ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Судебные акты / Изложение судебных актов (решений, постановлений) хозяйственных судов РУз по отдельным делам / Постановления кассационной инстанции с комментариями / По иным вопросам /

По спору о реализации горюче-смазочных материалов без лицензии

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПО СПОРУ О РЕАЛИЗАЦИИ

ГОРЮЧЕ-СМАЗОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ

БЕЗ ЛИЦЕНЗИИ


Опубликовано в НТВ N 26 (518) от 21 июня 2004 г.

Комментарий действует на момент выхода газеты



СУТЬ ДЕЛА*

При проверке соблюдения предприятием налогового законодательства налоговый орган выявил факт реализации горюче-смазочных материалов (ГСМ) без получения соответствующей лицензии. Это было квалифицировано как нарушение законодательства с применением к юридическому лицу финансовых санкций - изъятием всего дохода, полученного от данной реализации, с наложением штрафа в таком же размере. Предприятие не согласилось с органом и обратилось в хозяйственный суд с исковым заявлением о признании вынесенного последним решения недействительным.



ПОЗИЦИЯ НАЛОГОВОГО ОРГАНА


В соответствии  с одиннадцатым абзацем пункта 2 Положения о порядке выдачи предприятиям (организациям) специальных разрешений (лицензий) на право занятия отдельными видами деятельности (приложение к постановлению Кабинета Министров "О совершенствовании порядка выдачи специальных разрешений (лицензий) на занятие отдельными видами деятельности" от 19 апреля 1994 года N 215) (на сегодняшний день не действует - прим. ред.) деятельность по реализации нефтепродуктов подлежит лицензированию. Соответственно, реализация ГСМ предприятием без лицензии является нарушением законодательства, и применение финансовых санкций законно и обоснованно.



ПОЗИЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ


Положение о порядке выдачи предприятиям (организациям) специальных разрешений (лицензий) на право занятия отдельными видами деятельности  утратило силу в соответствии с пунктом 1 раздела I "Перечень утративших силу решений правительства" приложения N 2 к постановлению Кабинета Министров "О мерах по реализации Закона Республики Узбекистан о лицензировании отдельных видов деятельности" от 28 июня 2002 года N 236. А согласно требованиям, установленным  Порядком представления и оформления документов для получения лицензии на право реализации нефтепродуктов (приложение N 1 к постановлению Кабинета Министров "О мерах по совершенствованию работы автозаправочных станций и улучшению обеспечения потребителей республики нефтепродуктами" от 18 сентября 1998 года N 397) (на сегодняшний день не действует - прим. ред.), лицензию необходимо получать лишь на реализацию ГСМ через принадлежащую предприятию автозаправочную станцию. Предприятие же осуществляло реализацию ГСМ покупателям - юридическим лицам напрямую по безналичному расчету.

Таким образом, наложение финансовых санкций на него необоснованно.



РЕШЕНИЕ СУДА


Суд, изучив материалы дела, выслушав объяснения сторон, пришел к нижеследующим выводам:

- Положение о порядке выдачи предприятиям (организациям) специальных разрешений (лицензий) на право занятия отдельными видами деятельности предусматривало порядок обязательного лицензирования деятельности по реализации нефтепродуктов. Реализация ГСМ без получения соответствующей лицензии противоречила требованиям указанного документа;

- на момент реализации предприятием ГСМ постановление Кабинета Министров N 215 силу еще не утратило, поэтому довод предприятия о недействии его положений на тот момент не является обоснованным;

- в соответствии с пунктом 6 части первой статьи 135 Налогового кодекса за занятие видами деятельности без лицензии взыскивается весь доход (прибыль), полученный от этой деятельности, и штраф в том же размере.

На основании изложенного действия налогового органа по изъятию дохода, полученного от реализации ГСМ без получения соответствующей лицензии, с наложением штрафа в таком же размере были признаны судом соответствующими требованиям закона.



К О М М Е Н Т А Р И Й


Указанный спор прошел три судебные инстанции хозяйственного суда, включая кассационную.

Важным моментом для суда при принятии решения об удовлетворении или отказе в удовлетворении заявленных исковых требований было уяснить ряд нижеследующих моментов.

Во-первых, в каких случаях реализация ГСМ подлежала обязательному лицензированию. В данном споре также необходимо было определить, охватывали ли положения законодательства о лицензировании реализацию ГСМ предприятием непосредственно покупателям по безналичному расчету без использования автозаправочной станции, и правомерна ли указанная реализация без получения соответствующей лицензии.

Во-вторых, обоснованно ли налоговым органом применены финансовые санкции в форме изъятия всего дохода, полученного от реализации, с наложением штрафа в таком же размере.

Исходя из содержания судебных актов суд установил, что предприятие осуществляло реализацию ГСМ до вступления в силу постановления Кабинета Министров "О мерах по реализации Закона Республики Узбекистан "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 28 июня 2002 года N 236, которым было отменено постановление Кабинета Министров N 215. Соответственно, на этот момент в полной мере сохраняли силу положения об обязательном лицензировании деятельности по реализации нефтепродуктов, установленные одиннадцатым абзацем пункта 2 Положения о порядке выдачи предприятиям (организациям) специальных разрешений (лицензий) на право занятия отдельными видами деятельности (приложение к постановлению Кабинета Министров "О совершенствовании порядка выдачи специальных разрешений (лицензий) на занятие отдельными видами деятельности" от 19 апреля 1994 года N 215). А поскольку Положением не предусмотрена градация в части реализации напрямую покупателям по безналичному расчету или через автозаправочную станцию, то, соответственно, требования о получении лицензии при реализации предприятием ГСМ распространялись на оба случая. Суд пришел к выводу, что таким образом предприятие нарушило требования об обязательном получении лицензии при реализации ГСМ напрямую покупателям без использования автозаправочной станции.

Имеет смысл подробнее остановиться на доводе предприятия о том, что требования о получении лицензии распространялись только на реализацию ГСМ через автозаправочные станции. Дело в том, что Порядок представления и оформления документов для получения лицензии на право реализации нефтепродуктов (приложение N 1 к постановлению Кабинета Министров от 18 сентября 1998 года N 397) распространялся на случаи реализации нефтепродуктов через автозаправочные станции. Данный документ согласно его пункту 1 был разработан для наиболее полного обеспечения потребности народного хозяйства и населения в нефтепродуктах, предупреждения и устранения нарушений при их реализации на автозаправочных станциях и пунктах обмена масел и улучшения культуры обслуживания. В нем наряду с прочими условиями были установлены требования, предъявляемые к автозаправочным станциям для получения ими права на реализацию нефтепродуктов. Таким образом, наличие указанного нормативно-правового акта еще не означает, что реализацию нефтепродуктов без автозаправочных станций можно было вести без лицензии, поскольку действовало Положение о порядке выдачи предприятиям (организациям) специальных разрешений (лицензий) на право занятия отдельными видами деятельности, согласно которому, как уже было указано, лицензированию подлежала реализация нефтепродуктов как таковая. А согласно пункту 6 части первой статьи 135 Налогового кодекса за занятие лицензируемыми видами деятельности без лицензии взыскивается весь полученный от нее доход (прибыль) и штраф в том же размере.

Исходя из вышеприведенных положений законодательства  суд признал, что финансовые санкции на предприятие налоговым органом наложены правомерно.

На сегодняшний день утратили силу как Порядок представления и оформления документов для получения лицензии на право реализации нефтепродуктов, так и Положение о порядке выдачи предприятиям (организациям) специальных разрешений (лицензий) на право занятия отдельными видами деятельности. Субъектам предпринимательской деятельности важно иметь в виду, что в настоящее время действуют:

- Перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии (приложение N 1 к постановлению Олий Мажлиса "О перечне видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии" от 12 мая 2001 года N 222-II);

- Положение о лицензировании деятельности по реализации нефтепродуктов (кроме реализации нефтепродуктов через автозаправочные станции и пункты обмена масел) (приложение N 1 к постановлению Кабинета Министров "Об утверждении положений о лицензировании деятельности по реализации нефтепродуктов от 28 июня 2003 года N 289);

- Положение о лицензировании деятельности по реализации нефтепродуктов через автозаправочные станции и пункты обмена масел (приложение N 2 к указанному постановлению).

Согласно положениям этих нормативно-правовых актов подлежит лицензированию реализация соответствующих нефтепродуктов как через автозаправочные станции, так и без их использования. Во избежание применения финансовых санкций, установленных пунктом 6 части первой статьи 135 Налогового кодекса, субъектам важно строго следовать установленным законодательством требованиям.


-----------------------------------

*) При рассмотрении спора применялось законодательство по состоянию на период 2001 года.



Данная публикация осуществлена благодаря

технической поддержке, оказываемой Германским обществом

по   техническому   сотрудничеству










































Время: 0.0186
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск