ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА

Законодательство РУз / Судебные акты / Изложение судебных актов (решений, постановлений) хозяйственных судов РУз по отдельным делам / Комментарии к решениям первой инстанции / По вопросам антимонопольного регулирования /

По спору о нарушении порядка формирования цен (тарифов)

Функция недоступна

Данная функция доступно только для клиентов (пользователей)

Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172

                      

Получение хозяйствующим субъектом дополнительной прибыли в результате реализации мер по внедрению современных ресурсосберегающих технологий и рационализации технологических процессов, приводящих к уменьшению норм расхода сырья, материалов и энергоресурсов, не является нарушением порядка формирования, декларирования (утверждения) и установления регулируемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги), и указанная прибыль не подлежит изъятию



СУТЬ СПОРА


В декабре 2010 года сотрудниками Государственного комитета Республики Узбекистан по демонополизации и развитию конкуренции* (далее - Антимонопольный орган) была проведена проверка финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества (далее - ОАО) по соблюдению требований законов Республики Узбекистан "О естественных монополиях", "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках"**, "О защите прав потребителей", "О рекламе" по формированию тарифов (цен) и соблюдению порядка по их применению за период с 01.10.2008 г. по 01.10.2010 г.

По результатам проверки составлен акт, на основании которого Антимонопольным органом вынесено решение N 02/2-11/4 от 27.01.2011 г. о совершении ОАО правонарушений, предусмотренных абзацем третьим и четвертым пункта 20 Порядка формирования цен (тарифов) и контроля за их применением (далее - Порядок)***, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан за N 165 от 31.03.1997 г., с получением необоснованно полученной прибыли в размере 1 108 360100 сум и применением штрафа в размере 221 672020 сум.

Из акта проверки следует, что допущенные ОАО нарушения, заключаются:

- в завышении показателей мощности электроэнергии по отношению к фактическим затратам, в результате чего необоснованно получена прибыль в размере 110 911 400 сум;

- в получении необоснованной прибыли за счет снижения норм расхода вспомогательных материалов шаров и цильпебсов, в результате чего необоснованно получена прибыль в размере 997 448700 сум.

Не согласившись с доводами Антимонопольного органа, ОАО обратилось в хозяйственный суд с заявлением о признании решения недействительным.

В свою очередь Антимонопольный орган обратился в суд с заявлением о взыскании с ОАО суммы необоснованно полученной прибыли в размере 1 108 360100 сум и применении штрафа в размере 221 672020 сум.



ДОВОДЫ ЗАЯВИТЕЛЯ (ОАО)


Во исполнение требований пункта 2 Указа Президента Республики Узбекистан N УП- 4058 от 28.11.2008 г. "О программе мер по поддержке предприятий реального сектора экономики, обеспечению их стабильной работы и увеличению экспортного потенциала", предусматривающего, что одним из решающих факторов преодоления негативных последствий мирового финансово-экономического кризиса в сфере реального сектора экономики республики является введение жесткого режима экономии, резкое снижение производственных затрат и себестоимости продукции, в том числе за счет рационализации технологических процессов, снижения материалоемкости, электро- и энергоемкости производства и других затрат, ОАО в своей деятельности ввело жесткий режим экономии энергоресурсов, сырья и материалов, снижение цен на сырье и материалы по договорам с поставщиками.

Полученная прибыль за счет реализации мер по рационализации технологических процессов и норм расхода сырья, материалов и энергоресурсов, снижения стоимости закупаемых сырья, материалов и комплектующих в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 09.07.2009 г. N 188 "О дополнительных мерах по поддержке предприятий реального сектора экономики" не признается нарушением порядка формирования цен (тарифов).



ДОВОДЫ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ОРГАНА


ОАО совершило правонарушение, предусмотренное абзацами третьим и четвертым пункта 20 Порядка формирования и применения цен (тарифов) и наценок, т.е. представило финансовым органам недостоверную информацию для декларирования цен (тарифов) или установления предельного уровня рентабельности, наценок, повлекших их завышение, а также включило в стоимость продукции (товаров, услуг) фактически неиспользованные материалы или невыполненные работы, которые учтены в их цене.

В соответствии с пунктами 22 и 28 Порядка средства, полученные в результате нарушения настоящего Порядка, возвращаются потребителям либо, в случае невозможности определения потребителей, изымаются на специальный транзитный счет, и применяется штраф в размере от 10 до 20 процентов от суммы, подлежащей возврату (изъятию).



РЕШЕНИЕ СУДА


Требование ОАО удовлетворить частично. Решение Антимонопольного органа в части получения ОАО необоснованно полученной прибыли в размере 997 448700 сум и применения штрафа в размере 199 489740 сум признать недействительным.

Требование Антимонопольного органа удовлетворить частично. Применить к ОАО штраф в размере 11 091 140 сум, взыскать с ОАО сумму необоснованно полученной прибыли в размере 110 911 400 сум и сумму примененного штрафа в размере 11 091 140 сум.



КОММЕНТАРИЙ


Согласно пункту 7, действовавшего в проверяемом периоде Порядка****, хозяйствующие субъекты, включенные в Государственный реестр объединений (предприятий) - монополистов, действующих на товарных рынках Республики Узбекистан (далее - Госреестр), обязаны осуществлять декларирование действующих на момент включения в Госреестр и повышения договорных (свободных) цен (тарифов) или рентабельности на продукцию, по которой хозяйствующий субъект является монополистом на местном или республиканском рынках, в соответствующих финансовых органах, после согласования новых цен (тарифов) с основным потребителем.

В соответствии с пунктами 18 и 19 Порядка***** государственный контроль за правильностью формирования и применения фиксированных и регулируемых цен (тарифов) и наценок осуществляется государственным антимонопольным органом, который на основе проведенных проверок и анализов обращается в суд о принятии решения о возврате потребителям либо, в случае невозможности определения потребителей, о взыскании на специальный транзитный счет сумм, полученных хозяйствующим субъектом в результате нарушений порядка государственного регулирования цен.

Пункт 20 Порядка****** относит к нарушениям Порядка формирования и применения цен (тарифов) и наценок представление финансовым органам недостоверной информации для декларирования цен (тарифов) или установления предельного уровня рентабельности, наценок, повлекших их завышение, а также включение в стоимость продукции (товаров, услуг) фактически неиспользованных материалов или невыполненных работ, которые учтены в их цене.

ОАО, являющееся хозяйствующим субъектом, включенным в Госреестр, при декларировании договорных (свободных) цен (тарифов) на свою продукцию в 2009 году стоимость используемой электроэнергии указало исходя из ежемесячной мощности ОАО 30 000 кВт, т.к. в договоре энергоснабжения, заключенным между ОАО и энергоснабжающей организацией, предельная мощность ОАО составляет 30000 кВт ежемесячно.

В ходе проведения проверки было установлено, что в 2008 году среднемесячная мощность составила 27169 кВт, в IV квартале 2008 года - в среднем 27 251 кВт, в I квартале 2009 года - 26 068 кВт, за первое полугодие 2009 года - 27615 кВт, за второе полугодие 2009 года - в среднем 27251 кВт, а за 9 месяцев 2010 года - 27022 кВт. Выявленная разница в объемах задекларированной и фактически использованной электроэнергии в IV квартале 2008 года составила 9588 кВт (2 397 кВт х 3), в первом полугодии 2009 года - 14310 кВт (2 385 кВт х 6), во втором полугодии 2009 года - 16494 кВт (2749 кВт х 6) и за 9 месяцев 2010 года - 26802 кВт (2978 кВт х 9).

Согласно пункту 6 Положения о порядке формирования и применения предельных договорных цен или предельного уровня рентабельности и тарифов на товары (работы, услуги), производимые хозяйствующими субъектами, включенными в Государственный реестр Республики Узбекистан объединений (предприятий) - монополистов (зарегистрировано Министерством юстиции 29.09.2004 г. за N 1415)******* расчет цен осуществляется на базе показателей затрат, приходящихся на продукцию предприятий- монополистов, и формируется на основе анализа отчетных показателей предшествующего отчетного периода, с учетом действующей нормативно-технической документации и утвержденных норм расхода сырья и материалов.

В предшествовавшем отчетном периоде (2008 г.) среднемесячная мощность электропотребления в ОАО составила 27 169 - 27 251 кВт и при последующей декларации цены на свою продукцию в 2009 году ОАО необходимо было учесть это. Однако ОАО при декларировании договорных (свободных) цен (тарифов) на свою продукцию в 2009 году стоимость используемой электроэнергии указала исходя из ежемесячной мощности ОАО 30 000 кВт.

В результате завышения показателей мощности электроэнергии по отношению к фактическим затратам в 2009 году сумма необоснованно полученной прибыли (дохода) составила 110 911400 сум.

Согласно пункту 22 Порядка******** средства, полученные в результате нарушения настоящего Порядка (кроме разницы, полученной от применения недекларированной цены продукции (товаров и услуг), возвращаются потребителям либо, в случае невозможности определения потребителей, изымаются на специальный транзитный счет.

Пункт 28 Порядка********* предусматривает, что хозяйствующий субъект, самостоятельно выявивший нарушение настоящего Порядка и получивший в результате этого излишние суммы, возвращает их потребителям либо, в случае невозможности определения потребителей, вносит в Республиканский бюджет Республики Узбекистан. В этом случае штраф не применяется. В случае выявления Антимонопольным органом нарушения настоящего Порядка применяется штраф в размере от 10 до 20 процентов, а при повторном выявлении того же нарушения в течение одного года после применения штрафа - в размере от 20 до 50 процентов от суммы, подлежащей возврату (изъятию).

Основываясь на изложенном, суд требования ОАО о признании решения Антимонопольного органа в части взыскания 110 911400 сум и применении штрафа в размере 20 процентов признал необоснованными, а требования Антимонопольного органа в этой части признал обоснованным и взыскал с ОАО 110 911400 сум, с применением и взысканием штрафа в размере 10 процентов, что составляет 11 091 140 сум.

Также в ходе проверки было установлено, что за проверяемый период в производстве продукции ОАО использовало вспомогательные материалы (шары и цильпебсы) меньше норм расхода, чем были указаны при декларировании цен, в результате чего необоснованно получена прибыль в размере 997 448700 сум.

В ходе рассмотрения дела было установлено, что в связи с нарушением сроков поставки и ухудшением качества поставляемых местным производителем шаров и цильпебсов ОАО было вынуждено в 2008 году приобрести указанные материалы у зарубежных производителей. Также предприятием были заменены редукторы мельниц помола цемента.

По вопросу норм расхода мелющих тел (шаров и цильпебсов) и влияния замены редуктора на расход указанных вспомогательных материалов Академия наук пояснила, что расход мелющих тел на тонну измельчаемого материала в шаровых мельницах зависит от основных физико-химических, физико-механических и технологических факторов, т.е. при измельчении сырьевых материалов (сырьевого шлама) - от химического и минералогического состава сырьевых компонентов (известнякового и глинистого компонента), твердости и абразивности измельчаемого материала, при разработке и утверждении удельных норм расхода мелющих тел на помол сырьевого шлама и цемента устанавливаются пределы с учетом особенностей каждого цементного производства, из чего можно сделать вывод о том, что снижение фактического расхода мелющих тел (шары помольные и цильпебс), относительно норм их использования, произошло за счет внедрения современных научно-технических разработок путем замены отдельных узлов оборудования (редукторов мельниц) на участке помола цемента.

Часть вторая пункта 20 Порядка********** предусматривает, что получение хозяйствующими субъектами дополнительного дохода (прибыли) в результате экономии топливно-энергетических ресурсов, сырья и материалов путем совершенствования технологических процессов и внедрения современных ресурсосберегающих технологий не является нарушением настоящего Порядка, и указанный доход (прибыль) не подлежит изъятию.

Также пунктом 1 постановления Кабинета Министров Республики Узбекистан от 09.07.2009 г. N 188 "О дополнительных мерах по поддержке предприятий реального сектора экономики" установлено, что в 2009 - 2010 годах не признается нарушением в рамках Порядка формирования цен (тарифов) и контроля за их применением, утвержденного постановлением Кабинета Министров от 31 марта 1997 г. N 165, и Положения о порядке установления цен (тарифов) на товары (работы, услуги) субъектов естественных монополий, утвержденного постановлением Кабинета Министров от 21 сентября 2000 г. N 364, получение хозяйствующими субъектами дополнительного дохода (прибыли) в результате снижения себестоимости за счет реализации мер по рационализации технологических процессов и норм расхода сырья, материалов и энергоресурсов, увеличения уровня использования мощностей и роста производительности труда, сокращения эксплуатационных и накладных расходов, снижения стоимости закупаемых сырья, материалов и комплектующих, оптимизации численности персонала.

Поскольку использование в производственном процессе шаров и цильпебсов более высокого качества, а также внедрение современных научно-технических разработок путем замены отдельных узлов оборудования (редукторов мельниц) на участке помола цемента привело к повышению производительности и, соответственно, к увеличению объема производимой продукции, суд решение Антимонопольного органа в части получения ОАО необоснованно полученной прибыли в размере 997 448700 сум и применения штрафа в размере 199 489740 сум признал недействительным. Соответственно, требования Антимонопольного органа в части взыскания необоснованно полученной прибыли в размере 997 448700 сум и применения штрафа в размере 199 489740 сум оставил без удовлетворения.


----------------------------------------------------

*) Ныне Государственный комитет Республики Узбекистан по приватизации, демонополизации и развитию конкуренции (Указ Президента Республики Узбекистан от 13.11.2012 г. N УП- 4483).


**) Утратил силу в соответствии с Законом Республики Узбекистан "О конкуренции" от 06.01.2012г. N ЗРУ-319.


***) Утратил силу в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 28.10.2010 г. N 239, которым утверждено Положение о порядке формирования, декларирования (утверждения) и установления регулируемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги) и государственного контроля за их применением.


****) Аналогичные нормы содержатся и в действующем Положении о порядке формирования, декларирования (утверждения) и установления регулируемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги) и государственного контроля за их применением (п.п. 7, 33, 36).


*****) Там же.


******) Там же.


*******) Утратило силу в соответствии с постановлением Министерства финансов, Министерства экономики и Госкомдемонополизации, зарегистрированным Министерством юстиции 06.12.2010 г. N 1415-1.


********) Аналогичная норма содержится и в действующем Положении о порядке формирования, декларирования (утверждения) и установления регулируемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги) и государственного контроля за их применением (п. 43).


*********) Аналогичная норма содержится и в действующем Положении о порядке формирования, декларирования (утверждения) и установления регулируемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги) и государственного контроля за их применением (п. 49).


***********) Аналогичная норма содержится и в действующем Положении о порядке формирования, декларирования (утверждения) и установления регулируемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги) и государственного контроля за их применением (п.36).



"Вестник Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан",

2013 г., N 7






















































Время: 0.0498
по регистрации МЮ строгое соответствие
  • Все
  • действующие
  • утратившие силу
  • Русский
  • Ўзбекча
  • Оба языка
  • любая дата
  • точная дата
  • период
  • -

Свернуть поиск