ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Судебные акты / Изложение судебных актов (решений, постановлений) хозяйственных судов РУз по отдельным делам / Комментарии к решениям первой инстанции / По вопросам антимонопольного регулирования /

По спору о доминирующем положении хозяйствующего субъекта на товарном рынке

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

                      

В соответствии с антимонопольным законодательством если лицо или несколько лиц совместно в результате соглашения или согласованных действий имеют право прямо или косвенно распоряжаться контрольным пакетом акций или таким количеством голосов, которое достаточно для оказания решающего влияния, то они признаются группой лиц



СУТЬ СПОРА


В соответствии с планом основных работ работниками Государственного комитета Республики Узбекистан по демонополизации и развитию конкуренции* (далее - Комитет) был проведен анализ рынка продукции химической отрасли на основе данных, полученных от ГАК и предприятий, входящих в состав данной компании.

В ходе анализа было выявлено, что ОАО-1, ОАО-2 и ОАО-3 являются производителями:

а) аммиачной селитры, объем реализации которой составил:

в 2008 году 1195 тыс. тн, из которых доля ОАО-3 составляет 611 тыс. тн (51,1%), ОАО-1 - 344 тыс. тн (28,8%), ОАО-2 - 240 тыс. тн (20,1%);

- в 2009 году 140.1,5 тыс. тн, из которых доля ОАО-3 составляет 697 тыс. тн (49,7%), ОАО-1 - 385 тыс. тн (27,4%), ОАО-2 - 319,5 тыс. тн (22,8%);

в первом полугодии 2010 года 920 тыс. тн, из которых доля ОАО-3 составляет 450 тыс. тн (48,9%), ОАО-1 - 285 тыс. тн (31%), ОАО-2 - 185 тыс. тн (20,1%);

б) аммиачной воды (аммиак водный), объем реализации которой составил:

в 2008 году 40,7 тыс. тн, из которых доля ОАО-3 составляет 28,4 тыс. тн (69,8%), ОАО-1 - 11,2 тыс. тн (27,6%), ОАО-2 - 1 тыс. тн (2,6%);

- в 2009 году 37,6 тыс. тн, из которых доля ОАО-3 составляет 24,6 тыс. тн (65,3%), ОАО-1 - 12,2 тыс. тн (32,5%), ОАО-2 - 0,8 тыс. тн (2,2%);

в первом полугодии 2010 года 16,6 тыс. тн, из которых доля ОАО-3 составляет 9,3 тыс. тн (65,2%), ОАО-1 - 6,1 тыс. тн (36,5%), ОАО-2 - 1,2 тыс. тн (7,3%).

Также было установлено, что ГАК владеет 51 процентом акций ОАО-1, ОАО-2 и ОАО-3.

Результаты анализа были предметом рассмотрения на заседании экспертного совета Комитета, на котором было принято решение о включении ОАО-1, ОАО-2 и ОАО-3 в составе группы лиц в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках по производству и реализации аммиачной селитры и аммиака водного (аммиачной воды).

На основании решения экспертного совета Комитетом был издан приказ о включении ОАО-1, ОАО-2 и ОАО-3 в составе группы лиц в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, о чем в адрес указанных лиц было направлено уведомление.

Не согласившись с включением в реестр предприятий-монополистов, ОАО-1 обратилось в хозяйственный суд с заявлением в Комитет о признании недействительным приказа в части включения ОАО-1 совместно с ОАО-2 и ОАО-3 в качестве группы лиц в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках по производству и реализации аммиачной селитры и аммиака водного (аммиачной воды).



ДОВОДЫ ЗАЯВИТЕЛЯ


Комитет, неправильно применив положения статьи 3 Закона Республики Узбекистан "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках"** (далее - Закон), включил ОАО-1 в составе группы лиц в реестр предприятий-монополистов, так как:

- владение ГАК 51 процентом акций ОАО-1, ОАО-2 и ОАО-3 не является основанием для признания данных акционерных обществ группой лиц;

- ОАО-1, ОАО-2 и ОАО-3 никогда не заключали никакие соглашения и никогда не осуществляли согласованных действий, чтобы прямо или косвенно распоряжаться контрольным пакетом акций друг друга или любым решающим количеством голосов на общем собрании акционеров друг друга;

- ОАО-1 не владеет акциями ОАО-2 и ОАО-3, равно как и указанные акционерные общества не владеют акциями ОАО-1;

- ОАО-1, ОАО-2 и ОАО-3 не обладают правом косвенно распоряжаться голосами друг друга через ГАК, т.к. по отношению к ГАК они не обладают правом или полномочием распоряжаться пакетом акций ГАК или обладать решающим количеством голосов на общем собрании акционеров ГАК.

Также в обоснование заявленных требований ОАО-1 указало, что в нарушение "Положения о правовой экспертизе и государственной регистрации нормативных актов министерств, государственных комитетов и ведомств" оспариваемый приказ Комитета не зарегистрирован в Министерстве юстиции.



ДОВОДЫ ОТВЕТЧИКА


ГАК является акционером ОАО-1, ОАО-2, ОАО-3 и владеет 51 процентом акций всех указанных акционерных обществ, что дает право компании прямо распоряжаться контрольным пакетом акций или таким количеством голосов, которое достаточно для оказания решающего влияния.

Данное обстоятельство является основанием для признания ОАО-1, ОАО-2 и ОАО-3 группой лиц и включения их в реестр предприятий-монополистов.



РЕШЕНИЕ СУДА


Отказать в удовлетворении требований ОАО-1 о признании недействительным приказ Комитета о включении ОАО-1, ОАО-2 и ОАО-3 в составе группы лиц в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках по производству и реализации аммиачной селитры и аммиака водного (аммиачной воды).



КОММЕНТАРИЙ


Согласно антимонопольному законодательству Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках (далее - Реестр), ведется для осуществления мониторинга и контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, в целях пресечения отклонений от норм добросовестной конкуренции, недопущения злоупотреблений ими своим доминирующим положением.

Согласно абзацу восьмому части первой статьи 3 Закона под доминирующим положением понимается исключительное положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) на рынке товара, не имеющего заменителя либо на рынке взаимозаменяемых товаров, дающее ему (ей) возможность оказывать решающее влияние на ограничение конкуренции, затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам или иным образом ограничивать свободу их экономической деятельности. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц), доля которого (которой) на рынке составляет шестьдесят пять процентов и более.

Доминирующим также признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке составляет в диапазоне от тридцати пяти до шестидесяти пяти процентов, если это установлено государственным антимонопольным органом на основании:

стабильности доли хозяйствующего субъекта на рынке;

относительного размера долей на рынке, принадлежащих конкурентам;

возможности вхождения на этот рынок новых конкурентов;

других критериев, характеризующих определенный товарный рынок.

В соответствии с Положением о порядке формирования и ведения Государственного реестра хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках (зарегистрировано Министерством юстиции Республики Узбекистан 15.09.2001 г. за N 1064) (далее - Положение), формирование и ведение Государственного реестра хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, осуществляется Комитетом и его территориальными органами.

Согласно пункту 2 названного Положения в Реестр вносятся хозяйствующие субъекты независимо от форм собственности, доля которых на рынке определенных товаров, не имеющих взаимозаменяемых товаров, составляет шестьдесят пять процентов и более.

В Реестр также включаются хозяйствующие субъекты, доля которых на рынке составляет от тридцати пяти до шестидесяти пяти процентов, если это установлено Государственным комитетом Республики Узбекистан по демонополизации и развитию конкуренции или его территориальными органами на основании:

а) стабильности доли хозяйствующего субъекта на рынке;

б) относительного размера долей на рынке, принадлежащих конкурентам;

в) возможности вхождения на этот рынок новых конкурентов;

г) других критериев, характеризующих определенный товарный рынок.

Наличие доминирующего положения на товарном рынке устанавливается Государственным комитетом Республики Узбекистан по демонополизации и развитию конкуренции и его территориальными органами.

Доминирующее положение хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке определяют Комитет и его территориальные органы на основании данных статистики, мониторинга, информации, полученной от хозяйствующих субъектов и других организаций, а также методом опроса населения о реализации, поставках, ввозе-вывозе и остатках товаров (работ, услуг).

В соответствии с пунктами 9-11 Положения основанием для включения в Реестр являются результаты анализа, проведенные Комитетом или его территориальными органами, и решение о включении хозяйствующего субъекта в Реестр оформляется приказом Комитета, о чем в двухнедельный срок уведомляются хозяйствующий субъект, включенный в Реестр, и финансовые органы.

В данном случае при проведении анализа рынка продукции химической отрасли на основе данных, полученных из ГАК и предприятий, входящих в состав данной компании, было установлено, что ОАО-1, ОАО-2 и ОАО-3 являются производителями аммиачной селитры и аммиачной воды (аммиак водный), ГАК владеет 51 процентом акций указанных акционерных обществ, что дает основание отнести их к группе лиц, занимающих доминирующее положение на товарном рынке по производству и реализации аммиачной селитры и аммиака водного (аммиачной воды).

Согласно абзацу семнадцатому части первой статьи 3 Закона, действовавшего на дату издания Комитетом приказа, под группой лиц следует понимать совокупность лиц, применительно к которым выполняется одно или несколько условий, в том числе лицо или несколько лиц совместно в результате соглашения или согласованных действий имеют право прямо или косвенно распоряжаться, в том числе на основании договоров купли-продажи, доверительного управления имуществом, совместной деятельности, поручения, аренды или иных сделок, контрольным пакетом акций или таким количеством голосов, которое достаточно для оказания решающего влияния. При этом под косвенным распоряжением голосами юридического лица понимается возможность фактического распоряжения ими через третьих лиц, по отношению к которым первое лицо обладает вышеперечисленным правом или полномочием.

ГАК является акционером ОАО-1, ОАО-2, ОАО-3 и владеет 51 процентом акций всех указанных акционерных обществ. Следовательно, ГАК имеет право прямо распоряжаться контрольным пакетом акций или таким количеством голосов, которое достаточно для оказания решающего влияния.

Пунктом 1 Указа Президента Республики Узбекистан от 22 декабря 2003 года N УП-3366 "О совершенствовании системы органов хозяйственного управления" определено, что органами хозяйственного управления являются хозяйственные объединения, создаваемые в следующих основных организационно-правовых формах:

акционерные компании, включая государственно-акционерные, осуществляющие хозяйственное управление входящими в их состав предприятиями через пакеты акций этих предприятий, принадлежащих хозяйственному объединению;

ассоциации, создаваемые на добровольной основе предприятиями-учредителями для оказания содействия в их деятельности путем делегирования им отдельных общих функций без права управления пакетами акций предприятий-учредителей.

ГАК, в соответствии с названным Указом Президента Республики Узбекистан и постановлением Кабинета Министров от 23 января 2004 года N 33 "О совершенствовании структуры управления предприятиями химической промышленности и мерах по улучшению агрохимического обслуживания сельского хозяйства", осуществляет функции хозяйственного управления в химической промышленности, в рамках которого утверждает графики отгрузки минеральных удобрений, прогнозные расчеты стоимости минеральных удобрений, предназначенных к поставке производителям сельхозпродукции под государственный закуп в разрезе предприятий, входящих в состав ГАК.

Из вышеизложенного следует, что ГАК не только владеет контрольным пакетом акций ОАО-1, ОАО-2, ОАО-3 достаточным для оказания решающего влияния при принятии решений, но является органом хозяйственного управления, который осуществляет хозяйственное управление входящими в его состав предприятиями.

Основываясь на изложенном, суд не принял доводы ОАО-1, и принял решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В обоснование непринятия довода ОАО-1 о том, что "в нарушение "Положения о правовой экспертизе и государственной регистрации нормативных актов министерств, государственных комитетов и ведомств" оспариваемый приказ Комитета не зарегистрирован в Министерстве юстиции", суд указал следующее:

Согласно статье 2 Закона Республики Узбекистан "О нормативно-правовых актах" нормативно-правовым актом является официальный документ, принятый в определенной настоящим Законом форме, направленный на установление, изменение или отмену норм законодательства как общеобязательных государственных предписаний.

Приказ Комитета о включении ОАО-1, ОАО-2 и ОАО-3 в качестве группы лиц в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, не является официальным документом, направленным на установление, изменение или отмену норм законодательства как общеобязательных государственных предписаний, в связи с чем не подлежит регистрации в Министерстве юстиции.


---------------------------------------

*) Ныне Государственный комитет Республики Узбекистан по приватизации, демонополизации и развитию конкуренции (Указ Президента Республики Узбекистан от 13.11.2012 г. N УП-4483)

**) Утратил силу в соответствии с Законом Республики Узбекистан "О конкуренции" от 06.01.2012 г. N ЗРУ-319.



"Вестник Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан",

2013 г., N 4











































Время: 0.0235
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск