ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Судебные акты / Изложение судебных актов (решений, постановлений) хозяйственных судов РУз по отдельным делам / Постановления кассационной инстанции с комментариями / По иностранным инвестициям /

По спору об уплате акцизного налога предприятием с иностранными инвестициями при ввозе сахара

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПО СПОРУ ОБ УПЛАТЕ

АКЦИЗНОГО НАЛОГА ПРЕДПРИЯТИЕМ

С ИНОСТРАННЫМИ ИНВЕСТИЦИЯМИ

ПРИ ВВОЗЕ САХАРА

Опубликовано в НТВ N 29 (521) от 26 июля 2004 г.

Комментарий действует на момент выхода газеты



СУТЬ ДЕЛА

Юридическое лицо, в уставном фонде которого имелась доля иностранного инвестора более 30 процентов (далее - предприятие с иностранными инвестициями), ввезло на таможенную территорию сахар. По требованию таможенных органов при его таможенном оформлении уплатило акцизный налог. Полагая, что этим нарушены его законные права, предприятие потребовало от таможни возврата уплаченной суммы. Получив ее несогласие удовлетворить эти требования, предприятие обратилось в хозяйственный суд с иском о признании взыскания акцизного налога незаконным и возврате его суммы.



ПОЗИЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

С ИНОСТРАННЫМИ ИНВЕСТИЦИЯМИ


Предприятие с иностранными инвестициями было зарегистрировано в октябре 2000 года. Основным видом его деятельности являлось производство и реализация кондитерских изделий. Для ее осуществления необходимо было ввозить сахар. На момент создания и государственной регистрации предприятия этот продукт не входил в категорию подакцизных ввозимых товаров и, соответственно, обязанности по уплате акцизного налога при его ввозе не было. С 1 июля 2002 года ввозимый сахар был включен в состав подакцизных товаров и на него установлена ставка акцизного налога. Этим нововведением условия инвестирования предприятия с иностранными инвестициями были ухудшены. В связи с этим оно вправе не уплачивать акцизный налог при ввозе сахара в течение десяти лет с момента инвестирования.

Кроме того, работавшие на предприятии инвалиды составляли более половины общего числа работников, в связи с чем на основании Закона "О социальной защищенности инвалидов в Республике Узбекистан" предприятие было освобождено от уплаты всех видов налогов (в том числе акциза на завозимый сахар), за исключением налога за пользование недрами.



ПОЗИЦИЯ ТАМОЖЕННОГО ОРГАНА


Предприятие с иностранными инвестициями зарегистрировано на территории республики и является ее резидентом. На этом основании указанные положения законодательства, гарантирующие порядок применения льготного налогообложения, на него не должны распространяться, поскольку субъектами права на их применение являются иностранные инвесторы - нерезиденты.

Положения Закона "О социальной защищенности инвалидов в Республике Узбекистан" в части предоставления налоговых льгот в данном случае также не подлежат применению, поскольку налоговые отношения регулируются положениями Налогового кодекса, которым льгота для предприятий с иностранными инвестициями по уплате акцизного налога при ввозе товаров для собственных производственных нужд не предусмотрена.



РЕШЕНИЕ СУДА


Суд, изучив материалы дела, выслушав объяснения сторон, пришел к следующим выводам:

- предприятие зарегистрировано в октябре 2000 года в качестве предприятия с иностранными инвестициями, в уставном фонде которого доля иностранного инвестора более 30 процентов;

- осуществляя производственную деятельность, оно ввезло сахар для собственных производственных нужд, что подтверждено сертификатом, выданным Агентством по внешним экономическим связям;

- на момент инвестирования ввозимый сахар не подлежал обложению акцизным налогом. Он был введен в перечень подакцизных ввозимых товаров в июле 2002 года в соответствии с решением правительства;

- введение нового налога для предприятия с иностранными инвестициями говорит об ухудшении условий инвестирования, факт наступления которого предприятием доказан. Согласно части четвертой статьи 3 Закона "О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов" предприятие с иностранными инвестициями вправе не уплачивать акцизный налог на ввозимый им сахар в течение десяти лет с момента инвестирования;

- штатная численность инвалидов на предприятии составляет более пятидесяти процентов общего числа работников, в связи с чем на основании части второй статьи 31 Закона "О социальной защищенности инвалидов в Республике Узбекистан" оно освобождено от уплаты акцизного налога на ввозимый сахар.

Суд, признав, что предприятие с иностранными инвестициями вправе было не уплачивать акцизный налог при ввозе им сахара, принял решение о возврате ему суммы уплаченного платежа. Кассационная инстанция при пересмотре спора по жалобе таможенного органа не нашла оснований для отмены решения суда первой инстанции. При этом коллегия не согласилась с доводом таможенного органа, что предприятие не вправе пользоваться положениями Закона "О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов". В соответствии со статьей 7 Закона "Об инвестиционной деятельности" от 24 декабря 1998 года N 719-I субъектами инвестиционной деятельности (инвесторами и участниками) могут быть также и юридические лица - резиденты. Коллегия также не согласилась с доводом, что в данном случае неприменим Закон "О социальной защищенности инвалидов в Республике Узбекистан". В соответствии с пунктом 2 части первой статьи 11 Налогового кодекса налогоплательщики вправе пользоваться налоговыми льготами в порядке и на основаниях, установленных как кодексом, так и иными актами законодательства.



К О М М Е Н Т А Р И Й


Основанием для возникновения спора между таможенным органом и юридическим лицом, в уставном фонде которого присутствовала доля иностранного инвестора, послужило отнесение сахара, ввезенного предприятием для осуществления собственной производственной деятельности, к категории подакцизных товаров. Суду в сложившейся ситуации требовалось ответить на следующие вопросы:

- был ли для предприятия с иностранными инвестициями введен новый налог;

- правомерно ли признавать его введение изменением законодательства, ухудшающим условия инвестирования;

- должно ли было предприятие уплатить акцизный налог;

- вправе ли оно было воспользоваться льготой по уплате акцизного налога, установленного для предприятий, в которых инвалиды составляют не менее пятидесяти процентов общей численности работающих.

По первому вопросу следовало определить, входил ли сахар в перечень подакцизных товаров на момент инвестирования средств иностранным инвестором. Предприятие с иностранными инвестициями было создано и зарегистрировано в октябре 2000 года.  Постановлением  Кабинета Министров "О прогнозе основных макроэкономических показателей и Государственного бюджета Республики Узбекистан на 2000 год" от 31 декабря 1999 года N 554 были утверждены, в частности, ставки акцизного налога на товары, завозимые на территорию Узбекистана юридическими лицами. В  приложении N 8-2  к указанному постановлению сахар в перечне значился, и для него была установлена ставка акцизного налога в размере 20 процентов от таможенной стоимости. Однако  постановлением  Кабинета Министров "О внесении изменений и дополнений в некоторые решения правительства Республики Узбекистан" от 30 августа 2000 года N 339 в  постановление  N 554 были внесены изменения. Согласно  последнему абзацу  пункта 2 приложения к нему сахар был исключен из перечня подакцизных ввозимых товаров, поскольку согласно  третьему абзацу  пункта 1 постановления Кабинета Министров "О мерах по совершенствованию завоза и реализации импортных потребительских товаров" от 24 июня 2000 года N 242 (утратил силу и сегодня не действует) он был освобожден при ввозе от уплаты акцизного налога. Таким образом, на момент осуществления иностранным инвестором инвестиций путем вложения денежных средств в уставный фонд юридического лица сахар не входил в состав подакцизных товаров, и обязанности у предприятия по уплате акцизного налога при его ввозе не было вплоть до 1 июля 2002 года.

В соответствии с  четвертым абзацем  пункта 1 постановления Кабинета Министров "О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 31 декабря 2001 года N 490 "О прогнозе основных макроэкономических показателей и параметрах Государственного бюджета на 2002 год" от 17 июня 2002 года N 215 (утратил силу и на сегодняшний день не действует) были утверждены ставки акцизного налога на подакцизные товары, завозимые на территорию Республики Узбекистан, в числе которых была и ставка на сахар. Исходя из этого суд пришел к выводу, что включение сахара в категорию подакцизных товаров и установление обязанности по уплате акцизного налога для предприятия с иностранными инвестициями являются введением нового налога.

По второму из обозначенных вопросов необходимо сказать следующее. Действующее законодательство не содержит перечня случаев, когда внесение изменений в него рассматривается в качестве условий, ухудшающих инвестирование. Суд исходил из того, что введение нового для предприятия с иностранными инвестициями налога, который оно на момент инвестирования не обязано было уплачивать, при прочих неизменных условиях увеличивает его расходы и, соответственно, уменьшает размер дохода (прибыли) иностранного инвестора, получаемого им от участия в уставном фонде юридического лица. Тем самым условия его инвестирования ухудшаются по сравнению с моментом вложения капитала, так как увеличиваются расходы по выпуску продукции и, как следствие, возрастает цена на нее, снижается ее конкурентоспособность. Эти факторы влияют и на прибыль предприятия, остающуюся после уплаты всех предусмотренных законом налогов и иных обязательных платежей, которая предназначена для направления иностранному инвестору в виде дохода от участия в уставном капитале юридического лица (дивидендов).

Исходя из вышеизложенного суд признал за предприятием с иностранными инвестициями право не уплачивать акцизный налог на завозимый им для собственных производственных нужд сахар, ввиду использования иностранным инвестором (учредителем предприятия с иностранными инвестициями) гарантии, предоставленной  частью четвертой  статьи 3 Закона "О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов" от 30 апреля 1998 года N 611-I: в случае, если последующее законодательство Республики Узбекистан ухудшает условия инвестирования, то к иностранным инвестициям в течение десяти лет с момента инвестирования применяется законодательство, действовавшее на дату инвестирования. Итак, ответ на третий из отмеченных в настоящем комментарии вопросов - предприятие с иностранными инвестициями акцизный налог согласно закону не должно было уплачивать.

Дополнительной гарантией признания за данным предприятием права не уплачивать акцизный налог служило то обстоятельство, что в его штате численность инвалидов составляла более пятидесяти процентов от общего числа работающих. В соответствии с  частью второй  статьи 31 Закона "О социальной защищенности инвалидов в Республике Узбекистан" от 18 ноября 1991 года N 422-XII в случае если инвалиды составляют свыше пятидесяти процентов от общей численности работающих, предприятия, объединения, учреждения и организации (кроме занимающихся торговой, посреднической, снабженческо-сбытовой и заготовительной деятельностью) полностью освобождаются от уплаты налогов, за исключением налога за пользование недрами.

Деятельность предприятия не относилась ни к торговой, ни к посреднической, ни к снабженческо-сбытовой или заготовительной, и оно полностью подпадало под условия освобождения его от уплаты налогов (за исключением налога за пользование недрами). Акцизный налог на ввозимые товары хотя и относится к категории таможенных платежей (четвертый абзац  части первой статьи 103 Таможенного кодекса), но по своей правовой природе является именно налогом (отнесен к общегосударственным на основании  пункта 4  части первой статьи 6 Налогового кодекса), базовое правовое регулирование исчисления и уплаты которого регулируется положениями  пятого раздела  Налогового кодекса.

Трудно согласиться с мнением таможенного органа, что предприятие, в котором инвалиды составляли более пятидесяти процентов работающих лиц, не вправе было пользоваться льготой по уплате акцизного налога, установленной  частью второй  статьи 31 Закона "О социальной защищенности инвалидов в Республике Узбекистан", потому что якобы налоговые правоотношения регулируются Налоговым  кодексом, которым таковая не предусмотрена.

Не следует забывать, что Налоговый  кодекс - это основной (базовый) специальный нормативно-правовой акт, которым урегулированы различные стороны правоотношений, возникающих между государством и налогоплательщиком в связи с публичной обязанностью последнего уплачивать налоги (виды налогов, порядок их исчисления и взимания, льготы, права и обязанности налогоплательщиков и т.д.). В силу прямого указания в  части первой  статьи 2 Налогового кодекса налоговое законодательство состоит из непосредственно кодекса, других законов и иных актов законодательства, регулирующих отношения в сфере налогов и сборов. Поэтому  Закон  "О социальной защищенности инвалидов в Республике Узбекистан" в части, связанной с налогами, правомерно рассматривать как составную часть налогового законодательства. Соответственно, правомерным видится использование в соответствующих случаях и льготы, предоставленной  частью второй  его статьи 31.

Более того, согласно  пункту 2  части первой статьи 11 Налогового кодекса налогоплательщики - юридические лица (в том числе предприятия с иностранными инвестициями) вправе пользоваться налоговыми льготами в порядке и на основаниях, установленных как самим кодексом, так и иными актами законодательства. Формальное основание для использования льготы по освобождению от уплаты акцизного налога на ввозимые товары у предприятия, численность инвалидов в котором составляла более пятидесяти процентов работающих, установлено  частью второй  статьи 31 Закона "О социальной защищенности инвалидов в Республике Узбекистан".

Таким образом, при применении положений законодательства, предоставляющих льготы, важны их правильное понимание и толкование.



Данная публикация осуществлена

благодаря технической поддержке, оказываемой

Германским обществом по техническому сотрудничеству










Время: 0.0053
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск