ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Судебные акты / Изложение судебных актов (решений, постановлений) хозяйственных судов РУз по отдельным делам / Постановления кассационной инстанции с комментариями / По налоговым вопросам /

По спору о сроке обращения взыскания на имущество предприятия должника

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПО СПОРУ О СРОКЕ ОБРАЩЕНИЯ

ВЗЫСКАНИЯ НА ИМУЩЕСТВО

ПРЕДПРИЯТИЯ ДОЛЖНИКА


Опубликовано в НТВ N 17 (509) от 27 апреля 2004 г.

Комментарий действует на момент выхода газеты



СУТЬ ДЕЛА


Налоговый орган выставил на расчетный счет предприятия инкассовое поручение о безакцептном списании денежных средств в счет уплаты недоимок  по налогам на доходы, за пользование водными ресурсами и др. За несвоевременное проведение расчетов с бюджетом на сумму недоимок была начислена пеня. Так как денежные средства на расчетном счете отсутствовали, то налоговый орган обратился в суд  с заявлением об обращении взыскания на имущество предприятия.



ПОЗИЦИЯ НАЛОГОВОГО ОРГАНА


Предприятие, сдавая в налоговую инспекцию расчеты по налогам, их не оплачивало, тем самым нарушая установленные Налоговым кодексом сроки уплаты в бюджет налогов на доходы, за пользование водными ресурсами, земельного налога. Было принято решение о начислении на сумму просроченных налоговых  платежей финансовых санкций в виде пени с выставлением инкассового поручения.  Поскольку оно осталось без удовлетворения ввиду отсутствия денежных средств на расчетном счете, то предприятию было предъявлено требование о погашении сумм недоимок и пени, что не было сделано в установленный десятидневный срок. Налоговым органом было предъявлено в суд заявление об обращении взыскания на имущество должника.



ПОЗИЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ


Налоговый орган не вправе был подавать заявление в суд, поскольку предприятию предоставлено право удовлетворить предъявленное требование в течение одного месяца со дня получения  письменного требования, а не десяти дней.   



РЕШЕНИЕ СУДА


Суд, изучив материалы дела, выслушав объяснения сторон, пришел к следующим выводам:

- в соответствии со статьей 128 Налогового кодекса уплата налогов и сборов производится юридическими лицами в безналичном порядке путем перечисления причитающихся сумм на соответствующий раздел и параграф бюджетной классификации; согласно части первой статьи 43 Налогового кодекса юридические лица уплачивают налог на доходы в течение пяти дней со дня, установленного для сдачи расчетов по налогу на доходы; в соответствии с частью пятой статьи 103 НК земельный налог юридическим лицом уплачивается ежеквартально, равными долями до 15 числа второго месяца квартала; согласно части первой статьи 121 НК налог за пользование водными ресурсами уплачивается ежемесячно, до 15 числа месяца, следующего за отчетным, исходя из фактического объема забранной воды;

- материалами дела доказано, что в установленные сроки по указанным видам налогов платежи предприятием не производились; 

- при отсутствии денежных средств на банковских счетах должника взыскание обращается на его имущество в порядке, установленном законодательством;

- в соответствии с третьим абзацем пункта 3 Положения о порядке обращения взыскания недоимок по налогам и обязательным платежам в бюджет на имущество предприятий и организаций, утвержденного постановлением Кабинета Министров от 8 ноября 1996 года N 387, в случае оставления предприятием-должником без удовлетворения письменного требования налогового органа о погашении недоимки в течение десяти дней после его получения (вручения) орган обращается  в хозяйственный суд с требованием об обращении взыскания на имущество предприятия-должника.

Суд не нашел в действиях налогового органа нарушений действующего законодательства, поэтому на основании изложенного принял решение об удовлетворении требований об обращении взыскания на имущество предприятия. Кассационная коллегия Высшего хозяйственного суда полностью подтвердила правомерность выводов суда первой инстанции.




К О М М Е Н Т А Р И Й


Рассмотренный спор один из наиболее распространенных и обычных в практике хозсудов. Интерес к нему вызван некоторыми положениями законодательства, регулирующего процедуру обращения взыскания на имущество юридических лиц при непогашении ими недоимок по налогам и иным обязательным платежам.

Следует начать с того, что согласно статье 2 Закона "О взыскании не внесенных в срок налогов и других обязательных платежей" от 22 декабря 1995 года по истечении установленных Налоговым кодексом сроков уплаты налогов и иных обязательных платежей невнесенная сумма считается  недоимкой и взыскивается с начислением пени, если законодательством не предусмотрено иное.

В соответствии со статьей 130 Налогового кодекса в случае неуплаты налогов и сборов налоговые органы  на основании решения суда обращают взыскание на имущество должника.

До обращения в суд налоговому органу вменяется в обязанность провести ряд действий по обеспечению полного поступления сумм недоимок. В соответствии со вторым абзацем пункта 1 Положения о порядке обращения взыскания недоимок по налогам и обязательным платежам в бюджет на имущество предприятий и организаций взыскание с предприятия-должника задолженности по налогам производится госналоговыми органами в бесспорном порядке путем выставления инкассового поручения.

Если денежные средства на расчетном счете у юридического лица-должника отсутствуют, то в порядке, предусмотренном третьим абзацем пункта 2 Положения о порядке обращения взыскания недоимок по налогам и обязательным платежам в бюджет на имущество предприятий и организаций, взыскание обращается на имущество должника.  В соответствии с ним налоговый орган после получения от банка, обслуживающего юридическое лицо-должника,  информации о неисполнении выставленного инкассового поручения обязан направить письменное требование о погашении недоимки и начисленных в связи с этим штрафных санкций (например, пени за просрочку платежа по налогам и иным обязательным платежам). Согласно второму абзацу пункта 3 Положения о порядке обращения взыскания недоимок  в нем должно содержаться уведомление о предстоящем обращении взыскания на имущество должника в случае неисполнения  им данного требования.

Необходимо сосредоточить внимание на несоответствии положений второго и третьего абзацев пункта 3 Положения о порядке обращения взыскания недоимок, которое, по сути, и послужило поводом для возникновения спора между налоговым органом и юридическим лицом.  Во втором абзаце указано, что срок для исполнения требования равен одному месяцу. А третий абзац говорит о том, что в случае оставления юридическим лицом-должником  без удовлетворения или ответа письменного требования налогового органа о погашении недоимки и штрафных санкций в течение десяти дней после его получения (вручения) налоговый орган предъявляет в хозяйственный суд заявление с требованием об обращении взыскания на имущество.

Такое несоответствие в сроках исполнения, думается, не способствует единообразию в правоприменительной практике, поскольку во всех подобных случаях государственные органы производят исполнение требований законодательства об обращении взыскания на имущество  с соблюдением срока, установленного в третьем абзаце пункта 3 Положения о порядке обращения взыскания недоимок…, то есть десять дней. При этом субъекты-должники стараются отстоять свои права на месячный срок удовлетворения требования и в большинстве случаев проигрывают споры, поскольку основным аргументом судебных инстанций по данной категории дел при признании правоты налоговиков служит положение, предусмотренное частью третьей статьи 14 Закона "О нормативно-правовых актах" от 14 декабря 2000 года N 160-II: в случае расхождений нормативно-правовых актов, обладающих равной юридической силой, действуют положения акта, принятого позднее.

Положение, устанавливающее срок исполнения требования налогового органа в десять дней против установленного ранее одного месяца (изменение в третий абзац пункта 3 Положения о порядке обращения взыскания недоимок по налогам и обязательным платежам в бюджет на имущество предприятий и организаций)  было введено в соответствии с пунктом 2 приложения к постановлению Кабинета Министров "О внесении изменений в Положение о порядке обращения взыскания недоимок по налогам и обязательным платежам в бюджет на имущество предприятий и организаций" от 12 марта 2003 года N 133. При этом второй абзац в части месячного срока остался без изменений.

Думается, что подобные несоответствия играют отрицательную роль во взаимоотношениях между налогоплательщиком и государством, потому что они вводят в заблуждение, в результате которого юридическое лицо несет неблагоприятные для себя последствия. Поскольку принятие нормативно-правовых актов - это прерогатива государства, а налогоплательщик подчиняется их положениям, то думается, что и нормативно-правовые акты не должны вводить его в заблуждение, в том числе относительно возможности применения более длительного установленного срока исполнения требований налогового органа о погашении сумм недоимок.

В целях устранения неединообразия в понимании и применении положений второго и третьего абзацев пункта 3 Положения о порядке обращения взыскания недоимок по налогам и обязательным платежам в бюджет на имущество предприятий и организаций требуется оставить единый срок.


Данная публикация осуществлена благодаря

технической поддержке, оказываемой Германским обществом

по   техническому   сотрудничеству













Время: 0.0053
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск