ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Судебные акты / Изложение судебных актов (решений, постановлений) хозяйственных судов РУз по отдельным делам / Постановления кассационной инстанции с комментариями / По налоговым вопросам /

По спору о применении субъектом малого бизнеса гарантии льготного налогообложения

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПО СПОРУ

О ПРИМЕНЕНИИ СУБЪЕКТОМ

МАЛОГО БИЗНЕСА ГАРАНТИИ

ЛЬГОТНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ


Опубликовано в НТВ N 18 (510) от 4 мая 2004 г.

Комментарий действует на момент выхода газеты



СУТЬ ДЕЛА


Совместное предприятие оплатило единый налог по ставке 10 процентов. В соответствии с постановлением Кабинета Министров "О прогнозе основных макроэкономических показателей и параметрах Государственного бюджета Республики Узбекистан на 2003 год" от 30 декабря 2002 года N 455 ставка единого налога для СП была увеличена до 12 процентов. СП направило в государственную налоговую инспекцию уведомление о том, что в течение последующих двух лет оно вправе уплачивать единый налог по ставке 10 процентов и фактически это делало в течение первых шести месяцев. Налоговая инспекция выставила инкассовое поручение на расчетный счет СП, в соответствии с которым разница суммы налога, эквивалентная двум процентам, была списана в бюджет в безакцептном порядке как недоимка. СП не согласилось с этим и обратилось в хозяйственный суд с просьбой о возврате незаконно списанных денежных средств.



ПОЗИЦИЯ СП


СП является субъектом малого бизнеса. В связи с тем, что ставка единого налога была увеличена, это рассматривается как ухудшение налогообложения, создающее для СП менее благоприятные условия деятельности. В этом случае в соответствии с частью второй статьи 16 Закона "О гарантиях свободы предпринимательской деятельности" от 25 мая 2000 года N 69-II с него в течение последующих двух лет взимаются налоги в соответствии с законодательством, действовавшим до вступления в силу изменений, создавших менее благоприятные условия. Кроме того, увеличение ставки единого налога является условием, ухудшающим инвестирование, поскольку в уставном фонде СП есть доля иностранного инвестора. В отношении иностранных инвестиций, согласно части четвертой статьи 3 Закона "О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов" от 30 апреля 1998 года N 611-I, в течение десяти лет с момента инвестирования применяется законодательство, действовавшее на дату инвестирования.



ПОЗИЦИЯ НАЛОГОВОГО ОРГАНА


СП не может пользоваться двухлетней гарантией, указанной в части второй статьи 16 Закона "О гарантиях свободы предпринимательской деятельности", поскольку увеличение ставки единого налога с 10 до 12 процентов связано с индексацией, а в соответствии с указанной же статьей подобное увеличение не является создающим менее благоприятные условия для субъектов малого бизнеса. Кроме того, положения статьи 3 Закона "О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов" подлежат применению в отношении иностранных инвестиций, а не предприятий с иностранными инвестициями. А потому СП не вправе воспользоваться данной гарантией. Согласно части второй статьи 12 Закона "Об иностранных инвестициях" от 30 апреля 1998 года N 609-I предприятия с иностранными инвестициями уплачивают налоги и иные обязательные платежи в соответствии с действующим законодательством. СП не обосновало перед ГНИ тезис о том, что для него созданы менее благоприятные условия деятельности.



РЕШЕНИЕ СУДА


Суд, изучив материалы дела, выслушав объяснения сторон, пришел к следующим выводам:

- согласно части второй статьи 16 Закона "О гарантиях свободы предпринимательской деятельности" в случае если в налоговое законодательство внесены изменения, создающие менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства, то с них в течение последующих двух лет взимаются налоги в соответствии с законодательством, действовавшим до вступления в силу таких изменений;

- согласно пункту 1 резолютивной части решения Конституционного суда "О толковании части второй статьи 16 Закона Республики Узбекистан "О гарантиях свободы предпринимательской деятельности" от 9 августа 2001 года изменения в налоговом законодательстве, связанные с увеличением ставок налогов, следует считать менее благоприятными условиями для субъектов малого предпринимательства;

- в соответствии с частью первой статьи 9 Закона "О Конституционном суде Республики Узбекистан" от 30 августа 1995 года N 103-I решения Конституционного суда обязательны для всех органов государственной власти и управления, а также предприятий, учреждений, организаций и общественных объединений, должностных лиц и граждан;

- в соответствии с положениями части второй статьи 16 Закона "О гарантиях свободы предпринимательской деятельности" изменение ставок налогов, связанное с их индексацией, не является изменением, создающим менее благоприятные условия деятельности для субъектов малого предпринимательства;

- ставка единого налога для СП была увеличена с 10 до 12 процентов, при этом данное увеличение не связано с индексацией. Кроме того, в результате увеличения ставки с СП за шесть месяцев дополнительно взыскано единого налога на несколько миллионов сумов больше, что свидетельствует об уменьшении его прибыли. Это создает менее благоприятные условия для его деятельности, а также ухудшает условия инвестирования;

- согласно части четвертой статьи 3 Закона "О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов" в случае если последующее законодательство Республики Узбекистан ухудшает условия инвестирования, то к иностранным инвестициям в течение десяти лет с момента инвестирования применяется законодательство, действовавшее на дату инвестирования. Данная гарантия рассматривается как право совместного предприятия использовать ее в отношении себя.

На основании изложенного суд решил, что на СП в полной мере распространяются как положения части второй статьи 16 Закона "О гарантиях свободы предпринимательской деятельности", так и части четвертой статьи 3 Закона "О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов". Таким образом, безакцептное списание денежных средств с расчетного счета СП было признано несоответствующим закону, сумму которых суд решил взыскать в пользу СП из бюджета.

Дело впоследствии пересматривалось в Высшем хозяйственном суде, кассационная коллегия которого подтвердила правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции и не нашла оснований для отмены принятого решения.



К О М М Е Н Т А Р И Й


Споры, аналогичные рассмотренному, - одни из наиболее интересных и распространенных в практике деятельности хозяйственных судов. Принятые по ним решения влияют, в частности, на финансовую устойчивость субъектов предпринимательской деятельности - юридических лиц, а также от них зависит полноценная реализация положений действующих законов о предоставлении льгот и гарантий их деятельности. В нашей публикации вопросы применения гарантий льготного налогообложения для юридических лиц - резидентов (субъектов малого бизнеса), а также в отношении иностранных инвестиций будут рассмотрены раздельно.

Важно сосредоточить внимание на следующем. Субъекты малого бизнеса при наличии определенной совокупности условий вправе воспользоваться установленной частью второй статьи 16 Закона "О гарантиях свободы предпринимательской деятельности" гарантией "в случае если в налоговое законодательство внесены изменения, создающие менее благоприятные условия для субъектов малого и частного предпринимательства, то с них в течение последующих двух лет взимаются налоги в соответствии с законодательством, действовавшим до вступления в силу таких изменений".

При этом важно иметь в виду, что к категории изменений, создающих менее благоприятные условия, формально можно отнести только их определенные разновидности. В соответствии с пунктом 1 резолютивной части решения Конституционного суда "О толковании части второй статьи 16 Закона Республики Узбекистан "О гарантиях свободы предпринимательской деятельности" к числу таковых относится, в частности, "увеличение ставок налогов". Новеллой, внесенной в статью 16 Закона "О гарантиях свободы предпринимательской деятельности" в соответствии с разделом XXVII Закона "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан" от 25 апреля 2003 года N 482-II, является положение, согласно которому изменение ставок налогов, связанное с их индексацией, не является создающим менее благоприятные условия деятельности для субъектов малого предпринимательства.

Таким образом, для применения гарантии, установленной частью второй статьи 16 Закона "О гарантиях свободы предпринимательской деятельности", субъектам малого бизнеса необходимо определить, связано ли для них увеличение ставок налогов с индексацией или нет. В действующем законодательстве нет определения данному понятию. Однако не следует забывать, что индексация, как таковая, затрагивает изменение количественных показателей (например, размеры доходов, выплат по государственному социальному страхованию, вкладов и т.д.).

Индексация обычно привязывается к уровню (индексу) роста цен в связи с изменением покупательной способности национальной денежной единицы. Таким образом, изменение (в частности, увеличение) ставок налогов может связываться с индексацией в том случае, когда ставка налога выражена в твердой денежной сумме. Иными словами, индексация может затрагивать изменение суммы налога, установленной на фиксированную единицу облагаемого объекта (например, ставка земельного налога для юридических лиц за 1 га используемого в г.Ташкенте земельного участка первой зоны составляет 1296933 сума).

В соответствии с пунктом 1 третьего раздела Порядка применения упрощенной системы налогообложения для микрофирм и малых предприятий (приложение к постановлению Кабинета Министров "О порядке налогообложения микрофирм и малых предприятий, перешедших на упрощенную систему налогообложения" от 15 апреля 1998 года N 159) объектом обложения единым налогом (облагаемым оборотом) является валовая выручка (валовой доход - для закупочных, снабженческо-сбытовых предприятий). Таким образом, облагаемый оборот в данном случае зависит от результатов финансово-хозяйственной деятельности юридического лица. Ставки единого налога устанавливаются в процентном отношении к размеру валовой выручки (валового дохода). Поэтому попытки связать их увеличение с индексацией не представляются обоснованными.

Таким образом, увеличение ставок единого налога согласно пункту 1 резолютивной части указанного решения Конституционного суда в полной мере относится к изменениям налогового законодательства, создающим менее благоприятные условия ведения деятельности субъектами малого бизнеса. Применение "оговорки об индексации" в данном случае не будет соответствовать положениям закона. На это было указано хозяйственным судом. Право совместного предприятия как субъекта малого бизнеса воспользоваться гарантией, установленной частью второй статьи 16 Закона "О гарантиях свободы предпринимательской деятельности", было подтверждено в полном объеме.

Рассмотрим вопрос о применении гарантии, установленной частью четвертой статьи 3 Закона "О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов": "в случае если последующее законодательство Республики Узбекистан ухудшает условия инвестирования, то к иностранным инвестициям в течение десяти лет с момента инвестирования применяется законодательство, действовавшее на дату инвестирования".

Безусловно, неправомерно отождествлять такие понятия, как "иностранный инвестор" и "юридическое лицо, в уставном фонде которого имеется доля иностранного инвестора" (таковых именуют еще "совместными предприятиями"). Однако при применении гарантии, установленной частью четвертой статьи 3 Закона "О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов", важно учитывать, что увеличение ставок единого налога для юридического лица - субъекта малого бизнеса при прочих равных условиях приведет к тому, что иностранный инвестор на сумму, которую юридическое лицо должно дополнительно уплатить в бюджет, недополучит часть дохода от участия в уставном капитале. Хозяйственный суд при вынесении решения в пользу СП исходил из того фактора, что недополучение части дохода инвестором может рассматриваться как ухудшение условий его инвестирования. Суд также исходил из того, что десятилетняя гарантия применения законодательства, действовавшего на момент инвестирования, подлежит применению в отношении иностранных инвестиций. А поскольку участие в уставном капитале СП - это одна из форм инвестиций, то и само совместное предприятие в данном случае косвенно является носителем права на использование данной гарантии. Не следует также забывать, что при ухудшении условий инвестирования иностранный инвестор имеет право по своему усмотрению применять те положения нового законодательства, которые улучшают условия его инвестирования.

В рассмотренном споре суд подтвердил право СП на независимое использование гарантий, установленных, соответственно, частью второй статьи 16 Закона "О гарантиях свободы предпринимательской деятельности" и частью четвертой статьи 3 Закона "О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов". Поэтому сумму единого налога, взысканного по увеличенной ставке с СП в безакцептном порядке в период действия льготных сроков, суд постановил вернуть как необоснованно списанную с наложением на территориальный орган государственной налоговой службы обязанности по возмещению понесенных СП расходов.

Рассмотренный спор наглядно показал, что неверная трактовка и применение положений законодательства может привести к нарушениям законных прав и интересов, что недопустимо.



Данная публикация осуществлена благодаря

технической поддержке, оказываемой Германским обществом

по   техническому   сотрудничеству


















Время: 0.0394
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск