ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Судебные акты / Изложение судебных актов (решений, постановлений) хозяйственных судов РУз по отдельным делам / Постановления кассационной инстанции с комментариями / По спорам, связанным с правом собственности /

По спору о незаконной передачи недвижимости на баланс предприятия и последующем приобретении его в собственность

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПО СПОРУ О НЕЗАКОННОЙ

ПЕРЕДАЧИ НЕДВИЖИМОСТИ

НА     БАЛАНС    ПРЕДПРИЯТИЯ

И ПОСЛЕДУЮЩЕМ ПРИОБРЕТЕНИИ

ЕГО В СОБСТВЕННОСТЬ

     

Опубликовано в НТВ N 35 (579) от 29 августа 2005 г.

Комментарий действует на момент выхода газеты



СУТЬ ДЕЛА


Государственное предприятие обратилось в территориальный орган по управлению государственным имуществом с заявлением о разгосударствлении и образовании на его базе акционерного общества с выкупом принадлежавшего ему имущества. Приказом органа госпредприятие преобразовано и создано открытое акционерное общество, которому в последующем выдан государственный ордер на право собственности. На баланс АО перешло недвижимое имущество (административное здание), которое ранее числилось у госпредприятия. Не согласившись с этим, в хозяйственный суд обратилась ассоциация (орган хозяйственного управления АО) с исковым заявлением о признании недействительным государственного ордера в части права собственности на здание и истребовании последнего из владения общества.

Решением суда первой инстанции исковые требования удовлетворены полностью. Постановлением апелляционной инстанции решение отменено, в удовлетворении требований истцу отказано. Не согласившись с этим, ассоциация обратилась в хозяйственный суд с кассационной жалобой, в которой просит постановление предыдущей инстанции отменить и оставить в силе ранее принятое решение.



ПОЗИЦИЯ АССОЦИАЦИИ


До преобразования акционерное общество являлось дочерним предприятием государственной управленческой организации (унитарного предприятия), которая передала ему на праве хозяйственного ведения административное здание, принятое после этого дочерним предприятием на свой баланс. Однако на безвозмездную передачу не было согласия территориального подразделения Госкомимущества, что нарушает закон. При разгосударствлении и приватизации указанное здание как неправомерно переданное не должно было учитываться в составе имущества, переходящего к вновь созданному АО. Нахождение объекта в собственности последнего незаконно, и здание подлежит истребованию из чужого незаконного владения.



ПОЗИЦИЯ АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА


Административное здание передано на праве хозяйственного ведения госуправленческой организацией на баланс своего дочернего предприятия при его создании. Законодательство это предусматривает. Согласия территориального органа по управлению государственным имуществом для этого не требуется. Трудовой коллектив дочернего предприятия воспользовался предоставленным ему правом образовать коммерческую структуру и выкупить госсобственность. Он принял соответствующее решение и подал заявку на преобразование государственного унитарного предприятия в открытое акционерное общество. Поэтому все имущество, находившееся на балансе первого, в том числе и принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения административное здание, перешло в собственность вновь созданного юридического лица и находится в его законном владении. Нарушений действующего законодательства при разгосударствлении и приватизации допущено не было. Отсюда нет и оснований для признания государственного ордера недействительным и возврата здания.



ПОСТАНОВЛЕНИЕ СУДА


Кассационная коллегия, изучив материалы дела, выслушав объяснения сторон, установила следующие обстоятельства:

- государственная управленческая организация на базе имущества, принадлежавшего ему на праве хозяйственного ведения, создала дочернее предприятие, предоставив ему часть имущества в виде основных фондов и товарно-материальных ценностей, среди которых было и административное здание;

- согласно уставу предприятие входило в состав государственной управленческой организации;

- вышеназванные объекты были переданы по передаточному акту и приняты на баланс дочерним предприятием;

- факт приема-передачи оспариваемого здания состоялся до подачи заявки на разгосударствление и приватизацию;

- административное здание принадлежало дочернему унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения;

- трудовой коллектив принял решение о преобразовании дочернего госпредприятия в открытое акционерное общество и выкупе принадлежавшего ему имущества;

- комиссия по разгосударствлению и приватизации в соответствии с действующим законодательством провела инвентаризацию находящегося на балансе предприятия имущества, в том числе и административного здания. Произведена оценка, по результатам которой специализированной конторой дано положительное заключение и подтверждено, что стоимость государственного имущества, подлежащего продаже в частную собственность, соответствует его рыночной стоимости;

- в территориальное управление Госкомимущества от имени общего собрания трудового коллектива подана заявка и все необходимые документы на разгосударствление дочернего предприятия и приватизацию принадлежащего ему имущества;

- органом по управлению государственным имущество издан приказ о преобразовании госпредприятия в открытое акционерное общество, в соответствии с которым и создано ОАО, в его уставный фонд вошло все имущество предшественника, в том числе и административное здание;

- ОАО зарегистрировано в территориальном хокимияте, и подразделением Госкомимущества ему выдан государственный ордер на право собственности на все имущество, ранее принадлежавшее госпредприятию;

- ассоциация была создана на основании решения нескольких акционерных обществ, в число которых входил и ответчик. Согласно учредительным документам она является добровольным объединением равноправных субъектов, но не является государственной управленческой организацией, а также собственником административного здания. Соответственно она не имеет правомочия истребовать из владения акционерного общества имущество, полученное на законном основании в процессе приватизации.

Проанализировав положения законодательства, судебная коллегия определила:

- в соответствии со статьей 71 Гражданского кодекса государственная управленческая организация как унитарное предприятие вправе была создать дочернее предприятие и передать ему на праве хозяйственного ведения часть своего имущества. При этом не требовалось согласия органа по управлению государственным имуществом;

- согласно статье 214 ГК имуществом, находящимся в государственной (республиканской) собственности, вправе распоряжаться специально уполномоченный государственный орган. Им является Госкомимущество и его территориальные подразделения;

- названные органы в соответствии с частью первой пункта 1 статьи 7 Закона "О разгосударствлении и приватизации" от 19 ноября 1991 года также имеют право принимать решение о разгосударствлении и приватизации объектов республиканской собственности;

- в соответствии с пунктом 2.8 Порядка разгосударствления и приватизации объектов государственной собственности Республики Узбекистан в обязанность комиссии, создаваемой на предприятии, подлежащем разгосударствлению и приватизации, входят проведение инвентаризации и определение стоимости находящегося на его балансе имущества;

- как следует из пункта 3.25 Национального стандарта бухгалтерского учета N 19 "Организация и проведение инвентаризации", комиссия обязана внести в акт инвентаризации все имущество, которое на момент произведенной оценки имеется в наличии и находится на балансе.

Руководствуясь изложенным, кассационная коллегия признала, что разгосударствление государственного дочернего предприятия и приватизация его имущества произведены в соответствии с действующим законодательством, действия комиссии по включению в приватизационную массу административного здания законны. Оснований для признания недействительным государственного ордера на право собственности не было найдено. Таким образом признано, что акционерное общество владеет им на законных основаниях и оно не подлежит истребованию у законного владельца.

Коллегия признала правомерным постановление апелляционной инстанции и не нашла оснований для его изменения или отмены.




К О М М Е Н Т А Р И Й


В соответствии со статьей 176 Гражданского кодекса унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается им в пределах, определяемых названным кодексом.

Одним из правомочий государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, является распоряжение имуществом, переданным ему собственником для реализации возложенных целей, задач и направлений деятельности.

В состав правомочия по распоряжению входят:

- продажа имущества;

- передача его в возмездное или безвозмездное владение и (или) пользование другим лицам (в аренду или ссуду);

- внесение в качестве вклада в уставный фонд обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью, полных и коммандитных товариществ;

- предоставление другим лицам в качестве залогового обеспечения;

- передача созданному им дочернему предприятию на праве полного или ограниченного хозяйственного ведения;

- безвозмездное отчуждение и др.

Полномочия государственных унитарных предприятий по распоряжению имуществом определены законом и уставом.

Часть третья статьи 177 Гражданского кодекса устанавливает, что унитарное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный фонд хозяйственных товариществ и обществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.

Закон не определяет, в каких формах должно быть получено согласие. В практике оно может выражаться:

- направлением письма-запроса соответствующему государственному органу по управлению государственным имуществом и получением на него положительного ответа;

- указанием на данное право в уставе предприятия с отметкой "без дополнительного согласования с собственником вопроса о передаче";

- утверждением руководителем или другим уполномоченным лицом органа по управлению госимуществом решения о передаче недвижимого имущества другому лицу;

- изданием органом по управлению госимуществом приказа о наделении руководителя унитарного предприятия полномочием по полному или частичному распоряжению недвижимостью, находящейся в хозяйственном ведении предприятия, без дополнительного согласования этого вопроса с собственником;

- одобрением органа по управлению госимуществом сделки по передаче имущества.

Могут применяться и иные формы получения согласия.

В соответствии с частью третьей статьи 71 Гражданского кодекса унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, может создать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему в установленном порядке части своего имущества в хозяйственное ведение (дочернее предприятие). Это положение в полной мере распространяется и на объекты, принадлежащие унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения.

При принятии решения о создании дочернего предприятия и наделении его недвижимым имуществом, которое принадлежит учредителю на праве хозяйственного ведения и находится на его балансе, необходимо исходить из содержания устава и полномочий создающего предприятия. Если устав позволяет ему принимать такие решения без согласования вопроса с собственником (уполномоченным органом по управлению государственным имуществом), то и наделение дочернего предприятия имуществом на праве хозяйственного ведения будет соответствовать закону. А у ДП в таком случае возникает легитимный статус владельца полученного объекта.

Как следует из содержания статьи 1 Закона "О разгосударствлении и приватизации", а также пункта 2 Положения о порядке разгосударствления и приватизации объектов государственной собственности, разгосударствление (приватизация) может осуществляться в формах:

- преобразования государственного предприятия в хозяйственное общество (акционерное общество, общество с ограниченной и дополнительной ответственностью), товарищество или другие коммерческие организации;

- продажи объектов государственной собственности и (или) принадлежащих государству акций, долей и имущественных паев физическим и негосударственным юридическим лицам, в том числе нерезидентам, на биржевых и внебиржевых торгах в порядке, предусмотренном законодательством.

Действующим законодательством регламентирована процедура разгосударствления госпредприятий и приватизации их имущества, включая и принадлежащее им на праве хозяйственного ведения. Результаты могут быть признаны недействительными, если этот порядок не соблюден.

Вторым пунктом статьи 7 Закона "О разгосударствлении и приватизации" закреплен перечень субъектов, которым предоставлено право выступать с инициативой проведения разгосударствления и приватизации. Среди них - и трудовой коллектив госпредприятия. Это положение распространяется как на преобразования основного предприятия, так и на разгосударствление его дочернего предприятия.

Трудовой коллектив, приняв решение о намерении образовать акционерное общество и выкупить государственное имущество, подает заявку распорядителю объектов публичной собственности, которым является Госкомимущество или его соответствующее территориальное управление. В соответствии с четвертым абзацем пункта 9 Положения о порядке разгосударствления и приватизации объектов государственной собственности названная заявка подписывается членом трудового коллектива предприятия, уполномоченным на это общим собранием (конференцией) его членов. К ней прилагаются выписка из протокола общего собрания (конференции) трудового коллектива, заверенная печатью предприятия, и подписной лист. Все перечисленные выше документы должны быть заверены печатью предприятия.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона "О разгосударствлении и приватизации" подготовка предприятия включает определение состава имущества, подлежащего разгосударствлению и приватизации, инвентаризацию его производственных и непроизводственных фондов, оценку активов и пассивов, проведение разъяснительной работы в трудовом коллективе, решение других вопросов, в том числе с учетом требований антимонопольного законодательства.

При удовлетворении заявки должна быть создана комиссия, которая в соответствии с пунктом 21 Положения о порядке разгосударствления и приватизации объектов государственной собственности осуществляет, в частности, следующие работы:

- инвентаризацию производственных и непроизводственных фондов;

- определение состава имущества, подлежащего разгосударствлению или приватизации;

- установление оценочной стоимости объектов, в том числе на основании заключения организаций, имеющих лицензию на осуществление оценочной деятельности.

Как следует из содержания пунктов 1.3 и 1.4 НСБУ N 19 "Организация и проведение инвентаризации", инвентаризация проводится, в частности, для выявления фактического наличия имущества, сопоставления его с данными бухгалтерского учета. Инвентаризации подлежит все имущество хозяйствующего субъекта независимо от места его нахождения. При инвентаризации, осуществляемой при разгосударствлении и приватизации, в расчет принимаются все объекты, числящиеся на балансе у государственного предприятия, принадлежащие ему как на праве собственности, так и на других вещных правах, включая и право хозяйственного ведения. Все они включаются в акт инвентаризации.

При удовлетворительном результате инвентаризации и оценке приватизируемого имущества Госкомимущество или его территориальное управление в соответствии с пунктом 29 Положения о порядке разгосударствления и приватизации объектов государственной собственности издает приказ о преобразовании предприятия в акционерное общество и приватизации его имущества, которым одновременно утверждает устав и проспект эмиссии акций.

Государственная регистрация вновь образованного акционерного общества производится в порядке, установленном Положением о порядке государственной регистрации, постановки на учет субъектов предпринимательства и оформления разрешительных документов. В соответствии с пунктом 59 Положения о порядке разгосударствления и приватизации объектов государственной собственности вступление акционерного общества в права собственности на разгосударствленное (приватизированное) имущество осуществляется с момента получения им ордера, выдаваемого Госкомимуществом.

Как следует из содержания статей 228, 232 Гражданского кодекса, виндикация предполагает истребование имущества из чужого незаконного владения. Однако если при проведении разгосударствления и приватизации соблюдены все установленные законодательством процедуры, то их результаты не могут быть признаны недействительными. А это значит, что выкупленным у государства имуществом, в том числе недвижимым, находящимся на его балансе, вновь созданный хозяйствующий субъект владеет на законном основании. Таким образом, отсутствуют основания для подачи виндикационного иска.

Более того, правом на обращение в суд с иском об истребовании имущества в соответствии с указанными нормативно-правовыми положениями наделен собственник, а также лицо, которому принадлежит право хозяйственного ведения. Если же истец не входит в перечень уполномоченных на предъявление виндикационного иска субъектов, то он неправомочен предъявлять соответствующие требования. В том числе в судебном порядке.


Данная публикация осуществлена

благодаря технической поддержке, оказываемой

Германским обществом по техническому сотрудничеству




Время: 0.0198
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск