ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Судебные акты / Изложение судебных актов (решений, постановлений) хозяйственных судов РУз по отдельным делам / Комментарии к решениям первой инстанции / По спорам, связанным с заключением и исполнением договоров /

По спору о порядке расторжения договора купли-продажи

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

                          

Акт государственного органа может быть признан недействительным лишь при условии, если он не соответствует законодательству и нарушает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица



СУТЬ СПОРА


На основании приказа областного управления Госкомимущества Республики Узбекистан* от 14 января 2008 года N 02/6-н здание "Салон химчистки" было выставлено на торги через ГУП "Республика мулк аукциони" с начальной продажной ценой 138 957 300 сум, с принятием покупателем инвестиционных обязательств на сумму не менее 450 000 000 сум.

По результатам проведенных торгов победителем было признано Общество с ограниченной ответственностью (далее - покупатель), между которым и областным управлением Госкомимущества (далее - продавец) 26 февраля 2008 года был заключен договор купли-продажи.

Согласно условиям договора купли-продажи выкупная стоимость объекта составила 139 000 000 сум, покупатель принял инвестиционные обязательства в размере 450 000 000 сум, которые должен был вносить в объект ежеквартально по 56 250 000 сум в срок до I квартала 2010 года.

Впоследствии сторонами было подписано дополнительное соглашение, которым срок внесения инвестиционных обязательств продлен до I квартала 2011 года.

Покупателем обязательства по оплате выкупных платежей были выполнены. Однако обязательства по внесению инвестиций не были исполнены, в связи с чем продавцом договор был расторгнут в одностороннем порядке, о чем 13 июля 2011 года издан приказ N 56/6-п.

Не согласившись с односторонним расторжением договора купли-продажи, покупатель обратился в хозяйственный суд с заявлением о признании приказа N 56/6-п от 13 июля 2011 года недействительным.



ДОВОДЫ ЗАЯВИТЕЛЯ (ПОКУПАТЕЛЯ)


В соответствии с гражданским законодательством до расторжения договора продавец должен направить покупателю предложение о расторжении договора и лишь в случае получения отказа либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом, на предложение продавец вправе обратиться в суд с требованием о расторжении договора.

Однако такое предложение продавцом не было направлено, и он без обращения в суд издал приказ об одностороннем расторжении договора, что противоречит законодательству и нарушает права и интересы покупателя, в связи с чем подлежит признанию недействительным.

Инвестиционные обязательства не выполнены по причинам, не зависящим от покупателя, так как соответствующими службами затягивалось оформление документов на реконструкцию здания.



ДОВОДЫ ОТВЕТЧИКА (ПРОДАВЦА)


Покупателем не были выполнены инвестиционные обязательства и на основании его обращения сроки внесения инвестиций были продлены на 1 год. Но и в этот срок покупателем инвестиции в объект не внесены.

Условиями договора купли-продажи предусмотрено, что в случае несвоевременного выполнения инвестиционных обязательств продавец вправе в одностороннем порядке расторгнуть договор, в связи с чем продавец вправе был без предварительного уведомления и без обращения в суд расторгнуть договор купли-продажи.



РЕШЕНИЕ СУДА


В удовлетворении требований покупателя о признании акта государственного органа недействительным отказать.



КОММЕНТАРИЙ


В соответствии с частью первой ст. 12 Гражданского кодекса Республики Узбекистан (далее - ГК) акт государственного органа или органа самоуправления граждан, не соответствующий законодательству и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.

Из изложенного следует, что для признания акта государственного органа или органа самоуправления граждан необходимо наличие двух элементов:

- несоответствие акта законодательству;

- акт нарушает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица.

Покупатель в обоснование несоответствия оспариваемого акта законодательству указал, что в нарушение требований гражданского законодательства продавец в одностороннем порядке расторг договор, в то время как расторжение договора возможно по соглашению сторон, а при недостижении согласия - в судебном порядке.

Часть первая статьи 382 ГК предусматривает, что изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.

Аналогичная норма содержится и в ст. 15 Закона Республики Узбекистан "О договорно-правовой базе деятельности хозяйствующих субъектов".

В пункте 55 Положения о порядке разгосударствления и приватизации объектов государственной собственности, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 21.07.2006 г. N 145, установлено, что при невыполнении инвесторами условий внесения выкупных платежей и инвестиционных обязательств, установленных в заключаемых договорах купли-продажи, Госкомимущество применяет меры по взысканию с инвестора штрафа или в одностороннем порядке инициирует расторжение договора в установленном порядке.

Пункт 53 названного Положения предусматривает, что в договоре купли-продажи, наряду с другими сведениями и условиями, в обязательном порядке должны отражаться ответственность сторон за несвоевременное выполнение и/или невыполнение обязательств, принимаемых по договору, размеры и условия выплаты штрафных санкций, порядок разрешения споров, условия расторжения договора.

Пунктом 5.3 заключенного между сторонами договора купли-продажи также предусмотрено, что в случае несвоевременного выполнения инвестиционных обязательств продавец вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке.

Принимая во внимание изложенное, суд пришел к выводу, что продавец, в связи с невыполнением покупателем инвестиционных обязательств, вправе был в одностороннем порядке расторгнуть договор, в связи с чем оспариваемый приказ не противоречит законодательству.

Отклоняя доводы покупателя о том, что расторжение договора возможно по соглашению сторон, а при недостижении согласия - в судебном порядке, суд в решении указал, что действительно, часть вторая ст. 382 и ст. 384 ГК предусматривают, что по требованию одной из сторон договор может быть расторгнут по решению суда при существенном нарушении договора другой стороной и в иных случаях, предусмотренных ГК, другими законами или договором, и требование о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом, либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок. Однако этот порядок применим в том случае, если иной порядок не предусмотрен ГК, другими законами или договором. В данном случае условиями договора купли-продажи предусмотрен иной порядок, предусматривающий возможность расторжения договора в одностороннем порядке.

Суд также не принял доводы покупателя о том, что инвестиционные обязательства не выполнены в связи с затягиванием соответствующими службами оформления документов на реконструкцию здания, и в решении указал, что это обстоятельство не относится к чрезвычайным и непредотвратимым обстоятельствам, т.к. согласно ст. 333 ГК лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах (форс-мажор), к которым не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.



*) Ныне Государственный комитет Республики Узбекистан по приватизации, демонополизации и развитию конкуренции (Указ Президента Республики Узбекистан от 13.11.2012 г. УП N-4483)



"Вестник Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан",

2013 г., N 10





















Время: 0.0064
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск