ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Судебные акты / Изложение судебных актов (решений, постановлений) хозяйственных судов РУз по отдельным делам / Постановления кассационной инстанции с комментариями / По иным вопросам /

По спору о законности проведения внеплановой проверки

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПО СПОРУ О ЗАКОННОСТИ

ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕПЛАНОВОЙ

ПРОВЕРКИ

        

Опубликовано в НТВ N 04 (652) от 23 января 2007 г.

Комментарий действует на момент выхода газеты



СУТЬ ДЕЛА


Департамент по борьбе с налоговыми и валютными преступлениями (далее - контролирующий орган) произвел внеплановую документальную проверку деятельности ООО. Последнее, считая действия государственного органа неправомерными, обратилось с исковым заявлением в суд о признании недействительным приказа контролирующего органа о проведении проверки. Решением суда первой инстанции и постановлением апелляционной инстанции заявленные требования оставлены без удовлетворения. ООО обратилось с кассационной жалобой в Высший хозяйственный суд.



ПОЗИЦИЯ ООО


Контролирующим органом было представлено письмо Республиканского совета по координации деятельности контролирующих органов о проведении внеплановой проверки. Однако статьей 12 Закона "О государственном контроле деятельности хозяйствующих субъектов" от 24 декабря 1998 года N 717-I (далее - Закон) установлено, что основанием для проведения внеплановой проверки является решение Совета. Частью первой статьи 9 Закона также предусмотрено, что основанием для проведения проверки является выписка из координационного плана.

Государственный орган не представил решение Совета и выписку из координационного плана. Следовательно, его действия по проведению проверки являются неправомерными.



ПОЗИЦИЯ КОНТРОЛИРУЮЩЕГО ОРГАНА


Закон не регламентирует форму принимаемого Советом решения о проведении внеплановой проверки. Поэтому представленное контролирующим органом письмо является разрешением на проведение внеплановой проверки.

Частью первой статьи 9 Закона предусмотрено, что выписка из координационного плана требуется для проведения плановой проверки. Следовательно, данный документ не требуется для проведения внеплановой проверки.




ПОСТАНОВЛЕНИЕ СУДА

С КОММЕНТАРИЯМИ


Согласно статье 3 Закона проверкой является единовременный контроль, осуществляемый контролирующими органами, за исполнением хозяйствующими субъектами законов и иных актов законодательства, регулирующих их деятельность.

Согласно девятому абзацу пункта 1 Положения о порядке проведения проверок деятельности хозяйствующих субъектов и ведения Книги регистрации проверок (в редакции, утвержденной приказом министра юстиции, зарегистрированным Министерством юстиции 15 мая 2001 года N 917-1*) внеплановой является проверка, не включенная в годовой (квартальный) план проверок, осуществляемая контролирующими органами в порядке и случаях, предусмотренных законодательством. Основаниями для ее проведения, согласно части первой статьи 12 Закона, являются: решение специально уполномоченного органа по проведению внеплановой проверки (в данном случае - это разрешение Совета); приказ соответствующего контролирующего органа, осуществляющего проверку. Следовательно, при наличии указанных документов государственный орган имеет законные основания для проведения проверки.

Судебная коллегия, выслушав пояснения сторон, мнение прокурора, изучив материалы дела, установила:

- основанием для проведения проверки истца является решение Совета в форме письма с указанием наименования проверяемого объекта, целей и сроков проведения проверки;

- были изданы соответствующие приказы контролирующих органов о проведении проверки;

- издание указанных выше приказов связано с поступлением в контролирующий орган сведений о фактах нарушения хозяйствующим субъектом законов и иных актов законодательства.

Следовательно, действия контролирующих органов по оформлению документов на проведение проверки были правомерны.

Кассационная коллегия, проанализировав положения законодательства, определила:

- согласно статье 7 Закона координация деятельности контролирующих органов осуществляется специальным уполномоченным органом, решение которого в части проведения проверок деятельности хозяйствующих субъектов является обязательным.

Пунктом 3 Указа Президента "Об упорядочении проверок и совершенствовании координации деятельности контролирующих органов" от 8 августа 1996 года N УП-1503 установлено, что все проверки деятельности хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности, осуществляемые контролирующими органами в соответствии с правами, установленными законодательством, проводятся только по согласованию с Республиканским советом по координации деятельности контролирующих органов, который таким образом является специально уполномоченным органом в части проведения проверок деятельности хозяйствующих субъектов;

- в соответствии с частью первой статьи 9 Закона выписка из координационного плана является основанием для проведения плановой проверки.

Законом предусмотрено, что выписка из координационного плана выдается специально уполномоченным органом (Советом) и наряду с приказом контролирующего органа является одним из оснований для проведения плановой проверки. Следовательно, она не требуется при проведении внеплановой проверки;

- частью первой статьи 12 Закона установлено, что основанием для проведения внеплановой проверки является решение специально уполномоченного органа по проведению внеплановой проверки, а также приказ соответствующего контролирующего органа.

Процедура получения разрешения на проведение внеплановой проверки следующая: согласно разделу III Положения о порядке координации проверок деятельности субъектов предпринимательства - юридических лиц, проводимых контролирующими органами (в новой редакции, утвержденной решением РСКДКО, зарегистрированным Министерством юстиции 6 мая 2006 года N 1573) контролирующий орган направляет в Совет заявку на получение разрешения провести внеплановую проверку с обоснованием необходимости ее проведения, а также план проверки, утвержденный руководителем контролирующего органа. Совет в сжатые сроки рассматривает представленные документы и принимает решение о проведении внеплановой проверки или отказе в таковом. Из этого следует, что законодательством не определена форма принимаемого Советом решения. Это может быть письмо, приказ, решение или любой другой документ, разрешающий провести внеплановую проверку;

- согласно части второй статьи 12 Закона внеплановая проверка осуществляется контролирующими органами в случае поступления в контролирующий орган дополнительных сведений о фактах нарушения хозяйствующим субъектом законов и иных актов законодательства.

Внеплановые проверки в соответствии с пунктом 16 Положения N 1573 могут осуществляться в исключительных случаях при наличии обосновывающих их причин. Такими случаями являются:

- необходимость проведения проверок, вытекающая из решений Президента или правительства Республики Узбекистан (если в решении Президента или правительства Республики Узбекистан определено наименование проверяемого субъекта, то получения согласия Совета или его областной комиссии не требуется);

- поступление в контролирующий орган дополнительных сведений о фактах нарушения субъектом предпринимательства законов и иных актов законодательства (дополнительными сведениями может служить информация от предприятий, организаций, учреждений и граждан с указанием конкретных аргументированных и документально подтвержденных фактов нарушений);

- необходимость предотвращения чрезвычайных ситуаций;

- осложнение санитарно-эпидемиологической обстановки, а также возникновение вероятности завоза и распространения инфекционных заболеваний из сопредельных государств.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 187, 189 Хозяйственного процессуального кодекса, судебная коллегия постановила решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.


---------------------------------------------

*) Утратило силу 8 января 2007 года - со дня вступления в силу приказа министра юстиции "Об утверждении Положения о порядке проведения проверок деятельности хозяйствующих субъектов и ведения Книги регистрации проверок", зарегистрированного Министерством юстиции 29 декабря 2006 года N 1650.



Данная публикация осуществлена

благодаря технической поддержке, оказываемой

Германским обществом по техническому сотрудничеству












































Время: 0.0047
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск