ВСЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО УЗБЕКИСТАНА
Законодательство РУз / Судебные акты / Изложение судебных актов (решений, постановлений) хозяйственных судов РУз по отдельным делам / Комментарии к решениям первой инстанции / По вопросам антимонопольного регулирования /По спору о применении финансовой санкции за непредставление информации антимонопольному органу
Полный текст документа доступен в платной версии. По вопросам звоните на короткий номер 1172
Требования о предоставлении информации, предъявленные антимонопольным органом в пределах его компетенции, являются обязательными для исполнения министерствами, ведомствами, органами власти на местах, учреждениями и организациями, хозяйствующими субъектами, независимо от формы собственности, а также должностными лицами и гражданами
СУТЬ СПОРА
Обществом с ограниченной ответственностью (далее - ООО), являющимся предприятием-монополистом по производству рубероида и изольной продукции (далее - Продукция), был разработан и по согласованию с Государственным комитетом Республики Узбекистан по демонополизации и развитию конкуренции* был утвержден график выставления в 2011 году продукции на биржевые торги.
В целях контроля за выставлением ООО на биржевые торги монопольной продукции областным территориальным управлением Госкомконкуренции (далее - Антимонопольный орган) 16 августа 2011 года было направлено ООО письмо о необходимости ежемесячно не позднее 3 числа представлять информацию об объемах выставленной и реализованной за предыдущий месяц на биржевых торгах монопольной продукции.
Однако ООО информация об объемах выставленной и реализованной за август и сентябрь месяцы на биржевых торгах монопольной продукции не была представлена, в связи с чем Антимонопольный орган 4 октября 2011 года направил письмо о необходимости представления информации, которым предупредил о наложении штрафа в случае непредставления информации.
ООО письмом от 11 октября 2011 года сообщило о приостановлении с 20 сентября производства в связи с отсутствием сырья, но информация об объемах выставленной и реализованной за август - сентябрь месяцы на биржевых торгах монопольной продукции не была представлена.
По данному факту Антимонопольным органом было возбуждено дело о нарушении ООО требований антимонопольного законодательства и 20 декабря 2011 года было вынесено решение о признании нарушения со стороны ООО требований статей 12 и 18 Закона Республики Узбекистан "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности"** (далее - Закон) и ООО было выдано предписание, которым предложено в месячный срок добровольно уплатить штраф в десятикратном размере минимальной заработной платы (что составляет на день вынесения решения 629 200 сум.) и письменно сообщить об уплате штрафа.
Однако сумма штрафа в добровольном порядке не была уплачена, в связи с чем Антимонопольный орган обратился в суд с требованием о наложении на ООО штрафа в десятикратном размере минимальной заработной платы за непредставление информации об объемах выставленной и реализованной на биржевых торгах монопольной продукции, что составляет на день вынесения решения 629 200 сум.
ДОВОДЫ ЗАЯВИТЕЛЯ
Согласно антимонопольному законодательству хозяйствующие субъекты обязаны по требованию государственного антимонопольного органа в установленном законодательством порядке представлять ему необходимые документы и иную информацию, непредставление информации является основанием для применения штрафа в десятикратном размере минимальной заработной платы.
ДОВОДЫ ОТВЕТЧИКА
Согласно пункту 15 Положения о порядке выставления монопольных видов продукции на биржевые торги с учетом сезонного спроса, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан от 4 марта 2008 года N 36 "О совершенствовании механизма порядка выставления монопольных видов продукции на биржевые торги с учетом сезонного спроса" (далее - Положение), невыполнение предусмотренных настоящим Положением графиков выставления монопольной продукции на биржевые торги, а также непредставление информации о невозможности выставления продукции на биржевые торги являются нарушением законодательства о конкуренции. Непредставление информации об объемах выставленной и реализованной на биржевых торгах монопольной продукции Положение не относит к числу нарушений законодательства о конкуренции.
РЕШЕНИЕ СУДА
Требование Антимонопольного органа удовлетворить.
Применить к ООО и взыскать штраф в десятикратном размере минимальной заработной платы, что составляет 629 200 сум.
КОММЕНТАРИЙ
Согласно пункту 2 Положения Министерство экономики Республики Узбекистан в соответствии с установленным порядком доводит до Государственного комитета Республики Узбекистан по демонополизации и развитию конкуренции объемы монопольной продукции, подлежащие выставлению на биржевые торги в утвержденных с учетом сезонного спроса месячных и квартальных графиках исполнения материальных балансов. На основании указанных графиков министерства, ведомства, хозяйственные объединения и предприятия разрабатывают и утверждают по согласованию с Государственным комитетом Республики Узбекистан по демонополизации и развитию конкуренции графики выставления продукции на биржевые торги по срокам в соответствии с установленным порядком, и последний доводит их до биржи.
Основываясь на указанной норме Положения, ООО, являющееся предприятием-монополистом по производству рубероида и изольной продукции, был разработан и по согласованию с Госкомдемонополизации был утвержден график выставления в 2011 году продукции на биржевые торги.
Пункты 12 и 13 Положения предусматривают, что предприятия-монополисты не позднее 3 числа каждого месяца представляют в Госкомдемонополизации информацию об объемах выставленной и реализованной за предыдущий месяц на биржевых торгах монопольной продукции, а в случае невозможности по объективным и не зависящим от предприятия-монополиста причинам выполнения объемов и сроков выставления монопольной продукции на биржевые торги, предусмотренных утвержденными графиками, предприятие-монополист не позднее чем за 1 день до проведения биржевых торгов информирует об этом Госкомдемонополизации.
Однако ООО информация об объемах выставленной и реализованной за август и сентябрь месяцы на биржевых торгах монопольной продукции не была представлена, в связи с чем Антимонопольный орган 4 октября 2011 года направил письмо о необходимости представления информации, которым предупредил о наложении штрафа в случае непредставления информации.
ООО письмом от 11 октября 2011 года сообщило о приостановлении с 20 сентября производства в связи с отсутствием сырья, но информация об объемах выставленной и реализованной за август - сентябрь на биржевых торгах монопольной продукции не была представлена.
Согласно статье 12 Закона хозяйствующие субъекты, органы государственного управления, органы государственной власти на местах и другие организации, их руководители, а также должностные лица обязаны по требованию государственного антимонопольного органа в установленном законодательством порядке представлять ему необходимые документы и иную информацию.***
Государственный антимонопольный орган вправе налагать на инвестора штраф в размерах, установленных статьей 18, за непредставление государственному антимонопольному органу информации.
Так, согласно пункту 2 части первой статьи 18 Закона государственный антимонопольный орган в порядке, установленном законодательством, вправе налагать штрафы за непредставление государственному антимонопольному органу информации или предоставление заведомо недостоверных сведений - в размерах:
на органы государственного и хозяйственного управления, органы государственной власти на местах и хозяйствующие субъекты - юридические лица - от десяти- до двадцатикратного размера минимальной заработной платы;
на хозяйствующие субъекты - физические лица - от трех- до пятикратного размера минимальной заработной платы.
Часть вторая данной статьи Закона предусматривает, что наложение штрафа осуществляется судом, а в случае признания вины органами государственного и хозяйственного управления, органами государственной власти на местах или хозяйствующим субъектом в совершенном правонарушении и добровольной уплаты штрафа - государственным антимонопольным органом.****
В связи с тем, что ООО государственному антимонопольному органу не была представлена информация и тем самым было допущено нарушение требований антимонопольного законодательства Антимонопольным органом было возбуждено дело о нарушении ответчиком антимонопольного законодательства и вынесено решение о признании нарушения со стороны ООО требований статьи 12 Закона и ООО было предложено добровольно уплатить штраф в десятикратном размере минимальной заработной платы.
Поскольку сумма штрафа в добровольном порядке не была уплачена, Антимонопольный орган обратился в суд с требованием о наложении на ООО штрафа и решением суда требования были удовлетворены.
Доводы ответчика о том, что "непредставление информации об объемах выставленной и реализованной на биржевых торгах монопольной продукции Положение не относит к числу нарушений законодательства о конкуренции" суд не принял и в обоснование этого указал, что:
согласно пункту 12 Положения ООО обязано было не позднее 3 числа каждого месяца представлять в Госкомдемонополизации информацию об объемах выставленной и реализованной за предыдущий месяц на биржевых торгах монопольной продукции, а в соответствии с пунктом 13 Положения - информировать Госкомдемонополизации о невозможности выполнения объемов и сроков выставления монопольной продукции на биржевые торги в сентябре - октябре, что им не сделано;
в нарушение требований статьи 12 Закона ООО не представило по требованию государственного антимонопольного органа в установленном законодательством порядке необходимые документы и иную информацию.
-------------------------------------------------
*) Ныне Государственный комитет Республики Узбекистан по приватизации, демонополизации и развитию конкуренции (Указ Президента Республики Узбекистан от 13.11.2012 г. N УП-4483).
**) Утратил силу в соответствии с Законом Республики Узбекистан "О конкуренции" от 06.01.2012г. N ЗРУ-319.
***) Аналогичная норма содержится и в действующем Законе Республики Узбекистан "О конкуренции" (ст. 23).
****) Аналогичная норма содержится и в действующем Законе Республики Узбекистан "О конкуренции" (ст.ст. 27 и 28).
"Вестник Высшего хозяйственного суда Республики Узбекистан",
2013 г., N 3