговой службы и финансовому органу о возврате перечисленной суммы.

Решением суда первой инстанции в удовлетворении исковых требований отказано. Не согласившись с ним, предприятие подало кассационную жалобу, в которой просило отменить решение и удовлетворить заявленные исковые требования.



ПОЗИЦИЯ ИНОСТРАННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ


Предприятие занималось производством товаров народного потребления. Являлось плательщиком общеустановленной системы налогообложения, предусматривающей уплату в бюджет всех общегосударственных и местных налогов. В его штате более 50 процентов от общей численности работников составляли инвалиды, поэтому предприятие вправе было пользоваться льготами по уплате налогов, установленными Законом "О социальной защищенности инвалидов в Республике Узбекистан" от 18 ноября 1991 года. В связи с их отменой условия инвестирования предприятия ухудшены. Кроме того, истец является предприятием со 100-процентным иностранным капиталом, он вправе не уплачивать налог на прибыль в течение десяти лет с момента инвестирования. Излишне уплаченная сумма подлежит возврату.



ПОЗИЦИЯ НАЛОГОВОГО

И ФИНАНСОВОГО ОРГАНОВ


Возражений против возврата уплаченной суммы налога либо зачета ее в счет будущих платежей у органов нет, поскольку эта сумма в действительности является переплатой. Однако по делу хозяйственным судом принято решение, которым иностранному дочернему предприятию в удовлетворении его исковых требований отказано. Это значит, что суд признал правомерным произведенную уплату суммы налога на прибыль, а значит возврат реально не может быть осуществлен.



ПОСТАНОВЛЕНИЕ СУДА


Кассационная коллегия, изучив материалы дела, выслушав объяснения сторон, установила:

- истец зарегистрирован в органе юстиции в марте 2004 года;

- его уставный фонд полностью сформирован за счет средств иностранного инвестора;

- в уставе основным видом предпринимательской деятельности определено производство готовой потребительской продукции;

- численность работающих инвалидов на предприятии составляла 60 процентов от общего количества работников, что подтверждено штатным расписанием, табелями учета рабочего времени и другими локальными актами предприятия;

- до сентября 2004 года истец не уплачивал в бюджет никакие налоги в связи с предоставлением по ним льгот как предприятию, использующему труд инвалидов;

- в декабре 2004 года им была произведена уплата налога на прибыль, что подтверждается представленным платежным поручением.

Проанализировав положения законодательства, суд определил:

- в соответствии с редакцией части второй статьи 31 Закона "О социальной защищенности инвалидов в Республике Узбекистан", действовавшей на момент государственной регистрации предприятия-истца, он по производственной деятельности был полностью освобожден от уплаты налогов (за исключением налога за пользование недрами);

- в соответствии с Законом "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан" от 27 августа 2004 года N 671-II налоговые льготы для предприятия были отменены;

- согласно части четвертой статьи 3 Закона "О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов" от 30 апреля 1998 года отмена налоговых льгот для истца рассматривается как ухудшение условий его инвестирования, в связи с чем он в налогообложении своей производственной деятельности вправе в течение десяти лет применять законодательство, действовавшее на момент его инвестирования.

На основании изложенного кассационная инстанция признала правомерной позицию предприятия-истца и подтвердила его право пользоваться льготой по налогу на прибыль в течение десяти лет с момента инвестирования. Перечисленную им в бюджет сумму суд определил как излишне уплаченную, а решение суда первой инстанции отменил и принял новое - об удовлетворении исковых требований.




К О М М Е Н Т А Р И Й


Хотелось бы обратить внимание на следующие юридические факты, которые вошли в предмет судебного разбирательства в хозяйственном суде:

- пользование иностранным предприятием налоговыми льготами, в том числе в виде освобождения от уплаты налога на прибыль, получаемую от производственной деятельности;

- отмена льгот путем внесения в законодательство соответствующих изменений;

- применение предприятием гарантии десятилетнего льготного налогообложения, установленной для иностранных инвесторов Законом "О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов" и, соответственно, признание излишними фактически уплаченных сумм.

Предприятие со 100-процентным иностранным капиталом - истец в рассмотренном деле являлось плательщиком налога на прибыль, НДС и других общегосударственных, а также местных налогов. При этом было вправе пользоваться льготами, установленными законом.

Суд руководствовался частью второй статьи 31 Закона "О социальной защищенности инвалидов в Республике Узбекистан" в редакции Закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан" от 1 мая 1998 года, поскольку она действовала на момент государственной регистрации субъекта. Ею предусматривалось, что, "в случае если инвалиды составляют свыше пятидесяти процентов от общей численности работающих, предприятия, объединения, учреждения и организации (кроме занимающихся торговой, посреднической, снабженческо-сбытовой и заготовительной деятельностью) полностью освобождаются от уплаты налогов, за исключением налога за пользование недрами".

Это положение являлось самостоятельным в правовом отношении. На его основании предприятие-истец по осуществляемой производственной деятельности было освобождено от уплаты общегосударственных и местных налогов (за исключением налога за пользование недрами).

27 августа 2004 года пунктом 1 Закона N 671-II в названную статью внесено изменение, предусматривающее бланкетное (отсылочное) положение, затрагивающее вопрос о налогообложении предприятий, применяющих труд инвалидов, включая применение ими налоговых льгот. Новая (и ныне действующая) ее редакция гласит: "порядок и условия льготного налогообложения, финансирования и материально-технического обеспечения предприятий, объединений, учреждений и организаций, применяющих труд инвалидов, устанавливаются законодательством".

Правомерность применения льготы по налогу на прибыль после внесения в Закон "О социальной защищенности инвалидов в Республике Узбекистан" указанного изменения определяется тем, отвечает ли субъект, использующий труд инвалидов, условиям, изложенным в пункте 3 части первой статьи 31 Налогового кодекса. Согласно ему от уплаты налога освобождаются юридические лица, "находящиеся в собственности общественных объединений инвалидов, Фонда "Нуроний" и Ассоциации "Чернобыльцы Узбекистана", в общей численности которых работают не менее пятидесяти процентов инвалидов, ветеранов войны и трудового фронта 1941-1945 годов, кроме юридических лиц, занимающихся торговой, посреднической, снабженческо-сбытовой и заготовительной деятельностью".

Поскольку на момент государственной регистрации предприятия-истца часть вторая статьи 31 Закона "О социальной защищенности инвалидов в Республике Узбекистан" не содержала дополнительного условия в виде принадлежности плательщика к обозначенным негосударственным некоммерческим организациям, то суд исходил из того, что истец вправе был пользоваться льготой, несмотря на то, что не находился в собственности общественных объединений инвалидов, Фонда "Нуроний" и Ассоциации "Чернобыльцы Узбекистана".

С принятием Закона N 671-II у истца не было уже этого права, поскольку он не отвечал одному из основных условий, предусмотренных Налоговым кодексом. Поэтому суд квалифицировал внесенные им изменения как отменившие льготу по налогу на прибыль для предприятий, использующих труд инвалидов.

Часть четвертая статьи 3 Закона "О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов" устанавливает общее нормативно-правовое предписание, согласно которому "в случае если последующее законодательство Республики Узбекистан ухудшает условия инвестирования, то к иностранным инвестициям в течение десяти лет с момента инвестирования применяется законодательство, действовавшее на дату инвестирования. Иностранный инвестор имеет право по своему усмотрению применять те положения нового законодательства, которые улучшают условия его инвестирования".

На момент предъявления иностранным дочерним предприятием исковых требований законодательство не предусматривало случаев, которые свидетельствовали бы об ухудшении условий инвестирования и при наступлении которых правомерно применение установленной законом гарантии, а также не содержало критериев, позволявших квалифицировать ухудшение.

Суд руководствовался тезисом, согласно которому отменой налоговых льгот условия иностранного инвестирования дочернего предприятия ухудшены, что явилось для последнего правовым основанием не уплачивать в бюджет налог на прибыль в течение десяти лет с момента инвестирования.

При удовлетворении требования о возврате излишне уплаченных налоговых сумм суд руководствовался частью первой статьи 129 Налогового кодекса, согласно которой "в случае уплаты налогоплательщиком излишних сумм налогов и сборов, при условии отсутствия задолженности по налогам и сборам, эти суммы возвращаются налогоплательщику в тридцатидневный срок по его письменному заявлению или засчитываются в счет будущих платежей".



ПОСЛЕСЛОВИЕ


После принятия Указа Президента "О дополнительных мерах по стимулированию привлечения прямых частных иностранных инвестиций" от 11 апреля 2005 года УП-3594 частично прояснилась ситуация с реализацией положений, установленных частью четвертой статьи 3 Закона "О гарантиях защиты прав иностранных инвесторов".

В соответствии с пунктом 7 Указа Президента N УП-3594 гарантия, установленная частью четвертой статьи 3 указанного Закона, подлежит применению при наступлении одного из следующих случаев:

- увеличения размера (ставки) налога на доходы, получаемые в виде дивидендов, выплачиваемых иностранному инвестору;

- введения дополнительных требований, усложняющих процедуру репатриации или уменьшающих размер доходов (прибыли) иностранного инвестора, переводимых за границу (за исключением случаев приостановления государством репатриации средств иностранного инвестора на условиях недискриминационного применения актов законодательства в случаях неплатежеспособности и банкротства предприятия с иностранными инвестициями или защиты прав кредиторов, уголовных деяний или административных правонарушений, совершенных иностранным инвестором - физическим лицом, либо иной необходимости приостановления такой репатриации в соответствии с судебным или арбитражным решением);

- установления количественных ограничений на объемы осуществления инвестирования и иных дополнительных требований по размеру инвестиций, в том числе в виде увеличения минимального размера иностранных инвестиций в предприятиях с иностранными инвестициями;

- введения ограничений по долевому участию иностранного инвестора в уставных фондах предприятий республики;

- принятия дополнительных процедур оформления и продления виз иностранных инвесторов, а также иных дополнительных требований по осуществлению иностранных инвестиций.

В целях выполнения пункта 8 Указа N УП-3594 Кабинетом Министров утверждено Положение о порядке применения гарантии, установленной частью четвертой статьи 3 Закона "О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов". Им урегулированы следующие основные вопросы:

- порядок и условия обращения иностранных инвесторов за использованием установленной десятилетней гарантии;

- перечень государственных органов, уполномоченных на применение гарантии в отношении иностранных инвесторов;

- процедура оспаривания правомерности применения гарантии, установленной частью четвертой статьи 3 Закона "О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов", и другие.

При обращении в хозяйственные суды субъектам предпринимательской деятельности, претендующим на освобождение от уплаты налога на прибыль в связи с отменой ранее установленных налоговых льгот, имеет смысл учитывать нормативные требования, определенные Указом Президента N УП-3594 и Положением о порядке применения гарантии, установленной частью четвертой статьи 3 Закона "О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов".



Данная публикация осуществлена

благодаря технической поддержке, оказываемой

Германским обществом по техническому сотрудничеству





Время: 0.0049
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск