ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Судебные акты / Изложение судебных актов (решений, постановлений) хозяйственных судов РУз по отдельным делам / Постановления кассационной инстанции с комментариями / По иностранным инвестициям /

По спору о правопреемстве в части возврата средств, уплаченных иностранным инвестором

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПО СПОРУ О ПРАВОПРЕЕМСТВЕ В ЧАСТИ

ВОЗВРАТА СРЕДСТВ, УПЛАЧЕННЫХ

ИНОСТРАННЫМ ИНВЕСТОРОМ

     

Опубликовано в НТВ N 37 (581) от 12 сентября 2005 г.

Комментарий действует на момент выхода газеты


СУТЬ ДЕЛА


Принадлежащий государству пакет акций открытого акционерного общества был выставлен на продажу и приобретен совместно несколькими инвесторами в составе консорциума. С продавцом доли государства - органом по управлению государственным имуществом (далее - госорган), заключен договор купли-продажи, согласно которому часть стоимости акций оплачивалась денежными средствами, а часть - поставкой технологического оборудования для модернизации производства, его перевооружения и обновления производственной линии. От инвесторов средства поступили в полном объеме. ОАО, заключив с совместным предприятием - одним из участников консорциума-приобретателя акций - договор присоединения, передало ему все свои права и обязанности в порядке правопреемства.

СП направило госоргану запрос о предоставлении в его распоряжение части средств, поступивших от продажи акций ОАО, на что получило отказ. Считая это необоснованным, оно обратилось в хозяйственный суд с исковым заявлением о признании действий госоргана неправомерными.

Решением суда первой инстанции исковые требования СП были удовлетворены. Постановлением апелляционной инстанции оно оставлено без изменения. Не согласившись с судебными актами, госорган подал кассационную жалобу, в которой просил их отменить и отказать истцу в иске.



ПОЗИЦИЯ СП


В соответствии с Порядком учета поступления, распределения средств от разгосударствления, приватизации государственного имущества и контроля за их использованием (далее - Порядок учета) ОАО имело право на получение от органа по управлению госимуществом 25 процентов средств, которые поступили от инвесторов в счет оплаты приобретенных ими акций. Данное право перешло к СП как правопреемнику ОАО в соответствии с заключенным между ними договором о присоединении. Отказ в удовлетворении обращения СП незаконен, а действия госоргана подлежат признанию неправомерными.



ПОЗИЦИЯ ГОСОРГАНА


У СП отсутствуют основания для истребования 25 процентов средств, поступивших от продажи акций ОАО, по двум позициям. Во-первых, их передача была бы возможна только после полной компенсации госоргану стоимости технологического оборудования, поставленного одним из инвесторов. Во-вторых, возврат средств названной категории вообще не допускается при реализации предприятий целиком в виде имущественных комплексов. Они должны быть перечислены в государственный бюджет.



СОДЕРЖАНИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ СУДА


Суд, изучив материалы дела, выслушав объяснения сторон спора, установил:

- между органом по управлению государственным имуществом (продавец), консорциумом иностранных инвесторов (покупатель), в состав которого входили израильская и швейцарские фирмы, совместное предприятие, и открытым акционерным обществом (эмитент) заключен договор купли-продажи пакета его акций, принадлежащего государству;

- их выкуп производился в следующем порядке: часть стоимости оплачивала израильская фирма за счет дивидендов в национальной валюте, полученных от инвестирования на территории республики и подлежащих репатриации, что подтверждалось обслуживающим банком. Другая часть погашалась швейцарской фирмой поставкой нового технологического оборудования в течение нескольких месяцев с даты вступления в силу договора купли-продажи акций;

- договором купли-продажи предусмотрена обязанность ОАО компенсировать госоргану стоимость технологического оборудования, поставляемого швейцарской фирмой;

- между совместным предприятием и акционерном обществом заключен договор, в соответствии с которым последнее реорганизовалось в форме присоединения к СП;

- после осуществления первого транша компенсации стоимости поставленного технологического оборудования истец как правопреемник ОАО обратился к госоргану с письмом-запросом о передаче ему 25 процентов средств, поступивших по договору купли-продажи, но получил на него отказ;

- в соответствии с письмом финансового органа 25 процентов средств от продажи акций ОАО могли быть востребованы совместным предприятием (при наличии соответствующего запроса) только после выполнения обязательств по компенсации стоимости технологического оборудования, поставленного швейцарской фирмой в счет ее выкупных платежей;

- между совместным предприятием и госорганом был согласован и подписан график-расчет выплаты компенсации стоимости поставленного оборудования.

Проанализировав положения законодательства, хозяйственный суд определил:

- в соответствии с пунктом 5.3 Порядка реализации акций приватизируемых предприятий иностранным инвесторам в счет поставок технологического оборудования (далее - Порядок реализации) в договоре купли-продажи стороны предусмотрели гарантии ОАО по возврату госоргану стоимости реализуемых акций;

- согласно восьмому абзацу пункта 3 Порядка учета при распределении средств, поступающих по договору купли-продажи акций ОАО, 25 процентов от общей их суммы остается в распоряжении эмитента с целевым их использованием только на техническое перевооружение и модернизацию производства;

- в соответствии с частью второй статьи 50 Гражданского кодекса к совместному предприятию в порядке правопреемства перешло право требовать передачу 25 процентов средств, полученных от реализации пакета акций ОАО, принадлежащего государству;

- согласно пункту 28-1 Порядка учета правовым основанием для передачи совместному предприятию, как правопреемнику ОАО, 25 процентов от сумм средств, поступивших от продажи акций последнего иностранным инвесторам, является представленное им письмо-запрос. Орган по управлению государственным имуществом должен был на этом основании перечислить соответствующую сумму денежных средств, но не сделал этого;

- по договору купли-продажи пакет акций ОАО, а не предприятие реализован как имущественный комплекс. Более того, как следует из пункта 9 Правил ведения мониторинга и контроля целевого использования средств от разгосударствления и приватизации, оставляемых в распоряжении предприятий (далее - Правила мониторинга и контроля), причитающиеся средства могли быть направлены в бюджет только в случае официального отказа предприятия от их получения.

Руководствуясь указанными обстоятельствами, кассационная коллегия хозяйственного суда признала, что у совместного предприятия имелись все предусмотренные законодательством основания для предъявления госоргану требования о передаче в его распоряжение 25 процентов общей суммы, поступившей в оплату за акции ОАО. К таковым суд отнес: принятие СП обязательства по компенсации стоимости поставленного технологического оборудования и направление им госоргану соответствующего письма-запроса.

Кассационная коллегия сочла принятые по делу судебные акты законными и обоснованными и не нашла оснований для их изменения или отмены. В удовлетворении кассационной жалобы было отказано.




КОММЕНТАРИЙ


При продаже инвесторам акций, принадлежащих государству, могут быть использованы различные формы их оплаты: денежными средствами, поставкой технологического оборудования и т.д.

Согласно пункту 4.1 Порядка реализации иностранный инвестор вправе по договоренности с Госкомимуществом поставить в акционерное общество технологическое оборудование:

- на всю стоимость акций приватизируемых предприятий одномоментно;

- в рассрочку (не более 1 года) в соответствии с согласованным и утвержденным в установленном порядке графиком.

При использовании данной формы оплаты предусматривается особое условие, которое должно содержаться в договоре купли-продажи акций. В соответствии с пунктом 5.3 Порядка реализации им является гарантия эмитента по возврату Госкомимуществу стоимости реализуемых акций приватизируемых предприятий в течение не более одного года с даты заключения сделки, с последующим распределением средств в соответствии с требованиями, установленными Порядком учета.

Далее согласно пункту 5 Правил мониторинга и контроля, в случае оплаты в установленном порядке стоимости акций технологическим оборудованием, предприятие принимает на себя обязательство оплатить эквивалент 75 процентов стоимости пакета акций в национальной валюте согласно договору купли-продажи по курсу иностранной валюты, сложившемуся на внебиржевом валютном рынке на день оплаты.

В соответствии с частью первой статьи 49 Гражданского кодекса реорганизация юридического лица может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Одной из установленных ее форм является присоединение, под которым понимается прекращение деятельности одного или нескольких организаций с передачей их прав и обязательств другому юридическому лицу. При этом новых субъектов не возникает, а прекращает свою деятельность лишь присоединяемое лицо (лица).

При реорганизации хозсубъекта в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица. Таким образом, если юридическое лицо, акции которого проданы инвесторам, реорганизуется в форме присоединения к другой организации, то из состава сторон договора купли-продажи оно формально выбывает. Однако на это место вступает его правопреемник - предприятие, к которому первое присоединилось.

В соответствии с частью второй статьи 50 Гражданского кодекса при присоединении одного лица к другому последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом, который должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами. Он утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридических лиц, и представляется вместе с учредительными документами для государственной регистрации внесения изменений в учредительные документы присоединившего юридического лица.

Таким образом, при правопреемстве в порядке присоединения эмитента акций к другому юридическому лицу к последнему переходят и обязанности по выполнению условий договора купли-продажи акций (включая обязанность компенсировать органу по управлению государственным имуществом стоимость оборудования, поставленного инвестором в счет оплаты приобретенных акций), а также права, вытекающие из рассматриваемой сделки.

Пунктом 3 Порядка учета устанавливаются пропорции распределения средств от приватизации, включая средства, поступающие по договорам, предусматривающим оплату выкупаемых государственных активов в рассрочку. Ими являются, в частности, средства от продажи акций по доле государства согласно проспекту эмиссии. Его девятым абзацем предусмотрено, что 25 процентов указанных поступлений оставляется в распоряжении приватизируемого предприятия. Они должны строго использоваться в целях, указанных в приведенном нормативно-правовом положении, а также в пункте 8 Правил мониторинга и контроля. Ими являются:

- техническое перевооружение;

- модернизация производства;

- пополнение оборотных средств.

Направление средств на другие цели не предусматривается.

Перечисление названных 25 процентов в государственный бюджет производится, если инвестор приобретает предприятие целиком в виде имущественного комплекса, а также когда реализуются государственные активы в уставных фондах предприятий, по которым не предусмотрено сохранение госдоли.

Таким образом, правопреемник приватизируемого юридического лица в соответствии с законодательством приобретает право получить 25 процентов средств, поступивших от продажи акций своего предшественника (при условии сохранения госдоли).

В соответствии с пунктом 28-1 Порядка учета средства, оставляемые в распоряжении приватизируемых предприятий, перечисляются на основании писем-запросов этих предприятий с указанием банковских реквизитов специального депозитного счета. В случае их непредставления до истечения одного месяца с момента окончательных расчетов за реализуемые государственные активы указанные средства перечисляются в государственный бюджет.

Пункт 9 Правил мониторинга и контроля предусматривает случай, когда причитающиеся предприятию от приватизации средства в размере 25 процентов не остаются в его распоряжении, а направляются в государственный бюджет. Им является заявленный юридическим лицом официальный отказ от их получения.

Законодательство не ставит возможность и использование правопреемником эмитента этих средств в зависимость от фактического объема выплаченной компенсации стоимости оборудования. В рассмотренном споре хозяйственный суд указал на следующие условия правомерности пользования этими средствами:

1) принятие письменного обязательства правопреемника об осуществлении им платежей в счет компенсации (оно может приниматься, в частности, заключением с Госкомимуществом - его территориальным подразделением) отдельного соглашения, составлением и утверждением в установленном порядке графика-расчета производимых выплат и т.д.);

2) направление от имени правопреемника письма-запроса о передаче средств.


Данная публикация осуществлена

благодаря технической поддержке, оказываемой

Германским обществом по техническому сотрудничеству






Время: 0.0081
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск