ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Судебные акты / Изложение судебных актов (решений, постановлений) хозяйственных судов РУз по отдельным делам / Постановления кассационной инстанции с комментариями / По спорам, связанным с правом собственности /

По спору о признании государственного ордера недействительным

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПО СПОРУ О ПРИЗНАНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО

ОРДЕРА НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ


Источник материала: решение Хозяйственного суда

г. Ташкента по делу N 10-0213/767 от 28.06.2002 г.,

постановление Судебной коллегии Хозяйственного

суда г.Ташкента от 23.08.2002 г., постановление

Судебной коллегии Высшего хозяйственного

суда РУз  от 22.10.2002 г. 



СУТЬ ДЕЛА


В Хозяйственный суд г.Ташкента обратилось управление Госкомимущества по г.Ташкенту с иском о признании недействительным государственного ордера на право собственности, выданного открытому акционерному обществу. Суть спора заключалась в следующем. При приватизации государственного имущества республиканское производственное объединение было преобразовано в ОАО. После осуществления выкупных платежей ОАО был выдан государственный ордер на право собственности. Однако через некоторое время Госкомимуществом была проведена инвентаризация уставного фонда ОАО, в результате которой госорган выявил некоторые нарушения законодательства, допущенные при приватизации. По результатам проверки управление Госкомимущества по г.Ташкенту обратилось в Хозяйственный суд.



ПОЗИЦИЯ ГОСОРГАНА


Управление считает, что при проведении приватизации предприятием были допущены следующие нарушения:

- выкупные платежи доли трудового коллектива в размере 26 процентов производились с оборотных средств предприятия, причем трудовой коллектив получил только 9,6 процента акций эмиссии;

- в актах инвентаризации не были отражены данные о первоначальной балансовой стоимости части основных средств;

- часть денежных средств не была включена в приватизационную массу;

- сводный акт оценки имел исправления и подчистки, кроме того, в нем не была отражена часть имущества, находящегося в ведении предприятия;

- до выплаты полной стоимости приватизируемого объекта часть приватизируемого имущества была предоставлена в кредит без согласия на то ГКИ.

На этом основании истец просил признать ордер на право собственности недействительным.



ПОЗИЦИЯ ОАО


Юридическое лицо возразило управлению ГКИ в его доводах и указало, что при проведении приватизации законодательство нарушено не было. Часть денежных средств, которая, по мнению истца, не была включена в приватизационную массу, была получена по договору целевого займа и не могла быть объектом приватизации. Часть имущества, которая, по мнению сотрудников управления ГКИ, находилась в ведении предприятия, не была включена в сводный акт оценки, потому что не состояла на балансе предприятия. Что касается продажи одному из сотрудников предприятия товаров в кредит, то производить такую операцию законодательством не запрещено, к тому же другим юридическим лицом (совместным предприятием) по займу было предоставлено поручительство.

Поскольку при определении касательно первоначальной стоимости части основных средств сроки ввода их в эксплуатацию не были известны, то предприятие определило их самостоятельно и установило нулевую первоначальную стоимость. При этом ответчик сослался на то, что на основании данных проведенной экспертизы это имущество было оценено по действовавшим на момент приватизации рыночным ценам.



РЕШЕНИЕ СУДА


Хозяйственный суд г.Ташкента, изучив материалы дела, выслушав доводы сторон, удовлетворил требования истца. В обоснование своего решения он сослался на следующие положения:

- в акте инвентаризации и определении остаточной стоимости основных фондов предприятием были представлены несоответствующие действительности данные о сроках ввода в эксплуатацию части основных средств: этот срок соответствовал дате их фактического приема на баланс, в результате чего за период с момента приема средств до момента проведения приватизации норма амортизации была существенно завышена;

- отсутствовали документы, подтверждающие первоначальную стоимость части основных средств предприятия, а в акте инвентаризации их стоимость была отражена как нулевая;

- в годовом балансе, представленном предприятием управлению ГКИ, не была показана стоимость незавершенного капитального строительства, хотя в балансе, представленном в налоговую инспекцию, данная стоимость была отражена;

- в нарушение пункта 2 статьи 15 Закона "О разгосударствлении и приватизации" от 19 декабря 1991 года, четвертого абзаца пункта 1.18 Временного порядка разгосударствления и приватизации объектов государственной собственности (утвержден Госкомимуществом 22 марта 1994 года. В настоящее время не применяется. Вопросы разгосударствления и приватизации государственного имущества регулируются Положением о порядке разгосударствления и приватизации объектов государственной собственности (приложение N 5 к постановлению Кабинета Министров "О дальнейших мерах по разгосударствлению и приватизации предприятий с привлечением иностранных инвесторов в 2001 - 2002 г.г." от 9 марта 2001 года N 119 - прим. ред.) предприятие продало сотруднику определенное количество товаров в кредит без согласия на то Госкомимущества, хотя в договоре на приватизацию был закреплен пункт, согласно которому до выплаты полной стоимости предприятия приватизируемое имущество без согласия ГКИ не подлежит реализации, передаче или иному распоряжению;

- средства, полученные предприятием от министерства, в состав которого входило предприятие, были выданы в порядке целевой безвозмездной финансовой помощи, а не по договору займа, и не должны были исключаться из общей стоимости активов предприятия.

Таким образом, суд признал ордер на право собственности, выданный ГКИ ОАО, недействительным.

Ответчик, не согласившись с судом первой инстанции, подал апелляционную жалобу. Судебная коллегия, рассмотрев и внимательно изучив все стороны спора, пришла к выводу, что требования ответчика необоснованны и оставила апелляционную жалобу без удовлетворения, а решение суда первой инстанции без изменения. Суд апелляционной инстанции указал, что согласно пункту 1.9 Временного порядка разгосударствления и приватизации объектов государственной собственности создаваемая на приватизируемом предприятии рабочая комиссия оформляет сводный акт оценки имущества (на основании данных баланса предприятия, заверенного налоговой инспекцией на последнюю дату, предшествующую началу разгосударствления или приватизации), инвентаризации и оценки имущества, план приватизации, другие расчетные документы согласно приложениям NN 1-13 к Временному порядку. Однако в приложенном к заявке на приватизацию акте инвентаризации и определения остаточной стоимости (приложение N 6 к Временному порядку) не указывался коэффициент индексации имущества на момент приватизации, соответственно выкупная стоимость имущества была определена без учета индексации; в актах инвентаризации также не указана стоимость незавершенного строительства, не отражена первоначальная стоимость основных средств - все это привело к занижению реальной выкупной стоимости государственного имущества.

ОАО не согласилось и с позицией суда апелляционной инстанции и подало кассационную жалобу в Высший хозяйственный суд. Судебная коллегия Высшего хозяйственного суда, признав доводы ОАО необоснованными, подтвердила, что приватизация была проведена с нарушением законодательства, и признала решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции законными и обоснованными. На основании этого кассационная жалоба была оставлена без удовлетворения.



КОММЕНТАРИЙ


В соответствии со  статьей 8  Закона "О разгосударствлении и приватизации" от 19 ноября 1991 года (с изменениями) подготовка предприятия к разгосударствлению и приватизации включает определение состава имущества, подлежащего разгосударствлению и приватизации, инвентаризацию его производственных и непроизводственных фондов, оценку активов и пассивов, проведение разъяснительной работы в трудовом коллективе, решение других вопросов, при этом учитывая требования антимонопольного законодательства.

В соответствии с  пунктом 15  Положения о порядке разгосударствления и приватизации объектов государственной собственности для проведения разгосударствления (приватизации) Госкомимущество или его территориальное управление создает соответствующую комиссию.

При преобразовании предприятия в хозяйственное общество или товарищество комиссия составляет:

- план разгосударствления (приватизации) в соответствии с типовым планом разгосударствления по форме, утверждаемой Госкомимуществом, в котором указываются предлагаемые сроки проведения разгосударствления (приватизации), оценочная стоимость объекта, предлагаемые льготы отдельным членам трудового коллектива предприятия в соответствии с законодательством;

- акты оценки стоимости имущества, проекты учредительных документов, бизнес-план.

Согласно пункту 27 Положения по итогам работы комиссия должна представить в ГКИ (территориальное управление) следующие документы:

- протоколы заседаний;

- утвержденные акты оценки стоимости имущества;

- описание (план-схема, размеры, размещение) производственных и иных подразделений, распределения земельных участков;

- заключение об оценочной стоимости объекта преобразования;

- предложения по форме разгосударствления (приватизации);

- баланс предприятия, заверенный налоговым органом по месту налоговой регистрации предприятия;

- отчет о финансовых результатах (форма 2);

- расшифровку дебиторской и кредиторской задолженностей, в том числе просроченной;

- документы, подтверждающие право пользования земельными участками, недрами и другими природными ресурсами.

В соответствии с абзацем вторым пункта 49 Положения оценочная стоимость разгосударствляемых (приватизируемых) предприятий (объектов) определяется в национальной валюте с одновременной ее фиксацией в долларах США по курсу Центрального банка Республики Узбекистан на момент проведения оценки, если иной порядок оценки не определен законодательством.

В состав оцениваемого имущества включаются:

- все основные средства, числящиеся на балансе предприятия, независимо от их технического состояния, как действующие (включая объекты, временно находящиеся в капитальном ремонте и модернизации), так и находящиеся на консервации, в запасе или резерве (неустановленное оборудование), производственный и хозяйственный инвентарь, рабочий и продуктивный скот, многолетние насаждения и другие виды основных средств, а также переданные в пользование, аренду другим предприятиям и организациям;

- другие долгосрочные активы, включая нематериальные;

- оборотные и прочие активы.

Оценка имущества осуществляется в следующем порядке:

1) определяется балансовая стоимость основных фондов исходя из их первоначальной стоимости на момент ввода или приобретения и пересчитанной с учетом коэффициентов индексации, установленных постановлениями Кабинета Министров "Об организации работы по пересчету стоимости основных фондов по действующим ценам" от 18 июня 1992 года N 293, "О переоценке основных фондов (средств) в Республике Узбекистан" от 1 июня 1993 года N 261, "Об организации работы по пересчету основных средств в Республике Узбекистан" от 28 ноября 1994 года N 572, "О прогнозе основных макроэкономических показателей и параметрах государственного бюджета Республики Узбекистан на 2001 год" от 26 декабря 2000 года N 500, и в порядке, определенном законодательством;

2) определяется восстановительная стоимость основных фондов в действующих ценах (не выше рыночных) путем дооценки их до стоимости, соответствующей ценам заводов-изготовителей, прейскурантов, прайс-листов и др., или применения коэффициентов удорожания стоимости основных фондов по данным Министерства экономики с даты последней переоценки основных фондов по решению правительства на дату оценки;

3) определяется величина износа основных фондов исходя из соответствующих норм амортизации, действовавших до 1 января 1997 года и введенных после 1 января 1997 года, на полное восстановление основных фондов и сроков их эксплуатации;

4) определяется остаточная стоимость основных фондов в действующих ценах как разница между восстановительной стоимостью в действующих ценах и величиной определенного нормативного износа за период эксплуатации (акт инвентаризации и оценочной стоимости основных фондов);

5) составляются следующие акты в действующих ценах: инвентаризации и определения оценочной стоимости объектов социальной инфраструктуры и охраны окружающей среды; объектов  незавершенного строительства; неустановленного оборудования;

6) устанавливаются на основе данных отчетного бухгалтерского баланса предприятия (на момент оценки) или данных инвентаризации стоимость оборотных активов (производственные запасы, незавершенное производство, готовая продукция, денежные средства, краткосрочные вложения, дебиторская задолженность), а также обязательства предприятия (долгосрочные и краткосрочные займы и кредиты, авансы, кредиторская задолженность);

7) производится оценка стоимости прав пользования земельными участками, недрами и другими природными ресурсами (акт инвентаризации стоимости прав на пользование земельными участками, недрами и другими природными ресурсами);

8) оценка товарно-материальных ценностей, относящихся к оборотным средствам, а также малоценных и быстроизнашивающихся предметов производится в действующих оптовых или розничных ценах. С учетом новых цен на отдельные виды ценностей их стоимость уточняется. Итоговым документом является сводный акт оценки имущества предприятия (объекта).

Согласно пункту 57 Положения при преобразовании государственного предприятия в общество (ОАО, ООО и т.д.) между Госкомимуществом (его территориальным управлением) и уполномоченным акционерами (участниками) лицом (председателем наблюдательного совета или руководителем исполнительного органа) заключается договор-соглашение о взаимных обязательствах, в котором могут быть отражены условия: сохранения на определенный период профиля деятельности предприятия и согласованных объемов производства, экспорта продукции; изменения количества рабочих мест; по поставкам продукции определенным потребителям; по реализации мер по обеспечению экологической безопасности, улучшению условий труда работающих; по особенностям социально-бытового обеспечения работников; содержания объектов социального, природоохранного назначения. Кроме того, согласно пункту 2 статьи 15 Закона "О разгосударствлении и приватизации" при выкупе государственных предприятий в рассрочку до выплаты полной стоимости предприятия в договоре-соглашении могут устанавливаться также условия ограничения права распоряжения имуществом, включая запрещение продажи или безвозмездной передачи этого имущества без согласия Госкомимущества.



Данная публикация осуществлена благодаря

технической поддержке, оказываемой Германским обществом

по   техническому   сотрудничеству


Время: 0.0056
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск