ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Судебные акты / Изложение судебных актов (решений, постановлений) хозяйственных судов РУз по отдельным делам / Постановления кассационной инстанции с комментариями / По иным вопросам /

По спору о признании недействительным решения антимонопольного комитета о наложении штрафа за распространение недостоверной рекламы

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

ПО СПОРУ О ПРИЗНАНИИ НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ

РЕШЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОГО КОМИТЕТА

О НАЛОЖЕНИИ ШТРАФА ЗА РАСПРОСТРАНЕНИЕ

НЕДОСТОВЕРНОЙ РЕКЛАМЫ


Опубликовано в НТВ N 32 (472) от 8 августа 2003 г.

Комментарий действует на момент выхода газеты



В Хозяйственный суд г.Ташкента обратилось юридическое лицо (далее - фирма) с заявлением о признании недействительным решения Управления по демонополизации и развитию конкуренции г.Ташкента (далее - госорган) о наложении штрафных санкций за нарушение законодательства о рекламе и защите прав потребителей.  Суть спора заключалась в следующем. Фирма являлась организатором концертных мероприятий. Рекламные объявления об их проведении указывали на то, что исполнение певцами эстрадных произведений будет проводиться "живым голосом". При мониторинге госорган выявил факт использования фонограммы и принял решение о наложении на фирму штрафных санкций за нарушение законодательства о рекламе и защите прав потребителей. Фирма с такой постановкой вопроса категорически не согласилась.



ПОЗИЦИЯ ФИРМЫ


Представители фирмы в обоснование своих требований указали на то, что госорган не составил номерной акт проверки, содержащий сведения о нарушении законодательства, и тем самым нарушил требования пункта 6 Порядка применения к хозяйствующим субъектам штрафов, налагаемых государственным антимонопольным органом за нарушение законодательства о защите прав потребителей и законодательства о рекламе (приложение к постановлению Кабинета Министров "Об утверждении порядка применения к хозяйствующим субъектам штрафов, налагаемых государственным антимонопольным органом за нарушение законодательства о защите прав потребителей и законодательства о рекламе" от 26 августа 1998 года N 370). Фонограмма использовалась в связи с болезнью исполнителя, в незначительном объеме, и о намерении ее применения распространителям рекламы  было направлено соответствующее письмо. Кроме того, решение о наложении штрафных санкций за нарушение законодательства о рекламе и защите прав потребителей принимает непосредственно Государственный комитет по демонополизации и развитию конкуренции, а не его территориальное управление.



ПОЗИЦИЯ ГОСОРГАНА


Представители управления возразили против доводов истца, указав, что фирма для привлечения зрителей на концертное мероприятие дала недостоверную рекламу: в рекламном материале было указано, что исполнение производится "живым голосом", а фактически была использована фонограмма. Таким образом, граждане были введены в заблуждение недостоверной рекламой, в связи с чем им был причинен моральный и материальный вред.



РЕШЕНИЕ СУДА


Суд, выслушав объяснения сторон и изучив материалы дела, пришел к следующим выводам:

- в рекламном материале о проведении концертного мероприятия значилось, что исполнение песен производится "живым голосом", хотя фактически была использована фонограмма. Таким образом, в нарушение статьи 13 Закона "О рекламе" от 25 декабря 1998 года N 723-I была распространена недостоверная реклама. Объем использования фонограммы в данном случае значения не имеет;

- распространителям рекламы об изменении содержания рекламных материалов со ссылкой на возможность использования фонограммы было сообщено лишь частично;

- довод истца о том, что госорган не составил номерной акт проверки и тем самым нарушил законодательство, суд не принял во внимание, поскольку в данном случае проверки не было, а был лишь осуществлен мониторинг за соблюдением требований Закона "О рекламе";

- довод о том, что решение о наложении штрафных санкций в данном случае должно было приниматься непосредственно антимонопольным комитетом, а не его территориальным управлением, суд также не принял во внимание, потому что согласие комитета на наложение санкций было получено, что подтверждается соответствующим письмом.

Таким образом, суд отказал фирме в удовлетворении ее требований  и признал принятые госорганом решения о наложении штрафных санкций правомерными.

Фирма не согласилась с таким решением и подала апелляционную жалобу. Судебная коллегия Хозяйственного суда г.Ташкента подтвердила правильность решения суда первой инстанции. Фирма обратилась в Высший хозяйственный суд с кассационной жалобой с просьбой отменить предыдущие акты. Судебная коллегия ВХС оставила предыдущие акты без изменения, указав на их правомерность.



КОММЕНТАРИЙ


Статья 6 Закона "О рекламе" в числе основных требований к рекламе определяет точность и достоверность.

В соответствии со статьей 13 указанного Закона недостоверной  (недобросовестной,   заведомо  ложной) считается реклама,  которая в результате неточности, двузначности, преувеличения, умалчивания, нарушения требований в отношении времени, места  и  способа распространения и иных требований, предусмотренных законодательством, вводит или может ввести в заблуждение потребителей рекламы, причинить убытки и моральный  вред лицам, а также государству.

Предпринимательским структурам при распространении рекламы следует учитывать, что недостоверная реклама запрещена и за ее распространение на юридических лиц-рекламодателей (распространителей, производителей) могут быть наложены штрафные санкции в размере  от ста до пятисот минимальных размеров заработной платы (размеры штрафов указаны в статье 29 Закона "О рекламе").

Полномочия по признанию рекламы недостоверной возлагаются согласно части третьей статьи 13 Закона "О рекламе" на Государственный комитет по демонополизации и развитию конкуренции и его территориальные органы. При этом, согласно пункту 5 Порядка применения к хозяйствующим субъектам штрафов, налагаемых государственным антимонопольным органом за нарушение законодательства о защите прав потребителей и законодательства о рекламе,  начальники территориальных органов обязаны согласовывать вопрос о наложении санкций за распространение недостоверной рекламы с председателем антимонопольного комитета и его заместителями. При этом следует учитывать, что согласно пункту 6 указанного Порядка основанием для принятия такого решения и, соответственно, наложения штрафных санкций могут служить:

- материалы собственных проверок, по результатам которых составляются акты;

- материалы мониторингов, проводимых антимонопольным комитетом и его территориальными подразделениями в соответствии с объемом их полномочий, результаты которых необязательно должны быть зафиксированы номерными актами в установленном для проверок порядке, а достаточно составления т.н. "информации о выявленных нарушениях";

- заявления потребителей, обществ защиты прав потребителей, средств массовой информации, хозяйствующих субъектов, органов государственного управления, органов государственной власти на местах, за которыми следуют, как правило, проверки либо мониторинг.

При этом при проведении и рекламировании театрально-зрелищных мероприятий (как в рассмотренном деле) необходимо, помимо требований Закона "О рекламе", также учитывать положения Правил предоставления информации об использовании фонограммы при проведении театрально-концертных мероприятий (утверждены приказом председателя Госкомдемонополизации, зарегистрированным Минюстом 16 ноября 2002 года  N 1188). В пункте 2 Правил сказано, что организаторы театрально-концертных мероприятий обязаны своевременно сообщать потребителям об исполнении музыкальных произведений с использованием фонограммы. 

В соответствии с пунктами 3 и 4 указанных Правил сообщение об использовании фонограммы должно содержать слова "исполняется под фонограмму", а также может содержать указание на форму (способы) ее использования. Оно помещается в рекламе, объявлениях, анонсах, афишах, программах театрально-концертного мероприятия на языке рекламы, объявления, анонса, афиши, программы.

В тех случаях, когда в рекламе театрально-зрелищных (в том числе концертных) мероприятий указание на использование фонограммы отсутствует, но возникли опасения, что она может быть применена, во избежание нарушения законодательства необходимо в оперативном порядке информировать потребителей, направив соответствующее сообщение распространителям рекламы о возможности такого использования.

В рассмотренном хозяйственном судом деле фирма нарушила перечисленные выше требования о распространении рекламы театрально-зрелищных мероприятий в части использования фонограммы, что и привело к наложению на нее штрафных санкций в соответствии с положениями законодательства.



Данная публикация осуществлена благодаря

технической поддержке, оказываемой Германским обществом

по   техническому   сотрудничеству










Время: 0.0230
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск