ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Судебные акты / Изложение судебных актов (решений, постановлений) хозяйственных судов РУз по отдельным делам / Постановления кассационной инстанции с комментариями / По спорам, связанным с осуществлением операций по банковскому счету /

По спору о приостановлении операций по счету в банке

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПО СПОРУ О ПРИОСТАНОВЛЕНИИ

ОПЕРАЦИЙ ПО СЧЕТУ В БАНКЕ

       

Опубликовано в НТВ N 12 (608) от 21 марта 2006 г.

Комментарий действует на момент выхода газеты



СУТЬ ДЕЛА


Юридическое лицо своевременно не представило налоговому органу финансовую отчетность за второй квартал финансового года. В связи с этим последний в сентябре 2005 года обратился в хозяйственный суд с заявлением о приостановлении операций по расчетному счету предприятия, открытому в банке.



ПОЗИЦИЯ НАЛОГОВОГО ОРГАНА


Несдача финансовой отчетности в установленные законодательством сроки служит основанием для приостановления операций по счетам юридического лица.



ПОЗИЦИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА


В течение длительного периода счет предприятия бездействовал, по нему не совершались никакие операции, что подтверждается справкой обслуживающего банка. Таким образом оснований для приостановления операций нет.



РЕШЕНИЕ СУДА


Хозяйственный суд, изучив материалы дела, выслушав объяснения сторон спора, установил:

- юридическое лицо не совершало в течение квартала финансово-хозяйственные операции, связанные с движением денежных средств по счету;

- по итогам второго квартала оно не представило в налоговый орган финансовую отчетность по установленным формам.

Проанализировав положения законодательства, хозяйственный суд определил:

- согласно пункту 8 части первой статьи 5 Закона "О государственной налоговой службе" от 29 августа 1997 года N 474-I операции по расчетному счету юридического лица могут быть приостановлены;

- в соответствии с Указом Президента "О мерах по дальнейшему совершенствованию системы правовой защиты субъектов предпринимательства" от 14 июня 2005 года N УП-3619 приостановление операций по счетам в банке правомерно производить только в судебном порядке.

На основании изложенного хозяйственный суд удовлетворил исковые требования налогового органа и своим решением приостановил операции по расчетному счету ответчика.




ВМЕСТО КОММЕНТАРИЯ


Ситуация, явившаяся предметом судебного разбирательства, по состоянию законодательства на сегодняшний день регулируется по-другому, нежели на момент принятия хозяйственным судом решения (сентябрь 2005 года). Тогда пункт 8 части первой статьи 5 Закона "О государственной налоговой службе", который предусматривает основания для приостановления операций по счету (счетам) юридических лиц, открытых в банках или иных кредитно-финансовых учреждениях, действовал в редакции Закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан" от 23 мая 2005 года N ЗРУ-2, согласно которой эта мера правового воздействия могла быть применена в случаях, когда налогоплательщик:

- отказывался от проведения документальной (счетной) проверки;

- не допускал должностных лиц органов государственной налоговой службы на свою территорию для обследования помещений и мест, используемых для извлечения доходов (прибыли), либо связанных с содержанием объекта налогообложения;

- не предоставлял (или отказывался предоставить) налоговым органам и их должностным лицам финансовые отчеты, расчеты, декларации и другие документы, связанные с исчислением и уплатой налогов и обязательных платежей во внебюджетный Пенсионный и Республиканский дорожный фонды при Министерстве финансов.

Указанный перечень оснований являлся исчерпывающим и не допускал расширительного толкования. В правоприменительной практике могли возникать следующие ситуации, при которых налоговые органы были вправе инициировать процедуру приостановления операций по счету предприятия, открытому в банковском и ином кредитно-финансовом учреждении республики.

Первая. Налогоплательщик не представил в установленные сроки финансовую отчетность, расчеты по налогам и иным обязательным платежам. Для налогового органа было достаточно лишь факта просрочки независимо от причин нарушения.

Вторая. Налоговый орган направляет юридическому лицу запрос (требование) о предоставлении справки или иного документа (расшифровки сумм, полученных по договорам от покупателей (заказчиков и пр.), произведенных платежей за тот или иной период и т.п.), которые влияют на определение налогооблагаемой базы, размер исчисляемых и уплачиваемых налогов и иных обязательных платежей. А юридическое лицо либо не предоставляет запрашиваемую информацию, либо отвечает отказом со ссылкой (либо без таковой) на отсутствие у налоговиков права требовать подобные документы и пр.

Третья. Во время проверки сотрудники налогового органа требуют от руководителя (иного уполномоченного лица) хозяйствующего субъекта передать оригиналы договоров, денежно-расчетных и иных документов, в предоставлении части которых им отказывают.

Во всех этих ситуациях у налоговых органов ранее имелись основания обратиться в хозяйственный суд с заявлением о приостановлении операций по счету юрлица, открытому в банке или ином кредитно-финансовом учреждении. В данном споре рассмотрена первая из них. Хозсуд исходил из того, что пунктом 4 части первой статьи 12 Налогового кодекса предусмотрена обязанность налогоплательщика - юридического лица своевременно, в полном объеме и в установленном порядке представлять налоговым органам финансовую отчетность, расчеты по налогам. Срок сдачи отчетности за второй квартал определен до 25-го июля. Хозяйственный суд указал на то, что ответчик своевременно отчетность не представил, допустив таким образом нарушение, которое согласно пункту 8 части первой статьи 5 Закона "О государственной налоговой службе" служит основанием для приостановления операций по расчетному счету предприятия до устранения нарушения. Суд не принял в качестве оправдательного аргумента факт неосуществления операций по счету в течение длительного времени, поскольку это не предусмотрено действующим законодательством. Юридическое лицо обязано было сдавать отчетность в установленном порядке независимо от того, осуществлялось ли движение денежных средств по счету или нет. Суд указал, что приостановление операций правомерно и в случае фактического "бездействия" счета в течение определенного периода.

Принятым 20 декабря 2005 года Законом N ЗРУ-16 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с упорядочением налогообложения и системы отчетности субъектов предпринимательства" в пункт 8 части первой статьи 5 Закона "О государственной налоговой службе" внесено дополнение, существенно ограничившее сферу применения рассматриваемой меры правового воздействия. В соответствии с ним основанием для приостановления операций по счетам юридических лиц является факт непредоставления или отказ в предоставлении органам государственной налоговой службы и их должностным лицам финансовых отчетов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и обязательных платежей во внебюджетный Пенсионный и Республиканский дорожный фонды, только во время проведения проверок. Все остальные основания для применения рассматриваемой меры остались в неизменном виде. Таким образом, сегодня закон не допускает приостановления операций по счету (счетам) юридического лица в случаях несвоевременной сдачи им установленных форм финансовой отчетности и несвоевременного представления расчетов по налогам и обязательным платежам во внебюджетные Пенсионный и Республиканский дорожный фонды.

Пример. В соответствии со вторым абзацем пункта 4 Положения о сроках представления квартальной и годовой финансовой отчетности (зарегистрировано Министерством юстиции 3 июля 2000 года N 942) хозяйствующие субъекты (за исключением министерств, ведомств, ассоциаций, корпораций, концернов и других органов управления государственным имуществом) обязаны сдавать квартальную отчетность по установленным формам до 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом. А согласно пункту 32 Инструкции о порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на доходы (прибыль) юридических лиц (новая редакция, утверждена постановлением Министерства финансов и Государственного налогового комитета, зарегистрированным Министерством юстиции 13 марта 2002 года N 1109) юридические лица - плательщики налога на доход (прибыль) (за исключением предприятий с иностранными инвестициями) обязаны представлять расчеты по нему в органы государственной налоговой службы с нарастающим итогом ежеквартально не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным. Пропуск этого срока теперь не дает налоговым органам права инициировать процедуру приостановления операций по счету (счетам) юридического лица.

За госналоговыми органами сохранено право при проверке деятельности юридического лица истребовать любые документы, связанные с исчислением и уплатой налогов и обязательных платежей во внебюджетные фонды: договоры, счета-фактуры, расчеты, справки, расшифровки и прочие предусмотренные законодательством документы и сведения. В случае отказа в их предоставлении проверяющие как и прежде вправе обратиться в хозяйственный суд с исковым заявлением о приостановлении операций по счету (счетам).

Действующее законодательство предъявление такого иска не ставит в зависимость от факта окончания проверки. Налоговый орган вправе обратиться с ним в хозяйственный суд на любой стадии ее проведения. Для этого достаточно только факта непредоставления (отказа в предоставлении) руководителем или иным уполномоченным сотрудником проверяемого предприятия запрашиваемых проверяющими должностными лицами налогового органа документов (сведений). При этом необходимо соблюсти следующие условия:

- запрашиваемый документ или сведения должны непосредственно касаться предмета проверки. Например, если проверкой охватывается только соблюдение требований к исчислению, полноте и своевременности уплаты налогов, а проверяющие потребовали показать выписки из банка о суммах и периодичности поступления валютной выручки за отчетный период, то отказ их предоставить не может служить основанием для приостановления операций по счету (счетам) юрлица, поскольку эти документы никак не могут свидетельствовать об исчислении и уплате налогов. Поэтому в данной ситуации они с предметом проверки не связаны;

- из обращения проверяющих должно ясно следовать, какие именно документы (сведения) проверяемый субъект должен передать для контроля. Ненадлежащее выполнение субъектом запроса неопределенного количества документов не может служить основанием для приостановления операций по счету (счетам). Так, если проверяющий потребует предоставить ему "все документы, связанные с исчислением и уплатой налога на доход", то проверяемый обязан таковые предоставить. Однако если представленный объем контролера не удовлетворил, то само по себе это не может служить основанием для приостановления операций по счету (счетам), поскольку в этом случае налоговым органом не были идентифицированы наименования запрошенных документов (сведения), а, значит, весьма сложно определить, связаны ли они с предметом проводимой проверки;

- факт предъявления требования и его невыполнение юридическим лицом должен быть подтвержден документально (например, протоколом (актом), составленным по факту отказа в предоставлении документов, самим актом проверки и т.д.). Если таким документом служит акт проверки, то суть предъявленного требования и последствия его невыполнения следует отразить в нем отдельным пунктом. Если проверка еще не завершена, то по факту непредставления затребованных документов может быть составлен отдельный акт, протокол или другой документ.

При обращении в хозяйственный суд налоговый орган должен обязательно приложить подтверждающий документ к исковому заявлению в качестве письменного доказательства нарушения хозяйствующим субъектом требований пункта 5 части первой статьи 12 Налогового кодекса, который обязывает налогоплательщика представлять по требованию налогового органа "документы и сведения, связанные с исчислением, уплатой налогов и сборов, а также документы, подтверждающие право на льготы по налогам и сборам".

В исковом заявлении согласно части второй статьи 112 Хозяйственного процессуального кодекса следует указать:

1) наименование хозяйственного суда, в который подается заявление;

2) наименование лиц, участвующих в деле, и их почтовые адреса;

3) обстоятельства, на которых основаны исковые требования. В рассматриваемом случае ими будут выступать требование проверяющего о предоставлении документа или сведений и отказ хозяйствующего субъекта (его руководителя или иного уполномоченного лица) его выполнить. При этом налоговому органу необходимо будет привести перечень запрашиваемых объектов (документов, сведений и т.д.), сообщить сведения об их характере и обосновать их связь с предметом проверки. Это необходимо для того, чтобы суд мог сделать вывод о правомерности запроса (требования) вообще и решить, нарушил или нет субъект установленную законом обязанность по предоставлению документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и иных обязательных платежей. От этого соответственно и будет зависеть, найдет ли он основания для приостановления операций по счету субъекта и примет ли соответствующее решение;

4) доказательства, подтверждающие основания исковых требований. В основном здесь будут письменные доказательства (акт о проверке, протокол (акт) об отказе предоставить запрошенные документы (сведения) и т.д.);

5) требования истца со ссылкой на законодательство. По рассматриваемой категории исков таковыми будут требования приостановить операции по счету (счетам) в банке или ином кредитно-финансовом учреждении. На наш взгляд, в заявлении необходимо указывать номера счетов и наименования учреждений, в которых они открыты. Недостаточно общего указания на "счета в банках". Здесь же необходимо указывать на приостановление расходной части счетов. Однако следует учесть, что не все расходные операции могут быть приостановлены. К ним, например, не относится списание средств в счет уплаты налогов и иных обязательных платежей, на выплату заработной платы, социальных пособий, сумм на возмещение ущерба, причиненного здоровью и жизни работников в результате несчастного случая на производстве;

6) перечень прилагаемых документов.

В исковом заявлении могут быть указаны и иные необходимые для правильного разрешения спора сведения, а также имеющиеся у истца ходатайства. При его подаче налоговым органом необходимо соблюсти требования статьи 113 ХПК, а именно направить юридическому лицу, в отношении которого запрашивается применение рассматриваемой меры правового воздействия, копии искового заявления и приложенных к нему документов.

При принятии хозяйственным судом решения о приостановлении операций по счету юридического лица в резолютивной части обязательно должен быть указан период, в течение которого оно действует. Он может быть выражен либо конкретной датой, до которой действует запрет (например, до 25 мая 2006 года), либо периодом времени (например, в течение одного месяца с момента вступления в силу решения суда), либо наступлением события (например, до момента представления хозяйствующим субъектом запрошенных документов (сведений), до окончания проверки и принятия решения по ее результатам и пр.). Следует отметить, что налоговые органы вправе при обращении в хозяйственный суд о приостановлении операций по счету юридического лица одновременно подать заявление об обеспечении иска в форме ареста денежных средств, находящихся на счете (статьи 76, 77 Хозяйственного процессуального кодекса).

Субъектам предпринимательства следует помнить, что в соответствии с частью первой статьи 55 Хозяйственного процессуального кодекса бремя доказывания обстоятельств, послуживших основанием для подачи иска, возлагается на налоговый орган. То есть проверяемый субъект не должен доказывать, что он не нарушал законодательство, а проверяющий обязан доказать, что тот его все-таки нарушил. Доказыванию подлежат следующие основные обстоятельства:

- проверка назначена и проведена (проводится) в соответствии с требованиями, установленными действующими нормативно-правовыми актами;

- уполномоченные сотрудники проверяющего потребовали (запросили) документы (сведения), и они входят в предмет проводимой проверки, то есть связаны с исчислением и уплатой налогов и обязательных платежей во внебюджетные Пенсионный и Республиканский дорожный фонды;

- уполномоченный представитель проверяемого юридического лица не представил или отказался представить затребованные (запрошенные) документы (сведения).

В итоге хотелось бы обратить внимание на то, что в противоречие с введенной Законом N ЗРУ-16 нормой вошло положение, предусмотренное подпунктом "и" пункта 9.1 Положения о Государственном налоговом комитете Республики Узбекистан (утверждено постановлением Кабинета Министров "О совершенствовании правового регулирования деятельности органов государственной налоговой службы" от 5 мая 2000 года N 180). Оно по-прежнему предоставляет право приостанавливать операции по счетам юридических лиц в каждом случае непредоставления (или отказа в предоставлении) органам государственной налоговой службы и их должностным лицам финансовых отчетов, расчетов, деклараций и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов, независимо от того, совершено ли это нарушение во время проверки или нет. Названное положение следует привести в соответствие с законодательной нормой.


Данная публикация осуществлена

благодаря технической поддержке, оказываемой

Германским обществом по техническому сотрудничеству







Время: 0.0253
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск