ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Судебные акты / Изложение судебных актов (решений, постановлений) хозяйственных судов РУз по отдельным делам / Постановления кассационной инстанции с комментариями / По налоговым вопросам /

По спору о налогообложении организационных формирований адвокатуры

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПО СПОРУ О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ФОРМИРОВАНИЙ АДВОКАТУРЫ


Согласно статье 11 Закона “О гарантиях адвокатской деятельности и социальной защите адвокатов” от 25 декабря 1998 года адвокатура является некоммерческой организацией и осуществляет свою деятельность за счет собственных средств, то есть на нее распространяются положения статьи 2 Закона “О негосударственных некоммерческих организациях” от 14 апреля 1999 года: адвокатура не преследует извлечения дохода (прибыли) в качестве основной цели своей деятельности и не распределяет полученные доходы (прибыль) между ее участниками (членами). Она создается, в частности, для защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц. Причем статьей 116 Конституции на нее возложено оказание юридической помощи. На сегодняшний день в практике отсутствует однозначное понимание, относится ли юридическая помощь к услугам или нет. Поскольку в законодательстве это достаточно четко не урегулировано,  постоянно возникают споры по вопросу налогообложения субъектов адвокатуры. Например, представители налоговых органов рассматривают доходы, полученные адвокатскими формированиями от своей деятельности, в качестве доходов от предпринимательской деятельности (оказание услуг), и, соответственно, по мнению налоговиков, эти доходы подлежат налогообложению в установленном порядке. Многие адвокатские формирования категорически не соглашаются с такой позицией, мотивируя это тем, что оказание юридической помощи к услугам не относится и отстаивают свои права на льготы, предусмотренные налоговым законодательством для некоммерческих организаций.

В статье 5 Закона “Об адвокатуре” от 27 декабря 1996 года (с изменениями) указываются те виды деятельности, которые подпадают под понятие “оказание правовой помощи юридическим и физическим лицам”. Адвокат в этих целях:

- дает консультации и разъяснения по правовым вопросам, устные и письменные справки по законодательству;

- составляет заявления, жалобы и другие документы правового характера;

- осуществляет представительство в суде, других государственных органах, перед физическими и юридическими лицами по гражданским делам и делам об административных правонарушениях;

- участвует на предварительном следствии и в суде по уголовным делам в качестве защитника, представителя потерпевших, гражданских истцов, гражданских ответчиков;

- осуществляет юридическое обслуживание предпринимательской деятельности.

Адвокат может оказывать и другие виды юридической помощи, не запрещенные законодательством.

Таким образом, исходя из смысла законодательства, в том числе статьи 2 Закона “О гарантиях свободы предпринимательской деятельности” от 25 мая 2000 года (с изменениями), адвокатура, осуществляя те виды деятельности, которые представлены выше, не ведет предпринимательскую деятельность, так как не ставит своей основной целью извлечение прибыли от оказания юридической помощи. Исходя из этого оказание юридической помощи нельзя признать услугой в экономическом смысле как одной из форм предпринимательской деятельности.

Организационные формирования адвокатуры - коллегии адвокатов, адвокатские фирмы, адвокатские бюро - в силу статьи 32 Закона “О негосударственных некоммерческих организациях” уплачивают налоги, сборы и другие платежи в бюджет и внебюджетные фонды, а также пользуются льготами в порядке, установленном законодательством. Налоговым кодексом установлены следующие льготы для адвокатских формирований по налогам и сборам к видам деятельности, которые указаны в   статье 5   Закона “Об адвокатуре” (см. выше):

- в соответствии с пунктом 6 части первой статьи 31 освобождены от уплаты в бюджет налога на доходы (прибыль), за исключением доходов (прибыли), полученных от предпринимательской деятельности. Из этого следует, что доходы, получаемые от деятельности, не совместимой со статьей 5 Закона “Об адвокатуре” (например, доходы в виде процентов, от сдачи имущества в аренду, безвозмездно полученное имущество и т.п.), в соответствии со статьей 17 Налогового кодекса подлежат налогообложению в установленном налоговым законодательством порядке;

- в соответствии с абзацем вторым статьи 119 освобождены от уплаты в бюджет налога за пользование водными ресурсами, кроме случаев использования водных ресурсов для предпринимательской деятельности;

- в соответствии с частью второй статьи 92 имущество адвокатских формирований налогом на имущество не облагается (за исключением имущества, используемого для предпринимательской деятельности);

- в соответствии с пунктом 1 части первой статьи 102 освобождены от уплаты земельного налога (за исключением случаев, когда земельные участки используются ими для ведения предпринимательской деятельности).

Адвокатские формирования по своей основной (некоммерческой) деятельности:

- в силу статьи 66 не уплачивают налог на добавленную стоимость;

- в силу статьи 110 не уплачивают экологический налог.

Следует еще раз подчеркнуть, что в случае осуществления предпринимательской деятельности указанные выше льготы по налогообложению к формированиям адвокатуры в этой части не применяются и их налогообложение осуществляется в общем порядке. Что касается применения упрощенного порядка налогообложения (статья 8 Налогового кодекса), то адвокатура в рамках осуществления деятельности, указанной в статье 5 Закона “Об адвокатуре”, не может быть плательщиком единого налога. В отношении осуществления формированиями адвокатуры предпринимательской деятельности вопрос о применении упрощенной системы налогообложения, предусматривающий уплату единого налога, в данном случае спорен. Некоторые адвокатские формирования в части осуществления предпринимательской деятельности переходят на уплату единого налога. Другие считают, что данный порядок налогообложения к ним не применим, поскольку они не относятся к микрофирмам и малым предприятиям, как их определяет статья 5 Закона “О гарантиях свободы предпринимательской деятельности”, и поэтому уплачивают налоги в общеустановленном порядке.


Организационные формирования адвокатуры уплачивают следующие обязательные платежи во внебюджетные фонды Республики Узбекистан:


- во внебюджетный Пенсионный фонд  в соответствии с требованиями Постановления Кабинета Министров “О прогнозе основных макроэкономических показателей и параметрах Государственного бюджета Республики Узбекистан на 2003 год” от 30 декабря 2002 года N 455 формирования адвокатуры уплачивают взносы во внебюджетный Пенсионный фонд в размере 35 % от фонда оплаты труда (ставка приведена в соответствии с Приложением N 19 к постановлению N 455). Льгота, установленная пунктом 1 постановления Кабинета Министров “О мерах по социальной защите лиц, занимающихся адвокатской практикой в адвокатских объединениях Республики Узбекистан” от 15 июля 1996 года N 250 с изменениями (размер взноса на государственное социальное страхование в размере 7 % от фонда оплаты труда после удержания сумм на общие нужды адвокатских формирований), утратила силу в соответствии с пунктом 2 Приложения N 25 к постановлению N 455;


- в Фонд содействия занятости в соответствии с Приложением N 19 к постановлению Кабинета Министров “О прогнозе основных макроэкономических показателей и параметрах Государственного бюджета Республики Узбекистан на 2003 год” от 30 декабря 2002 года N 455 в размере 1,5 % от фонда оплаты труда;


- Совету Федерации профсоюзов Узбекистана в соответствии с Приложением N 19 к постановлению Кабинета Министров N 455 ставка взноса составляет 0,7 % от фонда оплаты труда. Ранее в соответствии с  пунктом 1 постановления Кабинета Министров “О размерах взносов на социальное страхование” от 30 июля 1999 года N 372 с изменениями  размер взноса составлял 1,2 процента от фонда оплаты труда;


- в Дорожный фонд в том случае, если организационные формирования адвокатуры приобретают автотранспортные средства. При этом, в случае приобретения легкового автомобиля (включая автомобили-пикапы, легковые фургоны, прицепы и полуприцепы) размер взноса составляет 6 процентов от его цены, в случае приобретения других автотранспортных средств (грузовых, автобусов, спецавтомобилей) размер взноса составляет 20 процентов от цены указанного автотранспортного средства (ставки указаны в соответствии с приложением N 20 к постановлению Кабинета Министров “О прогнозе основных макроэкономических показателей и параметрах Государственного бюджета Республики Узбекистан на 2003 год” от 30 декабря 2002 года N 455).


По вопросам налогообложения хозяйственным судом г.Ташкента в сентябре 2002 года было вынесено решение по спору между адвокатским бюро и налоговой инспекцией, суть которого заключалась в следующем (решение N 10-0204/2235 от 5.09.2002г.).


Государственная налоговая инспекция при проверке деятельности адвокатского бюро выявила неуплату некоторых налогов и по результатам проверки выставила инкассовые поручения обслуживающему банку на списание с депозитного счета сумм, начисленных в качестве налогов на прибыль, на добавленную стоимость, на имущество, на развитие инфраструктуры, экологического налога. Налоговый орган обосновал законность своих действий, во-первых, необходимостью уплаты указанных налогов в целях пополнения государственного бюджета, во-вторых, уплатой другими формированиями адвокатуры данных налогов и, в-третьих, письмом Государственного налогового комитета от 20 марта 2002 года N 16/1-1860, направленным ГНУ г.Ташкента в ответ на запрос о применении льгот при налогообложении субъектов адвокатуры, в резюмирующей части которого указывалось, что, если адвокатские фирмы в процессе своей деятельности получают доходы, то они рассматриваются как доходы от предпринимательской деятельности и подлежат обложению налогами в общеустановленном порядке.


Адвокатское бюро, считая, что в соответствии с требованиями Налогового кодекса оно не должно уплачивать в бюджет указанные налоги, обратилось в хозяйственный суд г. Ташкента с заявлением о признании не подлежащими исполнению выставленных налоговой инспекцией инкассовых поручений.


Хозяйственный суд удовлетворил требования адвокатского бюро, сославшись в своем решении на следующие основания:

- адвокатура в соответствии со статьей 11 Закона “О гарантиях адвокатской деятельности и социальной защите адвокатов” является некоммерческой организацией и осуществляет свою деятельность за счет собственных средств, не преследует извлечения прибыли в качестве основной цели своей деятельности и соответственно не относится к коммерческим юридическим лицам, как они определены в статье 40 Гражданского кодекса;

- в соответствии с действующим законодательством некоммерческие организации пользуются определенными льготами по уплате налогов, предусмотренными: а) пунктом 6  части первой статьи 31 Налогового кодекса (льгота по уплате налога на доходы (прибыль); б) частью второй статьи 92 Налогового кодекса (по налогу на имущество); в) Инструкцией о порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на развитие инфраструктуры; г) статьей 66  Налогового кодекса (по НДС);

- адвокатура, осуществляя те виды деятельности, которые указаны в статье 5 Закона “Об адвокатуре”, не может быть отнесена к субъектам предпринимательской деятельности, во-первых, потому что указанные виды адвокатской деятельности не подпадают под определение предпринимательской деятельности, данное в статье 3 Закона “О гарантиях свободы предпринимательской деятельности”; во-вторых, согласно статье 4 указанного закона субъектом предпринимательской деятельности является лицо, прошедшее в установленном порядке государственную регистрацию и осуществляющее предпринимательскую деятельность; в-третьих, в силу закона и учредительных документов адвокатские формирования не имеют уставного фонда и не распределяют прибыль между ее участниками; в-четвертых, формирования адвокатуры проходят государственную регистрацию в качестве некоммерческих организаций, а не в качестве субъектов предпринимательской деятельности.

Ссылку налоговой инспекции на вышеупомянутое письмо ГНК суд счел необоснованной и неправомерной на том основании, что в соответствии со статьей 2 Закона “О нормативно-правовых актах” от 14 декабря 2000 года N 160-II “письмо-разъяснение” не относится к нормативно-правовым актам. Государственный налоговый комитет в соответствии со  статьей 12 указанного закона в пределах своей компетенции принимает нормативно-правовые акты в форме приказов и постановлений. Нормативно-правовые акты, принимаемые в виде положений, правил и инструкций, утверждаются приказами или постановлениями. Письмо-разъяснение не обладает общеобязательной для всех субъектов, в том числе формирований адвокатуры, юридической силой, так как не принято в форме, которая определена законом, и не прошло государственную регистрацию в Министерстве юстиции, как того требует статья 12 указанного закона.


Подготовил Артем Мокшин,

сотрудник экспертной службы

ИПС "Norma", юрист


Время: 0.0073
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск